ЭКОНОМИКА
Возможны
перемены
Елена РЯБЦЕВА
     
Время нахождения в пути грузовых и пассажирских железнодорожных поездов в западном и восточном направлении может сократиться до нескольких часов, а скорость движения составов увеличится до 270 км в час. Подобные перемены на железной дороге возможны при условии применения системы автоматического изменения ширины колеи СУВ-2000, которую предложили рассмотреть руководству Белорусской железной дороги польские железнодорожники.
     Особенность данной системы заключается в автоматическом приспосабливании колесных пар ко всем действующим стандартам: 1.435 мм - большинство западноевропейских стран, 1.668 мм - Испания и Португалия, 1.520 мм - страны СНГ.
     Использование СУВ-2000 упрощает процедуру передачи вагонов на стыках путей посредством применения тележек с раздвижными колесами и парами. Это дает возможность отказаться от необходимости смены тележек, пересадки пассажиров и перевалки грузов. В частности, замена тележек представляет собой поднятие спецподъемниками кузовов вагонов, под которые подкатываются тележки требуемой ширины. Операция замены тележек в пассажирском поезде занимает более 40 минут, в грузовом около трех часов (в отличие от пассажирских составов, где возможна одновременная замена всех тележек, в грузовом осуществляется поочередная обработка каждого вагона, для чего необходимо минимум 20 минут). Перевалка грузов осуществляется сегодня и в специальных терминалах: к противоположной вагонам с грузом стороне перегрузочной платформы подается состав с пустыми вагонами, имеющими другую ширину колеи, и идет механическая переноска грузов. Но это затратный способ как с точки зрения времени, так и с точки зрения финансов.
     В то же время СУВ-2000 основано на применении устройств, позволяющих отказаться от использования традиционных систем и ликвидировать расходы на перегруз и замену тележек. Система СУВ-2000 уже имеет практическое применение. В частности, Польша оснастила раздвижными колесными парами пассажирские вагоны в своих поездах, следовавших в прибалтийском направлении. Возможно, скоро эта система начнет функционировать между Польшей и Украиной, с которой уже подписан соответствующий договор. В ближайшее время ее установка планируется и в России. Кроме того, проявляет интерес Казахстан, Япония, Китай и Южная Корея. Что касается Беларуси, переговоры о вводе такой системы на белорусско-польском пограничном переходе ведутся, однако руководству Белорусской железной дороги будет трудно прийти к какому- либо решению по достаточно веским причинам, заключающимся в том, что ввод СУВ-2000 на всех линиях приведет к тому, что большое количество белорусов, задействованных в использовании ныне действующей системы, потеряет работу. Поэтому, как считают представители Министерства транспорта РБ, речь можно вести только о частичном вводе новой системы. Пока же официальная реакция Белорусской железной дороги такова, что эта система должна получить сертификацию.
     P.S. По товарообороту с Польшей Беларусь находится на 4-м месте, уступая России, Украине и Литве. В последние годы внешняя торговля двух стран была стабильной. В прошлом году был отмечен небольшой рост польского экспорта в Беларусь и незначительное уменьшение белорусского импорта. По мнению польского торгового атташе Посольства Польши в Минске Витольда Ничипора, переход на систему СУВ-2000 позволит в значительной степени активизировать двустороннюю торговлю между Польшей и Беларусью и улучшить грузовые и пассажирские перевозки.
Так ли все плохо?
Ольга Матвеева
     
Последние пару лет мы только и слышим, что профсоюзы в Беларуси ущемляют. Государство якобы давит своей мощью всех недовольных. Однако так ли это, и стоит ли поднимать крик по поводу "неправильного" руководства федерации профсоюзов в частности и государства в общем? Вошло в привычку любое социальное требование (поднять зарплаты, например) переводить в политическую плоскость.
     Последнюю закономерность заметил и генеральный секретарь Всемирной федерации профсоюзов (ВФП) Александр Жариков. У него, похоже, сложилось совсем иное мнение о ситуации в Беларуси. По его словам, мировые СМИ не дают правдивой информации о Беларуси.
     Делегация ВФП находится в Беларуси с 19 по 23 мая. Цель визита - возобновить сотрудничество с Федерацией профсоюзов Беларуси (ФПБ). "Мы хотим возобновить это сотрудничество в полной возможной мере. У нас много общих подходов во взгляде не только на ситуацию в мире, но и на то, как искать из нее выход", - сказал А.Жариков.
     При этом он напомнил, что белорусские профсоюзы входили в состав ВФП еще во времена существования СССР. Сейчас, по словам Жарикова, эта организация, созданная в 1945 году, объединяет 125 миллионов человек из 127 стран.
     Он сообщил, что 20 мая делегация ВФП встретилась с активом ФПБ, председателем Конфедерации промышленников и предпринимателей Николаем Стрельцовым, министром труда и социальной защиты Антониной Моровой. По словам Жарикова, обсуждались вопросы, касающиеся участия белорусской делегации в ежегодной конференции Международной организации труда, которая откроется 3 июня в Женеве, а также проблемы социально-экономического развития Беларуси.
     "Когда смотришь CNN, BBC, слушаешь "Радио Свобода", складывается впечатление, что здесь, вроде как выжженное поле, ничего нет, все остановилось. А мы видим: Минск - прекрасный город, … в порядке поддерживаются улицы, предприятия, жилые комплексы… Это в хорошем смысле шокирует".
     По словам А.Жарикова, у ВФП есть представление о ситуации в разных частях света, и потому есть с чем сравнивать. "Я не могу сказать, что состояние дел в Беларуси удовлетворительно для трудящихся… Но в целом экономика работает, показатели здесь, по отношению к другим республикам бывшего Советского Союза, позитивные", - сказал он.
     На вопрос о том, знает ли ВФП о сути жалоб, которые ряд белорусских профсоюзов направили в МОТ, Александр Жариков ответил: "МОТ для того и создана, чтобы рассматривать такие вопросы. Мне не хотелось бы углубляться в суть и опережать развитие событий".
     Результаты своего визита в Беларусь генсек ВФП намерен "донести до широкого профсоюзного движения", что, скорее всего, совсем не подпортит имидж белорусских профсоюзов и страны в целом .
Кухня -
не консервный завод
Фома ПЕРЕПЕЛКИН,
счетовод-любитель
     
Обильные майские дожди сулят хороший урожай. И не только на полях, но и в лесах, огородах, садах, на болотах и в лугах. Заготовительный сезон начинается весенним щавелем и заканчивается предзимней клюквой.
     Огромная кладовая природы никогда не бывает пустой. Ее запасов хватит и для домашних солений-варений, и для промышленной переработки, причем весьма выгодной. Знающие люди утверждают, что на заре горбачевской перестройки первый в Беларуси предпринимательский миллион долларов был заработан на глуских грибах-лисичках. Их с охотой покупали в Германии. Купят и сейчас, наряду с другими дарами белорусской природы. Если, конечно же, будет произведена конкурентоспособная продукция.
     У других отраслей переработки столь обильных сырьевых ресурсов нет. Отчего производственные мощности многих маслосырзаводов и мясокомбинатов не используются и наполовину? Да оттого, что для них в стране не хватает молока и скота. Природа же гораздо щедрее колхозных ферм и крестьянских подворий. Но ее кладовая в полной мере не используется. В прошлом году производственные мощности консервной промышленности Беларуси не были загружены и на две трети. Хотя ими перерабатывались не только дары леса, но и девятая часть урожая овощей, выращенного сельскохозяйственными организациями, а также плоды и ягоды, закупленные у населения.
     Сейчас в стране стабильно вырабатывается 250-260 миллионов условных банок плодоовощных консервов в год, причем почти три четверти - небольшими предприятиями коммунальной собственности. Ассортимент по нынешним временам небогат - около полутысячи наименований. Но особенно поражает тот факт, что более 95 процентов от общего выпуска продукции расфасовывается в стеклянные банки с давнишним обкатным способом укупорки.
     Такие закрутки делает на кухне и моя дражайшая супружница Степанида Сидоровна. Мне ее засолки, маринады и компоты очень даже нравятся. Но на мировом рынке столь архаичную упаковку, боюсь, не оценят. Об этом свидетельствует и статистика. Из 255 миллионов условных банок плодоовощных консервов, произведенных в прошлом году, лишь 45 миллионов, или менее пятой части, было поставлено за границу. В основном в Россию, которая во многих регионах недалеко еще ушла от нас в технологии переработки и расфасовки овощей, плодов, грибов и ягод.
     Словом, главная беда отрасли, которая, имея столь богатые и разнообразные сырьевые ресурсы, вполне могла бы стать одной из ведущих в отечественной индустрии, - техническая и технологическая отсталость. Она-то и не позволяет ни ассортимент продукции расширить, ни современные виды упаковки и тары применить. А без них на мировом рынке делать нечего.
     Понимая это, Совет Министров в конце прошлого года принял трехлетнюю программу развития консервной отрасли. Основная ее цель - обновление производственного потенциала, внедрение фасовочного оборудования, обеспечивающего переход на современный вид стеклотары с резьбовым способом укупорки, расширение ассортимента, повышение качества и конкурентоспособности вырабатываемой продукции.
     В программе четко расписано, на каком предприятии какое фасовочно-укупорочное оборудование должно быть закуплено и когда введено в строй. Что касается банок с резьбой, то их выпуск обеспечит стеклозавод в поселке Елизово Осиповичского района, который реконструируется за австрийские шиллинги. Определены также предприятия коммунальной собственности, концерна "Белгоспищепром", Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Белкоопсоюза, в которых будет произведена реконструкция и техническое перевооружение действующих производств. Здесь намечено внедрить новое энергетическое оборудование, комплексные технологические линии, машины и механизмы с лучшими технико-экономическими характеристиками. Обновление производственных мощностей должно быть завершено к 2005 году.
     Результатом этой работы станет увеличение через два года объемов производства плодоовощных консервов на 55 миллионов условных банок. Выпуск продукции в новых видах стеклотары с резьбовой укупоркой планируется увеличить с 1,4 миллиона условных банок в прошлом году до 63,7 миллиона в 2005-м. Белорусские пищевики совсем не стремятся широко использовать пластиковые упаковки для своих консервов, справедливо полагая, что отсутствие химии будет по достоинству оценено отечественными и зарубежными потребителями.
     Предусмотрено программой и развитие сырьевых зон отрасли.
     На финансирование намеченных мероприятий потребуется 15 миллионов долларов из разных внутренних и внешних источников. Но это не пропащие деньги. Срок окупаемости капитальных вложений - от 1 до 5 лет.
     Техническое перевооружение консервной индустрии, закупка и переработка необходимого количества сырья позволяет увеличить за три года загрузку производственных мощностей отрасли примерно на пятую часть и довести ее до 80 процентов. Больше и невозможно из-за сезонности переработки. Улучшатся потребительские свойства консервов, повысится их конкурентоспособность. Вполне реальной выглядит поставленная в программе задача увеличить в 2005 году экспорт плодоовощных консервных изделий примерно на 30 миллионов условных банок в сравнении с прошлым годом и продавать за границей почти четверть продукции отрасли.
     Есть для меня в этом деле и личный интерес. Может быть, моя дражайшая половина Степанида Сидоровна, наконец, избавится от каторжной трудовой повинности по обеспечению чад и домочадцев соленьями и вареньями на зиму. Как и миллионы белорусских женщин.
|