|
Материалы полосы подготовила Елена РЯБЦЕВА
Налоговый ЩИП
     
По мнению министра по налогам и сборам Константина Сумара, действие Декрета №4 в прошедшем полугодии благоприятно отразилось на деятельности предпринимательских кругов и налоговом сборе, позволив в первом случае упорядочить работу ИП, во втором - перекрыть налоговые дыры, существовавшие при Декрете № 12.
     О несовершенстве Декрета №4 и о реакционных мерах, которые за ним последовали в отношении к предпринимателям, говорилось не однажды. С его принятием последовало довольно много толкований о том, что этот нормативный акт "зажимал" индивидуальных предпринимателей и мешал им работать. Однако Константин Сумар абсолютно не разделяет этой позиции, считая, что именно этот Декрет упорядочил работу всех индивидов. По его мнению, Декрет № 12 сыграл определенную роль, но не стимулировал переход индивидуальных предпринимателей "на цивилизованную работу (с образованием юридического лица). Мы видели, что в Декрете № 12 было очень много прорех, которые позволяли предпринимателям уходить от налогообложения. В Декрете №4 эти налоговые дыры мы ликвидировали".
     Положительным результатом работы Декрета руководитель налогового ведомства считает переход к единому налогу. Кроме того, если Декрет № 12 не дифференцировал платежи исходя из торговых площадей (то есть владельцы торговой площади, к примеру, в 20 и 70 квадратных метров раньше платили одинаковую ставку), то сейчас введен повышающий коэффициент. Как отметил г-н Сумар, в данном случае учтены пожелания самих предпринимателей, сетовавших на то, что им приходится работать в неравных условиях.
     Еще один плюс четвертого Декрета, по мнению его разработчиков, сводится к увеличению срока с 3 до 30 дней, в течение которого человек может осуществлять торговлю товаром без регистрации индивидуального предпринимателя. "Мы сделали послабление тем гражданам, которые время от времени продают свою продукции или ненужную вещь. То есть дали возможность людям, которые занимаются подсобным хозяйством продать свой товар, если у них в этом есть потребность".
     В заслугу Декрету №4 ставится послабление в плане штрафных санкций, дифференцированных с учетом тяжести нарушений. Если по Декрету № 12 можно было за 5 рублей, которых не досчитался налогоплательщик указывая свой единый налог, доводить штрафные санкции до 10-100 евро (единая ставка), то сейчас штрафом облагается только та сумма, на которую он ошибся (иначе говоря, которая не доначислена).
     Как отметил Константин Сумар, деятельность предпринимателей в рамках Декрета №4 носит положительный характер: "Они получили более благоприятные условия, что способствовало росту эффективности работы корпоративного бизнеса".
     Что касается результата работы нового Декрета, министр по налогам и сборам, отметив рост налоговых поступлений к уровню прошлого года, которые составили 130-132%, не без гордости вспомнил слова своего французского коллеги, жившего в XVII веке: "Искусство налогообложения заключается в том, чтобы ощипывая живого гуся получить наибольшее количество перьев с наименьшим шипением". К чему и пожелал стремиться работникам налоговых органов, а налогоплательщикам сохранять крепкое здоровье и долгие годы жизни.
КОНТРМНЕНИЕ
     
Президент Белорусского Союза предпринимателей Александр Потупа не разделяет оптимизма главы налогового ведомства относительно полученного эффекта от Декрета №4. Мнение лидера отечественных предпринимателей сводится к тому, что Декрет №4 не является документом, способствующим цивилизованному развитию частного сектора. Мы предоставили возможность Александру Потупе высказать свою точку зрения на странице нашей газеты.
     - На мой взгляд, благие оценки действия Декрета выглядят достаточно странно. Хорошо известно, что этот Декрет появился под давлением корпоративного бизнеса, который считал, что работает в неравных условиях с индивидуальными предпринимателями. Мол, слишком им хорошо. Самым главным эффектом стало резкое сокращение количества наемных работников. Само по себе изменение на порядок этой величины с 30 (в торговле) до 3 - это революционный рывок. Принятие такого решения было совершенно неправильным, потому что многие предприниматели работают сезонно. В результате этот Декрет очень сильно "ударил" по сезонной торговле. Если бы этот документ составлялся правильно с юридической точки зрения, то в нем бы указали, что три человека - это количество в среднегодовом исчислении, потому что есть месяцы, когда предприниматель вынужден нанимать очень много людей, чтобы быстро распродавать товар, после чего необходимость в сотрудниках вообще отпадает. К примеру, три месяца он будет нанимать по три человека, а потом все время будет работать один.
     Во вторых, абсолютно очевиден криминогенный характер Декрета №4, выполнение которого толкнуло многих индивидуальных предпринимателей к фиктивному оформлению родственников, друзей в виде дополнительных работников, по сути существующих только на бумаге.
     И, в конце концов, если наиболее смелые решили все же перерегистрироваться и поменять свой статус на юридический, создав малое предприятие, то эти смелые знают схемы, по которым можно работать с нулевой прибылью и не платить налогов. То есть - опять вынужденное уклонение от уплаты налогов.
     Кроме того, чиновниками была использована крупная дезинформация, которую все время рассматривали "флагом", что индивидуальный предприниматель платит намного меньше налогов, чем другой субъект хозяйствования. Но самое смешное заключается в том, что я дважды на заседании Межведомственной комиссии и Межведомственного совета слышал выступления г-на Дорошенко - заместителя г-на Сумара, докладывавшего результаты собственных исследований Министерства по налогам и сборам, которые сводились к тому, что на одного работающего "индивидуалы" платят больше, чем фирмы.
     На данном этапе Декрет №4 - это не благо. Мы просили его отложить и не пускать в действие в этом году. Его удалось нам удерживать только пять месяцев. Сейчас он фактически введен. И на наш взгляд - это плохо, потому что необходимо было дать предпринимателям адаптироваться к ситуации с нововведениями. Но у нас в стране все сделали по-большевистски: сначала что-то делается, а потом выясняется, что документы составлены недоброкачественно. Я считаю, что юристов, допустивших границу в три человека на индивидуального предпринимателя, вообще нельзя допускать к разработке таких документов. Это страшный прокол.
     Я не считаю разумной и манеру, в которой принимался Декрет №4. Его идеи надо было широко обсуждать с представителями предпринимательской общественности, чтобы последующие за ним действия не вызывали забастовки, митинги и т.д. Надо было проводить исследования до того, как его приняли, а не после вдруг выяснять, что получается совсем другая, чем ожидалось, налоговая ситуация.
     И в заключение хочу сказать, что очень часто в значении тех или иных слов скрывается все что угодно. В частности, за словом "упорядочение" скрываются любые действия и замыслы чиновников и иногда далеко не самые приличные. Это, по существу, вмешательство административных рычагов, что вряд ли будет способствовать эффективному развитию предпринимательства. Еще вначале года мы фиксировали ситуацию, которую не любят оглашать: только треть из зарегистрированных предпринимателей действительно работают, треть ждет благоприятных перемен (не работает и не платит налоги), и треть уже ничего не ждет, подав заявления на ликвидацию.
Лицензий станет меньше
     
На этой неделе Беларусь наконец спустилась с рекордного места среди стран СНГ по количеству видов лицензируемой деятельности. Хотя это еще не 10 заветных видов деятельности (ранее заявленных президентом), подлежащих обязательному лицензированию, а 487 вместо 1.640, однако шансы у корпоративного бизнеса в части его выхода из вакуума несколько возросли.
     Вступивший вчера в силу Декрет № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" упорядочил правовые основы лицензирования. Отныне специальные разрешения будут необходимы для осуществления только 49 видов деятельности (и 487 подвидов), которые могут причинить вред жизни и здоровью граждан, обороноспособности и безопасности государства, его экономическим интересам и окружающей среде. Число государственных органов и организаций, уполномоченных выдавать лицензии, сокращено в два раза.
     Выдача лицензий начнет осуществляться с 1 ноября этого года и продолжится до 1 мая 2004 года. До этого же срока будут действовать старые лицензии, выданные до вступления в силу данного Декрета. Лицензии, срок действия которых истекает до 1 ноября 2003 года, также будут действительны до 1 мая 2004 года. Работать в течение ранее определенного времени лицензии смогут только в исключительных случаях. В частности, это касается банковской, внешнеэкономической деятельности и выпуска специфических товаров (квоты экспорта и импорта). Срок действия новых лицензий составит от 5 до 10 лет. Стоимость лицензии одинакова для всех, она будет эквивалентна 90 евро. Сумма лицензионного сбора определена исходя из минимального предела. По крайней мере, так считает руководство Министерства экономики.
     Среди основных отличий принятого Декрета от ранее действующего законодательства, регулирующего вопросы выдачи лицензий, следует отметить несколько.
     Положение Декрета содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены с заявлением о просьбе выдачи лицензий.
     Кроме того, при выдаче лицензий юридическому лицу их копии выдаются также его филиалам и структурным подразделениям. Причем копии этой лицензии лицензируемый орган будет заверять бесплатно.
     В отличие от действующего положения о порядке выдачи лицензий, Декрет предусматривает наличие закрытого перечня оснований к отказу выдачи лицензий. Как считает начальник главного государственно-правового управления Администрации Президента РБ Ольга Сергеева, "данное положение наложит запрет на беспредел и нарушения, которые допускались лицензируемыми органами при выдаче лицензий". Важным пунктом является и то, что вопросы отказа выдачи и аннулирования лицензий будут приниматься коллегиально.
     Почему вместо долгожданного Проекта закона "О лицензировании", внесенного Совмином в ноябре прошлого года, появился Проект декрета, председатель постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и предпринимательству Палаты представителей Национального собрания РБ Сергей Заболотец объясняет тем, что "в том виде, в котором был представлен Проект закона, он не мог быть принят". Кроме того, представитель парламента считает, что срок принятия Проекта закона был бы очень длительным, в отличие от Декрета: "Потому что одновременно с внесением Проекта закона надо было бы вносить изменения в три Кодекса и другие нормативно-правовые акты. Исходя их того, что субъекты хозяйствования сегодня ждут этого документа, мы согласились с принятием Декрета. Что касается проекта Закона, то работа над ним будет продолжаться".
     Среди видов деятельности, которые не подлежат лицензированию - ремонт, окраска, пошив обуви, швейных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, ремонт и техническое обслуживание машин и бытовых приборов, изготовление и ремонт мебели, химчистка и крашение, услуги прачечной, услуги фотоателье, фото- и кинолаборатории, парикмахерские услуги и др. В Министерстве здравоохранения из 731 подвидов деятельности, требующих ранее лицензирования, осталось 182. В фармацее - из 67 осталось 5.
     Параллельно с сокращением перечня лицензированных видов деятельности возрастут и другие формы контроля - стандартизация, аккредитация, сертификация и пр. Органы контроля уже начали работать над новыми положениями, чтобы приблизить форму регулирования видов деятельности субъектов хозяйствования к мировым стандартам. Кроме того, в настоящий момент в Палате представителей находятся проекты законов по урегулированию работы контролирующих органов. В частности, разрабатывается Проект закона о сертификации, рассматривается Закон о техническом нормировании и стандартизации, который впервые появится в истории белорусского норматворчества и поднимет уровень нормативного акта, который будет регулировать вопросы стандартизации и технического нормирования, основываясь на передовом международном опыте. Данным законом определяются органы, которые будут отвечать за утверждение стандартов. Впервые появятся такие понятия, как технический кодекс и технический регламент. Кроме обязательных государственных стандартов будут введены стандарты отраслей и предприятий, обязательное исполнение которых будет определяться внутри юридического лица. Одним словом, с сокращением количества лицензируемых видов деятельности, требования к содержанию той или иной деятельности, к ее безопасности, возрастут.
     Как отметил на встрече с журналистами заместитель министра экономики Андрей Тур, принятие Декрета благоприятно отразится на развитии предпринимательства и будет способствовать снятию административных барьеров.
|