Нет слов - одни банкоМаты
Андрей КОЖЕМЯКИН, фото Михаила Лещенко
     
Кто-то по-прежнему отдает предпочтение домашним заначкам. А кто-то, поддавшись требованиям цивилизации, ступил на тропу повальной «карточкизации»
     
В Беларуси сегодня в ходу шесть видов пластиковых карточек: VISA, VISA Electron, Eurocard/MasterCard, Maestro, American Express, «БелКарт».
     Каждый банк в целях привлечения клиентуры стремится преобразовать выпускаемые карточки в универсальный кошелек. Так, держатели карточек Priorbank Maestro/Cirrus, являясь членами Белорусского Клуба Автомототуризма, получают скидки на приобретение запасных частей для автомобиля, а также бесплатную туристическую консультационную информацию (о странах, особенностях, курсах валют, стоимости топлива) при проведении технического обслуживания. Карточки Priorbank VISA Gold предоставляют следующие привилегии: страховку от несчастных случаев в зарубежных путешествиях, 90-дневную страховку на случай утери, порчи в результате стихийного бедствия или кражи вещей, приобретенных по карточке Gold суммарной стоимостью до 3.500 долларов США, 24-часовую экстренную помощь в заграничных турах, поиск пропавшего багажа, услуги юриста (так утверждается на официальном сайте «Приорбанка»). В «Беларусбанке» можно оформить карточку Eurocard/Mastercard с ведением счета в евро и долларах США. Карточка позволяет рассчитываться более чем в 12 миллионах предприятий торговли и сервиса по всему миру. Пластиковые карточки сегодня принимаются к оплате более чем в сотне столичных магазинов, более чем на тридцати заправках, во многих клубах, казино, ресторанах. Вроде, бери и пользуйся - и нечего думать. Но… не все так просто.
     Проблема
     Слабая защищенность информации на карточках с магнитной полосой делает их достаточно уязвимыми. Не так давно в Москве задержали «карточного воришку», который при помощи изобретенного собственными руками минисканера опустошал чужие счета. Сканер незаметно устанавливался на банкомате и считывал все пин-коды, которые набирали владельцы пластиковых карточек. Получить деньги, зная пин-код, уже несложно. О подобных случаях в Беларуси пока не слышно.
     Банкоматы можно сравнить с мусорными баками. Вроде они в изобилии, но, когда нужно, поблизости их не оказывается. Да и принимают банкоматы не все виды карточек. Вот и приходится иногда мотаться по городу в поисках своего. Особая напряженка с валютными банкоматами. В Минске их совсем мало. Не так давно было всего восемь. И хорошо, когда банкомат работоспособный. А то ведь хватает умельцев их портить. Сами банкоматы тоже иногда капризничают. Выдают не ту сумму, которую запросил. Или, еще хуже, бессовестно отправляют вашу карточку в свой «желудок». В последнем, конечно, больше виноват сам владелец карточки. Но попробуй тут разберись, что к чему, если опыта пользованием западной «фишкой» нет. Набираешь пин-код (персональный идентификационный номер), а на запрос «подтвердить пин-код» жмешь не «ОК», а снова набираешь пин-код. Несколько неудачных попыток – гудбай карточка. Процесс ее извлечения из внутренностей «железной гадины» сотрудниками банка может затянуться больше, чем на месяц. Деньги, конечно, вернут чуть раньше. Недельки через две. Хорошо, когда в них нет особой необходимости. Но ведь может быть и наоборот. Пин-код - вообще опасная штука. С ним нужно быть поосторожней. Во-первых, запомнить, как собственное имя. Если забыл - можно потерять карточку или заплатить 0,5 базовых величин за ее перевыпуск. Опасно носить пин-код вместе с карточкой. Случайная потеря обернется опустошением вашего счета. Нельзя забывать, что срок действия карточки прекращается по истечении последнего дня месяца и года, указанных на ней. И карточка обязательно должна быть возвращена в банк по истечении срока ее действия. «Невозвращенцы» наказываются штрафом, сумма которого оговаривается в договоре. И что еще интересно: банк сохраняет за собой право приостановить действие карточки и не возобновлять ее без указания причин. Короче, могут просто сказать вам «до свидания». Попытки использовать карточку после приостановки ее действия являются неправомерными, и владелец несет ответственность согласно действующему законодательству Республики Беларусь.
Безумство храбрых
Михаил ЛЕЩЕНКО, фото автора
     
Стритрейсинг появился в Беларуси больше года назад. Уличные гонки с каждым месяцем набирают обороты - уже сейчас у нас существует пять автомобильных клубов. А 2 августа в Минске был проведен первый фестиваль автогонщиков "Street Racing Festival 2003".
     
Мероприятие было задумано для того, чтобы белорусские гонщики смогли познакомиться и пообщаться друг с другом, а заодно и установить "контакт" со стритрейсерами из ближнего зарубежья.
     Как и предполагалось, в столицу приехали представители всех белорусских клубов, а также фанаты стритрейсинга из России и Прибалтики. Все автогонщики собрались в столичном клубе "Реактор", на стоянке которого за час до фестиваля были представлены лучшие автомобили гонок. С тюнингованными машинами "знакомились" не только участники стритрейсинга, но и простые автолюбители.
     Программа феста включала в себя представление белорусских автоклубов, розыгрыши призов (среди которых были раритетные гоночные трофеи). В клубе состоялось поздравление белорусских победителей конкурса "Автомобиль месяца" (лучшей машиной июля была признана "Honda Civic").
     После официальной части мероприятия состоялась "неофициальная" - гоночные заезды. На старт выезжала пара равных по характеристикам машин. Дистанция автогонок - 400 метров - выбрана неслучайно. Именно четверть мили - расстояние, достаточное для того, чтобы безопасно разогнаться до скорости 150 км/ч. Результат же зависит от умения "пилота" как можно быстрее разогнать свой автомобиль на короткой дистанции.
     Все турниры стритрейсеров проходят нелегально. По словам организаторов, все попытки начать соревноваться в открытую потерпели неудачу - идея официального проведения уличных гонок пока не находит понимания у столичных властей.
ВЗЯТКА НА ДОРОГЕ
Владимир ВОЛЧКОВ
     
Оперуполномоченного отдела нравов и незаконного оборота наркотиков задержали поздно вечером бойцы спецподразделения КГБ
     
Днем в комитет госбезопасности поступила информация о том, что в районе станции метро "Тракторный завод" лейтенант Виталий Кижик должен получить взятку - сто долларов - за решение определенных проблем.
     При свете фонаря в присутствии понятых и многочисленных свидетелей задержанного милиционера обыскивали минут сорок, но денег у него в карманах так и не обнаружили. Казалось бы, подозрения в коррупции не оправдались. Тем более, что основные обвинения в вымогательстве денег исходили от двух молодых людей - без пяти минут подсудимых: несколько дней назад их задержали за хранение марихуаны. Тем не менее, Виталия Кижика водворили в следственный изолятор и предъявили обвинение в получении взятки путем вымогательства.
     Двух парней, Терещенко и Ефремова, остановил на улице наряд милиции: больно уж вид у молодых людей был подозрительный. Парни попались неглупые. Терещенко, не дожидаясь обыска, вытащил из кармана спичечный коробок с марихуаной. Мол, добровольно отдаю наркотик в руки правоохранителей. Но промахнулся любитель "травки". Действительно, еще недавно столь "красивый" жест освобождал от судебного преследования. Но совершенно недавно толкование этого пункта закона изменилось, и теперь выдача наркотиков во время задержания не признается добровольной, а значит, влечет за собой возбуждение уголовного дела со всеми последствиями. Поэтому патруль вызвал на место происшествия сотрудников отделения нравов и незаконного оборота наркотиков для более подробного разбирательства.
     Виталий Кижик тогда составил все необходимые документы и разъяснил парням некоторые нюансы юриспруденции. Их суть сводилась к следующему: если задержанные идут на контакт и помогают следствию - читай, выводят на сбытчиков - то их могут и освободить от уголовной ответственности. Закон такой вариант предусматривает. Побывав в наручниках, Терещенко и Ефремов клятвенно обещали "сдать" все точки по продаже марихуаны, только бы в тюрьму не попасть. Несколько дней парни морочили милиционерам голову, возили их по всему городу, но ни на одного продавца зелья так толком и не указали. Дело передали в следственные органы, а, пока решался вопрос о возбуждении уголовного дела, дали молодым людям еще пару дней подумать хорошенько и освободили под подписку о невыезде.
     Терещенко с Ефремовым соображали недолго - пошли в КГБ с жалобой: мол, милиционеры деньги вымогают в обмен на свободу. Рассказывали сбивчиво, путано, сотрудники госкомитета так до конца и не поняли, сколько денег вымогают у подозреваемых. Было только ясно, что они должны были позвонить на сотовый телефон Виталию и сказать условную фразу: "у меня есть интересная информация, необходимо встретиться", - это значило, что необходимой суммой он располагает. Натяжек в рассказе "жалобщиков" хватало, но сотрудники госкомитета решили провести следственный эксперимент. Терещенко и Ефремову выдали по сто помеченных долларов…
     Они встретились с Кижиком около половины десятого вечера возле станции метро "Тракторный завод". Несколько минут поговорили за жизнь. Потом один из парней нервно закурил - это был условный сигнал, что деньги передали. В дело пошел спецназ. Правда, бойцы в потемках слегка запутались и сначала схватили какого-то прохожего. Потом разобрались и задержали уже Виталия Кижика.
     Как уже говорилось выше, денег при нем не нашли. А ведь это - основное доказательство в получении взятки. Возможно, Терещенко или Ефремов сами бросили на асфальт эти сто долларов, а всю историю со взяткой и вымогательством вообще выдумали? Зачем? Хотели таким образом избавиться от законного уголовного преследования. Да, парни утверждают, что передали купюру милиционеру. Но это всего лишь слова двух людей, не совсем ладящих с законом. А с таким подходом к делу любому оперу после дружеской беседы кинь под ноги доллары - и дело о коррупции готово?!
     Получается, что так. Ибо Кижик уже в любом случае просидел в следственном изоляторе четыре месяца. Конечно, не исключен вариант, что Виталий не выдержал и согласился. На площади перед проходной МТЗ он взял "сотку", а когда запахло жареным, просто "скинул" ее на асфальт. Возможно и такое развитие событий. Но не стоит забывать о презумпции невиновности. Денег-то при нем не нашли. А значит, брал или не брал - сказать с полной уверенностью уже сложно.
     Словом, окончательную точку в данном деле поставит суд, первые заседания которого уже прошли.
|