ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL

НАЙТИ: на:



№35 (315)
29 августа - 4 сентября 2003 года







      №35 (315) 29 августа - 4 сентября 2003 года

КРИМИНАЛ

Материалы полосы подготовила Оксана ЯНОВСКАЯ

Вор должен сидеть в тюрьме...

      Все офицеры милиции, от лейтенанта до генерала, обязаны посещать трудовые коллективы. В основу этого интервью с начальником Главного управления внутренних дел Мингорисполкома генерал-майором милиции Анатолием Кулешовым положены вопросы, которые ему задавали рабочие и служащие минского мотовелозавода.

     - Рано утром в районе железнодорожного вокзала бывает страшно смотреть по сторонам – столько вокруг бомжей. Как Вам видится решение этой проблемы?
     
- Лица без определенного места жительства – проблема социальная. Но на республиканском уровне нет ни одного законодательного акта, регламентирующего работу с лицами БОМЖ. Поэтому, наверное, все и считают ее милицейской. В соответствии с Законом РБ «О милиции», сотрудники органов внутренних дел имеют право задерживать лиц БОМЖ и доставлять их в приемник-расперделитель. Там задержанные проходят санобработку, наши сотрудники устанавливают их личности и проверяют на причастность к совершению преступлений.
     Минчанам, волею судьбы пополнившим ряды бомжей, сотрудники приемника-распределителя предлагают отправиться в дом ночного пребывания, который находится на улице Ваупшасова. В нем работают все службы, необходимые для того, чтобы человек мог получить паспорт, временную прописку, трудоустроиться, получить место в общежитии и таким образом вернуться к нормальной жизни. Но вот парадокс: дом ночного пребывания рассчитан на 92 койко-места, а в летний период занято не больше 60. Это при том, что с начала года нами зарегистрировано почти 900 лиц этой категории. К сожалению, для подавляющего большинства из них бродяжничество, паразитический образ жизни – единственно желанный. Как я уже отмечал, лица БОМЖ – проблема социальная. Именно поэтому дом ночного пребывания находится на балансе фонда социальной защиты, а наши сотрудники осуществляют в нем охрану общественного порядка.
     Настоящую тревогу вызывает тот факт, что с каждым годом мы все больше регистрируем лиц БОМЖ, и среди них много молодежи в возрасте до 18 лет. Самая большая возрастная группа – в возрасте от 38 до 50 лет. Что касается географии, то минчан среди бомжей почти половина, четверть - жители других городов нашей страны и примерно 30% бомжей прибыли из стран СНГ, спасаясь от военных и межнациональных конфликтов.
     Уверен, что не все бомжи – потерянные для общества люди. Надо только, чтобы общество охотнее помогало тем из них, кто не хочет оставаться на дне жизни.

     - В Минске закрыты все вытрезвители. К кому нужно обращаться, если на улице лежит сильно пьяный человек?
     
- Первые наркологические приемники были созданы в СССР и находились в ведении Минздрава, а милиция обеспечивала охрану порядка в них. Позже эти заведения передали органам внутренних дел. После распада СССР во всех бывших республиках Союза медвытрезвители снова стали структурой Минзрава, и только в нашей стране все осталось по-прежнему.
     У соседей, например, в Украине, созданы отделения детоксикации. Там врачи оказывают медицинскую помощь, а милиция несет службу по охране порядка. В нашей стране таким же образом проблема решается на региональном уровне – в Могилеве и Барановичах. На республиканском уровне пока не удается найти общий язык с Министерством здравоохранения. Медики считают, что опьянение – не болезнь, и поэтому убеждены, что этой проблемой должна заниматься только милиция.
     Наши сотрудники обязаны подбирать пьяных на улице: ни в коем случае не оставлять из «отдыхать» где-нибудь на скамеечке. Пьяный человек представляет двойную опасность. Он - легкая добыча для злоумышленников и сам может повести себя неадекватно и совершить преступление. В зависимости от состояния пьяного человека и места расположения, сотрудники милиции могут либо помочь добраться ему домой, либо вызвать «скорую помощь».

     - Не считаете ли Вы, что надо укрепить инспекцию по делам несовершеннолетних?
     
- В ИДН работают подготовленные офицеры, многие из которых имеют не только юридическое, но и педагогическое образование. Проблему детской преступности мы не решим «укреплением» ИДН. Причина детской преступности – неблагополучная обстановка в семье. Убежден, что личность формируется в семье, а школа только дополняет семейное воспитание. По-хорошему, милиции вообще не должно быть возле детей. Но пока получается так, что многие родители перекладывают воспитание детей на школу и милицию. Полагаю, что не ИДН надо укреплять, а всему обществу находить какие-то формы работы с семьей, возвращать утраченные ценности семейного воспитания. Потому что самые лучшие тетя-учительница и дядя- милиционер не заменят ребенку родителей.

     - Как уберечься от квартирных краж? Почему эти преступления так плохо раскрываются?
     
- Самый надежный способ – установить охранно-пожарную сигнализацию. Первоначально придется потратиться на оборудование и его монтаж, но, поверьте, это окупится. За последние годы из квартир, оборудованных ОПС, не было совершено ни одной кражи. Оплатить установку и монтаж ОПС можно в кредит. Для отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов, пенсионеров, установлены скидки при установке ОПС и при ежемесячной оплате.
     Спровоцировать квартирную кражу может «рекламная компания» дорогостоящих покупок. Нежелательно приглашать в гости малознакомых людей и категорически нельзя устраивать с ними застолье.
     Что касается раскрываемости квартирных краж, то удается раскрыть примерно половину из них. Однако далеко не всегда возможно вернуть похищенное, так как воры в основном берут деньги и сразу же их тратят.

     - В городе совершается много карманных краж в общественном транспорте. Надо, видимо, создавать специальные мобильные подразделения, чтобы задерживать карманных воров?
     
- В структуре уголовного розыска есть подразделение, специализирующееся на «охоте» за «карманниками». С незапамятных времен «карманник» - высшая воровская квалификация, поэтому и задержать их с поличным непросто. При поимке важна не столько мобильность, сколько милицейское мастерство – личный сыск. Самый массовый вид общественного транспорта в столице – метро. На видеоучете в отделе внутренних дел по охране минского метрополитена состоит 150 граждан, подозреваемых в потрошении чужих кошельков и карманов. С начала года задержать с поличным удалось только 4 группы «карманников» и «специалиста-одиночку». По этим фактам возбуждены уголовные дела. К сожалению, нередко бывает так, что пострадавшие отказываются писать заявление: им некогда. А был и вовсе удивительный случай - женщина достала из кошелька, который ей вернули сотрудники милиции, 5 тысяч рублей и предложила вору: а вдруг это бедный человек и ему не за что купить поесть? Получается, что гражданам все равно, понесет ли наказание вор, сколько человек он обворует завтра, главное, что лично им кошелек вернули.

     - Так, может, надо с этими «карманниками», как Глеб Жеглов? Подкинуть ворованный кошелек современным «кирпичам» - и все дела!
     
- Нет. Мы должны работать в рамках закона и соблюдать все процессуальные формальности. Только так. Бесспорной я считаю только мысль Глеба Жеглова о том, что вор должен сидеть в тюрьме.

     - В нашем городе совершается большое количество разбойных нападений – просто страшно выйти на улицу. В чем причина: мало милиции или она плохо работает?
     
- «Страшно выйти на улицу», полагаю, это все-таки преувеличение. Уличная преступность вызывает у нас тревогу, но она находится под жестким контролем. Охраной общественного порядка на столичных улицах занимаются все наружные службы милиции: полк патрульно-постовой службы, объединение «Охрана», ГАИ, ОМОН. В частности, руководство полка ППСМ ежедневно проводит анализ уличной преступности и на его основе определяет наиболее опасные места города, время суток, дни недели. С учетом всех этих факторов проводится расстановка нарядов. Читая нашу сводку, я нередко удивляюсь: почему в три часа ночи на улице 15-летняя девушка находилась без сопровождения взрослых? Зато при ней был мобильный телефон и несколько золотых украшений. В это же время по улице прогуливались молодые люди в возрасте 16-17 лет. Угрожая физической расправой, они отняли у девушки все ценные вещи. Прибежав домой, девушка пожаловалась родителям, и они сообщили о разбойном нападении в милицию. В течение получаса разбойники были задержаны нарядом ППСМ. Особенность разбойных нападений в том, что их легче всего раскрыть по «горячим следам». Если граждане сообщили в милицию о разбойном нападении в течение 10-15 минут после его совершения, то вероятность раскрытия преступления - 75%. Через каждые 15 минут она все уменьшается.
     Отмечу, что имеют место факты заведомо ложных доносов о разбойных нападениях. Например, потратив почти всю зарплату на выпивку с друзьями, мужчина рассказал жене байку о разбойном нападении. Она его отконвоировала в отделение милиции, чтобы заявить о нападении. Предупрежденный об ответственности за ложный донос, он написал заявление. Дальше, в ходе расследования, выяснилось, как все было на самом деле, и сам «потерпевший» рассказал правду. Теперь в отношении него возбуждено уголовное дело за заведомо ложный донос.
     Относительно численности Минского гарнизона милиции. У нас достаточно сил и средств для противостояния преступности. Хвалить своих подчиненных не буду, но замечу, что граждане и сами должны соблюдать элементарные меры безопасности, чтобы не стать жертвами злоумышленников.


Бизнес-тень

      В первом полугодии Управлением Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией по Минску было возбуждено 128 уголовных дел. Большинство из них так или иначе связано с теневыми сторонами бизнеса.
     
Серый бизнес
     Жительница России, проживающая в Минске без регистрации, была задержана прямо в офисе компании, в которой трудилась менеджером. У нее обнаружено и изъято 5.077 долларов США, 3.500 евро, 5.637.000 рублей РБ. При проведении дальнейшей проверки в этом же офисе были обнаружены и изъяты бытовые электроприборы на сумму 24.500 долларов США, на которые не было никаких сопроводительных документов. Теперь специалисты из различных ведомств выясняют историю происхождения товара.

     Сотрудники КБОПиК, проверяя финансово-хозяйственную деятельность одного известного частного ЗАО, обнаружили и изъяли одеял и жилетов из верблюжьей шерсти на сумму 85 миллионов рублей. По их следам в ЗАО пришли налоговые инспекторы, чтобы выяснить, откуда неучтенные излишки?

     Можно, конечно, согласиться с тем, что белорусские законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность, далеки от совершенства и не самые либеральные. Но зачем же так грубо нарушать их?

      Черный бизнес
     Всем хочется жить в достатке. Вот только к этой благородной цели люди идут разными путями. Иногда откровенно преступными.

     Ранее судимый гражданин, создавая ООО, наверное, хотел вести цивилизованный бизнес, но старые привычки оказались сильнее. И поэтому вместе со своим заместителем и индивидуальным предпринимателем похитил из здания 9-й клинической больницы жителя Минска. Они вывезли его в Минский район и под угрозой убийства с применением физического насилия требовали передачи им 26 тысяч долларов.

     Сотрудниками КБОБиК при силовой поддержке спецподразделения по борьбе с терроризмом "Алмаз" эта троица была задержана. В ходе дальнейшего разбирательства установлено: десятью днями раньше они требовали у другого индивидуального предпринимателя передачи им 52 тысяч долларов. В отношении криминального трио возбуждены уголовные дела за похищения людей и вымогательства.

     К счастью, людей у нас похищают редко. Но иногда даже в этом "бизнесе" случаются, с позволения написать, курьезы. Например, некие молодые люди похитили директора фирмы и, как водится, вымогали у него деньги. Через несколько дней похитителей задержали. Похищение человека - серьезнейшее преступление, и все милицейские силы задействованы в его раскрытии: ОБЭП, уголовный розыск, комитет по борьбе с оргпреступностью - все работают по своим линиям. Надо ведь как можно быстрее получить ответ на вопрос: а кому это надо? Само собой, что в офисе похищенного бизнесмена был проведен обыск. И без особых усилий нашли различные бланки, печати и штампы коммерческих фирм и других "полезных" организаций. Потом выяснилось, что директора похитили его же компаньоны, зная, что он занимается мошенничеством в крупных размерах, а прибылью с ними не делится. В результате по одному уголовному делу директор фирмы проходит как потерпевший, по другому - как обвиняемый. В отношении похитителей также возбуждено уголовное дело. Для правосудия ведь неважно, в отношении кого совершалось преступление: добропорядочного гражданина или мошенника.


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz