ГЛАВНАЯ | ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL


ЭКОНОМИКА

БУДЕТ ЛИ ПРОФЕССОР ПОЛУЧАТЬ $1000?

Елена РЯБЦЕВА

      Похоже, у лучших представителей белорусской профессуры появились надежды на получение зарплаты более, чем в $1000. По крайней мере, такие цифры Постоянная комиссия по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания РБ прописала в проекте Закона о государственной поддержке инновационной деятельности. Причем это только часть революционных предложений, которые, как считают парламентарии, существенно повлияют на развитие образования и науки в нашей стране.

     В целом, речь идет о том, чтобы прописать в законах о высшем образовании, о научной деятельности и о государственной поддержке инновационной деятельности такие моменты, как улучшение материально-технической базы в высших учебных заведениях, повышение зарплаты преподавателям и ученым, снятие квот для частных вузов, обязательное наличие научной степени у преподавателей-лекторов, а также более жесткий подход к присваиванию научных званий.

     Мнение членов Постоянной комиссии по образованию относительно зарплаты сводится к тому, что преподаватель вуза должен получать в полтора раза выше, чем работник промышленности. Средняя зарплата профессорско-преподавательского состава сегодня составляет 325 тысяч рублей, научного работника - 270, в среднем по образованию - 184. В то же время в промышленности средняя зарплата составляет 253 тысячи белорусских рублей. Как считает председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания РБ Игорь Котляров, когда научный работник зарабатывает в два раза меньше, чем столяр, за белорусскую науку становится обидно. По его мнению, низкий заработок является основной причиной оттока научных кадров за рубеж: "Мы считаем, что если в Беларуси лучшие ученые будут получать 1.000-2.000 долларов в месяц, они никогда не поедут ни в США, ни в ФРГ, потому что такая зарплата даст им возможность нормально жить и продолжать свою научную деятельность на Родине". На закрепление лучших умов, талантов в республике как раз и будет направлен Закон о государственной поддержке инновационной деятельности. Согласно этому документу, планируется решить проблемы материального обеспечения ученых, в том числе за счет ежегодных отчислений в виде 10% от прибыли внедренной в промышленность разработки. По скромным подсчетам, это от 1.000 до 10.000 долларов. Методы расчета эффекта от изобретения предполагается решать уже на уровне подзаконных актов. Вместе с тем, члены Постоянной комиссии по образованию предлагают прописать в законодательных актах четкую интернационализацию белорусского образования и застраховать наши дипломы от непризнания со стороны западных стран (к чему, в частности, стремится сегодня Польша). Эту проблему предлагается решить сразу на уровне Евросоюза и ПАСЕ.

     Хотя белорусское образование находится в настоящее время на очень высоком уровне, что признается и зарубежными учеными, в то же время сохраняется огромное количество проблем, которые надо решать. Сегодня только каждый 20-й выпускник аспирантуры защищает диссертацию. В частных вузах 50%, а в государственных 20% преподавательского состава (каждый пятый преподаватель) не имеют степени. Для справки: сегодня в белорусских вузах работают более 14 тысяч человек профессорско-преподавательского состава и около 2 тысяч научных работников, в том числе 868 докторов и почти 5.700 кандидатов наук. Кадровый потенциал высшей школы составляет более 40% численности ученых республики. Законодательным путем планируется закрепить норму о том, чтобы право читать лекции имели только профессоры и доценты, а звание "профессор" присваивалось только докторам, "доцент" - только кандидатам наук. Иными словами, речь идет о том, чтобы запретить 50% преподавателей в частных вузах и 20% в государственных осуществлять лекторскую работу.

     Третья задача, решение которой планирует лоббировать Постоянная комиссия по образованию, касается ситуации с частными вузами. По мнению Игоря Котлярова, Министерство образования как-то "непонятно" относится к этим учебным заведениям. "Мы считаем, что частные вузы выполняют очень важную социальную функцию в обществе. Мы добились в статье № 18 Закона об образовании, чтобы выпускники частных вузов получали дипломы государственного образца. Теперь мы просим Министерство образования, чтобы оно ужесточило контроль за качеством образования, и в то же время мы будем однозначно требовать от Министерства образования и от Министерства юстиции снять квоты, которые эти два ведомства установили для частных вузов. Кроме того, мы будем добиваться, чтобы людям, которые преподают в частных вузах, стаж работы засчитывался как педагогический, что в настоящее время не делается.

     Кстати, вопрос о преподавательском стаже обсуждается с Министерством труда и социальной защиты уже более 2 лет и не находит положительного решения до сих пор. Комиссия по образованию возлагает некоторые надежды на Совет Министров, куда был направлен очередной официальный запрос, который будет озвучен на отчете правительства перед депутатами в следующую пятницу.


Правительство укрепило позиции

Фома ПЕРЕПЕЛКИН,
счетовод-любитель

     Правительство Геннадия Новицкого хоронят с первых дней его формирования. Поначалу слухмейкеры отводили ему всего одну зиму жизни. Но вот уже завершилась и вторая, а кабинет министров все живет и работает.

     - Недолго ему осталось, - вновь пророчат в прессе и в чиновничьих кабинетах все те же «знатоки». – В конце апреля будет отчет у Президента по итогам первого квартала. И уж тогда…

     Вынужден разочаровать такого рода распределителей высоких должностей: и после отчета у Президента правительство уцелеет. Потому как результаты социально-экономического развития страны в январе-марте значительно лучше, чем были год назад, когда глава государства отправил в отставку министра здравоохранения и руководителей четырех концернов. Они выгодно отличаются и от итогов прошлого года.

     В минувшем квартале производство валового внутреннего продукта (ВВП) выросло в Беларуси на 5,6 процента по сравнению с прошлогодним январем-мартом. Собственно, этим все сказано. Правительство, способное обеспечить такое ускорение за столь короткий срок, в отставку может послать только политический самоубийца. К коим Александр Григорьевич Лукашенко уж никак не относится.

     ВВП потянули вверх промышленность, транспорт, торговля и сфера услуг.
     Белорусская индустрия выросла в первом квартале на 6,7 процента. Особенно заметен прогресс в производстве сахара, которое увеличено более, чем на четверть, в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, прибавившем в выпуске продукции почти восьмую часть, в химии и нефтехимии, изготовлении строительных материалов, где прирост произошел на десятую часть к уровню первого квартала прошлого года.

     Есть улучшения и в качестве экономического роста. Повысилась рентабельность реализованной продукции. В целом по промышленности она оставила 10,5 процента, или на 3 процента выше, чем было в январе-феврале прошлого года. Отрадно, что более прибыльно стали работать индустриальные флагманы Беларуси. У Министерства промышленности рентабельность выросла с 8,4 до 10,5 процента, а у концерна «Белнефтехим» и вовсе с 18,5 до 28,7. И после этого кто-то удивляется, что Президент и правительство не торопятся продавать новополоцкие «Нафтан» и «Полимир»?!

     В пользу нынешнего года и запасы готовой продукции. Год назад они составляли 76,6 процента среднемесячного объема производства, сейчас – 73. Важно еще и то, что предприятия не просто сбывают продукцию, а все больше продают ее за деньги. Доля неденежных расчетов в выручке сократилась с 32,9 процента в прошлом году до 26,9 в нынешнем. А это – оборотные средства производителей, вовремя выплаченные зарплаты, налоги государству…

     Недаром доходная часть консолидированного бюджета выполнена на 104,6, в том числе республиканского – на 103,1, местных – на 105,6 процента. Задолженность по платежам в казну составила 103 миллиарда рублей. Это всего 0,9 процента к годовому плану доходов. За март недоимка снижена сразу на 191 миллиард рублей, или почти на две трети.

     Бурно прогрессировал в первом квартале транспорт. Грузооборот в стране вырос на 13,6, а на железной дороге – на 14,8 процента в сравнении с январем-мартом прошлого года. Кажется, происходит возрождение белорусской авиации. Ею перевезено грузов почти в 2,5 раза больше, чем за аналогичный прошлогодний период. На четверть вырос экспорт транспортных услуг. Страна начала наконец кормиться от своего уникального географического положения. Платы за проезд по автомагистрали Москва-Брест собрано больше опять-таки на четверть.

     Не очень вяжется с образом загнанного нуждой белоруса, который часто возникает на страницах газет и в речах политиков, рост розничного товарооборота за квартал более чем на 11 процентов. Мы, бедолаги, за три месяца, оказывается, купили товаров без малого на 3 триллиона рублей, или на 1,5 миллиарда долларов. Прибавим сюда еще почти 900 миллиардов рублей, или 450 миллионов долларов, потраченных на платные услуги. В итоге получается по 65 долларов на душу населения в месяц. Что по нынешним временам, да в сравнении с некоторыми «республиками-сестрами» бывшего СССР, очень даже неплохо.

     Рост розничного товарооборота и увеличение объема платных услуг тесно связаны с ростом покупательной способности населения. Мы, конечно, все хорошо помним резкий прыжок в начале года тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Уровень инфляции в январе подскочил до 4,3 процента. Но в феврале он был снижен до 1,9, а в марте – до 1,8 процента. Заметного роста потребительских цен в эти месяцы уже не происходило. В то же время были повышены зарплата, пенсии, пособия на детей и стипендии студентам. Вот и получилось, что рост доходов населения превысил темпы инфляции.

     А поскольку люди стали больше покупать, промышленность тут же стала производить больше товаров. Если сравнивать их выпуск с первым кварталом прошлого года, то он выше на 8,2 процента. Причем продовольственных – на 11,6, а непродовольственных – на 5,7 процента.

     В январе-феврале почти на треть вырос белорусский экспорт, если сравнивать с началом прошлого года. Что лично меня особенно радует, так это его увеличение более, чем наполовину, за пределы СНГ. Значит, отечественная экономика завоевывает новые рынки сбыта и уменьшает свою зависимость от России. Хотя тамошний рынок Беларусь тоже не потеряла, а расширила свое присутствие на нем сразу на 14,2 процента. Добрая весть – восстановление торговых отношений с Украиной. Экспорт в эту страну увеличен почти на треть.

     В сельском хозяйстве объемы производства выросли на 1,2 процента. Но в не раз руганных колхозах и иных крупных аграрных организациях они увеличились в сравнении с прошлогодним январем-мартом на 3,3 процента, а в личных подворьях крестьян и у фермеров настолько же уменьшились. Скот здесь по разным причинам порезали, а значит меньше стали получать молока и мяса. Так что, как ни крути, а будущее белорусской деревни - за крупнотоварным производством.

     В целом же из 16 важнейших показателей социально-экономического развития страны выполнены 12. Год назад их было шесть, по итогам прошлого года – восемь.


Белорусский пиар,
или «У меня новый галстук, и я сейчас скажу что-нибудь важное»

Валерия БАБАНКОВА

      Вот уже почти 200 лет прошло с тех пор, как Томас Джефферсон впервые упомянул словосочетание public relations в черновике своего обращения к конгрессу. Тем не менее, исследование, проведенное три месяца назад, выявило, что 80% органов СМИ имеют ошибочное представление о том, что такое PR. Это-то и послужило поводом к проведению в Минске открытого семинара «Этические и профессиональные стандарты в области PR». Организатором полезного мероприятия выступила кафедра технологий коммуникаций факультета журналистики БГУ при поддержке Белорусского института PR (Белорусского института общественных связей).

     Сразу заметим, что на данном мероприятии ничего необычного собравшиеся журналисты так и не услышали. Миллионы одинаковых определений не позволили получить адекватного представления о PR. Звучали весьма неконкретные, расплывчатые формулировки, состоявшие в основном из обработанных вариаций определения Сэма Блэка («PR – искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности»). Многие выступающие, видимо, не очень увлеченно слушали своих предшествующих ораторов, и поэтому зачастую повторялись одни и те же фразы. Время от времени задавались редкие вопросы. Повышенное внимание было уделено тому, что не есть PR. В общем, запоминайте, «настоящий», «честный» PR:
     - ничего не рекламирует;
     - не заставляет купить;
     - не обманывает;
     - не манипулирует;
     - не скрывает и не «подтасовывает» факты;
     - не использует лживые сомнительные средства и ловкие трюки;
     - не применяет технологии зомбирования.

     Частенько возникает путаница: PR то считают скрытой формой рекламы, то отождествляют с пропагандой, агитацией и т.п. Так вот, PR, неоднократно подчеркивалось выступающими, уважительно относится к общественности, в отличие от утилитарной и прагматичной рекламы. Не будем все же идеализировать PR, делая акцент лишь на «решении коммуникативных проблем» и «поиске общественной гармонии».

     PR формирует благоприятный образ объекта (организации, товара, личности, идеи, услуги и т.д.), а после аккуратно внедряет его в общественное сознание, получая заданные знания, убеждения и действия.

     Немного разнообразил монотонное чтение докладов-близнецов интересный и динамичный видеосюжет ТО «Глянец» под названием «PR-технологии как они есть» и выступление Игоря Соколова, председателя совета Белорусского института общественных связей, начавшееся фразой : «У меня новый галстук, и я сейчас скажу что-нибудь важное».

     Выяснилось, что большинство белорусских предприятий, будучи заинтересованными в получении сиюминутной прибыли, предпочитают «пиарную» бесконечную назойливую рекламу, преследующую задачу немедленной продажи товара любыми средствами. Доброе имя и репутация фирмы отодвигается на задний план. А ведь имидж, если им не заниматься, формируется стихийно или, что еще хуже, его формируют конкуренты.

     Профессия «пиарщика» не вызывает доверия, поэтому в большинстве случаев специалиста по связям с общественностью заменяет менеджер по рекламе или менеджер по маркетингу. Социологический опрос, осуществленный кафедрой технологий коммуникаций факультета журналистики БГУ, выявил, что на 53% крупнейших предприятий РБ связью с общественностью вообще никто не занимается (один из полученных овтетов на вопрос: «Почему?» - «А мы известные, нас и так все знают»).

     Бесконечное повторение одних и тех же слов и словосочетаний заставило зрителей все чаще бросать взгляды в ту сторону, где суетливые официанты оперативно наряжали столики. Едва дождавшись первой кофе-паузы, участники семинара поспешили к столикам с провизией, старательно делая вид, что вовсе не голодны, типа «мы тут мимо проходили». После парочки кофе-брейков от слушающих журналистов остались студенты и собственно докладчики.

     Выступающие все же пришли к выводу, что современный PR-специалист может не иметь специального гуманитарного образования. PR возник на стыке таких наук, как психология, логика, этика, информатика, менеджмент, маркетинг, поэтому хорошему PR-специалисту нужны знания во многих дисциплинах. Помимо этого обязательно наличие здравого смысла, разумных суждений, умения связно излагать свои мысли, склонность к конструктивному мышлению, обладание управленческими навыками и модным нынче словом «креативность». Поле деятельности PR-специалиста обширно – обеспечение представителей различных социальных структур постоянным контактом со СМИ через непрерывный поток пресс-конференций, презентаций, распространение собственных материалов, пресс-релизов, годовых отчетов, организацию службы информации и т.д.

     Некоторые высказывания докладчиков были очень познавательны. Ирина Крылович, выпускающий редактор газеты «Белорусский рынок», призналась, что за семь лет вообще не встретила «белого» PR, в то время как Валентин Лопан, президент Агентства деловых связей (АДС), говорил о том, что в области PR-бизнеса мы на пять лет впереди России.

     Особенно стойкие товарищи, дождавшиеся-таки конца мероприятия, были вознаграждены бокалом шампанского, за коим и обсудили положение PR в Беларуси и результаты семинара. Подведем итоги словами Игоря Соколова, выразившего надежду, что понимание, что такое PR, придет к нам все-таки раньше, чем мы успеем состариться.


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz