В МИРЕ
КТО ДЕЗИНФОРМИРОВАЛ СТАЛИНА?
     
По мере рассекречивания архивов, все более опровергается точка зрения "прохрущевски" настроенных исследователей начальной стадии войны 1941-1945 годов и их обвинения в адрес советского руководства того времени в неправильной оценке ситуации накануне нападения Германии на СССР.
     Одним из главных обвинений в адрес И.В.Сталина было и остается следование неким личным мотивам в последний предвоенный месяц, вопреки данным разведки, совершенно точно знавшей если уж и не время, то день атаки вермахта, точно. Дескать, Сталин стремился всячески оттянуть войну, которой панически боялся. Он верил Гитлеру и абсолютно не доверял своим суперагентам, вроде Рихарда Зорге, вследствие чего СССР оказался неготовым к отражению агрессии. Реальность оказалась куда сложнее. Истина не терпит политического заказа и не внимает заклинаниям искателей власти, пытающихся навязать выгодный для себя взгляд на историю.
     "РУКА ЛОНДОНА",
РИХАРД ЗОРГЕ
И ПЛАН "БАРБАРОССА"
     Едва ли не стала уже привычной версия, согласно которой план "Барбаросса", якобы утвержденный Гитлером 18 декабря 1940 года, через неделю лежал на столе Сталина. Гипотезу вполне можно было бы списать на художественный вымысел, если бы не загадочно-самоуверенный тон авторов в стиле болтовни Э.Радзинского - с претензией на истину в первой инстанции.
     "Сенсационный факт" не соответствует действительности. 29 декабря 1940 года советский военный атташе в Берлине генерал-майор В.И.Тупиков лишь известил Москву о том, что: "Гитлер отдал приказ о подготовке к войне с СССР. Война будет объявлена в марте 1941 года. Дано задание о проверке и уточнении этих сведений..."
     Москва потребовала "более внятного освещения вопроса", и 4 января 1941 года пришло пояснение: информация основана не на слухах, а на сугубо секретном приказе Гитлера, о котором известно очень немногим лицам. Было также сказано, что "источник" этого документа лично Тупиков не видел, и в его сообщении содержалась дополнительно следующая информация: "Подготовка войны против СССР началась много раньше, но была несколько приостановлена, так как немцы просчитались с сопротивлением Англии. Весной Англию рассчитывают поставить на колени и освободить себе руки на востоке".
     На деле приказ о подготовке войны против СССР Гитлер отдал не 18 декабря, а летом 1940 года. В директиве № 21 "Барбаросса" (название также не было известно Москве), кроме примерного срока завершения военных приготовлений - 15 мая 1941 года - подчеркивалось, что СССР должен быть разгромлен "еще до того, как будет закончена война против Англии". Таким образом, версия о том, что советской разведке удалось разгадать замысел германского командования и "своевременно вскрыть политические и стратегические замыслы Германии", едва ли не основная в обвинениях в адрес Сталина, не только не подтверждается - она опровергает "сторону обвинения".
     Действительно, в перечислении вариантов развития событий, "заслуживающих внимания", доклад начальника Разведуправления от 20 марта 1941 года предполагал, как возможную, дату "между 15 мая и 15 июня". Однако в выводах (о которых "забывают" исследователи) значилось, что "наиболее возможным сроком начала действий против СССР будет являться момент после победы над Англией или после заключения с ней почетного для Германии мира". Далее следовало вполне обоснованное замечание: "Слухи и документы, говорящие о неизбежности весной этого года войны против СССР, необходимо расценивать как дезинформацию, исходящую от английской и даже, может быть, германской разведки".
     Составители доклада отмечали, что "большинство агентурных данных, касающихся возможности войны с СССР весной 1941 года, исходит из англо-американских источников, задачей которых на сегодняшний день, несомненно, является стремление ухудшить отношения между СССР и Германией".
     Интересно отметить, что в Лондоне разведданные из Германии получили ту же оценку, что и в Москве. Там считали, что утечка информации о подготовке вторжения в СССР - часть "войны нервов", имеющей целью заставить советское правительство заключить с Германией союз.
     В свете сказанного становится понятной реакция Разведуправления на "ценнейшие материалы" Рихарда Зорге - второй легенды внешней разведки, на основе которой разворачивали антисталинскую кампанию исследователи "хрущевского заказа". Даже выборочно опубликованные донесения разведчика показывают, что в них много неточных и противоречивых данных. Получая информацию "из рук" германского посольства в Японии, Зорге против собственной воли стал каналом распространения германской дезинформации. Фактура предвоенных донесений такова:
     11 марта 1941 года Зорге сообщает, что, "по окончании англо-германской войны должна начаться ожесточенная борьба Германии против Советского Союза".
     6 мая следует новое сообщение: германское руководство уверено, что "война с СССР нисколько не помешает ведению войны против Англии, а решение о начале войны будет принято Гитлером либо уже в мае, либо после войны с Англией".
     21 мая разведчик передает "свежие" данные: "война между Германией и СССР может начаться в конце мая", но ниже добавляет, что "в этом году опасность может и миновать".
     1 июня следует самое известное, но не последнее сообщение: "...немецкое выступление против СССР начнется во второй половине июня".
     Наконец, 20 июня следует заключительное донесение со ссылкой на мнение германского посла в Токио: "война между Германией и СССР неизбежна" (1941 год. Документы. Дело Рихарда Зорге).
     Хотелось бы знать, какие выводы о намерениях Германии должны были сделать в Москве из приведенных сообщений, кроме общеизвестного, что "война неизбежна"? Особенно если учесть, что в данном регионе помимо Зорге действовало еще несколько "поставщиков информации", пользующихся большим доверием.
     Однако даже точные, как оказалось, донесения от 11 и 16 июня 1941 года - "решение (о нападении) принято" и "все готово к нападению" - не были учтены. Советской разведке не удалось добыть ни одного подлинного документа о намерениях Германии на Востоке...
     ПОЧЕМУ ОШИБЛАСЬ
РАЗВЕДКА?
     Наблюдением за германской группировкой у собственных границ советская разведка вплотную занялась с октября 1940 года. После победы Германии над Францией действительно была замечена некоторая перегруппировка войск со смещением на восток. Но даже при том, что в сообщениях она была сильно завышена (говорили о 30 дивизиях при "факте" в 15), каких-либо опасений в связи с этим в имеющихся документах не просматривается. Дело в том, что 9 июля 1940 г. германский военный атташе в Москве уведомил заместителя начальника Генерального штаба Красной Армии о предстоящей передислокации и организационных мероприятиях в вермахте. Прибытие германских войск в пределы восточного генерал-губернаторства объяснялось, с одной стороны, необходимостью усилить свою восточную границу, значительно ослабленную в период решительных операций на Западе. С другой - необходимостью размещения войск, освободившихся после заключения перемирия с Францией на территориях, богатых продовольственными ресурсами. Переброска носила сокращающийся с течением времени характер.
     Не вызывали опасений и активные работы германской стороны, связанные с инженерным оборудованием местности. По данным советской разведки, фортификационные сооружения восточнее Вислы устарели, частично пришли в негодность и без серьезной модернизации не могли являться серьезным препятствием в случае атаки с востока...
     Однако едва ли не главными в объяснении хладнокровия Москвы являются ставшие доступными расчеты советского военного планирования, оценивавшие оргсостав германских войск, необходимых для нападения.
     В документах за июль и за 18 сентября 1940 года отмечалось, что Германия должна будет развернуть для войны с СССР до 173 дивизий (140 пехотных, 15-17 танковых, 8 моторизованных, 5 легких и 3 авиадесантные). В документе от 11 марта 1941 года эта оценка возросла до 200 дивизий (165 пехотных, 20 танковых и 15 моторизованных), а согласно документу от 15 мая ожидалось развертывание 180 дивизий (137 пехотных, 19 танковых, 15 моторизованных, 4 кавалерийские и 5 авиадесантных).
     Расчеты были чрезмерно завышены (в момент нападения Германия имела на советской границе "всего" 122 дивизии), а их сопоставление с оценкой состава германской группировки у советских границ показывало, что процесс сосредоточения войск вермахта для нападения на СССР далек от завершения. По данным Разведуправления на 1 июня, на Востоке было сосредоточено всего 41,6% германских дивизий, тогда как против Англии - 42,6%. Исходя из приведенных показателей, понятно, почему в Москве не забили тревогу по поводу завершения Германией подготовки удара по СССР (в реальности к 21 июня 1941 г. против СССР было развернуто 62% дивизий вермахта). Немцы настолько умело и широко провели дезинформационную кампанию, что даже в сводках разведки НКГБ, вплоть до германского нападения, не было сделано вывода о непосредственной угрозе войны. Советским спецслужбам, как, впрочем, и германским, лучше удавалось скрывать свои секреты, чем добывать чужие.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
КОММЕНТАРИЙ НЕДЕЛИ
Андрей МАРЧЕНКО
     
ЧТО ПРАЗДНУЕМ?
     В России отметили «День России». Тщетные попытки властей привить хоть какое-то уважение ко дню развала Союза не дают никакого результата. Только 6% из 1.600 опрошенных ВЦИОМ респондентов знают правильное название праздника. Около 50% вспоминают прошлое название «День независимости», а 13% вообще не понимают, почему 12 июня объявлено выходным днем.
     История праздника сильно напоминает попытку убежать от правды. 12 июня 1990 года на I Съезде народных депутатов РСФСР по инициативе Б.Ельцина была принята Декларация о государственном суверенитете РФ. Главной и подлинной целью этого документа была фиксация победы ельцинской группировки над союзным центром, а самого Ельцина - над своим «старым обидчиком» М.Горбачевым. По сути, декларация стала стартовой площадкой для развала Советского Союза и сигналом всем сепаратистам о начале дележки «территорий и душ». Начался так называемый парад суверенитетов. А поскольку к суверенитету стремились лишь политические элиты республик, вопреки воле 76,5% граждан СССР, заявивших о желании жить в едином государстве, День государственного суверенитета РФ в народе стали называть «днем суверенитета власти от народа». Анекдот, больше похожий на правду, быстро дошел до «боярских палат», и праздник переименовали в «День независимости».
     Однако вопросительные вариации продолжились. Народ хотел знать – независимость кого от кого? От советской власти? Так она, вроде бы, была не иностранной. День независимости от суверенитета России? (Намек игрой двух названий на явное американское влияние.) Или день независимости Кремля от России? А, может, день независимости госсобственности от России (имея в виду «прихватизацию»)? Или день независимости граждан Израиля от России (речь шла о «двойных» гражданах Израиля и РФ среди олигархов и власти)? Словно не желая давать повод к состязаниям в остроумии и подсчетам «двойных» граждан во власти и партийных верхушках, в 1998 году Б.Ельцин переименовал праздник в «День России».
     Но, похоже, и это название не будет счастливым. Когда «День России» в Украине - это понятно. Но День России в России? Остряки требуют «уточнить конкретику»: день развала России или день продажи России?.. Автор книги «Заговор против народов России» С.Морозов поясняет: «Все логично: кто будет праздновать день, положивший начало отчуждению огромных богатств (30-35% от мировых) – достояния всего народа, в пользу кучки нечистых на руку проходимцев, как правило, представителей национальных меньшинств? Ответ очевиден»...
     «КОМАНДАНТЕ» БУШ ПРОТИВ КОМАНДАНТЕ ФИДЕЛЯ
     Соединенные Штаты, как поезд, несущийся под уклон, уже не смогут остановиться. На поверку выясняется, что «победа» в «холодной войне» – пиррова победа. Государство, противопоставившее тезису противника - «долг гражданина перед обществом» - антитезис: «либерализм и свобода во всем», забыло объяснить своим гражданам пределы этих самых либерализма и свободы. Между тем, пределы эти диктуются достаточно жестко самой природой. Свобода только тогда свобода, когда один свободный человек ни при каких условиях не нарушает свободы другого. В противном случае получится тирания одного над другим. Говоря иначе, объявляя «свободу» своей доминантой, государство фактически объявляет самороспуск общества.
     Что за этим последует непонятно только недалекому. Государство не может существовать без общества, но общества, по сути, нет: граждане не желают поступиться даже малым, но своим, ради общего. Как заставить их выполнять свой долг, чтобы сохранить общество? Объяснять что-либо бесполезно – объявлена «свобода»... Выход один – чтобы общество поддерживало государство, а граждане поддерживали общество, нужна угроза! Постоянная и неусыпная фобия! Одна на всех!
     Иракские генералы за 600 миллионов перестарались (не надо было платить так много!) – угроза исчезла стремительно, не успев подготовить почву для следующей. Действовать нужно быстро: общество начинает сомневаться, намечается брожение умов. «Где взять «объект»?» – таким вопросом задался лидер мировой глобализационной революции – революции Нового мирового порядка - «команданте» Буш.
     Иран? Пока рановато, хотя готовить почву надо – деньги «на гражданские процессы» отправлены. Ставка, как и в Югославии, – на студентов. Студенчество в подавляющем большинстве – самая дешевая (в Белграде «активистам» за привод на митинг 10-15 человек платили по 10 «баксов») и самая недальновидная масса. Готова подхватить любую идею, если ее сдобрить полной независимостью от «воспитующего начала». Не желает признавать того исторического факта, что все революции заканчивались реками крови и тиранией. Легко превращается в толпу погромщиков, как это было в Белграде. Деньги свое дело делают – в Тегеране семь дней подряд бушевали многотысячные студенческие митинги, чуть поменьше – в других городах.
     Это, однако, не решает проблему. Где угроза? Тут Штаты вспомнили о Кубе. Хотя «Остров свободы» не причислен Америкой к «оси зла», он давно уже числится в вашингтонском списке «стран изгоев». 76-летний Фидель Кастро пережил на своем посту 10 американских президентов, а ЦРУ устроило на него 250 покушений, но все попытки были безуспешны. Куба остается единственным островом социализма на американском континенте...
     И вот Буш, обращаясь по «радио Марти» к кубинскому народу, недвусмысленно заявил, что «диктатурам не место на американском континенте, и скоро кубинцы будут наслаждаться такими же свободами, как и американцы». Гавана поняла обращение Буша как объявление войны. Команданте Фидель тут же выступил с многочасовой речью, которую завершил пламенным призывом: «Кубинцев проще стереть с лица земли, чем заставить сдаться! Родина или смерть!»
     США заинтересованы в поддержании напряженности, поэтому стандартная формулировка - «пособничество терроризму» - уже задействована. Однако Куба, видимо, не станет столь легкой добычей, как Ирак, поэтому ясного плана пока, похоже, нет. Ближайшее будущее покажет, каким образом собирается действовать администрация Буша.
|