СОЦИУМ
В Беларуси запретят Гарри Поттера? С такой инициативой выступает Гродненская епархия белорусской православной церкви
Олег УЛЕВИЧ
     
В гродненских православных храмах раздают листовки о деструктивном воздействии историй про маленького волшебника. Священники убеждают прихожан, что все это антихристианские вещи, а книга – наставление по магии, в которой есть самые настоящие заклинания.
Чтобы узнать, что подтолкнуло гродненских православных на этот шаг, мы позвонили секретарю епархиального управления. «Церковь повсеместно выступает против Гарри Поттера. Просто не все это знают. Если вы зайдете на любой православный сайт, вы увидите мнения богословов и священнослужителей: они крайне отрицательны…» На этих словах связь с Гродно мистически прервалась. Повторно связаться не удалось.
     Вместе с тем белорусская православная церковь официальной позиции по волшебнику Поттеру не имеет. «Вопрос не настолько велик, чтобы церковь имела по этому поводу специальное суждение. У нас свобода совести – каждый волен иметь свое мнение. Но известно, что церкви Беларуси негативно относятся к этому произведению. В епархиях и приходах белорусской православной церкви люди осуждают его», – заявил пресс-секретарь Белорусского Экзархата Андрей Петрашкевич.
     Настоятель Свято-покровской церкви в деревне Мильковщина, что на Гродненщине, отец Александр убежден, что «эта проблема стоит только в городах. На селе дети думают, как покушать, а не о волшебниках. Мы только начинаем эту кампанию. Было бы хорошо, если бы государство ввело какие-либо санкции против «поттеромании». Мы будем просить об этом наше правительство».
     А КАК У НИХ
     Голландский пастор отслужил детскую мессу в стиле Гарри Поттера.
Преподобный Джорис Риддербос оделся в костюм волшебника и попросил детей прийти на мессу в одежде героев популярной книги.
     Священник заявил, что маленький волшебник напоминает ему Иисуса Христа. Многое в книге напоминает библейские сюжеты. Там есть говорящая змея, волхвы, а сам Гарри - такой же послушный мальчик, каким был Иисус.
Пастор заявил, что он не собирался поднять престиж церкви, обратясь к сверхпопулярной теме. "Я уверен, что история про Гарри Поттера, поможет детям понять Библию", - сказал Риддербос.
Рационализация
по-могилевски
Кому будет лучше от административно-
территориальной реформы областного центра?
Сергей ВЕРСТА
     
Стремление могилевских народных избранников депутатов вкупе с вдохновенными исполнителями их решений – городским и областным исполкомами обеспечить максимально удобные условия для жизни и деятельности населения буквально не знает границ. В данном случае административно-территориальных. Сперва городской, а затем и областной Советы депутатов одобрили предложение горисполкома о ликвидации существующих ныне Центрального, Октябрьского и Ленинского районов города и создании на их месте двух новых – Центрального и Заднепровского. Ответственные лица в горисполкоме и облисполкоме в один голос уверяют, что реформа административного устройства позволит сократить управленческий аппарат и бюджетные расходы на его содержание за счет централизации управленческого ресурса, на треть снизить оборот документов, а также сгладить социально-экономическую диспропорцию районов города.
     В пользу такого преобразования инициаторами реформы приводятся следующие аргументы. В настоящее время в Могилеве, занимающем территорию около 111 кв. км, проживает более 362 тысяч человек. Промышленный потенциал города – 70 предприятий, производящих продукцию на 913,5 млрд рублей. Сейчас город разделен на три района: Ленинский (97 тысяч населения, территория – 25 кв. км, объем выпускаемой продукции – 299,9 млрд рублей), Центральный (105 тысяч населения, территория - 39 кв. км, объем выпускаемой продукции - 186 млрд рублей), Октябрьский (соответственно 161 тысяча населения, территория – 47 кв. км, объем продукции – 482,1 млрд рублей). По словам мэра В.Шорикова, такое соотношение провоцирует однобокое развитие города: в том районе, где отчисляется больше денег в бюджет, их больше и тратится на развитие этого района. После передела, территория, население и промпотенциал новых районов примерно выравняются. Предполагается, что сокращение управленческого аппарата позволит сэкономить 254 млн рублей, за счет чего покроются все организационные расходы, связанные с данным мероприятием (компенсации сокращаемым работникам, перепрописка граждан, смена бланков, печатей и т.д.). Примечательно, что сокращения численности силовых структур по проекту реформы не предусматривается. Считается, что укрупнение РОВД, районных прокуратур, налоговых инспекций и судов также повысит уровень их управляемости.
     Так представляется преобразование с официальной точки зрения. Вроде бы, в теории, все выглядит достаточно обоснованно. На практике же у тех, для кого, по идее, все это в конечном счете затевается, - у рядовых граждан - такая аргументация вызывает определенные сомнения. Главным образом всех волнует самый банальный финансовый вопрос: за чей, как говорится, счет банкет? Есть достаточно серьезные основания сомневаться, что все затраты компенсируются сэкономленными миллионами. Жители города резонно полагают, что преобразование такого громоздкого аппарата потребует гораздо больше средств, нежели прогнозируют чиновники. Средства, естественно, возьмут из бюджета, т.е. у налогоплательщиков, в ущерб всем остальным потребностям города. Предприниматели уже сейчас тяжело вздыхают, предвкушая внеочередную перерегистрацию и связанные с ней потери денег и времени.
     Тезис «о сглаживании диспропорции» в развитии частей города также выглядит малоубедительным. Известно, что у районов Могилева сегодня нет своих бюджетов, а есть одна общая городская казна. Что мешает и при трех районах перераспределять деньги в равном объеме и, соответственно, нуждам – непонятно. К слову сказать, деление на два района уже было - в 1962 году. Однако город рос, проблемы тоже, и в 1979 году деление на три района вводилось именно с целью ускорения решения вопросов непосредственно «на местах» и конкретно-целевого финансирования. С тех пор областной центр меньше не стал, да и проблем не убавилось. Работа имеющейся сейчас трехрайонной системы от совершенства далека, а ведь она отлаживалась десятилетиями. Пока еще новое деление установится, наладится и заработает… Перестройка повлечет расходы и потребует времени. Будут ли затраты оправданы?
     Если говорить о сокращении аппарата чиновников, то с легкой руки Михайло Васильевича Ломоносова мы все знаем, что «ежели в одном месте чего и убудет, то в другом непременно прибавится». Горожане, основываясь на богатейшем опыте всевозможных перестроек, реформ, укрупнений, разукрупнений и проч. не сомневаются, что сокращение аппаратчиков будет, как всегда, чисто номинальным. Ясно, что без трудоустройства они не останутся и осядут в различных комиссиях и комитетах, благо в них сегодня недостатка нет, а содержать их все равно налогоплательщикам. Так стоит ли тратиться на то, чтобы из трех комплектов управленцев делать два, уменьшая их численность лишь формально? Сомнительна и возможность улучшения управляемости города. Примеры, когда укрупненная структура работает более эффективно, чем меньшая по размеру, если и существуют вообще, то настолько редки, что практически неизвестны. Любой, кто хоть раз столкнулся с необходимостью получить самую простую справку, знает, сколько времени это занимает и сколько инстанций потребуется пройти. Допустим, на самом деле сократится число работников аппарата. Но ведь сам принцип работы системы управления останется прежним, и она продолжит чудовищно медленно работать и при двух районах, как делает это при трех. Для жителей города хорошая управляемость – это когда для решения вопросов требуется как можно меньше бумаг и времени, когда нормально работают коммунальные службы, исправно ходит общественный транспорт, дороги отремонтированы, хорошо освещены не только центральные кварталы, но и окраины. Это ситуация, при которой библиотеки, магазины, рынки и автостоянки меняют свое местоположение и хозяев исходя из экономической целесообразности и моральной оправданности, а не по «волевым» решениям аппаратчиков. В таком случае два будет района или три, и уж тем более как они будут называться, – не столь важно. Если в результате реформы управляемость города хоть немного приблизится к желаемой, то можно согласиться пережить такие трудности.
     Окончательное решение о проведении передела будет приниматься правительством и главой государства после согласования с топонимической комиссией. Конечно, административно-территориальная «перестройка» города, пусть даже областного центра, - событие не такое уж значимое. Да только пример вполне характерный для всей республики. Искренне хочется верить, что, в случае утверждения на высшем уровне, реформа, как это часто у нас бывает, по своей целесообразности и конечной пользе не уподобится перестановке мебели в доме, где течет крыша и разбиты окна…
Ловля ветра сеткой.
Ну и что дальше?
Кассиопея БЕЛЬВЕДЕРСКАЯ,
гадалка по газетам и TV
Переводить
Багдад, как известно, вторым Сталинградом так и не стал. Иракские элитные дивизии растворились неизвестно где. Вместе с танками и иной бронетехникой. Вместе с химическим и бактериологическим оружием, которым так пугали народонаселение нашего шарика американцы. Наконец, вместе с Саддамом Хусейном, его сыновьями и ближайшим окружением.
     Ау, куда все подевались? Что «поимели» в сухом остатке «благодетель прогрессивного человечества» Джордж Буш-младший и иже с ним?
     А «поимели» они, между нами говоря, необходимость «вести бизнес» с частью человечества отнюдь не прогрессивного. Которая, поплясав за неимением трупа Саддама, на его портретах и осколках свергнутых истуканов, ринулась почему-то не цветущую демократию утверждать, а внаглую грабить.
     Вначале были совсем по-ленински «экспроприированы» здания партийно-правительственных учреждений ставшего вдруг массово ненавистным режима. Потом потоку были преданы виллы и дворцы тирана и его сатрапов, построенные за казенный кошт. А исчерпав казенные ресурсы для грабежа, «экспроприаторы» обратились к ресурсам частным. От оплотов антинародного режима они, опять-таки не таясь, перешли к разграблению крупных и мелких магазинов, лавок, а также всего, что попадалось на пути, - вплоть до иностранных посольств. Неудачники, которым не достались стулья и холодильники, шкафы и шины, за неимением лучшего добра размели экспонаты археологического музея времен царицы Семирамиды и царей Валтасара и Навуходоносора. Полагаю, что из глиняных табличек с шумерской клинописью уже где-нибудь вымощено стойло для ишака. Не пропадать же какому ни есть, а добру…
     А у нашего незабвенной памяти Владимира Ильича тут же сыскались идейные последователи, столько же умилительно восторгающиеся «революционным творчеством» иракских масс, как некогда вождь мирового пролетариата восторгался аналогичным творчеством масс российских. Британский министр обороны Джеффри Хун, выступая недавно в парламенте, по-научному квалифицировал растащиловку в Багдаде и Басре не как наглое мародерство, а как «освобождение имущества», «перераспределение его среди иракского народа», «хорошую практику».
     Между нами говоря, коль эта «хорошая практика» мистеру Хуну так уж нравится, то он с ней еще не раз столкнется. Как и американский отставной генерал Джей Гарнер, который будет руководить Ираком вместо Саддама Хусейна. Не думаю, что очень успешно. Поелику в баталиях с движением масс за дальнейшее «освобождение имущества» сверхточные бомбы и крылатые ракеты абсолютно бессильны.
     Полицейские функции в борьбе с издревле знаменитыми багдадскими ворами – вот и весь «сухой остаток» от американо-британской операции против тирании.
     Позвольте, а как же расцвет демократии над Тигром и Евфратом, ради которого и затевалась вселенская суета, перессорившая весь мир? Да нет его, расцвета этого. И не предвидится пока не только в Ираке, но ни в одной другой арабской стране. Менталитет у них такой – неамериканский и неанглийский. Ну, не растут на финиковых пальмах еловые шишки! Уж такими их создал Аллах…
     Похоже, гоняясь на бомбардировщиках Б-52 по афганским горам за Осамой бен Ладеном и талибами, президент США Джордж Буш-младший этого так и не понял. Ловля ветра сеткой в Ираке активно продолжилась. И вот уже знакомая воинственная риторика звучит в адрес Сирии.
     Между нами говоря, правящий там сейчас Башар Асад недалеко ушел от своего покойного папаши Хафеза Асада, передавшего сынку по наследству власть и наказ держать оппозицию в черном теле, а еще лучше – в тюрьме. Но если уж и говорить об оппозиции, то вряд ли она придется ко двору и Вашингтону. Поскольку наиболее последовательными противниками клана Асадов выступают радикальные исламисты. То бишь те же талибы, но только сирийские, во главе со своим Осамой бен Ладеном или муллой Омаром. Если Джордж Буш-младший выпустит и этого джинна из бутылки, то лучше бы ему из президентов переквалифицироваться в бейсбольные комментаторы. Для всего мира лучше.
     Кстати, после терактов 11 сентября 2001 года сирийские спецслужбы арестовали или помогли американцам задержать нескольких видных членов «Аль-Каиды». В том числе и одного из организаторов атаки на Всемирный торговый центр и Пентагон – Мухаммада Хайдара Замара. За что президент Башар Асад получил благодарственное письмо от своего коллеги из Вашингтона. И это несмотря на то, что США давно уж зачислили Сирию в ряды государств, поддерживающих терроризм.
     Между нами говоря, так оно и есть. Дамаск никогда особо не скрывал своих симпатий к палестинской «Хезболле». Тому есть свои причины. Башар Асад остается верным курсу своего отца Хафеза Асада и не идет на заключение мира с Израилем до тех пор, пока не будут возвращены Голанские высоты, потерянные в войне еще в конце 60-х годов прошлого века.
     Но, думаю, что не из-за «Хезболлы» так взбеленился Вашингтон. Тенденция к некоторому сближению с Дамаском сразу же была перечеркнута после того, как США взяли курс на войну с Саддамом Хусейном. Сирия была одним из немногих государств Ближнего Востока, резко критиковавших американскую администрацию за нападение на Ирак. Конечно, на улицах всех арабских городов жгут звездно-полосатые флаги и портреты Джорджа Буша. Но власти этих стран не столь откровенны в проявлении своих истинных чувств к янки. В отличие от Сирии. За свою бесхитростную прямоту Башар Асад очень даже может вскоре поплатиться.
     Для сведения: по данным недавно проведенного опроса, 42 процента американцев – за военную операцию против Сирии. Вполне достаточно для Белого дома, чтобы вновь заняться ловлей ветра в сетку.
     Между нами говоря…
|