СОЦИУМ
Ради пьянки окаянной...
«Радио Свобода»
     
В этом году в Минске зарегистрировано рекордное количество людей, больных хроническим алкоголизмом – более 33 тысяч человек. И впервые зарегистрировано 700 случаев детского алкоголизма. По мнению специалистов, алкогольная зависимость стремительно растет среди подростков и женщин.
     43-летняя Ирина - пациентка психиатрической лечебницы в Новинках, что под Минском. Именно тут расположено единственное в Минске и столичной области отделение, где лечатся женщины, больные алкоголизмом. Ирина в недалеком прошлом - заботливая мать двоих взрослых детей, прекрасная хозяйка, отличный работник одного из минских магазинов. Но спокойная жизнь ее семьи разрушилась после смерти мужа, когда женщина познакомилась с человеком, злоупотреблявшим алкоголем. К врачам она пришла сама (такое случается редко), когда поняла, что вскоре потеряет все.
     “Мне хочется выпить так же, как хочется поесть, - очень сильное желание. Мне всегда мало, но я не спиваюсь. Пока пила водку или коньяк, такого не было. А как начала пить вино – могу выпить и бутылку, и две. И через полчаса трезвая. Этим дешевым вином наше государство вообще спаивает народ“.
     По мнению врачей клиники, случай Ирины не самый сложный. Хуже, когда пациенток доставляют в запущенном состоянии на поздней стадии болезни. Хотя, как говорит заведующая отделением Оксана Колбасова, от алкогольной зависимости в любом случае вылечить полностью невозможно: “К наркологам по месту жительства женщины боятся идти, психиатрическая клиника пугает еще больше. Поэтому в основном кодируются, а если не помогает, то идут к нам. Но к этому времени болезнь уже слишком запущена. Пациентки наши часто из неблагополучных семей, не работают и не видят другого выхода, кроме выпивки. Женщины, поступающие к нам, с каждым годом становятся все моложе: 16-20 лет. К сожалению, чем раньше появляется зависимость, тем тяжелее она лечится. Повторные поступления в нашу клинику тоже есть”.
     Только в этой клинике каждый год первичное лечение проходит 1.000 женщин. Причем лечатся преимущественно горожанки, так как подобного доступа к квалифицированным специалистам у сельских жителей нет. А то, что пьянство в деревне прогрессирует, видит каждый.
     “А среди женщин сколько пьяниц! – жалуется жительница деревни Бабаевичи Клецкого района Анна Апанасевич. - Одна напилась – не может на лавку сесть, за лавку падает и спит там, пока муж с работы не придет и не заберет ее оттуда. Так он растворил в рюмке отраву для колорадских жуков и говорит ей: “Не трогай – я там оставил себе сто граммов”. А жена взяла да и выпила – сколько же ее потом лечили!”
     По официальной статистике, только за 11 месяцев прошлого года от алкогольного отравления умерло 2.338 человек, а в больницы попало 65.000. Специалисты говорят, что травятся люди прежде всего самодельными суррогатами и дешевым вином, которое представляет собой вовсе не плодово-ягодный напиток, а краситель, разбавленный низкокачественным спиртом. Именно дешевое вино уничтожает клетки головного мозга и становится причиной деградации человека.
     За последние два года количество водочных изделий сократилось на 27%, а количество вина увеличилось на 79%. Из-за всеобщей доступности так называемые “чернила” — самый популярный напиток среди алкоголиков со стажем, в том числе среди женщин.
     Сегодня на учете в наркологических диспансерах зарегистрировано без малого 150.000 человек, 25.000 из них – женщины. Но специалисты заявляют, что это неточные цифры – на самом деле от алкогольной зависимости страдают около 30% жителей страны. Причем если мужское пьянство каждый год прогрессирует на 4% от общего числа, то женское – на 8.
     Именно женское пьянство - причина роста числа социальных сирот. Каждый год 5.000 родителей лишаются родительских прав, и сегодня таких детей более 30.000. В свою очередь, главной причиной женского пьянства становится социальная неустроенность в семьях, считает главный врач Минского наркологического диспансера Сергей Молочко: “Большое количество неполных семей, большое количество разводов - это действительно проблема. Женский алкоголизм вылечить намного сложней, чем мужской. И результат этого лечения зависит не столько от медицинского вмешательства, сколько от социальных факторов – семьи и работы. И если говорить на общегосударственном уровне, то политика должна быть направлена на укрепление семьи”.
     По официальным источникам, сегодня на каждого жителя - от младенца до пенсионера – каждый год приходится 10 литров так называемого абсолютного алкоголя. По мнению же экспертов Всемирной организации охраны здоровья, критический для здоровья нации критерий - показатель вдвое ниже – 5 литров на каждого жителя страны.
Трудовой кодекс
надо чтить
тей? Попробуйте.
Оксана ЯНОВСКАЯ,
фото Максима ШУМИЛИНА
     
Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет надзор и контроль за трудовым законодательством. С начала года в Минское городское управление департамента обратилось почти 200 человек
- Основная масса жалоб, с которыми к нам обращаются - это не своевременная или неполная выплата зарплаты, задержка расчетов при увольнении, - рассказывает главный государственный инспектор труда отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде Ирина Котова. - Наряду с абсолютно обоснованными жалобами к нам обращаются и граждане, которые сначала вместе с нанимателем обманывали государство, а когда поняли, что наниматель их тоже обманывает, идут с жалобами в государственную структуру.
     - Полагаю, речь идет о зарплатах в конвертах?
     - Совершенно верно, о конвертах. Здесь всегда одна схема. Человеку предлагают работать и официально получать минимальную заработную плату, а остальное - в конверте, либо вообще без всякого оформления, и расчет производится только из "черной кассы". Проходит немного времени, и такой наниматель начинает жаловаться на трудности, обещая рассчитаться "потом". А человек продолжает работать. Когда он понимает, что "потом" не наступит никогда, и требует расчет, как договаривались, то наниматель оплачивает ему только официальную сумму. При этом наниматель прекрасно понимает, что ни у нашей инспекции, ни у суда нет оснований требовать выплаты нелегальной зарплаты. Мы можем потребовать от нанимателя выплатить только то, что оговорено в документах.
     - Ирина Николаевна, мне непонятно, что движет этими людьми. Ведь сначала, как вы заметили, они вместе с нанимателями обманывали государство, потом у государства же просят защиты. Это наивность, правовая безграмотность или безысходность?
     - Нередко в свое оправдание люди говорят, что они были долго без работы, поэтому согласны были на любые условия. А потом получилось, что работали бесплатно. Конечно, есть элемент безысходности. Но в первую очередь стоит говорить о правовой безграмотности или безответственности. Ладно, я еще могу понять, когда вчерашнего школьника водят за нос, не оформляют трудовую книжку. Но ведь у него есть родители, которые могли бы поинтересоваться, что у него и как на работе. А когда взрослый человек с 15-летним трудовым стажем отдает неизвестно кому и где трудовую книжку, приступает к работе, не ознакомившись с приказом о приеме на работу, как это назвать?
     - Наверное, все же безответственностью и доверчивостью. Есть ли статистика или просто наблюдения: чаще обращаются к вам с жалобами на администрацию государственных предприятий или частных структур?
     - В равной степени: нарушений хватает везде. Формой собственности обусловлен характер нарушений. На частных предприятиях зарплата в конверте, отсутствие документального оформления на работу. На государственных же часто встречаются нарушения в ведении кадровой и другой документации, те же несвоевременные выплаты зарплаты. В то же время я должна сказать, что очень много частных предприятий, на которых грамотно оформлена документация, все получают легальную зарплату. Мы ведь не только выходим на предприятие, когда есть жалоба. Выходим и с целью проведения профилактических проверок, оказания методической помощи. Вот и представьте: на фирме N небольшой офис, приличная мебель, не самые старые компьютеры, у работающих зарплата 300-500 тысяч рублей, и люди выглядят на эту зарплату. Приходим на фирму Z, а там огромный офис, шикарная мебель, а зарплата у работников - 44 тысячи, то есть минимальная. Правда, выглядят работники этой фирмы на совсем другую зарплату. Наличие "черной кассы" очевидно. Но в нашу компетенцию не входит ее искать. А проинформировать департамент финансовых расследований мы обязаны.
     - С чем вы связываете практику "конвертов": с высоким ставками налогов или менталитетом наших сограждан?
     - Можно, конечно, согласиться с тем, что ставки высоковаты, и количество налогов немаленькое. Но ведь работают и в таких условиях фирмы, которые пришли всерьез и надолго. А если фирмулечка появилась на свет, чтобы по-быстрому "хапнуть", то, конечно, она будет работать в тени. Однако, мне кажется, первостепенное значение имеет все-таки менталитет, привычка. У наших сограждан пока иждивенческое отношение к государству: вот оно нам должно все, а мы ему ничего. Так не бывает.
     - Мне кажется, что нестабильная экономическая ситуация породила плохую привычку жить одним днем. Поэтому люди соглашаются на зарплату в конвертах, которая ничего им не гарантирует: ни путевку для ребенка, ни оплату отпуска, ни отчисления в пенсионный фонд, ни оплату больничного. Плюс недоверие государству: все равно обманет. Но парадокс в том, что только у государства мы ищем защиты, если что-то случилось. Наниматель стремится, чтобы работник обходился ему как можно дешевле, поэтому получили распространение гражданско-правовые договоры. Ваше к ним отношение?
     - В идеале лучше работать по трудовому договору, который регламентируется Трудовым кодексом. В соответствии с Трудовым кодексом стороны изначально неравны. Трудовой кодекс в 99% случаев на стороне наемного работника. То есть не работник должен доказывать, что он не прогуливал, а наниматель должен доказывать, что этот факт имел место. Только в одном случае Трудовой кодекс на стороне нанимателя: если проштрафился материально ответственный работник. Вот тогда он должен доказывать, что не воровал. Что касается гражданско-правовых договоров или договоров подряда, то Гражданский кодекс предусматривает равенство сторон. Вы правильно заметили, что работник, заключивший гражданско-правовой договор, обходится дешевле. Он не имеет никаких социальных гарантий: кроме отчисления и в пенсионный фонд и оплаты больничного. И даже если человек получил производственную травму, заказчик не несет никакой ответственности перед подрядчиком за охрану труда. Последний сам за все отвечает в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Однако если работа не сопряжена с производственными травмами, риском, то лучше заключить договор подряда, чем никак не оформлять отношения.
     - Грамотное поведение при трудоустройстве - это…
     - Все отношения между нанимателем и наемным работником должны быть зафиксированы в письменном виде. Пока человек не получит на руки один экземпляр трудового договора, подписанный обеими сторонами, не будет ознакомлен с приказом о приеме на работу, не следует приступать к работе. Особенно надо быть внимательным людям, чья работа связана с повышенным производственным травматизмом. Надо очень внимательно читать договор, понимать, что это не пустая формальность. Не стесняться задавать вопросы, уточнять. Несмотря на трудности с поиском работы, надо вести себя достойно, не соглашаться на кабальные условия.
     - Ирина Николаевна, достаточно распространена практика, когда человеку предлагают поработать с испытательным сроком, он старается, а ему потом ничего не платят и на работу не принимают - не подошел, говорят. Как избежать такой ситуации?
     - Очень просто. Испытательный срок - это часть трудового договора. Он может длиться до трех месяцев. В это время на работника распространяются правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, действующее в организации. Но все это должно быть отражено в договоре.
     - Очевидно, не все вопросы трудовых отношений в компетенции вашей инспекции. В каких случаях стоит обращаться именно к вам?
     - Мы осуществляем надзор и контроль за трудовым законодательством, поэтому спектр вопросов достаточно широк. Это все вопросы, которые можно урегулировать надзором, то есть те, которые трактуются однозначно. Мы работаем только с документами. У нас нет права, например, опрашивать свидетелей. Но как уже отмечалось, при необходимости мы взаимодействуем с департаментом финансовых расследований, прокуратурой и другими государственными органами.
     - Можно привести пример такого удачного сотрудничества?
     - Недобросовестные предприниматели пользуются тем, что для оказания услуг по трудоустройству в России не требуется получение лицензии. Следовательно, и ответственность значительно меньше. Многие наши сограждане имеют печальный опыт: некто пообещал в Москве высокооплачиваемую работу и устроенный быт, взял за это деньги, а в белокаменной высадил из автобуса и забыл. Так, например, с 1999 года в инспекцию зачастили граждане, обманутые директором УП "Стройкуб". Сначала это были минчане, потом - жители областных и районных центров нашей страны. В этом году общими усилиями Департамента государственной инспекции труда, налоговой службы, прокуратуры и Мингорисполкома печально известная фирма ликвидирована. Правда, ее директор пока находится в Москве и не исключено, что продолжает набирать добровольцев на стройки. Может, уже под другой вывеской.
     - Существуют ли исковые сроки обращения с суд или инспекцию по трудовым спорам?
     - Сроки обращения в суд по трудовым спорам ограничены: иск о восстановлении на работе можно подавать в течение месяца после сомнительного для гражданина увольнения. Исковая давность по всем остальным вопросам трудового спора - 3 месяца. По обращениям в нашу инспекцию не существует ограничений по времени. Но это не значит, что надо обращаться, допустим, через год. Чем раньше человек обратится к нам, тем легче решить вопрос, если, конечно, соблюдена хотя бы часть формальностей. Потому что мы работаем только с документами. Мы не рассматриваем анонимных заявлений, но по просьбе заявителя не разглашаем источник получения информации.
|