ГЛАВНАЯ | ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL


ЛЮДИ

Неприятная работа

Соня Суденкова

Честно говоря, никаких претензий к контролерам у меня нет. Я как человек сознательный, а скорее просто боясь позора задержания, проездной покупаю регулярно. Но когда встал вопрос о непопулярных профессиях, первое что пришло в голову - контролер. И я пошла в контролеры…

7.55. Бегу. Потому что опаздываю, а мне еще метров 500. Никогда не была спринтером. Но ведь 10 минут опоздания - это немного? 5 женщин-контролеров уже получили накладные и путевку и ждут только меня. Знакомство - и погрузка в спецавтобус, маленький такой, со шторками. По дороге заезжаем еще за милиционером (оказывается, существует специальный взвод по охране правопорядка в транспорте). По дороге обсуждаем форму (с августа 2002 года контролеры обязаны работать только в ней). Мало того, что она не греет, так еще в других общественных местах вызывает ненужный ажиотаж. «Мне сегодня по дороге на работу в вагоне метро 3 человека проездные показали,» - рассказывает одна из контролеров. Настороженное отношение ко мне постепенно проходит, но дамы все еще неодобрительно поглядывают на мои ботинки на высоких каблуках и легкую куртку.

8.20. Прибываем на место. Остановка на улице Богдановича. Все точно знают, что им делать, только у меня все усиливается ощущение, что я просто мешаю людям работать, метаясь между автобусиком и остановкой.

8.27. Отловлен первый «заяц». Им оказывается молодая девушка. По-моему, если бы она была не на каблуках, то дала бы деру, как только ее вывели из троллейбуса. Штраф платить она не пожелала и составлять протокол тоже. Но появление рядом милиционера убедило ее, что лучше пройти в салон автобусика, чем скандалить на улице. Там она натягивает милую улыбку и всячески выказывает желание сотрудничать, «только вот документов у нее нет», и вообще «она еще школьница». «Нет, справки нет», «да я всего лишь одну остановку проехала», «вину осознаю и готова купить льготный талончик».

После того как девушка выходит, я решаюсь поинтересоваться, действительно ли она школьница. Догоняю, спрашиваю, и меня с той же милой улыбкой и культурно (на Вы) посылают по всем известному адресу. Ну, зато я ощутила, что значит быть соляным столбом. Только обида осталась и недоумение: «КАК ТАК МОЖНО?!!»

В следующие полчаса протокол составили еще на семерых. Поразил молодой человек, который был абсолютно спокоен и требовал, чтобы побыстрее оформили протокол. Дескать, опаздывает. Улучив момент, когда нас никто не слышал, он объяснил, что протокол – это не страшно: «Вот напишут, я выйду, порву и выброшу в урну. Не станут же судебные исполнители ради такой мелочи меня по Минску искать. Проверено неоднократно».

9.10. Принято решение поработать на линии. Это значит зайти в один троллейбус, проверить документы, выйти и зайти в следующий. И все это на ходу. В пятом по счету троллейбусе нас ожидал грандиозный скандал в виде не желающей платить безбилетной пассажирки. Казалось, что еще чуть-чуть и женщина полезет в драку, но ее уговорили, и штраф был уплачен. Однако сопровождался этот процесс проклятиями и пожеланиями скорейшей смерти. Второй скандал за час – это слишком. Контролеры грустно шутят, мол, деньги на смерть им уже давали, на гроб тоже, вот только до венка еще никто не додумался. Из этой поездки запомнился улыбчивый дяденька, который при нашем появлении вскочил, быстро пробил билет, а потом, спокойный, сел на место. При проверке оказалось, что билет пробит повторно. А дяденька все оправдывался: «Ну не видел я, что он использованный». Должна сказать, что отпущенных восвояси было все же больше, чем оштрафованных.

10.30. Позорное бегство. Во-первых, замерзла я, во вторых – ноги болят. Вот попробуйте час двадцать только и делать, что входить, выходить и балансировать в едущем транспорте. Уверена, что, помимо натруженных ног, Вы еще ощутите сочувствие к контролерам. А там недалеко и до уважения.
В конце концов, кто-то же должен делать и такую работу.


Жить и помнить ХАТЫНЬ

Артур Тимошенко

Всубботу 22 марта исполняется ровно 60 лет одной из самых печальных страниц в истории нашей родины – трагедии в Хатыни. Деревня Хатынь Логойского района Минской области была далеко не единственной, стертой с лица земли немецкими оккупантами. Но так уж получилось, что слово «Хатынь» понесло в века гнев, боль и скорбь всех сожженных белорусских деревень, пепел тысяч уничтоженных советских людей.

Весной 1943 года батальон немецко-фашистских карателей окружил деревню. Согнав всех жителей в сарай, гитлеровцы заперли дверь, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли его. Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели расстреливали из автоматов. Хатынская земля потемнела от крови, задохнулась от людских страданий. 149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них - 75 детей. Деревню каратели разграбили и сожгли. Лишь три человека – 7-летний Витя Желобкович, 12-летний Антон Барановский и деревенский кузнец Иосиф Каминский - вышли живыми из огня. Они выжили, чтобы обличить кровавое лицо фашизма, еще и еще раз сказать войне «нет!»

Простые скульптурные формы, отмечающие места пепелищ, обелиски- звонницы, памятные стелы объединены в отдельные ансамбли («Хатынский набат», «Дымы Хатыни» и др.). На входящем в состав мемориала «Кладбище деревень» 30 июня 1969 года были захоронены урны с землей 185 сел и деревень Беларуси, уничтоженных захватчиками вместе с жителями и не возродившихся после войны.

И теперь, спустя более 50 лет, когда разрушительное XX столетие осталось в прошлом, но абсолютного мира на планете еще нет, нам в очередной раз необходимо задуматься над словами напутствия, оставленными жертвами Хатыни: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

P.S. В последнее время представители Германии все чаще обращаются к белорусской стороне с просьбой увековечить память своих солдат путем создания кладбищ на местах массовых захоронений. Как сообщили корреспонденту «ЭН» в Белорусском общественном объединении ветеранов, эта организация выступает за широкое сотрудничество с немецкой стороной в различных областях, но категорически против подобной инициативы.

Мы бы хотели узнать и Ваше мнение относительно данной проблемы. Стоит ли разрешить германской стороне создавать на территории Беларуси мемориалы в память о погибших воинах немецкой армии? Ведь среди погибших были не только сторонники фашизма, но и простые солдаты, по своей воле или по принуждению участвовавшие в захватнических операциях.


«Упакованные» квартиры

Оксана ЯНОВСКАЯ

Каждое седьмое преступление, зарегистрированное в милицейских сводках, – квартирная кража. Можно ли уберечься от «домушников»? Об этом беседа нашего корреспондента с начальником криминальной милиции УВД Администрации Первомайского района Минска майором милиции Владимиром Рудишкиным.

- Квартирные кражи совершаются в любом доме. В многоэтажках с тамбурной системой воры проникают в квартиры, взламывая двери или открывая их с помощью отмычки, - говорит Владимир Леонидович. - В малоэтажных домах обязательно найдутся 2-3 незапертые двери. А в прихожей всегда есть чем поживиться: одежда, дамские сумочки, барсетки.

- Квартирные кражи чаще происходят спонтанно или все-таки это промысел устойчивых преступных групп?

-
Если проанализировать те преступления, которые уже раскрыты в нашем районе с начала года, то можно сказать: 50 на 50. Давайте остановимся на спонтанных квартирных кражах. Несмотря на то, что их совершают дилетанты, это - достаточно сложно раскрываемое преступление. Приведу примеры самых типичных спонтанных краж. Пригласили в гости малознакомого человека, вместе выпили, потом не обнаружили ценных вещей. Приходят заявлять о краже: очевидно, что украл Вася. Но ни фамилии, ни места работы, ни телефона этого Васи никто не знает. И даже неизвестно, Вася ли он на самом деле. Нередко мужчины, отправив жену на отдых или в командировку, приглашают домой девиц легкого поведения. А они могут не удержаться и унести с собой одно-другое колечко жены да еще какие-нибудь ее вещи. Сложность этих краж в том, что, как правило, заявлять супруги приходят вместе. И, естественно, муж в присутствии жены рассказывает совсем другую историю, более того, в квартире уже убраны следы «пира». Оперативники вынуждены тратить время не на поиск злоумышленницы, а на добычу достоверной информации от потерпевшего. Кражи в подростковой и молодежной среде тоже можно отнести к спонтанным. Здесь сложность в том, что либо дети сами украли у родителей, и те просто не могут в это поверить. Либо в том, что после молодежной вечеринки подозреваемых человек 5-10. А крадут обычно вещи, от которых легко избавиться.

- А как же спланированные квартирные кражи? Один ваш коллега утверждал, что в этом случае главное действующее лицо – наводчик.

-
Я полностью согласен с мнением коллеги. Нередко наводчик является не только простым информатором о том, где что плохо лежит, но и организатором преступной группы. Наводчик – фигура наименее доступная для правосудия. Его, как правило, не «сдают». Но вот ведь и наводчики остались бы не у дел, если бы граждане меньше рассказывали о своем благополучии. Кто тянет человека за язык говорить о том, что «еще полштуки баксов - и куплю тачку». А наводчик слушает и думает: а зачем ждать, когда ты их соберешь, нам и этого хватит. На памяти любого «опера» (и я не исключение) – уголовное дело, когда пустое хвастовство стоило человеку жизни.

- Ни один из воров не открывает музея украденных вещей, а все продает. И ведь находятся покупатели, хотя и предусмотрена ответственность за скупку краденых вещей.

-
Скупка краденого – очень больной вопрос. Дело в том, что наказывается в уголовном порядке только скупка заведомо краденных вещей. То есть продавец должен рассказать о происхождении вещи. Никто, конечно, не скажет, что вещь краденая. Вы возразите: а где логика – никто не будет откровенно дешево продавать дорогую вещь, поэтому о происхождении говорит, даже кричит цена. Но такова буква закона. К сожалению, пока наши граждане недостаточно щепетильны. Но понести финансовые потери в случае приобретения краденой вещи они могут. По закону, если установлено место нахождения краденой вещи, она подлежит изъятию и возвращению законному владельцу. Естественно, МВД не компенсирует ее стоимость. Но вот выдавать такие вещи граждане не торопятся. Мы объясняем, что вещи пропали после разбойного нападения, завершившегося убийством, поэтому подлежат добровольной выдаче и изъятию. А любителю приобретать краденое все равно, что из-за ювелирного украшения убили человека.

- Если уж не удалось уберечься от квартирной кражи, и человек видит приоткрытую дверь своей квартиры, как правильно себя вести?

-
Ни в коем случае нельзя входить в квартиру: как бы ни были дороги человеку вещи, жизнь – дороже. Типичный вор не хочет никого убивать. Но если в квартиру войдет хозяин, то, испугавшись, он может причинить телесные повреждения разной степени тяжести, которые могут даже привести к смертельному исходу. Поэтому надо перестраховаться: предположить, что воры еще в квартире. Если есть мобильный телефон, то отойти от квартиры на достаточное расстояние, чтобы в ней не услышали разговора и вызвать милицию. Или обратиться к соседям. Мобильные милицейские наряды прибывают по вызовам в течение 3-5 минут.

- Несколько лет назад обворовали квартиру моих соседей. Почему-то другие соседи им не сочувствовали. Наоборот, рассуждали о том, что «злодеи знают, куда идти: у этих добра не меряно». Что-нибудь изменилось в людях, или по-прежнему обворованная квартира соседа – самая большая радость?

-
Бог судья тем, кто радуется чужому горю. Но как милиционер скажу, что никакого героизма от соседей не требуется. Просто, если в доме «прозванивают» квартиры, надо сообщить по телефону в милицию. Если видите, что незнакомые люди выносят вещи, тоже позвоните. И не покупайте краденого, потому что ценой чужого горя невозможно достичь собственного благополучия.

- Как часто, раскрыв квартирную кражу, возможно вернуть имущество потерпевшим?

-
Как вы правильно заметили, воруют, чтобы продать. Стопроцентное возмещение возможно, если задержали прямо с поличным. Например, наряд милиции остановил подозрительных граждан с баулами. Есть шансы полностью возместить ущерб, если кража раскрыта по «горячим следам». Здесь важно, как быстро после обнаружения кражи гражданин обратился к нам, как реагируют соседи: ничего не видел или все-таки видел. Я не могу сказать, что все радуются чужому горю. Недавно мои сотрудники раскрыли квартирную кражу благодаря ценным свидетельским показаниям водителя такси. И более того, он в своей машине возил «оперов» по адресам, куда заезжали воры.

- Владимир Леонидович, а правда, что люди по-прежнему кладут ключи под коврик и пишут записки, во сколько придут домой.

-
Таких историй не припомню. Есть другая напасть. В учебных заведениях из карманов курток, хранящихся в гардеробе, или из портфеля во время занятий по физкультуре, похищают ключи от квартиры. Был случай, когда на первой перемене похитили ключ, во время второго урока наведались в квартиру к однокласснику, прихватили ценные вещи и на третьей перемене вернули ключ в карман куртки. Поэтому надо следить за ключами, чтобы посторонние не имели к ним доступа. А если уж потеряли ключи, то надо срочно менять замки. А лучше всего установить охранную сигнализацию.


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz