ГЛАВНАЯ | ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL


ЭКОНОМИКА

Сладкая сила

Фома ПЕРЕПЕЛКИН, счетовод-любитель

Сахар – продукт стратегический, с какой стороны на него ни глянь.

Что бывает, когда в разгар сезона домашних заготовок сладкий песок вдруг исчезает из продажи, думаю, читателям «ЭН» напоминать не надо. Те времена еще недалеко ушли от наших дней. Вспомним хотя бы позапрошлый год. Тогда из-за возникшего сахарного дефицита постов враз лишились министр торговли, председатель правления Белкоопсоюза и президент концерна «Белгоспищепром».

Главу нашего государства, который одним махом совершил столь масштабную кадровую замену, можно понять. Сахарный женский бунт, если бы не дай Бог вспыхнул, то был бы похуже даже табачного мужского. Такой уж это высокополитизированный товар.

Сладкая основа и во всей пищевой индустрии. Стоило в этом году заметно увеличить производство рафинада в сравнении с прошлогодним январем-февралем, как сразу же более чем на десятую часть вырос выпуск продовольственных товаров. Это помогло всей белорусской промышленности прибавить за два месяца 6 процентов в объеме производства, что значительно выше параметра прогноза, утвержденного президентским Указом. То есть, говоря языком экономистов, сахар – продукт валообразующий.

Потребность в нем нашей страны ежегодно составляет 340-360 тысяч тонн. Но Городейский, Скидельский и Слуцкий комбинаты совместно с Жабинковским заводом в последнее пятилетие в среднем производили 510 тысяч тонн сладкого песка. Вроде бы и много. Однако есть здесь одна загвоздка. Дело в том, что из собственного сырья, то есть из сахарной свеклы, Беларусь изготавливает только 160 тысяч тонн рафинада, или менее половины от потребности. Это и определяет нашу зависимость от импорта. Из-за границы завозится в основном не готовое изделие, а тростниковый сырец, который перерабатывается на предприятиях отрасли. На эти закупки за рубежом ежегодно тратится около 80 миллионов долларов.

Чай мы с вами пьем и варенье варим именно с тростниковым сахаром. В прошлом году его продано населению 222 тысячи тонн по всем каналам реализации. А рафинад из свеклы идет на экспорт. Его тростникового собрата сбыть за границей гораздо труднее. Считается, что такой продукт не национальный, а реэкспортированный, и против него выставляются всевозможные рогатки из квот и пошлин.

Вот и выходит, что Беларуси гораздо выгоднее развивать свекловодство и производить сахар из собственного сырья. Тогда открываются границы. Заказы получают полтысячи хозяйств, которые выращивают сладкий корень. А валообразующие свойства рафинада проявляются еще сильнее. Поскольку все компоненты производства свои. Даже, пардон, навоз для удобрения полей. То есть кругом одна выгода. Люди при деле и с заработком, свеклосеющие хозяйства и перерабатывающие предприятия – с востребованной продукцией, государственный бюджет – с налогами, пищевая промышленность – с базовым сырьем, население – с нужным товаром…

Однако на пути перевода производства сахара на свекольную основу немало трудностей. Начнем с того, что все корнеплоды надо перерабатывать за 105 суток после уборки. Иначе они потеряют значительную часть своей сахаристости. Выходит, что предприятия отрасли переводить только на отечественное сырье пока нельзя. Иначе они простоят 260 дней в году.

Поэтому, рассматривая меры по увеличению производства рафинада из свеклы, президиум Совета Министров решил, что следует ограничиться выпуском этой продукции в объеме 350 тысяч тонн в год. Тем самым Беларусь полностью обеспечивала бы свои потребности собственным сахаром. Еще 150-160 тысяч тонн, чтобы не гуляли мощности предприятий, следует по-прежнему производить из тростника. То есть, ставится задача поменять местами объемы производства сладкого песка из отечественного и импортного сырья. Уже в следующем году белорусский бурак должен обеспечить две трети выпуска, а бразильский или кубинский тростник – только треть.

В первую очередь нужно нарастить мощности предприятий по переработке сахарной свеклы с нынешних 15,5 тысяч тонн в сутки до 26 тысяч тонн. Утвержденной правительством программой развития перерабатывающей промышленности предусмотрено, что в нынешнем году мощности будут увеличены на 4 тысячи, а в следующем – еще на 6,5 тысячи тонн в сутки.

На их создание, модернизацию и автоматизацию технологических процессов потребуется 103 миллиона долларов. В том числе 86 миллионов в текущем году. Правительство решило попросить у банков, уполномоченных обслуживать государственные программы, беспроцентные кредиты для предприятий отрасли. Банковские потери будут компенсированы из бюджета. В свою очередь, бюджет получит в будущем компенсацию за счет увеличения долей государства в уставных фондах сахарных комбинатов и завода, которые являются открытыми акционерными обществами.

Но все планы могут пойти прахом, а деньги вылететь в трубу, если уже в текущем году не будет собрано 3 миллиона тонн сахарной свеклы. Это почти втрое больше прошлогоднего сбора. Чтобы достичь цели, площадь свеклосеяния увеличивается с 50 тысяч до 77 тысяч гектаров. И с каждого нужно получить в среднем по 370 центнеров сладкого корня, что в 1,8 раза выше урожайности прошлого года.

Сахарная свекла будет выращиваться в 42 районах Брестской, Гродненской и Минской областей. Сейчас свекловоды готовятся к посевной. Государством им выделяется 37 миллиардов рублей на приобретение сельскохозяйственной техники. Кроме того, каждое из перерабатывающих предприятий создает по механизированному отряду для обеспечения себя сырьем. Их оснащение обойдется еще в 13 миллиардов рублей.

Но переход белорусской сахарной индустрии преимущественно на свекловичное сырье с лихвой оправдает все затраты. Кроме того, в единый производственный организм с перерабатывающими предприятиями объединяются хозяйства, которые выращивают сладкий корень. Образуются мощные продуктовые объединения. А ведь именно в слиянии интересов промышленника и земледельца – суть реформирования вконец обветшавшей колхозной системы.

Сахар способен преобразовывать как продукты питания, так и социально-экономические отношения. Такой уж могучей силой он обладает и в природе, и в обществе.


Малый бизнес-2003

Елена Рябцева

Декреты Президента Республики Беларусь №№ 18, 3 и 4 стали, пожалуй, одной из самых обсуждаемых тем в последнее время и привлекли широкое внимание не только предпринимательских кругов, общественности, но, соответственно, и депутатского корпуса.

Вопрос о порядке применения этих документов обсуждался за круглым столом компетентными участниками заседания Минского столичного пресс-клуба. Мы предлагаем познакомиться с их мнением по поводу обсуждаемой темы.

Лилия Коваль, вице-президент Минского столичного союза предпринимателей и работодателей:

- Согласно Декрету №4, предприниматели не являются правопреемниками. Им придется заново заключать договора аренды, получать новые лицензии. Государственная регистрация повлечет за собой достаточно серьезные расходы. Сроки, которые определены этим декретом для регистрации недостаточны. Поэтому Минский союз предпринимателей внес предложение изложить пункт 1.1 в измененной редакции: «Гражданин - плательщик единого налога вправе заниматься предпринимательской деятельностью в качестве ИП с привлечением для этого не более пяти (вместо трех) физических лиц на основе гражданско-правовых и трудовых договоров». А пункт 6 в следующей редакции: «Граждане, плательщики единого налога, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей до вступления в силу настоящего Декрета и привлекающие для осуществления предпринимательской деятельности свыше 5 физических лиц, обязаны до 1 сентября 2003 года создать коммерческую организацию в порядке, предусмотренном законодательством».

Во исполнение пункта 7 Декрета Совету Министров РБ необходимо усмотреть возможность правопреемства созданных индивидуальных предпринимателей. Предусмотреть сокращение срока рассмотрения документов в соответствующих госорганах и возможность освобождения коммерческих организаций, созданных в соответствии с Декретом, от уплаты сборов при получении всех необходимых документов в согласующих инстанциях - облисполкомах, горисполкомах, МЧС и других.

Александр Потупа, президент Белорусского Союза предпринимателей:

- Мы должны отметить очень важную роль Министерства труда и соцзащиты в урегулировании вопросов по Декрету № 18, правильное понимание наших пожеланий. То, о чем мы просили, было учтено. Штрафные санкции за неуплату взносов с 1 августа до 1 февраля взыматься не будут. Но по Декрету №3 остается главная ударная сила - это пункт 2.1 по поводу уплаты страховых взносов в сумме 30% от определяемого ими дохода. Он априори нереален, потому что есть шанс платить 300 долларов в месяц, если определяемый доход 1000 долларов. Никто никогда ни при каких условиях не будет платить такие деньги. Эта формулировка опасная, и мы хотим добиться по ней уточнения.

Что касается Декрета №4, то в нем есть очень неприятные моменты по налоговым нагрузкам (в сторону увеличения, разумеется). Это ведет к сокращению предпринимательского круга.

Самый большой шок - это 3 и 5 человек. Получается, что на порядок понижают объем активности (раньше в торговле индивидуальному предпринимателю допускалось привлекать 30 человек, в производстве - до 100). Так нельзя действовать. Откуда взяли цифры 3 и 5? Это среднегодовое исчисление численности работников или абсолютная цифра?

Индивидуальный бизнес рушится. С сентября пошла четкая тенденция сокращения индивидуальных предпринимателей, прекратили свою деятельность 6 тысяч предпринимателей. По Минску, к примеру, на 1 февраля 2003 года осталось 15.396 плательщиков из 47 тысяч зарегистрированных. Из них 15 тысяч подали заявления о ликвидации. Это катастрофа.

Андрей Нарейко, член комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Национального собрания РБ:

- Декрет № 18 имел определенные недостатки, и я очень доволен тем, что правительство отреагировало на пожелание их откорректировать. Однако есть моменты, которые не устраивают. Во-первых, это то, что правоприменительная практика является критерием того или иного законодательного акта. То есть при написании закона законотворцы исходят не из прогнозирования того, какое применение будет иметь тот или иной закон, а, издав закон, смотрят на его правоприменительную практику. Если эта практика неэффективна, то положения того или иного законодательного акта изменяются. Я считаю, что это неправильно. Такой подход антисоциален.

Декрет № 18 коснулся наиболее уязвимой части населения - пенсионеров. Пункт №1 Декрета 18 касался вопроса перерасчета пенсий и, в соответствии с пунктом 1, который не претерпел изменения, количество перерасчетов пенсий будет уменьшено. Таким образом, пенсия будет увеличиваться гораздо реже, нежели было в соответствии с предыдущим решением. Напомню, что в нашей стране пенсия приравнивается к средней заработной плате, и таким образом выводится средний ее размер. Если пенсия перерассчитывается раз в три месяца, а не в два, то, соответственно, размеры пенсии уменьшаются.

Имеются спорные вопросы и в Декрете №3. В частности, пункт 2.3: «Индивидуальные предприниматели, временно не осуществляющие (приостановившие) свою деятельность по уважительным причинам, уплачивают страховые взносы на пенсионное и социальное страхование в размерах, определенных в настоящем Декрете, исчисленных пропорционально количеству отработанных календарных дней в соответствующем месяце» - плохо сформулирован. То есть индивидуальный предприниматель должен каким-то образом доказать, что он имел уважительную причину, по которой не осуществлял деятельность. Если он болел, то надо принести больничный. А предположим, человек поехал за товаром в Россию, но ему не отпустили товар, потому что в тот момент его не оказалось на складе. В результате, предприниматель не работал. И всю эту ситуацию ему необходимо будет излагать государственному чиновнику, который потом будет принимать решение о том, прав предприниматель или нет, работал он или нет. Но на откуп чиновникам отдавать эти вопросы нельзя. Должна быть четко сформулирована законодательная норма.

В Декрете №4 есть нонсенс. Это пункт 1.30: «товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками), не подлежат таможенному оформлению при ввозе на территорию Республики Беларусь и реализации потребителям...» Для какой же цели предпринимателю нужно ввозить этот товар, если его нельзя реализовать? Это чистая тавтология. Нам объясняют, что будет выпущена инструкция с пояснениями. Но зачем так писать Декрет, чтобы к нему тут же выпускать инструкцию? Закон должен иметь прямое действие и быть четким и конкретным.

Пока ни один из вышеперечисленных Декретов депутаты не одобрили и продолжают высказывать замечания. Этой весной на одобрение депутатов будут выноситься два декрета - 18 и 3. У депутатов будут все основания для отклонения Декрета № 18.


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz