РЕПОРТЕР
Не всем болит
чужая боль
Оксана ЯНОВСКАЯ,
фото Максима Шумилина
     
Совершенно случайно оказавшись на месте происшествия, я была потрясена видом обгоревшей машины, стоявшей посреди проезжей части. Очень похоже на взрыв. Неужели криминальные разборки? Заметив среди сотрудников милиции заместителя начальника ГУВД Мингорисполкома Александра Найденко, спросила:
     - Это криминальные разборки или авария?
     - Столкнулись два автомобиля, - ответил полковник милиции. - Женщина погибла на месте происшествия, а троих мужчин в тяжелом состоянии доставили во 2-ю клиническую больницу.
      Только теперь я увидела вторую машину. А потом и тело женщины, прикрытое клеенкой. Дело не в моей ненаблюдательности, а в том, что вокруг места происшествия собралось много любопытствующих.
     Я тоже присоединилась к ним, но не из жажды зрелищ, просто такая работа… Молодая женщина, сжимая себя руками, будто ежась от холода, говорила:
     - Боже мой, как страшно. Живем и не понимаем, что в любой момент может случиться трагедия с нами или нашими близкими. Страшно.
     А рядом стояли две пожилые женщины:
     - Смотри, на погибшей два золотых колечка. Вот в морге их и снимут с нее.
     - Ну, конечно, они ж там такие…
     Что за люди: рядом со смертью думать о чужих золотых кольцах. Я тоже не могла оторвать взгляд от не спрятанной под клеенкой миниатюрной ладошки погибшей женщины. Она такая маленькая и беззащитная, как у ребенка…
     Эксперт с видеокамерой и фотоаппаратом, молодая женщина с милицейскими погонами на хрупких плечах, снимала на видео погибшую женщину. Сотрудники милиции, казалось бы, привыкли к таким сценам, но именно они старались защитить погибшую женщину от любопытствующих глаз толпы. Когда приоткрывали клеенку для эксперта, то заслоняли собой ее лицо от любителей кровавых зрелищ. А я сама отворачивалась. Но в какой-то момент не успела… Мне было очень страшно и совсем не хотелось видеть смерть.
     Люди строили самые разные версии произошедшего. Чем позже они появлялись на месте трагедии, тем более стройные версии выдвигали. В ход шло все: и бандитские разборки, и "блатные номера" с купленными правами. И "женщина была за рулем, они ж ездить не умеют, а только насмотрятся сериалов и гоняют". Кто-то возбужденно делился подробностями: "Тачку автогеном разрезали. Один мужик был сложен пополам, а второй ревел, как бешеный". Не каждому дано почувствовать чужую боль, но зачем же так жестоко и неуважительно…
     Приехала бригада, которая в специальном автомобиле перевозит тела людей, погибших в результате происшествий. До недавнего времени не было спецмашин для перевозки "груза 200". Теперь такая служба создана при дежурной части ГУВД Мингорисполкома. Три сотрудника, одетые в синие комбинезоны с погонами или буквами "СП", уложили погибшую на специальную клеенку и отнесли в машину. Тихонько положили, закрыли дверцы микроавтобуса и уехали. Следователь доставал из автомобилей сумки, блокноты. Когда нашел паспорт, сразу же начал вести какие-то переговоры по рации. Вещи потерпевших и его папка лежали на тротуаре возле осветительной мачты. Последним, что он достал из обгоревшей машины была вторая босоножка погибшей девушки...
     Сотрудники МЧС в третий раз заливали пеной "Альфа-Ромео". Именно эта машина взорвалась. Потом эвакуатором ее оттащили ближе к тротуару. А чуть позже появилась специальная машина, на которую и погрузили оба автомобиля. "Альфу" еще раз залили водой.
     Машины спецслужб потихоньку разъезжались. Я слышала, как сотрудники ГАИ вызвали по рации машину со всякими щетками, чтобы убрать проезжую часть. Запчасти от машин были разбросаны на расстоянии от булочной до торгового центра. Но спецмашина почему-то все не ехала. И тогда сотрудники МЧС с помощью брандспойтов начали расчищать проезжую часть.
      А на тротуаре осталась кровь погибшей. "Эмчээсники" были далеко и не видели этого. Вместе с руководителем пресс-службы ГУВД Мингорисполкома Анжеликой Гуринович подошли к заместителю начальника управления уголовного розыска ГУВД Анатолию Савицкому:
     - Там на тротуаре кровь. Попросите, пожалуйста, сотрудников МЧС смыть ее.
     И Анатолий Иванович какими-то немыслимыми путями (все вокруг залито пеной) добрался до "эмчээсников" и передал нашу просьбу. Выполнили они ее на совесть. Только вот кровь смывается очень трудно: несмотря на сильные струи воды, лишь после третьей попытки пятно крови исчезло. Теперь стала расходиться и толпа. Зрелищ больше не было…
      На повышенных тонах разговаривали женщины из трамвайно-троллейбусного управления: никак не может начаться движение электротранспорта. И еще один мужчина все названивал по мобильному телефону и с непонятным восторгом рассказывал:
     - Тут была такая авария…
     
Из милицейской сводки:
     5 июня в 18.30 напротив дома 12 по улице Московской произошло столкновение двух автомобилей. "Альфа-Ромео", которой управлял неработающий гражданин 1978 года рождения, выехала на встречную полосу движения и столкнулась с автомобилем "Форд-Сиерра", за рулем которого был художник 1971 года рождения. Находившаяся в автомобиле "Альфа-Ромео" неработающая гражданка 1983 года рождения скончалась на месте происшествия. Второй пасажир получил ЧМТ легкой степени, перелом правого плеча и ребер. У водителя "Форда-Сиерры" - черепно-мозговая травма тяжелой степени, перелом бедра и предплечья. Пострадавшие доставлены в больницу.
     Водитель "Альфа-Ромео" с тяжелой ЧМТ и ушибом грудной клетки также доставлен в больницу. В отношении него возбуждено уголовное дело по статье 317, часть 2 - нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения.
Алло, милиция, помогите!
Оксана ЯНОВСКАЯ
     
И не только с такими просьбами обращаются граждане в дежурную часть милиции. Наши корреспонденты наблюдали за работой "дежурки" Центрального РУВД Минска
     Начинаются дежурные сутки с того, что старшие оперативные дежурные, сда ющие и принимающие смену, в при сутствии начальника РУВД докладывают о происшествиях за сутки. Но этот ритуал похож на совещание. А самое интересное происходит на первом этаже, там, где и располагается дежурная часть.
     Вообще-то помещение дежурной части - не место для посторонних хотя бы потому, что в нем несколько раз за день старший оперативный дежурный выдает оружие. Но для журналистов было сделано исключение.
     Мы только зашли в "дежурку", как раздался телефонный звонок.
     - Центральное РУВД. Метельский. Слушаю вас.
     На другом конце провода что-то рассказывали, а майор милиции Юрий Метельский уже нажимал на кнопки пульта. Положив телефонную трубку, он начал говорить в микрофон, соединенный с пультом:
     - 591! Возле ларьков на улице Орловской лежит человек. Проверьте, в чем дело.
     Он только собрался сделать запись о сигнале в специальном журнале, как снова зазвонил телефон. Следующее распоряжение было более суровым:
     - Внимание! Дежурная опергруппа на выезд! На улице Щедрина в доме… обнаружена гражданка с ножевым ранением.
     Снова все подробно записывается в журнал.
     - А можно включить громкую связь, я хочу послушать, что вам говорят.
     Звонок.
     - Центральное РУВД. Метельский. Слушаю вас.
     - У нас в подъезде уже три дня нет света.
     - Извините, но мы не электрики. Вам следовало бы позвонить в ЖЭС, если серьезная поломка.
     - Ну ты еще будешь решать: серьезная или нет. Как позвонить начальству?
     - По какому адресу вы проживаете, я подскажу телефон вашего ЖЭСа.
     - Ну, ладно, давай.
     Снова звонок. Оказалось, что в подъезд дома, именуемого в народе "Брестская крепость", зашла бабушка, которая не может вспомнить ни своего имени, ни где она живет. Юрий Дмитриевич направил туда наружные службы милиции - сотрудников отдела "Охрана" и наряд постовых, а также сообщил участковому инспектору милиции.
     Ожила рация, сквозь помехи удалось услышать сообщение: гражданин, лежавший возле ларьков, отправлен в больницу. У него "прихватило" сердце. Так же быстро сообщили и о бабушке. Сотрудникам "Охраны" она уже примелькалась. Но они точно знают, где она живет, и отвезли бабушку домой.
     Снова сообщение. На этот раз о краже мобильного телефона. Уже и вторую опергруппу отправили на выезд.
      - Юрий Дмитриевич, сколько за день поступает звонков, не находящихся в компетенции милиции?
     - За сутки дежурства таких звонков бывает от 30 до 40. Если можем хоть чем-то помочь, тот же телефон ЖЭСа подсказать, то всегда помогаем…
     В здание УВД заходит пожилая женщина. Юрий Дмитриевич говорит:
     - Приготовьтесь выслушать длинную-длинную историю.
     - Она что, частый посетитель?
     - Нет, просто уже изучил такой тип посетителей.
Пожилая дама вежливо поздоровалась. И действительно, во всех подробностях , абсолютно не касающихся дела, рассказала о краже из ее квартиры ювелирных изделий. Кража, между прочим, произошла неделю назад.
     - А почему же вы сразу не заявили?
     - Так все думала. Я-то знаю, кто украл. А вот можно ли все это вернуть? Если нельзя, то и вас беспокоить не буду.
     - Как вы себя чувствуете, вам не трудно подняться на четвертый этаж?
     - Хорошо я себя чувствую. А зачем на 4 этаж?
     - Там вы обратитесь в кабинет 413, напишите заявление, и сотрудники уголовного розыска примут его. Будем искать злодеев.
      - Спасибо вам.
     В управление вернулась первая опергруппа. Среди милиционеров, по случаю дежурства облаченных в форму, понурив голову шла цыганка. Оказалось, что две дамы выпили ликерчика, а потом поссорились. И одна из них ранила ножом вторую. Теперь вот одна в больнице, вторая - здесь.
     Пожилой мужчина с авоськой в руках зашел в здание. Посмотрел по сторонам и как-то нерешительно подошел к окошку.
     - Тут вчера задержали моего внука. Можно передать ему покушать?
     Уточнив фамилию задержанного, Юрий Дмитриевич распорядился, чтобы старший инспектор - дежурный принял продукты в комнату для временно задержанных.
     - А не известно, что с ним дальше будет? - спрашивал посетитель.
     Офицер позвонил сыщикам, уточнил обстоятельства дела и ответил:
     - Дальше либо подписка о невыезде, либо - СИЗО, вопрос о мере пресечения решается в прокуратуре.
     - Спасибо, - как-то растерянно поблагодарил пожилой человек. Еще больше сгорбившись, он вышел из здания.
     А дальше был какой-то шквал звонков. На семейный скандал направили наряд 9-й роты полка ППСМ. Разнимать дерущихся подростков отправился второй наряд "патрульки", а вслед за ним помчались и сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних. Затем сообщение о разбойном нападении. Не говоря уже о звонках тех, кто должен был бы звонить совсем в другие службы.
Славянский интерпол
Оксана ЯНОВСКАЯ
     
Криминал не знает ни правовых, ни географических границ. Сотрудники УВД Гомельского облисполкома наладили сотрудничество со своими коллегами из приграничных областей России и Украины. Не выходя за рамки правового поля, они успешно преодолевают географические границы. А там им всегда придут на помощь коллеги.
      - Один из ярких примеров сотрудничества с нашими российскими товарищами - дело о похищенных тракторах, - рассказывает начальник Ветковского РОВД подполковник милиции Иван Град. - В первом часу ночи в нашу дежурную часть поступило сообщение из РСУП "Дружба" о том, что некоторое время назад в бытовое помещение управления мехдвора ворвались вооруженные люди в масках. Избили женщину - сторожа и ее сына - затем связали им руки скотчем. Потом угнали два трактора. Причем достаточно новых. Основная версия была такова: искать трактора надо в России. Опыт подсказал, потому что раньше, если пропадала техника, то уходила к соседям. После выезда на место преступления была дана команда отработать все дороги и дорожки, ведущие в Россию. На грунтовой дороге возле деревни Неглюбка были обнаружены свежие следы протекторов двух тракторов. Предположили, что это наши. Дальше двигались по следам. На территории Новозыбковского района России нам помогал местный участковый инспектор милиции. Когда закончился его административный участок, на помощь пришел коллега. Без их помощи мы бы не справились с поиском. У себя в Ветковском районе знаем каждую тропинку, а на чужой территории можно заблудиться. А трактора то ехали по асфальту, то сворачивали на проселочные дороги. Как найти эти дороги ночью без помощи коллег? Следы привели нас в Новозыбков. Там, объехав по кругу город, трактора "замели следы". Ранним утром с помощью коллег мы обследовали территорию различных организаций, где можно было бы спрятать трактора. Возле транспортной проходной плодоовощного завода обнаружили те же следы протекторов. А в одном из боксов и трактора. Причем один трактор был особенно заметен, потому что на нем красовалась надпись "Дзяржава ў падтрымку вёскi". С помощью российских коллег трактора изъяли. В настоящее время совместными усилиями продолжаем розыск преступников. Но уже в нашем общем активе - возвращение законному владельцу похищенных тракторов.
|