N 13 (345)
26 марта - 1 апреля 2004 года



НАЙТИ:на:








      N 13 (345) 26 марта - 1 апреля 2004 года

MEDIA-ГИД

Его читает современная молодежь

Владимир ЖДАН

    Шотландский писатель Ирвин Уэлш, получивший всемирную известность с выходом в 1996 году фильма Trainspotting (“На игле”), - сегодня самый востребованный автор у подрастающего поколения. Именно по отношению к нему чаще всего употребляют определения “культовый” и “знаковый”, которые в данной ситуации являются поводом не ставить его книги на полку рядом с родительскими.

    Вряд ли последними по достоинству будут оценены рассказы о до боли странном времяпрепровождении некоторых англичан среднего возраста - наблюдении за поездами, с целью коллекционирования их серийных номеров, которые записываются в специальные блокноты, а редкие из них доставляют чувство великого удовлетворения их владельцу.

   Качество рассказов варьируется и, в трейдмарковском режиме, базируется вокруг убийств или секса. Начиная со слишком плоских (парень приходит ограбить свою бабку, чтобы купить наркотиков, но, открыв сундук, в котором должны были лежать деньги, находит здоровый мешок с героином - бабка оказалась дилером и предложила внуку работать с ней), заканчивая более сложными и интересными. И, тем не менее, большинство его историй – интеллектуальное развлечение, веселое времяпрепровождение для современной молодежи. Они легко читаются и не заставляют особенно думать.

   Успех фильма “На игле” хорошо отразился и на успехе автора. До фильма, конечно же, была книга. А до книги Уэлш опубликовал несколько рассказов в малоизвестных литературных журналах; эти истории он потом включил в Trainspotting, для которого издатель создал массивную рекламную кампанию, неслыханную для шотландского писателя-дебютанта. Критики положительно отнеслись к роману, а Ирвин Уэлш, родившийся в бедной семье в бедном районе, работавший на низкооплачиваемых должностях, в мгновение стал рупором андерграундного Эдинбурга.

   СМИ создали “миф Уэлша”, утверждая, что он долгое время принимал героин, хотя, по словам самого автора, его “знакомство” с героином продолжалось “всего” 18 месяцев. Кроме того, Уэлш получил степень магистра в бизнесе, что несколько не вяжется с имиджем необразованного “джанки”.

   Стать культовым писателем ему в каком-то смысле помогло массовое анти “политкорректное” настроение, охватившее Европу (популярность фильмов “Бешеные псы” и “Бульварное птиво” и так далее). Уэлш продолжал писать прозу для “клубберов”, выпустив книгу “Экстази”, которая, несмотря на очень негативную оценку со стороны критиков (“Просто скажи нет!” - написал Observer, пародируя рейгановскую рекламную кампанию, направленную против потребления наркотиков), стала бестселлером. Интересно, что сам Уэлш вскоре признался, что “Экстази” – произведение плохого качества.

   Следующие произведения Ирвина - романы “Кошмары аиста марабу” и “Мразь” - получили смешанные оценки критиков. Одни говорили о гениальности Уэлша, другие предвещали полное падение в бездарность с каждым новым произведением. Кроме того, эксперименты автора со шрифтами и структурой текста были для многих обывателей и обозревателей перебором (в “Мрази” у героя внутри живет ленточный червь, который олицетворяет его совесть и иногда делится своими мыслями, которые накладываются в виде змейки на основной текст).

   И все же Уэлш отстаивает свое право пользоваться нестандартными методами, так как для него писать роман сродни написанию музыки - в тексте должен быть ритм, должна быть мелодия. А как же еще? Насколько сам автор может серьезно относиться к писательской карьере, слушая британские панк-группы Iggy Pop, UK Subs? “Я надеюсь, что “Кислотный дом” (сборник рассказов) станет бестселлером; тогда я смогу купить вертушки и пластинки и всерьез заняться ди-джейством”, - слова писателя в одном из интервью.

   Уэлша часто сравнивают с Уильямом Берроузом (точнее, их романы Trainspotting и “Джанки”). Сомнительная аналогия. Уэлш, как уже говорилось раньше, считает себя именно “клубовым”, молодежным писателем, к тому же пишущим о жизни людей на грани бедности. Берроуз, получивший образование в Гарварде, принимал наркотики из-за интеллектуального антагонизма к обществу, в то время как герои Уэлша находятся в своей отдельной микросреде, проблемы среднего класса для них не существуют.

   В каком-то смысле Уэлш был и остается ребенком-уродцем для литературной богемы. С его непритязательной внешностью и темным прошлым он – источник и летописец новых развлечений для скучающей интеллигенции.


СМОТРЕТЬ

Владимир ЖДАН

    «29 пальм» (Twentynine palms)
   Режиссер: Бруно Дюмон.
   В ролях: Екатерина Голубева, Дэвид Уиссак


   Картина Бруно Дюмона закрывала Венецианский кинофестиваль прошлого года, и на ее первом показе случился крупный скандал. Дело в том, что французский экстремал Дюмон снял фильм, который начисто лишен действия.

   Речь идет о путешествии американского фотографа Дэвида и его русской подружки Кати. Невеселая парочка катается по национальному парку «Джошуа Три» на огромном джипе и выбирает натуру для будущей съемки. В пустыне они останавливаются в мотеле под названием «29 пальм», занимаются любовью, ругаются и снова отправляются в путь. Проблема героев в том, что Дэвид говорит только по-английски, а Катя - по-французски. Трудности перевода они устраняют в постели, а конечная цель их путешествия так и остается загадкой. Элементы триллера проявятся только ближе к финалу, когда на хвост их машине сядет другой джип с пассажирами-извращенцами.

   Скудность событий режиссер Дюмон компенсирует жесткими эротическими сценами, в которых актеры ни капельки не притворялись. Собственно говоря, границы между арт-хаусом и порно уже давно стерты, так что такие эпизоды вряд ли кого-нибудь удивят.

   «29 пальм» могут стать неплохой разминкой для нервов. Драма Дюмона длится без малого два часа, и за это время даже самый ленивый зритель успеет сделать единственно возможный вывод. Насилие и секс могут превратить обычных туристов в животных - главную достопримечательность парка «Джошуа Три».

   «Зимняя жара» (25 degres en hiver)
   Режиссер: Стефан Вуйе.
   В ролях: Ингеборга Дапкунайте, Жак Гамблен, Кармен Маура


   В «Зимней жаре» рассказывается об одном дне из жизни испанского курьера по имени Мигель. Герой Жака Гамблена проживает в Брюсселе на птичьих правах и работает на своего брата, заведующего туристической фирмой. Однажды Мигель застрял в пробке на своем пикапе, а на соседнее сиденье запрыгнула украинка Соня, которую играет Ингеборга Дапкунайте.

   Как выяснилось позже, девушка ищет своего мужа и только что сбежала от полицейских. Разумеется, добрый Мигель вызвался ей помочь, а перед началом поисков решил заскочить за своей дочкой. При виде отца с незнакомой женщиной девочка не на шутку испугалась. С мечтательным отцом у нее и так хватало проблем. Когда жена Мигеля сбежала в Америку, бедняга принялся играть на деньги и общаться с крайне сомнительными личностями.

   Теперь ко всем неприятностям добавилась еще и Соня, с трудом говорящая по-французски. Так или иначе, троица отправилась в путь, а по дороге к ним присоединилась еще и мама Мигеля - болезненно любопытная женщина в исполнении Кармен Мауры.

   Поиски загадочного мужа Сони заводят героев «Зимней жары» в самые неожиданные места. Для современного арт-хауса трагикомедия Вуйе довольно необычна: серьезные проблемы, которые в ней ставятся, решены на уровне бытового анекдота. В этом странном и зыбком пространстве лучше всех себя чувствует Ингеборга Дапкунайте, сыгравшая лучшую роль за многие годы. Теперь окончательно стало понятно, что европейская карьера актрисы только начинается.

СЛУШАТЬ

«Запрещенные барабанщики»
«Только для взрослых»
(2004)

      На прошлой неделе вышел новый альбом наилучших в российской музыке провокаторов и мистификаторов - группы “Запрещенные барабанщики”.

   “Только для взрослых” - долгожданное произведение этих пропагандистов свободомыслия и разрушителей стереотипов массового сознания всеми возможными средствами современной музыки, поэзии и сценического действа.

   Об авторах незабвенной песни “Убили негра” уже успели позабыть, хотя музыканты не бездействовали. В их дискографии не переставали появляться новые работы. После разобранного на припевки альбома “Убили негра” вышел в свет “По ночам”. А в 2002 году появилась пластинка “Че данс + 1.5 Pavlo”, позже - диск “Еще раз о Чорте”.

   В связи с тем, что группу окружает некий “скандальный” ореол, все СМИ крайне вяло пропагандируют творчество “ЗБ”. Тем не менее, ансамбль довольно много и успешно гастролирует, при этом выступая исключительно “живьем” в ночных клубах или сборных концертах с другими артистами. Таковых немного. Из отечественных артистов можно назвать группы “2 самолета” и “Ляпис Трубецкой”, с которыми сложились непостоянные, но приятельские отношения.

   Что касается нового творения “барабанщиков”, то его продвинутой публике давно не хватало: он содержит 13 треков (среди которых - уже ставшие хитами “1.000.000 USD”, “Зима”), а также 2 душераздирающих бонус-трека, один из которых, видимо, приурочен к выборам президента РФ - это песенка анархистов из кинофильма “Оптимистическая трагедия”. Остальное – несколько вариантов ответов на главный вопрос: в чем же, все-таки, смысл жизни, а также:

   - “некоторые забавные сведения о поведении осьминогов и макак;
   - панегирик герою гражданской войны, сердцееду и контрабандисту Г.И.Котовскому;
   - описание клинического случая раздвоения личности;
   - денс-баллада об ужасных и вездесущих фотороботах;
   - воспоминание очевидца о путешествии в царство мертвых;
   - специальный таежный репортаж о случаях содомии среди лесорубов;
   - сакральные пиктограммы;
   - звуковые шарады и семантические ребусы”.

   Все это, как нынче говорят, “неформат”, поэтому единственной возможностью составить собственное мнение о данном материале является приобретение пластинки или кассеты. Вряд ли существует в нынешней России хоть одна радиостанция, которая осмелилась бы поставить это в какую ни на есть «мягкую ротацию».



Franz Ferdinand
“Franz Ferdinand”
(2004)

    Они - наимоднейшие веяние в британской музыкальной культуре. Они на обложках авторитетных журналов “NME”, “Q” и “Spin”. Они назвали себя именем австрийского эрцгерцога, с убийства которого началась Первая мировая война. Они сделали альбом, который не нуждается ни в каких тенденциозных подпорках, от которого веет первой молодостью и делается просторно в голове.

   Возможно, дело тут в издательской конторе Domino, которая в последнее время если и ошибается, то только не с дебютантами. Их заслуга, что The White Stripes - главная группа современности, а любой из двух альбомов The Strokes – шедевр.

   Альбом этой четверки из Глазго - набор из двенадцати собранных чеканных песен. Они все на редкость хороши, а одна - «Come on Home» - незабываема. Franz Ferdinand соединили шестидесятнический британский поп-мелодизм с нападками постпанка. Первые такты песни «Take Me Out» странным образом напоминают «Interstellar Overdrive» группы Pink Floyd. В иные вещи («Tell Her Tonight») добавлен еще элемент визгливого стиля new wave. Но дело здесь не в имитации стилей - мало мы в прошлом году слыхали реанимированного нью-вейва? Дело всего лишь в вызывающе хорошо написанных песнях. Дело также и в прекрасном звуковом настроении. Гитара здесь не жужжит, как фреза, и не брызжет спецэффективной грязью, но лишь лаконично и мужественно дразнит. (Артемий Троицкий сделал комплимент гитаристу Franz Ferdinand, сравнив его с Юрием Каспаряном из «Кино».) Странно, но в высшей степени изящные аранжировки тем не менее отдают чем-то ухарским, даже гусарским.

   Дико приятно понимать, что влияние Joy Division на современном, “постбритпоповском” этапе развития гитарной музыки неожиданно оказалось преобладающим. Таков и этот альбом – дикий, но симпатичный. Или же – дико симпатичный.






Каталог+поисковая система КАТАЛОГ+РЕЙТИНГ -> Добавь свой сайт Rating All.BY


Copyright © 2003 - 2004 «Экспресс НОВОСТИ»
Hosted by uCoz