|
Материалы полосы подготовила Оксана ЯНОВСКАЯ
С радостью к нам не ходят
     
Изображая из себя «секретаря» начальника Заводского РУВД Виктора Скурата во время приема посетителей по личным вопросам, я ожидала услышать жалобы на плохую работу его подчиненных. Но получилось, что я стала свидетелем человеческих трагедий. Иногда - с элементом комедий.
     
Плохая наследственность
     В кабинет вошла пожилая женщина. Села за стол, долго молчала, будто собиралась с мыслями. Потом начала говорить:
     - Мой отец сидел в тюрьме, потом муж сидел несколько раз. Умер уже. Вот с детства и вся жизнь: слезы, побои, безденежье. Грех так говорить, но вот почти три года, как сын сидит в тюрьме, я живу спокойно. Образования у меня нет, работаю санитаркой в больнице, зарабатываю мало. Почти все уходило на передачи сыну: он же с претензиями. Но, знаете, жила спокойно. А тут он прислал письмо: выхожу, мол, скоро, приеду с друзьями, чтоб стол, старая карга, накрыла. А если что не так, то порешу. Вот так прошла вся моя жизнь - в страхе и унижениях. Нет у меня денег на богатое застолье для сына и его тюремных дружков. Я боюсь: может, он меня и не убьет, но искалечит – как я потом буду жить?
     - Вы разговаривали с участковым?
     - Так приходил он недавно. Спрашивал: не возражаю ли, чтобы сын после освобождения приехал жить домой. А как же я буду возражать? Сын же, не могу я его на улицу выбросить, хоть знаю, какой он.
     - Мы возьмем вашу ситуацию под контроль. Узнаете, когда точно приедет сын, сообщите нам. Встретим его и отправим друзей по домам. С ним тоже поговорим: захочет жить нормально - поможем трудоустроиться. Не захочет – пойдет туда, откуда вернулся. Только у меня к вам, Тамара Михайловна, большая просьба: если случится какой-то конфликт с сыном, или он посмеет распускать руки, сразу сообщайте.
     - Спасибо вам.
     Виктор Вацлавович направил женщину к одному из сотрудников милиции общественной безопасности, чтобы они уточнили некоторые детали.
     
Не то, что нынешнее племя…
     - Знаете, Оксана, что самое страшное? Женщины, которым сейчас от 50 до 70 лет, вкладывали в детей всю душу, иногда сами недоедали, недосыпали, но чтобы у детей все было. И очень многие получили от них за это черную неблагодарность.
     - А что же мамаши, которые помоложе?
     - Нередко к нам обращаются с заявлением, что пропал ребенок. Это - чрезвычайное происшествие, и по тревоге поднимается весь личный состав. И почти сразу же выясняется, что мать забыла забрать ребенка из детского сада или еще где-нибудь.
     - Амнезия, надо полагать, наступает после принятия изрядного количества спиртного?
     - Конечно. Например, 4 июля утром приходит безутешная мамаша: украли грудного ребенка. Все «в ружье», привлекли солдат внутренних войск, прочесываем парки, лесные массивы. Оперативники беседуют с соседями. Те рассказывают, что утром 3 числа семейство с коляской и двумя баулами выпивки и закуски отправилось в лес. Сориентировали наряды. И в указанном лесу под деревом обнаружили коляску, а в ней – четырехмесячный ребенок, пробывший 12 часов без присмотра, без еды. Когда его нашли, малыш спал: просто устал плакать.
     
Дама в шляпке и с утюгом
     Снова пожилая дама, только на этот раз весьма экстравагантная: одна шляпка с перьями и цветами (это в управлении милиции-то!) чего стоит.
     - А это кто? – спросила, указывая на меня.
     - Секретарь, стенографирует все просьбы, - ответил Виктор Вацлавович.
     - Ага, хорошо, что стенографирует, приободрилась посетительница. – Я ведь вам уже который раз рассказываю, что мои соседи слева постоянно в одно и то же время начинают стучать в стену. Это они меня со света сживают. А недавно я купила утюг, вот принесла показать вам.
     Дама начала доставать утюг из своего немалых размеров ридикюля. Поставила коробку на стол и продолжила:
     - Так вот, он плохо работает: на трех точечках не греет. Вы должны разобраться с магазином, в котором я его купила, там и продавец такой подозрительный.
     В кабинет начальника РУВД зашел офицер подписать бумаги. Посетительница и с ним поздоровалась как с родным. Пока подполковник милиции Скурат читал документ, дама по второму разу начала рассказывать о своих бедах.
     - Вы же знаете, соседей мы ваших не переселим, а в качестве морального удовлетворения утюжок сейчас починим, - ответил офицер и забрал подписанный начальником документ, а заодно и посетительницу вместе с утюгом.
     На прощание дама сказала:
     - Вы все точно стенографируете? Имейте в виду: я хожу сюда уже 10 лет, и ничем эта милиция мне так и не помогла.
     - Этой бабульке явно надо к доктору, а не к милиционеру. Зачем вы на нее тратите время?
     - У нее, конечно, есть отклонения в психике, но она неопасна для окружающих. А вот наори на нее, прогони, и неизвестно, что там и как замкнет в голове. Она ведь не только в милицию ходит. У нее есть график приема посетителей во всех учреждениях, и она ходит на них как на работу.
     
«Что я лох – машину
в гараж ставить?»
     В кабинет зашли мужчина и женщина. Глянув на него, так и вспомнила фразочку из учебника по истории «рабочая аристократия». А она – типичный продавец дешевого магазина: ширпотреб с рынка и на пальцах каждой руки по три кольца, одно из них обручальное, остальные – «под бриллианты».
     Мужчина рассказывал, что неделю назад угнали его «фолькс». И до сих пор не нашли. Одним словом, безобразие. Само собой, возникает вопрос:
     - Когда вы найдете мою машину?
     - Не хочу вас расстраивать, но отвечу честно: мы вообще можем ее не найти.
     - Так что ж вы тут сидите на горбу у рабочего класса? У меня, можно сказать, из-под носа угнали машину, а вы не можете найти.
     - Что значит из-под носа? - спросил Виктор Вацлавович.
     - Ну, под окном стояла тачка.
     - А есть ли у вас место на стоянке?
     - Что я лох – место на стоянке, да у меня - гараж.
     - Тогда почему вы не поставили машину в гараж?
     - Так до гаража полторы остановки пехом. А мне завтра надо было к теще в деревню. И вообще я в гараж ее ставлю только на зиму, а сезон – под окном, надо ж ездить.
     - Скажите, пожалуйста, видели ли вы, например, в магазине или возле вашего дома на доске объявлений памятку для владельцев автомобилей? Разговаривал ли с вами на эту тему участковый?
     - Вы тут совсем … (у гегемона явно застыло на устах нелитературное выражение, поэтому он выдержал паузу). Буду я читать вашу писанину или слушать байки участкового.
     Молчание дамы меня несколько удивляло. Но вот и она высказалась:
     - Ты что, не понимаешь, они же ничего не хотят делать, а чтобы мы все сами. Слушала я этого участкового: и сигнализацию ему везде поставьте, и в квартиру никого не пускайте, и никому не рассказывайте, как хорошо живете. Что, я уже и подруге не могу сказать, что купили шубу и видик. Ментов этих развелось не дай бог сколько, и ничего они не делают, а только дают советы. Так вот знайте, мы пойдем на вас жаловаться.
     - Жаловаться – это ваше право. Только надо и самим хоть немного заботиться о сохранности имущества. А насчет того, что нас много… В нашем районе населения в два с половиной раза больше, чем милиции во всей стране. Поэтому возле каждой машины по милиционеру не поставишь.
     
А я такая растакая…
а он к другой ушел
     Молодая, интересная и, как мне показалось, уверенная в себе женщина, начала жаловаться на мужа. Вот только суть жалобы необычная. Оказывается, у ее мужа появилась любовница. И она просила, чтобы «милиция вмешалась».
     На реплику Виктора Вацлавовича, что милиция не вмешивается в частную жизнь граждан, женщина ответила, что больше ей некому пожаловаться. И предложила: вот вы придите и проверьте фирму, в которой он работает. Не может быть, чтобы там не было никаких нарушений. Подполковник снова начал терпеливо растолковывать женщине, что ее проблема не в компетенции милиции. Очень мягко посоветовал обратиться к психологу, поговорить с подругами. Но она, похоже, ничего этого не слышала. Зато начала рассказывать, какая она хорошая: прекрасно готовит, в доме порядок, а уж как неутомима в сексе. И потом: ведь красавица. «Вы бы видели ту его облезлую курицу» – это она о сопернице сказала. И в подтверждение своей красоты посетительница продефилировала по кабинету: вихляющая походка и вульгарное поглаживание частей своего же тела.
     Ушла обиженная: красоту не оценили, мужа в семью вернуть не помогли и даже не захотели «сделать гадость этому негодяю».
     
Отцы и дети
     - Такое дело, товарищ начальник, - начал свой грустный рассказ пожилой мужчина весьма опрятного вида. – Когда у меня умерла жена, то через полгода сошелся я с одной вдовушкой. Она жила отдельно от детей в своей квартире. Я свою квартиру оставил сыну с невесткой. Тот сказал: «Отец, это – твой дом, всегда сможешь вернуться». Так вот я прожил в примаках 8 лет. Сын с внуком навещали, обычно в день пенсии. Я помогал им – молодым же больше надо. А тут возьми и умри фактически моя вторая жена. Похоронили. Ее дети и говорят: «Иди, Васильевич, домой, к своему сыну. А мы квартиру матери сдавать будем». Я на них не в обиде: все верно. Мы-то с Макаровной жили вместе, а дети у нас отдельные. Собрал свои вещички и к сыну. Не тут-то было. Не пускает. Говорит, знать тебя не знаем.
     Вот неделю живу у племянника, мне уже 67 лет, поздно бомжевать, да ведь и квартира своя есть, а вот как попасть в нее не знаю. Может, чем поможете?
     Из дальнейшего разговора выяснилось, что в приватизации квартиры принимали участие сам Васильевич, его жена и сын. Владельцем квартиры является опять-таки Васильевич. Для начала его заселят в собственную квартиру при помощи участкового. Потом, очевидно, ему предстоит суд с сыном для окончательного выяснения, кто и на что может претендовать. Вот только нормальной жизни в этой семье уже не будет.
     
Эпилог
     За четыре часа моего «секретарства» стало понятно, что люди еще хуже, чем я о них думала. Не все, конечно. Но, как заметил Виктор Скурат, «с радостью к нам не ходят». Драмы, которые происходят в семьях из-за проклятого жилищного вопроса, в любой день могут завершиться трагически. Две сестры чуть не подрались прямо в кабинете из-за сервиза и хрустальной салатницы. Взрослые дочери, уже имеющие своих детей, пришли с официальным заявлением: «нам мешает мать». При этом они требовали отправить ее куда-нибудь.
     - Почему к вам приходят с вопросами, которые в компетенции, как вы говорите, гражданских юристов?
     - Возможно, потому, что им надо платить, а у нас все бесплатно. И хотя сейчас открываются различные социальные центры, в которых можно тоже бесплатно получить юридическую и психологическую помощь, люди, очевидно в силу привычки, идут к нам. Просто, мне кажется, милиции они больше доверяют как, скажем, классическому институту государства. Я не считаю, что имею право отмахнуться от человека по причине немилицейской компетенции. В первую очередь, мы должны помогать людям.
     К сожалению, в нашем обществе все споры принято решать в основном кулаком. Поэтому лучше взять проблемную семью под контроль. Пусть лишний раз зайдет к ним участковый: это все-таки сдерживающий фактор для скандальных семей.
Выстрел
из… ручки
     
На территории нашей страны почти два года действовала банда, состоящая из граждан Азербайджана. Особенностью этого бандитского сообщества было то, что они грабили, совершали разбойные нападения и вымогали крупные суммы денег только у своих соотечественников, работающих в нашей стране. Возможно, в силу именно этих обстоятельств банда была так долго неуловима. Кроме того, потерпевшие не всегда заявляли о вымогательстве в милицию: бизнес иногда не в ладах с законом. Таким потерпевшим легче заплатить бандитам, чем обращаться в милицию: а вдруг в ходе разбирательств узнают что-нибудь о противозаконной деятельности самих предпринимателей?
     Однако сколько веревочке не виться… Тремя членами банды было совершено, как отмечено в милицейских протоколах, убийство гражданина Азербайджана с особой жестокостью: нанесено 36 ударов ножами и топором, а также два выстрела из газового пистолета и устройства «стреляющая ручка». Последнее орудие убийства они купили за несколько часов до убийства у своего соотечественника, гражданина А., 1968 года рождения, проживающего в Минске и нигде не работающего. Они не скрывали от продавца, что вооружаются для совершения убийства.
     Через несколько часов после совершения преступления два бандита передали все тому же А. на хранение орудия убийства: газовый пистолет, «стреляющая авторучка», 4 ножа и топор. Зная, что этими предметами убили человека, он закопал их около водного канала.
     Сотрудники управления уголовного розыска ГУВД Мингорисполкома быстро раскрыли убийство гражданина Азербайджана и задержали подозреваемых. В настоящее время все члены азербайджанской банды находятся в СИЗО. Им предъявлены обвинения по нескольким статьям Уголовного кодекса, включая статью за бандитизм.
     После задержания бандитов, в ходе дальнейшего проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками Управления Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией по городу Минску и следователями столичной прокуратуры установлено: «стреляющие ручки» в нашу страну попали из Украины. Тамошние умельцы приспособили шариковые ручки для стрельбы мелкокалиберными патронами. Таким «сувениром» можно убить человека с расстояния 10-15 метров.
     Сотрудники КБОПиК занимаются выявлением каналов поступления «сувениров», несущих смерть. По их сведениям, таких ручек в Минске появилось немало. И уже многие граждане запаслись этим сувениром «ради прикола». Современным «приколистам» хотелось бы напомнить классику: если в первом акте спектакля оружие только лишь украшает сцену, то во втором или третьем обязательно стреляет.
|