ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL

НАЙТИ: на:



№34 (314)
22 - 28 августа 2003 года







      №34 (314) 22 - 28 августа 2003 года

Репортер

РАБОТА ПРОВОДНИКА:
все не так просто, как кажется

Наталья КОСТКО

      Во время путешествия пространство вокруг нас резко сужается: прежде бесконечный и разнообразный мир оказывается заключенным в нескольких квадратных метрах салона самолета, автобуса или вагона поезда. В этом микромире ограничен не только круг общения, но и количество людей, способных помочь в решении всех проблем: от бытовых до экстремальных.

     Работать проводником поезда – значит, не только разносить чай и белье пассажирам. В этом я лично убедилась, проделав путешествие в пассажирском поезде «Минск-Калинковичи».

     Поезд отправлялся в 17.15, однако рабочий день обслуживающего персонала начался еще в десять утра – с обязательной планерки. После ознакомления с новыми документами и распоряжениями руководства, выставления необходимых росписей в журналах по технике безопасности проводники отправляются в нарядческую получать чистое белье и салфетки. Потом – принимать свой вагон у предыдущей смены и готовить его к очередному рейсу. В итоге, оку отъезжающих должен предстать не только чистый вагон с белыми занавесочками на окнах и накрахмаленными салфетками на столах, но и улыбающийся проводник. Его внешний вид и выглаженная форма должны говорить лишь об одном: мы рады видеть именно вас и именно для вас у нас сегодня все самое лучшее.

     Форма – это вообще весьма значительный элемент не только в глазах самих проводников, которые, бросая взгляды на соседние составы, со всей предвзятостью оценивают коллег, но и в глазах начальства, которое настаивает на единстве элементов одежды. Если женская половина предпочитает вместо форменных рубашек быть в блузках – то все в блузках, если в брюках – то в брюках.

      Я б в проводники пошел, пусть меня научат
     Как и почему молодые девушки и парни решают стать проводниками – у каждого своя история. Так, Александр Викторович Яхимович, чьи оба деда работали на железной дороге, продолжил семейную традицию, а Екатерине Ивановне Прошиной понравилась форма. Оба они проработали проводниками по 23 года и отмечают, что сейчас работа проводника стала намного легче. Единственная трудность – печное отопление вагона зимой. Мастерство заключается не только в умении выдержать нужную температуру, но и в топке самой печки: уголь надо забрасывать определенным способом, чтобы огонь не потух. Причем знатокам своего дела опыт сразу подсказывает, сколько времени будет гореть данный сорт угля. Зимой, конечно, проблем больше. От постоянного «подкидывания» в печь и мытья после этого рук кожа на них краснеет и обветривается.

     Еще один неприятный момент – уборка туалетов. Раньше это делали специальные уборщицы, однако качество такой уборки никого не устраивало. Решено было передать эту обязанность проводникам: ведь отношение к вагону, в котором работаешь, совсем другое – все равно как к своему.

     Добавим ко всему прочему необходимые точность и внимание при приемке вагона от предыдущей смены; способность не спать всю ночь; периодические экзамены и медкомиссии на профпригодность – и мы получаем основной набор жизненных перипетий проводника. Видимо, поэтому молодежь не спешит прийти на смену ветеранам железнодорожного движения. Многие уходят, не проработав и двух месяцев. Есть, конечно, настойчивые и трудолюбивые, но и они считают свою профессию, кроме того, что интересной и познавательной, трудной для молодых.

     Начальник поезда, Мельник Ирина Эдуардовна, с улыбкой рассказывает о необъяснимом феномене молодости, с которым ей приходится сталкиваться: все замечания принимаются к сведению моментально и старательно исполняются. Но если ткнешь пальцем, к примеру, в один болтик и скажешь его вычистить, а рядом будет такой же грязный, то вычищенным окажется только первый.

     Раньше летом в проводники брали студентов вузов, но те не проявляли должной ответственности по отношению к своим обязанностям. Именно поэтому количество проводников-студентов сократилось.

      Бывает всякое
     Любой проводник может рассказать вам массу занимательных историй, быть непосредственным наблюдателем которых ему уготовила судьба и любимая профессия. Дело доходит и до экстрима – принятие родов, и до курьеза – оставшиеся на перроне брали такси и встречали свой поезд на следующей станции. Порой приходится решать настоящие головоломки: Ирина Эдуардовна вспоминает, как пассажирами в ее вагоне однажды были прыгуны в высоту с шестом, а их «багажом», как вы сами догадались, эти самые шесты. После долгих раздумий и маневров «багаж» был «внесен внутрь» через окно и помещен в проходе.

     А вообще наши невозмутимые и неизбалованные судьбой пассажиры пытаются перевезти все: от холодильника до капота автомобиля.

     Традиционно (и, надо признать, не без основания) самыми неугомонными и непредсказуемыми пассажирами считаются студенты и отслужившие призывники. Дополнительные проблемы иногда возникают после употребления без меры «горячительных напитков». Впрочем, опыт доказал, что угроза сдать дебошира милиции, срабатывает почти всегда.

     В то же время нашим проводникам, при всех их талантах и способностях, не хватает пока выдержки. В идеале проводник должен излучать доброжелательность и хорошее настроение даже в том случае, если невольно оказался объектом «изливания» накопившейся злобы какого-нибудь пассажира. Получается не всегда.

      Подозрительная коробка
     Передачи – давно опробованный нашим населением и распространенный способ пересылки денег и любых небольших вещей. Однако на сегодняшний день подписан строгий запрет проводникам брать передачи. поэтому знайте, что, уступая вашим уговорам или не устояв перед вознаграждением, проводник рискует своей работой.

     Как мне объяснили, причиной наложения запрета стали частые теракты в России. Работники вспоминают случай, когда какая-то старушка, увидев, что проводница принимает у неизвестного лица коробку, проявила бдительность и подняла скандал, настаивая на том, что содержимое коробки неизвестно и что внутри ее вполне может оказаться бомба.

      Маршрут «Минск-Калинковичи»
     Ежедневный маршрут «Минск-Калинковичи» представляет собой прямую от Минска до Жлобина с петлей Гомель–Речица–Калинковичи. Поезд возвращается в Минск рано утром – в 5.30. Отработав двое суток, проводники уходят на четыре выходных. Этот поезд не ходит за границу, но никто из проводников не предпочел бы работать на другом маршруте – все, в основном, люди семейные, далеко и надолго уезжать из дома не хочется. Многие проводники и постоянные пассажиры давно перезнакомились – встречаются, как добрые приятели.

     Самое напряженное время работы – лето и выходные дни. В выходные к постоянным 13 вагонам цепляются еще 5.

     В целом же, в составе есть два момента, вызывающие особую, законную, кстати, гордость его работников. Первый – прошедшие ремонт и реставрацию в Гомеле плацкартные вагоны, которые практически не отличаются от купе и в которых, как смеются сами проводники, «ноги не свисают». Второй – оснащенные видеоаппаратурой общие вагоны, где долгое путешествие скрашивается просмотром кинофильма.

      При любых обстоятельствах…
     Ночной Гомель встретил нас дождем. Естественно, для проводника дождь – это не причина, чтобы не стоять на платформе. Но ведь испытания бывают и поизощреннее, чем просто плохая погода. Например, ровно в 12 ночи 31 декабря встречать у вагона пассажиров, которых-то на самом деле и нет. Было и такое.

     

     Проведя значительную часть жизни на колесах, проводники отмечают в себе некоторые изменения: мерное покачивание идущего поезда чудится им еще некоторое время после выхода на платформу, а в домашнем туалете нога непроизвольно ищет «педальку».

     «Да, в каждой работе свои прелести и недостатки. Главное, чтобы все это хорошо оплачивалось», - подумалось мне, когда после поездки в Калинковичи я садилась в первый утренний автобус, идущий ко мне домой.


Любовь зла, полюбишь и…
Оксана ЯНОВСКАЯ

      Самые предприимчивые мошенники своими жертвами выбирают женщин, мечтающих о "сильном мужском плече".

     Вот и Маша, 29-летняя минчанка, влюбилась в некого Александра. Как было не влюбиться: красивый, обаятельный, говорит, что бизнес свой имеет: несколько торговых точек в Ждановичах. Правда, денег у него чаще нет, чем есть. Ну так всегда можно объяснить трудностями ведения бизнеса "в этой стране". Что касается злободневного жилищного вопроса, то Александр сказал Маше: свою квартиру оставил жене от первого брака. Такой вот он благородный.

     Ради дочкиного счастья Машины родители готовы были пойти на существенные жертвы. Для начала они разрешили Александру пользоваться своим автомобилем. Благо, теперь не надо оформлять никаких доверенностей: можно просто отдать машину и комплект документов на нее. Но это только первое жертвоприношение. Машины родители присмотрели себе дом в Воложинском районе. Кроме дома, там был и хороший сад, и разработанный огород: опять-таки дочке с зятем, а там, глядишь, и с внуками будет куда приехать на выходные.

     В Минске жили и родители Александра. Они, правда, ни на какие жертвы ради "молодых" не шли, а сводный брат даже предупредил Машу: "Будь с ним, милочка, поосторожнее". Но, как известно, "любовь такая глупость большая". И Маша не прислушалась к совету. Александр же знал, чем покорить женское сердце: он предложил заказать обручальные кольца. Маше даже не показалось неприличным, что эти кольца заказывались из ее старых ювелирных изделий.

     Раз дело идет к свадьбе, то родители решили побыстрее освободить столичную квартиру для молодоженов. Они возобновили переговоры о покупке дома в Воложинском районе. Александр на правах будущего зятя сказал: "Что ж вы, дорогие, в вашем-то уважаемом возрасте будете хлопотать? Давайте я оформлю всю сделку". Растроганные такой заботой, родители согласились.

     И вот уже Александр едет в деревню под Воложином и везет 300 долларов в качестве залога за дом. Через пару дней после поездки он начал покупать себе разные вещи. Маша, будучи девушкой в общем-то неглупой, что-то заподозрила и попросила родителей больше не давать Александру крупных сумм денег. Само собой, что сигареты и прочие приятные мелочи Александр покупал за счет будущих родственников.

     Однажды Машины родители вернулись с рынка, и Александр сказал им, что "только что звонила хозяйка дома в деревне, просила привезти еще 300 долларов - и тогда уже можно начинать оформлять документы". Как можно сомневаться в таком обаятельном и заботливом человеке? И Машины родители выдали Александру требуемую сумму. Тот уехал в Воложинский район.

     Спустя какое-то время Александр снова сообщил, что звонила хозяйка дома: пора завершать сделку. Для этого надо заплатить оставшиеся от ранее оговоренной суммы 600 долларов и оформить документы. Маша настаивала, чтобы вместе с Александром ехали и родители. Но под каким-то предлогом он уговорил их остаться в Минске, а с собой взял Машиного брата. Прежде чем выехать из Минска, Александр зашел в дом на улице Жудро, расположенный по соседству с домом родителей Александра. Там он пробыл примерно час.

     Приехав в деревню, Александр предложил брату посидеть в машине, пока он решит все вопросы с хозяйкой дома. Через полчаса он вышел и показал брату расписку от хозяйки о том, что она получила от него 1.200 долларов за дом.

     Вечером того же дня Маша попросила Александра показать ей расписку. Он даже обиделся: ее же видел брат. А теперь документ лежит в машине, а машина в гараже, не идти же за ней прямо сейчас. Маша почти что извинилась, выразив беспокойство: брат сказал, что расписка не заверена нотариально. Александр успокоил будущую супругу: через пару дней он привезет полный пакет документов, удостоверяющих покупку дома.

     В ближайшую субботу вся Машина семья решила ехать в деревню: пора заняться огородом. Нет проблем. Во-первых, люди уверены, что дом куплен. Во-вторых, хозяйка еще раньше отдала им ключи. Под предлогом "у меня много дел в Минске" Александр в деревню не поехал. Но буквально через пару часов примчался на машине и забрал Машу. По дороге они немного повздорили: все-таки у Маши были какие-то подозрения. Вечером приехали Машины родители, они были вполне довольны своей покупкой.

     В воскресенье утром позвонила хозяйка дома. На этот раз трубку телефона сняла мать Маши. Она была просто обескуражена вопросом: "Так вы будете покупать дом или нет?" Пока женщины выясняли по телефону, сколько же денег было получено за дом, Александр, прихватив самое необходимое, включая обручальные кольца, вышел из квартиры.

     После бурной сцены, когда выяснилось, что "жених" передал женщине только 100 долларов, все во главе с Машей поехали к родителям Александра. Но там его не было. Отчим и сводный брат абсолютно не удивились такому развитию событий. Молодой человек даже напомнил Маше о своем предостережении. А вот мать, как обычно, кинулась защищать сыночка.

     Как рассказала дознаватель Фрунзенского РУВД Татьяна Гузова, известно, что Александр находится в Москве у своего родного отца. В столицу соседнего государства направлены документы на экстрадицию Александра. Тем более, что, как выяснилось, Маша - не первая жертва его обаяния. В Московском районе столицы против него возбуждено уголовное дело за аналогичное преступление.

     Александр пока в белокаменной. Возможно, и там нашел обеспеченную женщину, обделенную мужским вниманием. Маша все чаще устраивает разборки с минскими родственниками Александра. Дошло до того, что уже на нее приходили жаловаться в милицию. Смотришь, схлопочет барышня уголовное дело по статье за самоуправство. Одним словом, любовь зла…


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz