Немецкий танк угнали
прямо с мемориала
Олег ЗАНЕМОНСКИЙ
     
В прошлый понедельник в Могилевском районном суде началось слушание дела о хищении танка.
     
Немецкий танк времен Второй мировой войны, который был частью мемориального комплекса "Буйничское поле", похитили еще в июле 2001 года. Пропажу заметили лишь через несколько дней. Сторож лишь развел руками: "Я думал, его взяли на реставрацию". Тогда во всю кипело строительство мемориала. Долгое время никто и предположить не мог, куда подевалась боевая машина Вермахта. Через неделю танк нашли в одном из дворов деревни Ермоловичи Белыничского района и водрузили на прежнее место. Местный житель по просьбе угонщика присматривал за танком. Однако самого похитителя пришлось искать аж до марта 2003 года.
     Подозреваемый инженер-электронщик из Гродненской области слово "вор" категорически не приемлет. По его словам, он собирался доставить танк на одну из киностудий в качестве реквизита. Разобраться во всем должен суд. С марта угонщик ждет его решения в местной тюрьме. Предполагается, что приговор станет известен 25 июля. Суду предстоит рассмотреть два тома уголовного дела и заслушать показания 23 свидетелей.
     Буйничское поле славно тем, что это был первый город на пути фашистов, который они не смогли захватить сходу. В 1941 году народное ополчение и 172 войсковая дивизия обороняли город 23 дня. Очевидцем подвига был Константин Симонов, вспоминавший: "Есть кусок земли, который мне не забыть, - поле под Могилевом, где я впервые видел в июле сорок первого, как наша "бутылочная артиллерия" сожгла тридцать девять немецких танков..."
     Возможно, эти слова относятся и к угнанному танку. Именно на этих танках фашистская армия ворвалась в СССР. Т-3 был основной машиной "панцерваффе". Об угнанном танке известно лишь то, что его подняли по кускам из местного болота. Своим ходом танк двигаться не мог. От него сталась лишь внешняя оболочка. Угонщик поместил боевую машину на трейлер и увез.
     ИСТОРИЯ В ТЕМУ
     Предприимчивые жители деревни Дубровно, что на Витебщине, продали танк российским скупщикам металлов.
     Как пишет газета "Местное время", машина времен Отечественной войны затонула в болоте около деревни Козлы. Долгое время шел разговор о поднятии танка, но у властей не доходили руки. Инициативу проявили жители. Они по частям достали боевую машину из грязи и продали ее. Кому - никто не знает. За расхищение исторической и материальной ценности государства дубровенцем дали штрафы от 42 до 112 тысяч рублей.
     ПРЯМАЯ РЕЧЬ
     Светлана Александровна Веремейчик, судья Могилевского районного суда:
     - Сейчас мы выясняем, зачем ему нужен был танк. В зависимости от того, что мы выясним, и будут оценены его действия. И соответственно вынесено наказание. Процесс будет строиться на состязательности сторон. Обвинение утверждает, что было хищение с целью продажи. Подозреваемый настаивает, что взял танк во временное пользование.
Чудо в перьях
Ольга АНТИПЕНКО
     
Вот уже более 30 лет на Минской птицефабрике им.Крупской существует цех с весьма прозаическим названием – «ширпотреб». Изначально там делали цветы и букеты для похоронных венков. Догадываетесь, из чего? Из перьев. А в последние 10 лет здесь создают удивительные боа. Все из тех же перьев.
     
Боа – это широкий женский шарф из перьев. Скорее всего, его название произошло от крупной американской змеи из семейства удавов. Казалось бы, эпоха, когда носили подобные вещи, давным-давно прошла. И все же белорусские танцевальные ансамбли, варьете, шоу и балеты из года в год заказывают здесь эти чудесные украшения. Постоянными клиентами цеха являются Русский драматический и Купаловский театры. А вот индивидуальных заказчиков почти нет – не та нынче мода.
     Такой цех – единственный в республике. И дело вовсе не в том, что фабрика хранит свой секрет как зеницу ока. Проводились многочисленные семинары, приезжали ученики, но не пошло у них это дело.
     На первый взгляд боа – это ленточка ткани, окаймленная перьями. Боа бывают односторонними и двухсторонними. Его можно сделать белым, черным или разноцветным, как радуга. Однако не следует забывать, что кажущаяся простота требует долгой и кропотливой работы. Перо всегда обрывается вручную. Затем его сортируют на пух, хорошее перо и бракованное перо. Последнее идет на изготовление подушек и одеял (их тоже производит цех ширпотреба). Перо необходимо промыть, отжать, просушить на центрифуге, покрасить специальными красителями и снова промыть, чтобы краска закрепилась и не оставляла следов. И только после этих долгих процедур девушки, работницы цеха, садятся за длинные столы и начинают вручную приклеивать каждое перышко. Довольно часто на выполнение заказа отводится только несколько дней. Тогда работницы жертвуют выходными, чтобы не подводить заказчика. Всего в цехе трудится 15 человек, однако, если не хватает работников в других цехах, девушки оставляют свои перышки и бегут на убой кур. Поэтому иногда изготавливать пышные аксессуары остаются 2-3 человека. Мера эта вынужденная: работа в «ширпотребе» считается легкой и получают за нее чуть более 100 тысяч рублей в месяц. Без подработки не очень-то разживешься на эти деньги.
     Кроме боа в цехе изготавливают огромные веера и канканы (их используют танцовщицы кабаре и варьете). Можете поверить, выглядит все это сногсшибательно. Именно здесь заказывали крылья для клипа российской группы «Белый орел». Немалый интерес к нашим боа проявила и Лариса Долина. Без этих ярких перышек не обходятся ни одни гастроли белорусских коллективов за рубежом.
     Несмотря на то, что продукция всегда востребована, цех еле-еле покрывает свои затраты. Очевидно, продукция из перьев стоит в графе «социально значимая», и повышение цен на нее строго регламентировано. Поэтому и стоит все до смешного дешево: один метр боа обходится покупателю в среднем в 10 тысяч рублей. И это при том, что прослужить оно может минимум три года.
     Как при всем этом остается у людей заинтересованность и преданность работе – остается загадкой. В этом царстве фиалок и роз из перьев поневоле вспоминается порядком избитая, но очень уместная фраза: «Красота спасет мир».
     Негласным символом цеха стал маленький желтый цыпленок – еще одно пушистое чудо, родившееся в стенах птицефабрики. Из каждого уголка с любопытством смотрят на посетителей его удивленные глазки. Кто знает, может, по ночам все эти пушистики оживают, как в сказках, ведь в каждого из них вложен кусочек чьей-то души. Души, которая стремится дать радость.
Милиция ищет…
потерпевших
Оксана ЯНОВСКАЯ
     
На протяжении двух лет устойчивая преступная группа совершала мошеннические операции с валютой. Недавно она была задержана сотрудниками милиции.
     Действовали мошенники по примитивной и всем известной схеме, но почему-то безотказной на протяжении многих лет. Один из мошенников предлагал обменять деньги. Когда человек передавал мошеннику валюту, появлялся второй, якобы сотрудник милиции. Он начинал интересоваться: а что, собственно, происходит? Тогда первый мошенник возвращал человеку деньги, от греха подальше. И немедленно уходил. Вслед за ним и «сотрудник милиции». Во время проведения «валютно-обменной операции» третий мошенник наблюдал, не подходят ли к обменнику настоящие сотрудники милиции. Чуть позже человек обнаруживал вместо ста или пятидесяти долларов – один.
     Все три мошенника были ранее судимы за кражи и мошенничество. Старшему из них – 42 года. Это, кстати, тонкий психологический ход– взрослому человеку больше доверия.
     Как выяснилось, многие потерпевшие не обращались в милицию с заявлением. По двум причинам. Первая: людям неудобно признаваться в собственной неосмотрительности. Вторая– боязнь привлечения к административной ответственности за нарушение проведения валютных операций по Декрету №1. Как недавно писала «ЭН»: административная ответственность наступает после совершения сделки, а не за намерение ее совершить. Поэтому гражданам, потерпевшим от действий мошенников, не надо опасаться административной ответственности.
     Отдел уголовного розыска Первомайского РУВД Минска обращается к гражданам, потерпевшим от действий мошенника, изображенного на фото, сообщить об этом по телефону: 266-47-57.
Нашли героя!
Даша ЗЕМЛЯНИНОВА
     
12 июля жителя поселка Колодищи Минской области посетила официальная делегация из Калининграда. Владимир Маркович Шпитальник принимал дорогих гостей в тесной двухкомнатной квартирке, где он живет с семьей своего внука. В домашней обстановке ветерану Великой Отечественной войны калининградцы вручили грамоту и удостоверение почетного гражданина Калининграда, увесистый памятный знак из чистого янтаря, а также новенький видеоплеер и четыре визы.
     
Наградили ветерана за то, что 18 июля 1945 года он был одним из трех советских парламентеров в Кенигсберге. Двое других парламентеров стали почетными гражданами Калининграда уже давно. Белоруса же награда искала долгих 58 лет. Дело в том, что в Калининграде Владимира Шпитальника считали погибшим.
     - Газета "Калининградская правда" почему-то написала, что я погиб. Вот меня и не искали. А два месяца назад молодежная делегация из Минска поехала в Калининград, где им показали памятную доску с моим изображением, - рассказывает Владимир Маркович. - Руководитель делегации заинтересовался моей историей, приехал в Минск и разыскал меня, целого и невредимого. Спустя совсем короткое время приехала ко мне и делегация из Калининграда.
     В приграничном городе историю трех парламентеров знает каждый. В центре города установлена мемориальная доска из черного гранита, где выбиты портреты трех советских офицеров-парламентеров. Их считают спасителями города и помнят до сих пор.
     - Когда советское командование решило отправить к коменданту Кенигсберга Ляшу парламентеров с ультиматумом сдаться, я вызвался пойти к фашистам добровольно, - вспоминает Владимир Маркович. - Было ужасно страшно, но поступить иначе не мог. Во-первых, я говорил по-немецки. А потом, обязывала должность. Ведь на фронте я был замполитом, занимался идеологической работой. Бывало выставим за километр от фашистских окопов передвижную ОЗС (окопную звуко-вещательную станцию) и по-немецки убеждаем прекратить войну, перейти на нашу сторону. А чтоб они нас слушали, мы им сначала для затравки музыку ставили. Они ее страсть как любили.
     Владимир Маркович начинает напевать какую-то песенку на немецком, а потом серьезным голосом что-то торжественно вещает. Звучит как, "товарищи немцы, слушайте внимательно!"
     - До сих пор помню, как это было, - признается ветеран. - Парламентерами в Кенигсберг пошли трое: россиянин Петр Янковский, украинец Александр Федорко и я, белорус. Символично, да? Вошли в город, идем по пустынным улицам, машем белым флагом и каждую секунду боимся, что нас расстреляют. Наконец, добрались до штаба коменданта крепости Ляша. Он принял нас очень любезно. Провел в свой кабинет, предложил сесть. Мы разговаривали с ним долго. И тут врывается какой-то офицер и начинает ему доказывать, что нас надо расстрелять. Я сижу, в душе прощаюсь с жизнью: все же понимаю по-немецки. А Ляш категорически отказался и попросил его выйти. Потом предложил нам выпить и закусить. Мы, правда, отказались. Но Ляш остался в моей памяти как очень благородный человек. Переговоры длились очень долго. В конце концов мы убедили коменданта сдаться. Немецкие офицеры собрали свои вещи, выстроились в длинную колонну, и мы повели их к своим.
     Владимир Маркович задумчиво замолкает. А я думаю, кто знает, как обернулась бы история Кенигсберга, если бы не белорусский переводчик. Возможно, город сдался добровольно не только из-за мощи Красной Армии, но и переводческого таланта замполита Шпитальника.
     - Да, чего я только не пережил за свою жизнь... - подытоживает разговор Владимир Маркович. - Всегда было трудно. Даже сейчас живу в стесненных условиях: в малюсенькой квартирке - четверо человек. А жить все равно хочется. Кажется, что завтра будет лучше. Я верю в чудеса...
Плохие традиции
до добра не доводят
Оксана ЯНОВСКАЯ
     
После полуночи на столичной улице Пономаренко был обнаружен гражданин с проникающим ножевым ранением.
     
При потерпевшем были документы, и сыщики отправились к нему домой. Мать пострадавшего рассказала, что к сыну заходил некий человек, который ей не понравился. Тем не менее, сын ушел вместе с ним. Женщина подробно описала приметы гостя.
     Затем старшие оперуполномоченные уголовного розыска Фрунзенского РУВД Минска Николай Хохол и Денис Климов приступили к тщательному осмотру территории вокруг места происшествия. В одном из двухэтажных домов заметили капли крови. А оперуполномоченный ГОМ-3 Игорь Шанчук сразу же предположил, к какой квартире в этом доме они могут привести. И точно. Кровавые следы тянулись от квартиры, в которой проживает ранее судимый гражданин, "оттрубивший" в местах лишения свободы 21 год. Это он пригласил потерпевшего - телемастера - починить телевизоры. Но, как водится, сначала выпили. Потом мастер приступил к работе. Ковырнул отверткой один телевизор, тот сгорел. Со вторым - та же история. Разозленный заказчик ответил ударом ножа в живот. У телемастера хватило сил только на то, чтобы самостоятельно выбраться из квартиры обидчика. От злополучного подъезда он прошел совсем немного и упал на газон.
     Сотрудники милиции задержали гражданина, нанесшего ранение. Он снова оказался в привычном месте - в СИЗО. Остается добавить, что на свободе он пробыл меньше года.
|