ГЛАВНАЯ | ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL


СОЦИУМ

Национальная библиотека может провалиться?

      Затишье в строительных работах на главном объекте страны - новом здании Национальной библиотеки - вызвано вовсе не отсутствием средств: финансовый ручеек достаточно мощно подпитали добровольно-принудительные пожертвования и республиканский субботник. По версии белорусской службы "Радио Свобода", незапланированная пауза вызвана первоначальным просчетом, когда массивное здание решили строить на болотистой земле.

     Уже две недели на строительной площадке в столичном микрорайоне "Восток", которой придан общенациональный статус, стоит необычная тишина. Но ответственные за объект чиновники молчат: никто не решается разъяснить причину неожиданного затишья. По неподтвержденной информации, строительство Национальной библиотеки приостановлено на неопределенный срок.

     Авторитетные лица подтверждают, что эта информация не беспочвенна, так как во время строительства стало ясно, что торфяники, на которых возводится библиотека, могут не выдержать такого веса.

     Представители геодезической службы и архитекторы видят причину в геологических особенностях почвы на данной территории. Еще в советские времена проект застройки проспекта Скорины предусматривал строительство на этом месте сначала высотных жилых домов, позже - университетских корпусов, но строить на болоте так и не решились, оставив здесь на долгие годы бывший колхозный сад.

     Академик Родим Горецкий сомневается, что были сделаны действительно серьезные геологические исследования этого места.

     - На этом месте было болото, древние торфяники. Поэтому почва будет проседать. Значит, фундамент надо положить глубже, а не наверх - земля будет качаться. При возведении таких фундаментальных зданий, нужны обязательные инженерно-геологические исследования.

     - Если речь идет действительно о такой масштабной стройке, наверное, за круглый стол должны были сесть все заинтересованные стороны?

     - Возможно. Но у нас, как и в советские времена, имеет место волюнтаризм: "Построить тут!" И все. Так что особенно никого и не спрашивали- так же, как и в деле строительства атомных электростанций. Их тоже построили, к сожалению, без геологических исследований, без учета тектоники, сейсмичности и т.д.

     Известный белорусский архитектор Левонтий Зданевич припоминает, что это не первый случай, когда готовый объект или его прототип на стадии строительства не соответствовал проектной документации. Наиболее яркий пример - монумент на площади Победы в Минске. От резонансных волн метро его уже несколько раз дополнительно укрепляли, так как памятник в последнее время упорно клонится набок. После строительства метро трещины появились на купаловском театре, а также на ряде домов вдоль проспекта Скорины и архитектурных памятниках Верхнего города.

     - Что касается места, то место может быть любое. Вопрос в том, сколько дополнительных средств надо будет вложить в строительство. Я слышал, что возникли трудности. Недостаточно серьезно были сделаны исследования почвы, поэтому есть проблемы с фундаментом. Но я считаю, что эта библиотека - абсурд с точки зрения явления вообще. На сегодняшний день развитие науки, техники, средств информации идет в другом русле. Лучше было бы сделать в каждом районе небольшие центры, и дешевле было бы раз в десять. К сожалению, вся информация по теме строительства, в том числе и о моих объектах, была всегда непрофессиональной. Это касается и Дворца Республики, и других объектов.

     Между тем, жители коттеджного поселка, что располагается недалеко от места строительства библиотеки, не первый год жалуются, что страдают от подтопления домов грунтовыми водами - результата проседания почвы. На некоторых домах появились трещины, и люди срочно покидают еще недавно желанный престижный район.


Реет над страною…

Светлана ЖУРАВСКАЯ

      Восемь лет назад 14 мая в Беларуси прошел референдум, изменивший государственную символику и уравнявший в правах русский и белорусский языки. Для кого-то этот день стал символическим поворотом обратно в СССР, кто-то до сих пор не может смириться с тем, что над Беларусью реет не бело-красно-белый флаг.

     Спорящие о государственной символике в принципе вряд ли могут прийти к единому мнению. И у каждого есть свои аргументы, с которыми трудно не согласиться. Но все-таки вопрос символики является принципиальным, так как она является одной из составляющих образа страны.

     Сторонники бело-красно-белого флага и "Погони" убеждены, что именно эти символы - исторические символы Беларуси. Впрочем, БССР - такая же историческая данность (причем не столь отдаленная во времени), как и Великое княжество Литовское. Можно возразить, что БССР уже нет, но и ВКЛ давно кануло в Лету.

     Вопрос, на мой взгляд, в другом: что нашему народу действительно ближе?

     В начале 90-х на волне возросшего антисоветизма и на фоне развала СССР смена государственной символики была закономерным явлением. Тем более, что все так делали. Однако экономические трудности и социальная неустроенность привели к тому, что люди (и белорусы не исключение) начали испытывать ностальгию по советскому прошлому. Именно в этих условиях и возникла идея возврата к старым флагу и гербу. Ход, безусловно, политический, но нельзя с уверенностью утверждать, что в тех обстоятельствах он не имел широкой поддержки населения.

     Красно-зеленое полотнище, вознесшееся над страной после референдума, заставило не один миллион белорусов почувствовать себя увереннее, позволило как бы вернуться в те времена, когда все было, когда не надо было думать о хлебе насущном, так как об этом уже подумало руководство.

     А это многого стоит для людей старшего поколения, а ведь именно они пока и составляют большую часть белорусского электората. Попробуйте убедить какого-либо пенсионера или ветерана в том, что СССР - это плохо. Думаю, в 9 случаях из 10 у вас это не выйдет.

     С другой стороны, возврат к советской символике заставил население бывших советских республик, также, безусловно, ностальгирующее по СССР, положительно относиться к Беларуси и ее властям. А это также имеет свои политические последствия, так как на своих выборах оно голосует за тех, кто собирается сотрудничать с Беларусью. И это не досужие домыслы. Вспомните хотя бы устойчиво высокий рейтинг КПРФ.

     Так что, изменив символику в 1995 году, авторы этого проекта получили хорошие политические дивиденды как внутри страны, так и за ее пределами.

     Можно, конечно, вслед за оппозицией утверждать, что результаты референдума были сфальсифицированы. Но, на мой взгляд, отрицать ностальгию по СССР абсолютно бессмысленно. Поэтому возврат к советской символики не акт политической воли не только руководства страны, но и достаточно широких кругов населения.

     А еще это позволило президенту доказать своим оппонентам, что, несмотря на все обвинения в узурпации власти, народ его поддерживает. Смена государственной символики была беспроигрышным вариантом в сложившихся условиях, и президент его использовал. Это - политика…


Недетская проблема в детском питании

Елена РЯБЦЕВА

      Отечественные производители детского питания вынуждены снижать объемы производства по причине дефицита собственных средств и отсутствия заитересованности государства в развитии данной индустрии.

     К такому мнению сводится позиция директора ОАО "БелЛАКТ" Юрия Фролова, подкрепляющего ее такими аргументами, как отсутствие надбавок к закупочным ценам, стимулирующих поставки сельхозпроизводителями высококачественного молока, используемого на производство детского питания, отсутствие льготных тарифов на потребляемые энергоносители, льгот по кредитам и ввозным пошлинам, обезличенность использования фонда поддержки производителей сельхозпродукции. Удельный вес энергоносителей в цене детского питания составляет 16-18%. Пошлина на ввозимые компоненты и вспомогательные материалы - от 5 до 15%, что влечет за собой удорожание продукции на 2-2,5%. В то же самое время пошлина на импортное детское питание составляет всего 5%. Ставка банковских кредитов в прошлом году была выше 52%, в результате чего тот же "БелЛАКТ" уплатил по процентам 1.033 млн рублей, недополучив по сути этой суммы в виде прибыли. Еще 770 млн рублей собственных средств предприятие перечислило в целевые бюджетные фонды. В список причин финансового кризиса производителей детского питания следует добавить жесткое регулирование цен на производимую ими продукцию. В частности, при росте цен на молоко на 22%, на энергоносители на 15-20%, топливо на собственные нужды на 10%, цены на детское питание были увеличены на 1,8%, что вызвало убыточность производства. За 2002 год рентабельность реализованной продукции составила 2,1%.

     Перечисленные проблемы, а также вынужденные "транши", по мнению Юрия Фролова, серьезно усугубляют финансовое положение предприятий-производителей, вынужденных снижать объемы производства. Так, в 2002 году мощности предприятий концерна "Белгоспищепром" по производству продуктов детского питания использовались только на 60%, а выпуск продуктов детского питания составил 76,9% к уровню 2001 года.

     Трудности в индустрии детского питания приводят к недостаточному обеспечению детей продуктами питания.

     Сегодня в Беларуси насчитывается 252 тысячи детей в возрасте до 3 лет, 85 тысяч - до года. На грудном вскармливании в возрасте до 3 месяцев находится 77,8% детей, до 6 месяцев - 49%, до года - 22%. Все остальные дети находятся на искусственном либо смешанном вскармливании, а, следовательно, нуждаются в продуктах детского питания. Тем не менее, в последнее время реализация и потребление детского питания сократились. К примеру, из произведенных "БелЛАКТом" в 2002 году 3.627 тонн сухих смесей (94% к уровню 2001 г.) востребовано на внутреннем рынке только 2.235 тонн. Это 79,8% тех фондов, доведенных постановлением Совмина.

     Проблему с 1.400 тонн нереализованной продукции директор "БелЛАКТА" объясняет тем, что Минторгом были изменены квоты на продукцию. В результате, на предприятии "осела" продукция, произведенная почти на 3 месяца вперед, что вынудило уменьшать производство, чтобы не иметь больших складских запасов.

     Поддержка концерна "Белгоспищепром", который не дал со своей стороны согласие на изменение квот, эффекта не имела. Как отметила главный специалист управления по обороту продуктов питания концерна Алла Тихомирова, предложения, направленные "Белгоспищепромом" в правительство, не были услышаны: "Совмин идет на внесение изменений в постановление, и квота ежегодно уменьшается. Мы боремся за то, чтобы увеличивать объемы, потому что с нас спрашивают за загрузку мощностей, но в итоге мы вынуждены уменьшать свое производство с тем, чтобы не иметь больших складских запасов".

     Проблемы с реализацией касаются не только производителей сухих смесей, но и жидкого детского питания. В 2002 году Рогачевский молочно-консервный комбинат выработал всего 603 тонны продукции, или 43% к уровню 2001 года. Несмотря на то, что сегодня цена 200-граммового пакета детского витаминизированного молока стоит около 240 рублей, тем не менее, проблема сбыта остается нерешенной. Меры, которые предприятия принимают для того, чтобы уменьшить себестоимость продукции, не дают результатов, потому что, по мнению Аллы Тихомировой, предприятия-производители детского питания не имеют никаких льгот (на тарифы, на тароупаковку и т.д) на уровне правительства.

     Как считает директор "БелЛАКТА" Юрий Фролов, кредиты на производство детского питания должны быть или на уровне ставки рефинансирования, или дешевле. Кроме того, нужно уравнять условия продаж импортного и отечественного детского питания, установить квоты на импортное детское питание и таможенные пошлины в размере не менее 20%. "Сегодня смертность превышает рождаемость. Государство обязано найти средства для того, чтобы дотировать детское питание. Надо декларировать сегодня не цены, а уровень рентабельности. Если бы у нашего предприятия была годовая рентабельность хотя бы 15%, то оно смогло бы решить даже некоторые вопросы науки, но с 2% ничего не сделаешь. Если вы заставляете нас работать на 2% рентабельности, то, будьте добры, компенсировать эту разницу от 2 до 15%. Тогда мы решим любые вопросы", - считает Юрий Фролов.

     Перспективы улучшения качества и потребительских свойств детского питания производители видят в свободном ценообразовании, в установлении надбавок для закупок высококачественного молока, в использовании при этом договорных цен, в отмене закрепления сырьевых зон за предприятиями-производителями, в предоставлении банками кредитов под льготные ставки в размере 0,5% или не выше ставки рефинансирования НБ РБ, а также в создании координационного центра при Администрации Президента РБ для решения вопросов по проблемам развития индустрии детского питания. Если государство прислушается к просьбам производителей, то, как считает Юрий Фролов, "через год-другой эта тема будет звучать совершенно иначе".


Что-то изменится к лучшему?

Наташа КОСТКО

      У материала "Мой дом - моя крепость", опубликованного на страницах газеты 25 апреля, по-видимому, началась самостоятельная жизнь. Судя по вашим откликам, уважаемые читатели, тема бараков и недопустимых условий жизни в некоторых домах оказывается близкой для многих и является, скорее, не исключением, а закономерностью (как это ни прискорбно) нашей жизни.

     Решив поинтересоваться состоянием дел у недавних героев моей статьи, я позвонила жильцам дома 20а по улице Минина. Выяснилось, что, как говорится, "лед тронулся, господа присяжные заседатели". Частыми гостями во дворе дома стали не только представители Минского комбината силикатных изделий, но и местного исполкома, и ЖРЭО. Сам по себе этот факт ничего конкретного не обещает, но первый шаг уже сделан: удалось привлечь внимание к проблеме. Хотелось бы, конечно, чтобы первый шаг не оказался последним. Мы будем следить за ходом событий вокруг дома 20а. Да и сами жильцы обещали прислать свой рассказ о происходившем, как только все прояснится.

     Дорогие читатели! Мы очень вам благодарны за все отзывы и звонки. Думаю, что особенно продуктивным будет наше сотрудничество в поисках тех проблем, которые вам кажутся наиболее важными.


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz