ОБЩЕСТВО
Двенадцать лет
без перегруза
Дария КРИВОЛАПОВА
Современный мир, находясь в постоянном режиме ус корения и геомет рической прогрессии развития, просто не может не предполагать определенной модели существования в нем. С ходом истории менялись и способы подстраивания под создаваемые условия. В этот раз ставки были сделаны на образование. Чем серьезней и шире оно будет, тем больше шансов на самореализацию и выживание в постоянно изменяющейся социальной среде. Узкая специализация и неумение моментально перестроиться и адаптироваться практически исключают вас из нормального ритма постиндустриального общества. Причем начинать это образование необходимо с самого детства, иначе может просто не хватить времени.
Но здесь на первый план выходит проблема качества образования и, в первую очередь, начального. Отдавая шестилетнего малыша в школу, его родители в прямом смысле определяют его дальнейшую жизнь. И здесь главное - не бросаться в крайности. Потому что одним мамашам вообще все равно куда, только бы рядом с домом. Другие же хотят, чтобы их чадо уже к семи годам свободно рассуждало на физико-математические темы как минимум на трех языках и при этом в стихах. Выбор школ в наше время неограничен: лицеи, гимназии, углубленное изучение всего, во что только можно углубиться. Но как в этом раннем возрасте определить будущие приоритеты ребенка? Тем более всем известна преподавательская субъективность нашего образования. Если на тебе ставят крест, ты от него уже не отделаешься, только окончательно потеряешь интерес к предмету. При этом если такого маленького неудачника отдать в руки репетитора, он наверняка обнаружит недюжинные способности там, где сказали их даже не искать.
Напрашивается вывод, что самое идеальное образование – это индивидуальное. Но это стоит нереально больших денег. Можно идти по пути меньшего сопротивления: отдать сынишку в обычную общеобразовательную школу, а там смотреть по обстоятельствам. И все равно после ее окончания вам не избежать репетиторов, если вы собираетесь поступать в высшее учебное заведение. Так какой смысл одиннадцать лет убивать на то, чего в дальнейшем все равно недостаточно и что на самом деле можно сделать за более короткие сроки? А если учитывать статистику ухудшения здоровья школьников, то становится совсем грустно. По данным Министерства образования, к пятому классу у 40% школьников нарушается осанка и падает зрение. Каждый четвертый приобретает хронические заболевания, такие, как гастрит, нервно-психические расстройства. На 1 января 2001 г. на 4% увеличилось количество детей, занимающихся в специальных группах. Две трети выпускников школы ограничены по состоянию здоровья в возможностях выбора будущей профессии. В итоге, тенденции к ухудшению здоровья из-за непомерных нагрузок, к падению уровня образованности в стране и самого качества образования привели к необходимости реформирования школьной системы образования. Для ликвидации перегрузок с 1 сентября 2002 года школы перешли на 5-дневную учебную неделю.
Однако это не касается новых учебных заведений (гимназий, лицеев), школ и просто классов с углубленным изучением предметов. Введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности. Учебная нагрузка сокращена на 10%. Обязательная недельная нагрузка снижена на 29 учебных часов, а учебные программы - на 20%. Школа в целях улучшения образования и перераспределения нагрузки переходит на 12-летнее обучение. Качество же образования будет повышаться за счет создания дифференцированной образовательной среды. Планируется в перспективе начать широко вводить учреждения типа «школа-детский сад». Остается, конечно, куча нерешенных проблем, связанных со сложностью восприятия новой балльной системы, ведения обучения на белорусском языке и улучшение учебного материала. Но будем надеяться, что сложности постепенно будут преодолены. В любом случае наше государство наконец-то осознало ту истину, что нет ничего важнее, чем здоровая и образованная нация.
Редкий белорус избежит
кариеса
Все жители Беларуси с рождения подвержены неприятной зубной болезни – кариесу. Об этом в среду на пресс-конференции, состоявшейся в национальном пресс-центре, сообщил заведующий лабораторией питьевого водоснабжения и санитарной охраны водоемов ГУ «НИИ санитарии и гигиены» Валентин Дробеня. Все дело в той воде, которую мы потребляем. Оказывается, что белорусская вода не обладает достаточным количеством такого элемента, как фтор, благодаря которому зубы защищены от болезненных бактерий и микробов. Все бы ничего, ведь можно восстанавливать необходимое количество полезного элемента, которое мы не получаем от природы, используя специальные высококачественные зубные пасты. Однако загвоздочка выходит. Основная масса гигиенических средств, продающихся на наших рынках и в магазинах, хоть и упакована в красивые коробочки и обертки с логотипами самых известных фирм, вряд ли соответствует действительным стандартам качества. Получается, стоматолог - одна из самых выгодных профессий в Беларуси.
Кроме того, специалист подчеркнул, что по-прежнему напряженной остается ситуация с качеством питьевой воды в трех крупнейших городах республики: Минске, Гомеле и Гродно. Эти населенные центры приходится частично снабжать из поверхностных водных источников. Следствием такой ситуации стала недавняя вспышка инфекционных заболеванеий в Гомеле. Единственная возможность избежать повальных болезней – «жестокая» хлоризация. Другого эффективного метода дезинфекции в Беларуси пока не придумали, а из наших кранов по-прежнему продолжает сочиться некая жидкость, водой которую назвать трудно. Ну что ж, можно хотя бы копить деньги на путевки в Трускавец или Карловы Вары – камни из почек выбивать.
Для того, чтобы не «давиться» хлорированной и просто грязной водой, необходимо постепенно переходить на артезианские источники водоснабжения. Понятно, что дело это довольно дорогостоящее, но возможное. Так, первой ласточкой в этом направлении стал Полоцк: люди там пьют уже чистую воду. Вместе с тем, как объяснил Валентин Дробеня, очень плохи сегодня дела в регионах. По данным экспертиз, допустимый уровень нитратов в воде, взятой из многих деревенских колодцев, превышает допустимую норму в двадцать раз. Причина в интенсивном использовании полевых удобрений. Единственным спасением для людей могут стать лишь личные фильтры, применяемые для очистки питьевой воды.
Принудительная дехусейнизация
Кассиопея БЕЛЬВЕДЕРСКАЯ,
гадалка по газетам и TV
Когда вы будете читать эти строки, на Ирак, одну из колыбелей человеческой цивилизации, вполне возможно уже будут падать американские ракеты и бомбы. Двое суток, данных президентом США Джорджем Бушем-младшим Саддаму Хусейну для того, чтобы с сыновьями покинуть Ирак, уже истекли. Багдадский диктатор, как и все диктаторы, - человек с характером. Страну он не покинул. Сыновья тоже не кинулись в бега.
Зато уехали наблюдатели ООН. Между нами говоря, делать им здесь и впрямь уже нечего. У США практически не осталось возможности уйти с Ближнего Востока без потери лица, не избавившись от Саддама Хусейна.
Да и меркантильные интересы прибавляют воинственности и прыти. Нефть в Ираке, которой Штатам нужно очень много и по дешевой цене, по своему составу близка к готовому дизельному топливу. Не то, что венесуэльская, похожая на густую грязь, – намучаешься, пока перегонишь. Кроме того, военно-промышленный комплекс, как древние боги Ассирии и Вавилона, требует человеческих жертв. Ибо без врагов затраты сотен миллиардов долларов на производство высокотехнологического оружия – кощунственная расточительность, а с врагами – высокопатриотичное сверхдоходное занятие. К тому же любое оружие требует полигона. Ирак на эту роль вполне подходит.
Между нами говоря, непосредственной цели США скорее всего добьются. Режим Саддама Хусейна падет. После этого интерес мирового сообщества к тому, было ли у него оружие массового поражения, станет чисто академическим. Мир давно уже сошелся на том, что Америке нужна голова багдадского диктатора - и ничего более. Полигонные испытания нового оружия для бесконтактной войны к тому моменту уже будут закончены, угробив тысячи жизней. А цены на нефть снизятся сами по себе – из-за поступления на мировой рынок большого количества «черного золота» из Ирака. Ежели, конечно, Саддам Хусейн не подорвет скважины, вышки-качалки и нефтепроводы. Тогда цены взлетят еще круче.
Последствия этой войны просчитать до конца сейчас невозможно. Но многое уже ясно. В мире усилится исламский фактор. Причем в очень опасном своем проявлении. Как бы московский «Норд-Ост» не повторился в Лондоне и других европейских столицах, где огромные мусульманские диаспоры. Да и в Штатах едва ли не каждый третий негр совершает намаз.
Совершенно очевидно, что все издержки войны – финансовые, политические, моральные – лягут на США. Никто уже не сомневается, что силовое решение иракской проблемы навязано мировому сообществу с сильным выкручиванием рук. И если не заладится «антитеррористическая операция», если послевоенное устройство Ирака пойдет вкривь и вкось, если забурлит арабо-мусульманский мир, то американскому президенту Джорджу Бушу-младшему придется отвечать за это практически в одиночку.
Ну и бес с ним, пусть отдувается. Но неудача в Ираке стала бы концом всемирной антитеррористической коалиции, в которой участвует и Россия. Это нанесло бы ущерб авторитету Кремля и президента Владимира Путина накануне выборов. Москва сейчас ищет золотую середину, нащупать которую очень нелегко. Если довести дело до прямого противодействия американским военным планам, то сильно пострадают с таким трудом налаженные отношения с Вашингтоном. А коли подобно болгарам и чехам «лечь» под американцев, то в благодарность можно получить от них только широкую белозубую улыбку, а от значительной части своих соотечественников – упреки в слабости и в забвении национальных интересов.
Между нами говоря, Россия сейчас включилась в шахматную игру, где ставки очень высоки. С одной стороны, ей нельзя провоцировать разрыв своих особых отношений с Соединенными Штатами, которые установились после атаки террористов на Нью-Йорк и Пентагон 11 сентября 2001 года. С другой стороны, более 60 процентов российской внешней торговли приходится на Европу. Ведущим торговым партнером является Германия, активно выступающая против войны в Ираке. Немаловажно и то, что наибольшая доля внешнего долга России тоже приходится на долю Германии. Европа, а не США, является главным источником иностранного капитала для российской экономики. Именно евро, а не доллары, стали основой ее развития. И это Кремлю со счетов не сбросить.
В мире сейчас разворачивается действие гигантского театра абсурда. Роют копытами от нетерпения быстрее ввязаться в драку США и Великобритания. Нетерпелив и испанский премьер Хосе Мариа Аснар. Примкнув к великим, он стремится быстрее ввести свою провинциальную страну в клуб избранных. «Чтобы с ней считались», - любит повторять новоявленный конкистадор.
Сюрреализмом на этом фоне выглядит методичное уничтожение Багдадом своих боевых ракет и одновременное объявление Саддамом Хусейном военного положения в стране. Равно как и донкихотством все более кажутся многотысячные демонстрации противников войны. Полмиллиона человек вышли в выходные дни на улицы Мадрида, 300 тысяч – Барселоны, 250 тысяч – Монреаля. Крупные манифестации состоялись в Берлине, Париже, городах США.
Зато субботняя антивоенная акция в Москве собрала лишь около тысячи манифестантов. Даже парад в честь ирландского святого Патрика собрал народу побольше.
Отсюда два вывода. Первый: Россия, как всегда, если и подключится к переделу мира, то последней. Второй: хорошо, что Беларусь – суверенная страна.
Между нами говоря…
|