РЕПОРТЕР
"Простые люди" подхватили игры бюрократов
Оксана ЯНОВСКАЯ,
фото Максима Шумилина
     
Выселение из общежития непрописанных супругов работниц «Белавтомаза» оказалось делом выгодным. для «простого человека»
     В предыдущем номере мы рассказывали о драматической ситуации, сложившейся в общежитии № 9 МАЗа. В ходе проверки паспортного режима сотрудниками отдела паспортно-визовой службы были выявлены "самоселы", то есть люди, имеющие минскую прописку, но не прописанные в конкретном общежитии. Практически все они - мужья работниц общежития, и над ними нависла угроза выселения.
     В день выхода газеты, а именно в прошлую пятницу, некая женщина позвонила в редакцию и была так настойчива и убедительна, что ей дали номер моего мобильного телефона. Потом эта дама позвонила мне и очень просила о встрече. Обещала рассказать все, "чего вы еще не знаете". И прямо в эту же пятницу, а то завтра она уезжает в деревню, а поговорить надо срочно. Не понимая этой спешки, я все-таки согласилась с ней встретиться. А то ведь как бывает: сегодня хочет рассказать "всю правду", а завтра будет молчать.
      Итак, мы встретились в условленном месте. Для начала женщина отказалась даже назвать свое имя. Ничего себе, конспирация, подумала я. Не прошу же я у нее предъявить паспорт. Просто имя никакой тайны не составляет, если оно, не слишком экзотическое, конечно. Она начала рассказывать, что на заводе много общежитий, и везде все плохо, везде обижают "простого человека". Я заметила, что нас как бы охраняет некий мужчина. Спросила, почему она своего спутника держит на расстоянии.
     - А как вы догадались? - удивилась она и махнула рукой: иди, мол, сюда.
     Быстро выяснив, что она мне уже рассказала, мужчина начал задавать весьма конкретные вопросы:
     - Почему 22 мая милиция не пришла никого выселять?
     - Потому что решение о выселении из общежития принимает собственник общежития, а если человек откажется выселяться, то решение о принудительном выселении может принять только суд. А вы разве не подписывали письмо против выселения?
     - Нет, конечно, ничего мы не подписывали. Мы хотели посмотреть, что будет с теми, кто подписал. Оказалось, что ничего. Как жили, так и живут.
     - Я не совсем понимаю вашу заинтересованность в выселении?
     - А что тут не понимать? Пожили одни, теперь пусть поживут другие. Мы думали, что после выселения освободятся места. Ну, я все равно не понимаю, как это милиция написала письмо, что просит решить вопрос о выселении, а потом умыла руки... - сетовал мужчина.
     С письмом из милиции действительно интересная история. Как мы уже писали, незыблемые бюрократические правила требуют, чтобы письмо первому лицу предприятия подписывало первое лицо какой- нибудь иной организации. Но текст письма составляет исполнитель конкретного дела. Кто из сотрудников Заводского РУВД автор фразы: "прошу в месячный срок решить вопрос о выселении непрописанных граждан из общежития" - неизвестно. Но подпись на предписании не начальника управления внутренних дел Заводского района Виктора Скурата, а его заместителя - начальника милиции общественной безопасности и специальной милиции Владимира Новиткевича. По ведомственным - милицейским правилам, если заместитель подписывает документ вместо начальника, то перед должностью руководителя надо указать: заместитель и рядом с фамилией начальника написать свою. В предписании из Заводского РУВД формальности соблюдены не были. Господин Новиткевич ограничился закорючкой - косым штрихом перед должностью начальника РУВД. А по моей логике, так вообще непонятно, зачем прятаться за фамилией находящегося в отпуске руководителя, если своя должность по полномочиям и ответственности на третьем месте после начальника.
     Администрация назначила выселение на 18 часов 22 мая. А в 17.30. я разговаривала с начальником Заводского РУВД Виктором Скуратом и спрашивала, будет ли через полчаса в общежитии наряд милиции? Виктор Вацлавович ответил, что он не давал распоряжения отправлять наряд милиции в общежитие. Даже несмотря на то, что из заводоуправления ему звонили и напоминали о просьбе.
      Мне трудно было объяснять моим собеседникам, что милиция не должна реагировать на всякого рода просьбы, а только лишь защищать интересы граждан, руководствуясь законом. Вообще, бывая в различных чиновничьих кабинетах, я неоднократно видела "простых людей", которые сами для себя придумывают законы и требуют, чтобы все их выполняли. Вот и этим хотелось, чтобы состоялось выселение. Вот тогда, может, и для них освободилось бы место. А какой ценой - не имеет значения.
     Мои собеседники, поняв, что выселение - тема бесперспективная, начали жаловаться, что "везде берут". Оказывается, "простому человеку" без взятки шагу ступить невозможно.
     - Если у вас вымогают взятку, то обращайтесь в милицию. Взяточникам объявлена беспощадная война.
     - А кто ж там нас будет слушать, мы ж простые люди...
     - Так вы обращались с заявлением?
     - Нет, мы и так знаем, что у нас его не возьмут. Вот если б вы рассказали, что везде берут взятки, а милиция их посадила, так другое дело.
     - Какое другое дело? И где "везде" берут? Ко мне почему пришли с пустыми руками?
     - Так у нас же ничего нет, мы - бедные. Вот в деревню завтра поедем, творожка с редисочкой вам можем привезти, если вы нам поможете.
     - Помогу и даже бесплатно. У нас не все "берут". В понедельник после обеда у начальника РУВД приемные часы. Если у вас комплекс "простых людей, которых все обижают", то в моем присутствии напишите заявление на тех должностных лиц, которые вымогают у вас взятки.
     - Нет, мы никуда не пойдем и писать не будем, вот если бы все рассказали начальнику, а сами мы нет, не будем...
     Взятки - хоть и мерзкое явление, но моя любимая тема. Применив все известные мне хитрости, начала допытываться: кто берет? Судя по ответам, никто ничего там "не берет". Просто людям надо придумать, с кем и с чем бороться. Вот они и придумали. Вдруг под шумок удастся решить какую-нибудь свою проблему.
     - И зачем вам было со мной встречаться?
     - Вы так в газете жалостливо написали о тех, кто живет в общежитии, что мы думали: вы поможете рабочему человеку и матери двоих детей.
     - Не хотела я никого жалеть. А людей, подписавших письмо против выселения, по-прежнему уважаю. Таким, как вы, помогать не надо. Вы сами всех растолкаете локтями, проглотите и оклевещете.
     - Мы пойдем искать правду в другие газеты, к другим людям. А вам не понять нас. У вас вон какой костюм красивый и ногти накрашены, не знаете вы простой жизни... Не сегодня, так завтра, но правду мы найдем.
     Мне страшно, если такие люди будут записываться в правдоискатели. Уж они-то "прогнут" этот мир под себя.
Пойдет ли во благо могилевское благоустройство?
Сергей ВЕРСТА
     
Как известно, современного горожанина трудно чем-либо удивить. Гораздо легче его, горожанина, особенно если он житель постсоветского пространства, насторожить, повергнуть в недоумение, а то и напугать сердешного каким-нибудь самым с виду невинным проявлением заботы о его же благах и удобстве. Тем не менее, надо отдать должное нашим властям – умения периодически делать и первое, и второе, причем одновременно, им не занимать. В полной мере это относится к могилевским городским и областным властям. Жители городского центра уже не то что удивлены, они просто поражены и находятся в состоянии изумления, граничащим с испугом.
     Причина – уж слишком внезапная и не виданная доселе (ну, разве что во время послевоенного восстановления) вспышка активной деятельности на ниве ремонта и благоустройства города. Невиданными темпами, днем и ночью, прямо-таки в «трудовом угаре», лихорадочно производится реконструкция и косметический ремонт зданий, приводятся в надлежащее состояние дороги, обустраиваются скверы. Взялись даже за некоторые долгострои, которые в течение многих лет гнилыми зубами торчали в разных местах города. Наконец-то реконструировали и отремонтировали по новейшим технологиям автовокзал и старое здание железнодорожного вокзала, достраивается дорожная развязка у моста через Днепр. И что уж совсем удивительно, реанимирован проект по устройству зоны отдыха в районе реки Дубровенки, который до последнего времени около десяти лет находился в полулетаргическом положении, изредка прерывавшемся появлением трактора или экскаватора, неубедительно симулировавших подобие деятельности. Поговаривали, что пик трудового энтузиазма вызван подготовкой к принятию делегаций очередной сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России, проводить которую планировали в Могилеве в первых числах июня. Однако «отцы города» уверили, что все старания в этом смысле совершенно бескорыстны, приурочиваются они разве что к празднику города и предпринимаются для того, чтобы еще раз подтвердить свое лидерство среди городов республики в этой сфере.
     Увы, на фоне этой прекрасной картины проступают кое-какие странные тени. Взять, к примеру, это необъяснимое влечение властей (вызывающее у некоторых горожан нервную дрожь) максимально удовлетворить потребности автовладельцев над девизом «Любите ли вы автозаправки так, как любят их могилевские архитекторы, дорожные строители и горисполком?!» Ситуация доходит до абсурда: две АЗС могут располагаться на одной улице, друг напротив друга (Витебский проспект). Станции есть и в достаточно удобных и близких к центру местах – возле авто- и железнодорожного вокзалов, а в других районах города и, честно говоря, что-то не видно на них избытка желающих заправиться, которые выстраиваются в очередь. Но нет – прямо в историческом центре города, у площади Орджоникидзе, возводится очередная АЗС, а в пятистах метрах от нее, у Быховского рынка, еще одна.
     По информации горисполкома, место размещения объектов согласовано со всеми заинтересованными службами города, включая санитарную и пожарную. Между тем, именно в этих местах всегда находится масса людей, рядом располагается городская больница – все это непременно скажется на безопасности движения и, скорее всего, в худшую сторону. Кроме того, по данным городской инспекции ресурсов и охраны окружающей среды, две трети выбрасываемых в атмосферу города выхлопов – от автотранспорта, а метеоцентр, находящийся совсем недалеко от будущих Азс, из года в год фиксирует неуклонный рост содержания бензопирена и свинца в воздухе. Можно представить, что две заправки в самом центре привлекут значительную часть 60-тысячного могилевского автопарка, и вряд ли это оздоровит атмосферу. Что уж тут вспоминать о том, что никто и не поинтересовался мнением Министерства культуры и специалистов-археологов, что уж тут жалеть бесценные археологические слои, толком, между прочим, еще и не исследовавшиеся.
     У рынка, кстати, заправка строится на месте автостоянки, и где теперь припарковываться приехавшим за покупками – непонятно совершенно. Другая заправка, находившаяся в удобном месте, возле автовокзала, исчезла, а на ее месте появился ничего не ограждающий забор. Зато стоянка со шлагбаумом появляется в «более подходящем» месте – в скверике возле художественного музея имени Масленникова. Есть и другие примеры: улицу Ленинскую спешно выкладывают красивой и практичной, а также недешевой, брусчаткой. На этой же улице благополучно разваливается архитектурный памятник – здание учебного корпуса университета 1913 года постройки. Красивая мостовая, конечно, неплохо, только она ведь могла бы и подождать, а вот развалившееся здание восстановить будет уже значительно сложнее.
     Показательным в своем роде является и положение дел с благоустройством Дубровенки. Сейчас там уже стоят фонари, выложены дорожки, а размах дальнейших планов так и вовсе вызывает благоговейный трепет – будто бы в тени облагораживающей эрозийный склоны оврагов зелени хрустальными струями забьет артезианский фонтан. В этом свете даже как-то неловко вспоминать, что речка давным-давно загрязнена и замусорена настолько, что ее воды приобрели радикальный зеленый цвет и в жаркие дни испускают зловоние, а на дне гниют невыкорчеванные деревья и неубранный хлам.
     Вызывает также неподдельный интерес, откуда берутся на все это средства. Ведь на последнем заседании облисполкома ясно прозвучало: в сравнении с 1997 годом в городе в семь раз уменьшилась рентабельность предприятий и в пять раз возросло число убыточных. Потери, вызванные проблемами реального сектора экономики, в бюджете компенсируются… ростом налогов и отменой различных льгот! Тут, к удивлению чиновников, выходит, что прогнозные показатели производства перевыполняются, а доходы бюджета падают. Словом, и денег вроде бы не хватает, а «стройки века» даже ускоряются!
     В последнее время многое сделано для того, чтобы город стал более красивым и удобным для проживания. Однако неплохо было бы, заботясь о жителях города, поинтересоваться и их мнением, проводить, к примеру, наряду с ведомственными и общественную экспертизу. Вот тогда, думается, каждый новый проект городских властей не будет вызывать у могилевчан столь широкий резонанс и избавиться от оттенка вольного или невольного удовлетворения чьих-то узких или корыстных интересов.
|