ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL

НАЙТИ: на:



№38 (318)
19 - 25 сентября 2003 года







      №38 (318) 19 - 25 сентября 2003 года

ИСТОРИЯ

Как сталинские соколы побили американских ястребов

Андрей МАРЧЕНКО

      Незадолго до начала боевых действий в Корее в 1950 году, общее количество боеготовой авиации и перевес северокорейцев над южнокорейцами в этом компоненте достигал умопомрачительных для современной войны цифр: 32 боевых самолета против 25 (1,2 к 1). 8 авиационных крыльев американских ВВС Дальневосточной зоны – 1.172 самолета (!) - было проигнорировано. «Север» полагал, что американцы в драку не полезут. Однако уже на 3 день войны американские воздушные силы наносили удары по аэродромам, промышленным объектам, коммуникациям и войскам на поле боя. Войска Народной армии КНДР несли огромные потери от воздушных ударов. Были потеряны почти все танки, самолеты, значительная часть артиллерии. Большие потери нес личный состав. От беспрерывных атак безраздельно господствующей в воздухе авиации США в войсках стала проявляться авиабоязнь, нередко вызывавшая панику.

     Китай и КНДР запросили помощи у СССР. 23 сентября 1950 года Сталину был представлен окончательный план участия советских ВВС в воздушной войне в Корее. Василевский обратил особое внимание вождя на тот факт, что «участие наших летчиков в воздушных боях будет неизбежно обнаружено, так как управление и связь между экипажами в воздухе будет вестись на русском языке».

     15 марта 1951 года Сталин сообщил китайскому лидеру о перебазировании авиации Белова в Корею. И добавил: «...мы решили перебросить к вам из СССР в Аньдун дополнительно одну большую истребительную дивизию с тем, чтобы две китайские ИАД были переброшены на фронт для использования их во фронтовых операциях» (шифротелеграмма от 15.03.51). Так был сформирован 64-й ИАК (истребительный авиакорпус).

     Мао ответил 18 марта: «Благодарю Вас за решение о перебазировании двух советских истребительных дивизий под командованием генерала Белова на территорию Кореи, а также за решение о дополнительной посылке одной большой истребительной дивизии в Аньдун для прикрытия тылов китайских и корейских войск» (шифр/телегр. от 18.03.51).

     ВСТРЕЧИ НА «АЛЛЕЕ МИГОВ»
     Бомбардировочная авиация США была вооружена стратегическими бомбардировщиками В-29 и тактическими В-26. В качестве истребителей-штурмовиков применялись американские поршневые Р-47, Р-51; реактивные F-80, F-84, F-9F и английские Метеоры Fmk8. Самым современным самолетом в «авиации ООН» был американский истребитель F-86.

     Советские летчики летали на новом МиГ-15бис. Ажиотаж, поднятый вокруг истребителя МиГ-15 авиационными специалистами всего мира, был обоснованным. Американцы обещали премию в 100 тысяч долларов тому, кто первым перегонит на Запад этот истребитель. МиГ-15бис превосходил на голову все истребители Корейской войны за исключением «Сейбра», который отставание в скороподъемности, потолке и вооружении (МиГ имел лучшие показатели в скоростной атаке и выходе из нее) в значительной степени компенсировал другими летными и техническими характеристиками (скорость пикирования, меньшая «просадка» при выходе из него, меньший радиус разворота, чуть лучшие разгонные характеристики и больший запас топлива). А также наличием ряда современных технических новинок, вроде радиодальномера, и очень умелым использованием «дарованных» преимуществ: атака со стороны моря или, наоборот, уход в сторону моря при невыгодных условиях боя – американцы знали, что нашим летчикам запрещалось летать южнее 38 параллели и над морем). Расположение северокорейских аэродромов вблизи береговой линии давало возможность организации «волчьих засад» для заходящих на посадку МиГов. «Сейбры» могли на равных тягаться с МиГами только до высоты в 8.000 метров. Выше характеристики «Сейбров» резко снижались, и преимущество МиГов становилось явным.

     На МиГ-15бис с 1949 года устанавливалась 37-мм пушка Н-37 (400 выстрелов в минуту, вес снарядов 722 и 765 граммов) и две пушки НР-23 с темпом стрельбы 800-950 в/мин и весом снаряда 200 граммов. Общий вес секундного залпа составлял 10.759 (!) граммов и превосходил аналогичный показатель «Сейбра» почти вдвое.

     Американские F-86 (как, впрочем, и F-84, и F-80) были вооружены 6 пулеметами 12,7-мм Кольт-Браунинг М-3 (1100-1250 в/мин, вес пули - 44,3 и 48,1 грамма). Общий вес секундного залпа – 5.428 граммов (у «Мустанга» - 3619 г) На английских «Метеорах» стояли 4 пушки 20 мм «Испано» МК-II (650 в/мин, вес сн. 130 г), вес секундного залпа - 5.633 грамма.

     Количественный перевес американцев был значительным. Против 700-800 ежедневно появляющихся в небе самолетов противника 64 ИАК имел в составе около 270-280 самолетов и не более 180-200 боеготовых пилотов. Компенсировать разницу приходилось количеством боевых вылетов. После 3-5 ежедневных вылетов летчики валились с ног от усталости. Китайцы вкупе с корейцами лишь к концу войны смогли выставлять сопоставимое количество летчиков.

     Бои проходили упорно только в случае стычек МиГов с «Сейбрами». В начале войны, пока американцы не поняли, что противостоять МиГам можно лишь на средних высотах и только на горизонталях, преимущество наших летчиков было очевидным: с ноября 1950 по декабрь 1951 включительно, на 1 потерю приходилось 7,9 сбитых самолета противника. В 1953 году это соотношение значительно снизилось: 1,9 сбитых самолета на 1 потерю.

     СССР-США. СЧЕТ: 1097 – 319

     Общий результат воздушной войны в Корее СССР-США выражается счетом 3,4 против 1. Нашим летчикам было засчитано 1.097 побед (собственные потери: 319 самолетов/110 летчиков). Полк, в котором воевал минчанин Лев Щукин, потерял 18 боевых машин (из них 15 - безвозвратно); сбит 101 американский самолет. Потери 1 к 5,6. Погибло 8 летчиков, из них только 2 в бою, остальные – при попытках посадить поврежденные самолеты.

     Американцы отыгрывались на китайских и корейских летчиках, которые летали слабо и не выдерживали даже обычных для наших летчиков перегрузок. Их обучение в наших училищах начиналось с перехода на альтернативный рисовому рацион питания.

     Список 10 лучших асов Кореи возглавляют: капитан Николай Сутягин – 22 победы, полковник Евгений Пепеляев – 20, капитан Лев Щукин – 17 (две в группе). Далее: один – 15 побед; двое по 14; один – 13; один – 12; и двое - по 11. Победы фиксировались только при подтверждении с земли. Многим летчикам не были зачтены победы, поскольку сбитые самолеты падали в море (за линию фронта) или взрывались в воздухе.

     Американцы фиксировали победы по фотопулемету. Если пилот сбитой машины катапультировался, можно было сделать несколько заходов по «пустому» самолету (что и делалось) и записать на пленку еще несколько «побед». Лучшее достижение американцев (с учетом подобных приписок) – 16 побед (капитан Джозеф Макконнелл). Один пилот заявил о 15 победах (майор Джеймс Джабарра), двое о 14, один - о 13 и пятеро - о 10.

     Позже американцы признали, что потеряли более 2.000 самолетов, однако 55% из них они списали на небоевые потери. Если, к примеру, сбитый в бою самолет падал в море – это «небоевая» потеря. Если у изрешеченного снарядами В-29 за 5 км до полосы отваливалось крыло, это также «небоевая» потеря, еще более «очевидная небоевая» – если самолет пропадал без вести. Хитрая арифметика позволила им раструбить на весь мир о «победе» в воздухе…

     ЧТО СДЕЛАЛИ НАШИ ЛЕТЧИКИ В КОРЕЕ
     Главное, чего удалось добиться – развеять миф о несокрушимости и безнаказанности американской авиации. Штаты, почувствовав после 1945-го силу, понемногу начинали наглеть: Трумен требовал сдачи Курильских островов. В 1948 году США был принят план «Чариотир» (Колесничий), согласно которому американские летающие крепости В-29 должны были доставить 133 атомных заряда по 70 «адресам» на территории СССР. Основой международных отношений становилось силовое давление. Главным средством – стратегическая авиация. Она должна была «убедить» Сталина, что требованиям США нужно подчиняться (как это знакомо сегодня), и доказать, что американская военная машина в состоянии наказать любого, кто думает иначе.

     12 апреля 1951 года наши летчики развеяли эти надежды в прах. В этот день 48 американских «Суперкрепостей» В-29 вошли в воздушное пространство Китая, чтобы стереть с лица земли гидроэлектростанцию на реке Ялуцзян и Аньдунский мост, имевший стратегическое значение. Янки шли к цели с разных направлений отрядами по несколько звеньев в боевых порядках «ромб». Их встретили летчики 64-го истребительного корпуса на МиГ-15бис.

     Этот день американцы назовут «Черным четвергом»... 10 «Суперкрепостей» и два истребителя прикрытия F-80 «Шутинг Стар» – таков итог нахальной американской вылазки. Еще 10 «Суперкрепостей» с тяжелыми повреждениями едва унесли ноги. «...Около ста парашютистов, повисших в расчерченном дымами небе, – спасались экипажи В-29 – представляли собой фантасмагорическое зрелище», – писал об этом бое в книге «Сталинские соколы» Николай Бодрихин. Летчики 64-го корпуса не потеряли ни одного самолета!

     Четверга оказалось мало, и вскоре наступил «Черный вторник» – 30 октября 1951 года (в этом бою участвовал и старший лейтенант Щукин). Итог этого разгрома оказался еще печальнее – 12 «Суперкрепостей» и четыре истребителя F-84 «Тандерджет». С нашей стороны – 1 МиГ-15. Ни один самолет противника не прорвался к цели. МиГ-15, которые американцы поначалу презрительно называли «летающими моторами с крыльями», навсегда похоронили американскую мечту о превосходстве в воздухе. С этого дня «Суперкрепости» массировано не применялись.

     Герой Советского Союза Лев Щукин за Корейскую кампанию совершил 121 боевой вылет, провел 37 воздушных боев, из которых 8 - в составе авиаэскадрильи, 8 - в составе авиаполка и 21 - в составе авиадивизии.

     Открывал огонь по 17 самолетам противника: по 5-ти истребителям F-86 Sabre; по 5-ти F-84 Thunderjet; по 3-м F-80 Shooting Star; по 2-м Meteor F4; по 2-м F-51 Mustang.

     Сбил 17 самолетов противника. Из них лично – 15, в группе - 2. Лично: F-86 Sabre - 5; F-84 Thunderjet - 5; F-80 Shooting Star - 2; Meteor F.Мк8 (эта модификация использовалась Королевскими Австралийскими ВВС в Корее) - 2; F-51 Mustang - 1. В группе: F-80 Shooting Star - 1; F-51 Mustang - 1.

     Боевой налет составил 99 часов 49 минут.

     Примечательно соотношение атак и подтвержденных побед: 17-17. Показатель – 100% в истории реактивной авиации уникален...



Комментарии недели

Андрей МАРЧЕНКО

      АМЕРИКАHСКАЯ ПОМОЩЬ
      Пошатнувшийся имидж Америки, распрощавшейся с образом непобедимого Рэмбо, попытался поправить Колин Пауэлл, прослывший в администрации Буша «голубем мира». В беседе с репортерами НТВ он заявил, что США всегда насаждали в зонах своего влияния независимость, демократию и свободу. При этом ухитрился даже не рассмеяться. Доверяя искренности американского миротворца, стоит, однако, рассказать одну грустную историю.

     Карточный термин «американская помощь» знаком любому преферансисту. Это когда дают в долг рубль, а забирают 10. Насколько точно это соответствует действительности, ярко показывает пример Венесуэлы.

     В свое время в этой стране, занимавшей важные позиции среди мировых экспортеров нефти, наблюдался самый высокий доход на душу населения в Латинской Америке. Штатам же как воздух был необходим «агент влияния» в ОПЕК: цены на нефть – стратегические интересы США. И вот американцы «подсунули» правительству Венесуэлы вездесущий «Международный» валютный фонд (то, что МВФ контролируется ФРС США, тайной не является).

     Внешний долг Венесуэлы, взятый под ростовщические проценты, с 29 миллиардов долларов в 1980 году увеличился к концу 90-го до 35 миллиардов. Причем только по процентам страна выплатила за эти 10 лет 31 миллиард долларов! Одновременно за тот же период вывоз капитала из страны составил 35 миллиардов «зеленых».

     Реальная безработица в 1991 году поднялась до 50% от численности трудоспособного населения, а реальная заработная плата за 89-91 годы снизилась на 40%! Благодаря «грамотной политике» МВФ распределение населения Венесуэлы по доходам к началу 90-х годов достигло следующих показателей: богатые – 1%, верхушка среднего класса – 7%, средний класс – 12%, бедные – 36%, нищие – 44%. То есть бедные и нищие составили четыре пятых населения страны!

     НЕТ, ЭТО НЕ ПАПА КАРЛО…
     Америке нужен «добротный» козел отпущения за Югославию, и Карла Дельпонте продолжила свою кипучую деятельность. В Гааге возобновились слушания по «шитому» делу Слободана Милошевича. Попытка несколько разнообразить список обвиняемых за счет нескольких американских военных получила грозную отповедь Штатов, – самое время сделать это хотя бы за счет русских добровольцев из отряда «Царские волки»…

     Стало известно, что «Международный» трибунал готовит иск России о выдаче русских добровольцев, воевавших на стороне сербов. Более того, то же самое может последовать и в отношении нескольких известных политических фигур РФ. В частности – Дмитрия Рагозина, открыто заявлявшего с высоких трибун о преступной политике Запада в отношении Югославии.

     В Белграде до сих пор действует штаб-квартира созданной Рагозиным сербско-российской общественной организации, и это, по видимому, мозолит глаза местным прозападным «демократам». Политика хотят обвинить в помощи в переправке русских добровольцев в Югославию.

     Удивительная вещь эта западная «гуманность». Гордые моджахеды-добровольцы позируют с обложек английских журналов на фоне балканской природы с отрезанными головами в руках, и никого ни в Лондоне, ни в Гааге это не шокирует. Те же лица отрезают четверым англичанам головы в Чечне – снова олимпийское спокойствие. И вдруг – обвинение тем, кто стал грозой головорезов…


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz