ГЛАВНАЯ | ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL


ЭКОНОМИКА

А "Гомсельмаш" пойдет на запад

Елена РЯБЦЕВА

      Ведущее белорусское предприятие по производству сельхозтехники ПО "Гомсельмаш" вынуждено увеличить экспорт своей продукции за рубеж по причине неплатежеспособности отечественного покупателя.

     Несмотря на создание льготных условий приобретения техники и использование приемлемой системы лизинга - от 5 до 7 лет, местный покупатель в лице сельхозпроизводителей, по словам генерального директора ПО "Гомсельмаш" Валерия Жмайлика, остается неплатежеспособным, и улучшения ситуации на селе не наблюдается. Сегодня долг села перед ПО "Гомсельмаш" составляет 17 млрд рублей. Вынужденное кредитование села вымывает оборотные средства и вынуждает экономить и зарабатывать прибыль за счет ряда мероприятий: сокращения затрат на производство и реализацию техники, увеличения объемов производства, роста экспорта, отказа от социальной базы. В частности, ее частичная передача на баланс Гомеля позволит сэкономить в этом году 2 млрд рублей.

     В этом году ПО "Гомсельмаш" поставит селу 700 машин. Однако, понимая, что проблема платежеспособности останется актуальной, предприятие вынуждено поставлять свою технику на рынок Запада. Если в прошлом году экспорт ПО "Гомсельмаш" составил 21% от общего объема реализации, в дальнейшем его рост запланирован на 10-15% в год. В денежном выражении экспорт в прошлом году составил 25 млн долларов. В этом году его планируется довести до 50 млн долларов. До 2005 года экспортные поставки возрастут в 2 раза, по сравнению с 2002 годом, и составят 50% от объема реализации.

     "Продвинуть" свои комбайны за рубеж "Гомсельмаш" планирует за счет сравнительно дешевой их цены. Разница стоимости специализированных машин и комбайна ПО "Гомсельмаш" в СНГ составляет 130 тысяч долларов, за пределами СНГ - 600 тысяч долларов. Проще говоря, комбайн от ПО "Гомсельмаш" делает хлеб дешевле, чем при использовании на уборке злаковых культур техники других производителей.

     Основной задачей для наращивания экспорта является снижение затрат на изготовление продукции с целью повышения конкурентоспособности машин и роста объемов производства.

     За реализацию этой задачи завод взялся с большой активностью. К примеру, если рост цен на продукцию промышленности в Беларуси в прошлом году составил 150%, то на продукцию ПО "Гомсельмаш" - 109,8%. В этом году затраты на производство планируется уменьшить еще на 20%. Объем производства и реализации увеличился за последние 3 года в 2,5 раза.

     В Краснодарский край планируемый объем поставок комбайнов составит 2 млн долларов, в Пермскую область - 600 тысяч долларов., в Республику Башкоторстан и Удмуртию - по 1,0 млн. Через ОАО "Росагролизинг" запланирован объем поставок продукции ПО "Гомсельмаш" в сумме 20,6 млн долларов. Что касается Дальнего зарубежья, заключены контракты с предприятиями Китая и Аргентины.

     Для того, чтобы облегчить продажу техники в Россию, в конце прошлого года ПО "Гомсельмаш" смог включить свою продукцию в федеральный российский лизинг, сделав, таким образом, себе зеленый коридор. Кроме того, для уравнивания условий продаж техники ПО "Гомсельмаш" в России, Украине и в других странах с их отечественными производителями (большинство стран СНГ в целях поддержки своего производителя законодательными актами ограничивают ввоз импортной техники) часть производства нашей техники переносится на территорию других стран в виде СП.

     В частности, для того, чтобы сделать белорусский комбайн российским, ПО "Гомсельмаш" организовал два совместных предприятия в Башкирии и в Ярославской области. В Башкоторстане возобновлено совместное производство на базе ОАО "Туймазинский завод автобетоновозов" по производству кормо-свеклоуборочных комплексов. В этом году планируется организовать на базе ОАО "Тутаевский моторный завод" в Ярославской области совместное производство кормоуборочных комплексов с объемом выпуска до 50 штук в год.

      Следующий рынок, который интересует ПО "Гомсельмаш", - Украина, куда поставляется 25% от объема производства. Так как в Украине приветствуется покупка отечественной техники (в этом случае государство компенсирует 30% ее стоимости), ПО "Гомсельмаш" поставил перед собой задачу не только реанимировать совместное производство техники, существовавшее ранее, но и организовать два новых производства: в Кировограде (по зерноуборочной технике) и в Хмельницке (по прицепным кормоуборочным комбайнам). Таким образом белорусский производитель сельхозтехники стремится получить на украинском рынке равные с местными производителями условия для своей техники и стать частью так называемого украинского комбайна.

     Основные конкуренты ПО "Гомсельмаш" на рынке Российской Федерации - Красноярский и Ростовский заводы. У каждого из этих производителей есть слабые и сильные стороны. Красноярские жатки и ростовские мосты для комбайнов проигрывают продукции ПО "Гомсельмаш" по качеству. Ростов растерял своих конструкторов-технологов и вербует их на время у "Гомсельмаша". Это, а также покупку высококачественных комлектующих для своих комбайнов у гомсельмашевцев, позволяет делать их сильная сторона - больше денег. По мнению Валерия Жмайлика, оптимальным было бы вообще поделить рынок со всеми конкурентами и "потихоньку работать". Однако, до тех пор, пока ПО "Гомсельмаш" будет оставаться государственным предприятием, решить этот вопрос вряд ли возможно.


Не долбите, мужики, не долбите!

Фома ПЕРЕПЕЛКИН,
счетовод-любитель

      Это давно уже часть белорусского пейзажа. Причем самая унылая. Посреди любого города обязательно будут выситься руины какого-нибудь долгостроя. В Минске это огромное административное здание на улице Кальварийской, в Могилеве – заросший кустами и бурьяном цоколь некоего строения на углу проспекта Мира и улицы Космонавтов… А уж по пригородам и вовсе будто Мамай прошел. Коттеджные поселки вдоль дорог годами зияют пустыми глазницами оконных проемов и голыми ребрами стропил.

     Мне, старому строителю, смотреть на эту разруху особенно тяжело. Понятно, почему она образовалась. Заказчик начал стройку на «авось», раскрыл рот на кусок, который не в состоянии проглотить, а потом у него банально не хватило денег. Если собственных, так это, как говорится, его личное дело. А если государственных, бюджетных, то это сродни сжиганию казенных ассигнаций в печи. В фундаменты и стены ухнули миллиарды, бодро отчитались, что вложили инвестиции в основной капитал, а капитал-то этот не работает, поскольку в недостроенных зданиях обитают лишь вороны. Да еще участки земли вывели из оборота, облики городов испортили.

     И таких заброшенных, в лучшем случае законсервированных строек по стране не одна и не две. На начало года их было почти 3.700. Еще больше объектов, где превышен норматив ввода в эксплуатацию. Он для каждого строительства свой. Забор надо сдавать, скажем, через неделю после начала его возведения, а с Национальной библиотекой и за год не управишься, там сроки совсем иные. Но у нас, условно говоря, многие заборы строятся куда медленнее, чем Национальная библиотека.

     На 1 января таких долгостроев насчитывалось по стране свыше 17 тысяч. В замороженных объектах омертвлено 4.175 миллиардов рублей, или более 2 миллиардов долларов. Эта гигантская сумма соответствует двум третям республиканского бюджета.

     Понятное дело, что затевать новые стройки, не завершив прежние, никакого смысла нет – ни экономического, ни социального. Взять самую главную строительную программу – государственную инвестиционную. На нынешний год в нее включено около 600 объектов. Из них более чем на 480 уже превышены нормативные сроки возведения. При сложившихся объемах финансирования только на завершение строительства 211 важнейших социальных объектов, находящихся под патронажем Президента страны, потребуется не менее 5-6 лет. К тому же к возведению 104 таких объектов в начале года еще не приступали.

     Конечно, можно было бы наперед рыть котлованы и забивать сваи в грунт для включенных в программу зданий и сооружений, кабы над государственным бюджетом вдруг пролился золотой дождь. Но этого не предвидится. Более того, со следующего года Национальный банк прекращает кредитование правительства за счет печатания денег. А ведь во многом именно на эмиссионной основе возник в Беларуси лет семь назад строительный бум. Следует также учесть, что вырастут затраты на погашение и обслуживание взятых ранее государством заемных средств на строительство. К тому же вскоре предстоит компенсация потерь банков при льготном кредитовании ими строительства жилья, а также модернизации объектов агропромышленного комплекса, на что понадобится 110-130 миллиардов рублей из бюджета.

     Так что хоть круть-верть, хоть верть-круть, а мораторий на 3-4 года на включение новых объектов в государственную инвестиционную программу придется вводить. Вместе с важнейшими социальными объектами, предстоит достроить большое количество жилья. Почти 4,2 тысячи домов общей площадью 2,9 миллиона квадратных метров находятся в стадии незавершенного строительства. Это как раз годовой объем ввода жилья в стране. К нему следует приплюсовать 1,8 миллиона «квадратов» недостроенных жилых домов, чьими владельцами являются частные лица.

     Ситуацию, требующую концентрацию ресурсов на ограниченном количестве объектов, хорошо прочувствовало правительство. В прошлом месяце оно утвердило трехлетнюю программу снижения сверхнормативного незавершенного строительства. Ее реализация уже началась. По моим сведениям, в недрах Совета Министров готовится проект правового акта Президента страны, который установит ответственность юридических и должностных лиц за неэффективное использование инвестиций в основной капитал. Этот документ должен стать преградой на пути бездумного, финансово не обеспеченного строительства.

     К ноябрю в Беларуси будет произведена перепись всех долгостроев. Специальные комиссии определят судьбу каждого из них. Объекты со степенью готовности от трех четвертей и выше будут достроены в ближайшие три года. Стройки, возведенные на треть, наполовину или даже на две трети подлежат консервации минимум до 2006 года. Долгострои, замороженные на начальной стадии возведения, да к тому же не отвечающие современным стандартам, решено перепрофилировать или продать. Они значительно увеличат предложение на рынке недвижимости. А бесперспективные, экономически нецелесообразные объекты и вовсе подлежат демонтажу. Польза от их ликвидации в том, что высвобождаются и вовлекаются в хозяйственный оборот занятые ныне заброшенными стройками земельные участки. Повторно пойдет в дело и значительная часть конструкций и материалов. Да и облик городов и сел станет попригляднее.

     Уже заметны практические результаты борьбы с долгостроями. К примеру, в системе здравоохранения государственные капиталовложения сосредоточены сейчас на 12 важнейших медицинских объектах. Это гораздо рациональнее, чем годами обозначать работу на полусотне строек, ни одну вовремя не завершая.

     Под Могилевом демонтируют недостроенную и заброшенную гардинную фабрику, принадлежащую акционерному обществу «Лента».

     За первый квартал в стране введено 892 тысячи квадратных метров жилья. Это треть годовой программы и в 1,4 раза больше, чем в январе-марте прошлого года. Больше получилось потому, что зимой и ранней весной всюду взялись достраивать дома высокой степени готовности, а не долбить мерзлую землю под новые.
     Кажется, в строительство вернулся здравый смысл.


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz