ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL

НАЙТИ: на:



№38 (318)
19 - 25 сентября 2003 года







      №38 (318) 19 - 25 сентября 2003 года

ЭКОНОМИКА

Жильцу закон напишут

Елена РЯБЦЕВА

      Депутаты решили взяться за Жилищный кодекс, но цены на жилье в столице вряд ли упадут.

     Депутатский корпус рассчитывает, что с помощью новых законодательных актов в следующем году удастся значительно оживить рынок жилья. Основные надежды связаны с активизацией работы банков с населением и с ипотечным кредитованием.

     Способствовать созданию благоприятных условий для расширения возможностей индивидуального строительства должна, по мнению Алексея Ваганова, большая работа депутатов по изменению законодательства в жилищных вопросах. Положительным моментом считается начало работы банков с населением в этом году по жилищному кредитованию на длительные сроки. К примеру, «Белпромстройбанк» выдает сегодня такие кредиты на 15 лет под 10,5-11% годовых. Заработок, который получает сегодня семья из двух человек, позволяет, как считают депутаты, выплачивать жилищный кредит и получить жилье в течение одного-двух лет. Ориентировочно речь идет о 180 долларах ежемесячных платежей для строительства трехкомнатной квартиры в Минске (жилье в других городах обходится значительно дешевле). Цены, которые сложились сегодня на столичном рынке жилья, составляют от 300 до 400 долларов за квадратный метр в панельных и от 500 до 700 долларов в кирпичных домах. В частности, квартира в 70 квадратных метров обходится в среднем в 30-40 тысяч долларов.

     Мечта новосела
     Ожидать того, что цены на жилье упадут, Алексей Ваганов не рекомендует. Одной из причин он называет спекуляцию, порожденную сносом ветхого жилья, когда в старом, полуразвалившемся доме с 20-30 квадратными метрами прописывается от 5 до 10 семей, каждая из которых претендует на выделение государством 20 квадратных метров на человека, полагающихся, согласно действующему законодательству, в подобных случаях. В результате снос дома, стоимость которого не превышает 5 тысяч долларов, обходится государству в 200-300 тысяч долларов, которые необходимо затратить на строительство жилья для прописанных там 10 семей. Подобная спекуляция в дальнейшем сказывается на более незащищенных слоях населения, на тех, кому действительно нужно улучшить свои жилищные условия. Учитывая создавшуюся ситуацию, депутаты пытаются найти способ, чтобы ее урегулировать. Сегодня в преддверии такого шага цены на квартиры за последний год выросли на 20-25% (включая вторичный рынок). Планируется, что ситуация будет урегулирована с помощью внесения изменений в Жилищный кодекс.

     Прогнозы
     Депутаты прогнозируют, что в следующем году удастся добиться оживления вторичного рынка жилья, который сегодня используется только на уровне 0,4%. По оценкам риэлторов, сегодня в Минске насчитывается около 5-7 тысяч квартир, которые могли бы одновременно быть выпущенными в оборот, но при условии законодательного урегулирования вопросов ипотеки и залога. По сути, эти квартиры могли бы даже сыграть на понижение цен. Тема в настоящий момент обсуждается в Национальном собрании Республики Беларусь, и предполагается, что в следующем году вторичный рынок заработает.

     Кстати, ипотечное кредитование Алексей Ваганов считает единственно разумным и экономически верным путем для решения жилищного вопроса: «На наш взгляд, можно было бы без ущерба для бюджета страны пойти на ряд преференций для банковской системы под жилищное строительство и, в частности, снизить проценты на длительную ипотеку, чем дотировать строительство из бюджета». Для населения это значит 7-8% годовых при получении кредита вместо сегодняшних 10,5-12% (в зависимости от банка), которые сдерживают кредитование по причине низких доходов. В месяц эта разница составила бы порядка 30 долларов. Что, согласитесь, для средней семьи достаточно весомо.

     Сам за себя
     Кроме того, депутаты считают, что целесообразнее инвестировать государственные деньги в инфраструктуру (в инженерные коммуникации, теплоносители), что позволит застройщикам снизить затраты. На сегодняшний день эти расходы учитываются в стоимости при разовой покупке жилья. Если бы государство брало на себя затраты на инфраструктуру с последующим их возвратом вместе с коммунальными платежами, покупка жилья обходилась бы для населения дешевле.

     Остается добавить, что, начиная со следующего года, бюджет уже фактически не будет финансировать жилищное строительство, что связано с требованием, выдвинутым российской стороной в подписанном соглашении о введении в России и Беларуси единого платежного средства, российского рубля, и с требованием Международного валютного фонда. При этом депутатский корпус абсолютно согласен с тем, что основная категория граждан должна решать жилищные проблемы за счет собственных средств. Но государство, в свою очередь, должно создавать механизмы, которые позволяют находить источники заработка.


Что рубль российский нам готовит?

Елена РЯБЦЕВА

      Введение единой денежной валюты, российского рубля, на территории России и Беларуси нашло обсуждение на этой неделе в сочинской резиденции российского президента, где встретились Владимир Путин и Александр Лукашенко.

      Нелишним будет напомнить, что апрельское соглашение прошлого года предусматривало хождение безналичного российского рубля в Беларуси еще с 1 июля этого года. Однако выполнено оно не было. Похоже, после сочинской встречи ситуация должна измениться.

     Многие белорусы недоверчиво относятся к вводу российского рубля в нашей стране, полагая, что этот процесс не принесет ничего хорошего. Однако, по оценке независимых экспертов, для простого гражданина введение российского рубля напротив должно принести определенные блага. В то же время для белорусского правительства этот процесс может смешать привычные правила игры. В качестве примера приводится ситуация, когда правительство прибегает к услугам печатного станка для решения финансовых проблем. В частности, в июне был зафиксирован высокий рост рублево-денежной массы. За полгода было напечатано 65 млрд рублей. 190 млрд рублей правительство получило дополнительно, продав различные государственные облигации. В результате этих и других причин денежная масса в обороте возросла на 360 млрд рублей. Причем она возросла более высокими темпами, чем уровень валового внутреннего продукта и инфляции. Такая ситуация чревата усилением последующей инфляции и потерей в зарплате у населения, считает экономист Леонид Злотников. При отсутствии российского рубля как единого платежного средства правительство имеет возможность закрывать финансовые дыры путем инфляции и увеличения денежной массы в обороте, то есть за счет порчи национальной валюты. По мнению Леонида Злотникова, с введением российского рубля белорусское руководство теряет возможность портить монету.


Два способа решения жилищных проблем

Елена РЯБЦЕВА

      Если не принимать во внимание возможность обзаведения квартирой за свои кровные, то существует два способа, как решить этот вопрос за счет государства.

      Сразу отметим, что субсидия - это безвозмездная помощь государства, она не возвращается, в отличие от кредита, который выдается на условиях возвратности суммы и процентов за пользование. От всех сумм, которые направляются на жилищное строительство, субсидии составляют порядка 1,5% и от бюджетных средств, предусмотренных на ассигнование жилищного строительства, - около 5,4%. В то же время льготные кредиты составляют 27,5% и 84% соответственно.

     Заметим, что институт субсидирования и кредитования появился в нашей стране на заре реформирования жилищного строительства - 7 лет назад. Это означало, что жилищный вопрос становился делом не только государства, но и граждан, собственные средства которых должны были направляться на решение жилищного вопроса. Последние годы институт кредитования и субсидирования развивался и изменялся.

     К примеру, на начальном этапе предусматривалось оказание гражданам государственной поддержки дифференцированно, в зависимости от количества семей. То есть при строительстве однокомнатной квартиры одним человеком субсидировалось 28 квадратных метров жилья, двумя - 36, тремя - 48. При увеличении семьи на каждого последующего ее члена добавлялось 14 квадратных метров. Кстати, дифференцированного подхода Россия придерживается до сих пор, в отличие от нас. По мнению начальника отдела жилищного строительства Министерства архитектуры и строительства Валентины Митюрич, такой способ решения жилищного вопроса наиболее правильный.

     В 1999 году был принят уже новый жилищный кодекс, куда были внесены определенные изменения. В частности, государство ушло от дифференцированного подхода. Было предусмотрено, что жилье должно предоставляться из расчета 20 квадратных метров на человека (в этом объеме выражалась государственная поддержка той категории граждан, которым указами президента были предоставлены права на совместное использование кредита и субсидий). То есть, если семья из трех человек строит квартиру 60 квадратных метров, она получает государственную поддержку в виде субсидий и льготного кредита из расчета 20 квадратных метров на человека. К таким категориям граждан прежде всего относятся молодые граждане до 30 лет, воины-интернационалисты, которые участвовали в боевых действиях в Афганистане и других странах, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, граждане, постоянно проживающие и работающие в сельской местности.

     Согласно анализу по использованию субсидий и льготных кредитов, проведенному Министерством архитектуры и строительства республики по поручению Палаты представителей Национального собрания, в прошлом году 1.508 семей получили субсидии. В среднем на каждую семью получилось 7 млн 181 тысяча рублей. Но из этих семей 1.036 - это те, которые реализовали свое право на совместное использование государственной помощи. Анализ показал, что наиболее эффективно субсидии используются в сельской местности на приобретение вторичного жилья. Во многом это объясняется тем, что субсидии на приобретение жилья рассчитываются так же, как и на новое строительство (из расчета 20 квадратных метров на человека), но предоставляются в полном объеме в пределах заключаемого договора (если сумма не превышает стоимость по оценке БТИ). Поэтому люди в сельской местности, у которых достаточно низкие доходы и несвоевременные выплаты заработной платы, пользуются этими субсидиями и получают жилье на вторичном рынке.

     Что касается субсидирования в Минске, преимущественно оно используется на новое строительство. По областям показатели разные. Если в Минске с использованием субсидий были куплены только два жилых помещения (0,4%), то в Гомельской области - 12,9%, в Гродненской - 52,1%.

     Такова ситуация по использованию в республике государственного субсидирования. Как вы могли заметить, общая сумма субсидий очень незначительна и погоду в жилищном строительстве не делает. В то же время средств по льготному кредитованию значительно больше. Из всех средств, направляемых на жилищное строительство с учетом собственных средств населения, 27,5% составляют льготные кредиты, а в рамках средств консолидированного бюджета, выделяемых на жилищное строительство, - это 84%. Безусловно, льготные кредиты направляются на реконструкцию и приобретение жилья в том случае, когда невозможно улучшить жилищные условия при строительстве и реконструкции. Как правило, под этот пункт подпадают сельские жители, где нет коллективов индивидуальных застройщиков, и люди строят за счет собственных средств и с использованием льготного кредита.

     Остается добавить, что в этом году количество кредитов должно возрасти, поскольку, как известно, было принято постановление о кредитовании жилищного строительства за счет собственных банковских средств с последующей компенсацией по льготным кредитам со стороны государства. И как отмечают специалисты Минэкономики, несмотря на то, что государство перестанет напрямую финансировать жилищное строительство, кредитных ресурсов в следующем году будет достаточно. Однако остается вопрос, не будет ли сдержано кредитование низкими доходами населения?


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz