ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL

НАЙТИ: на:



№37 (317)
12 - 18 сентября 2003 года







      №37 (317) 12 - 18 сентября 2003 года

ОБЩЕСТВО

Ничто не забыто
Оксана ЯНОВСКАЯ,
фото Владимира ШЛАПАКА

      Всех найдут сыщики из отдела по раскрытию преступлений прошлых лет.

      С1993 года в нашей стране накопилось 420.434 нераскрытых преступления прошлых лет, из них в Минске – 59.436. В 2002 году в структуре уголовного розыска были созданы отделы по раскрытию преступлений прошлых лет.

     Наверстать упущенное
     Срок давности по разным видам преступлений составляет от 2 до 15 лет. Допустим, человек совершил преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет, а правоохранительные органы не сумели в течение этого срока его найти и привлечь к уголовной ответственности. Через 5 лет и 1 день после совершения преступления этот человек уже неподсуден. Обычно уголовные дела приостанавливаются из-за невозможности установить лицо, совершившее преступление. До создания специального отдела по раскрытию преступлений прошлых лет приостановленные уголовные дела хранились в архиве, а сыщики периодически о них вспоминали. Но из-за вала «свежих» преступлений у сыщиков, работающих по определенной линии, например, квартирных краж, не всегда доходили руки до старых преступлений. По мнению начальника отдела по раскрытию преступлений прошлых лет УУР КМ ГУВД Мингорисполкома Владимира Шубенка, старые преступления остались нераскрытыми в основном из-за того, что коллеги не заметили какую-то мелочь, или попросту не хватило времени, чтобы ее отработать.

     Детектор лжи не обманешь
     На помощь сыщикам из отдела по раскрытию преступлений прошлых лет приходят современные криминалистические технологии. Многие преступники были привлечены к уголовной ответственности, потому что их отпечатки в автоматизированной дактилоскопической информационной системе (АДИС) совпали с отпечатками пальцев на месте преступления. Впрочем, только совпадения отпечатков пальцев или результатов тестирования на детекторе лжи (полиграфе), который успешно используется в Главном управлении внутренних дел столицы, недостаточно для привлечения подозреваемого к уголовной ответственности. Так же, как и признание в совершении преступления уже давно не является «царицей доказательств». Совпадение отпечатков пальцев, результаты общения с детектором лжи подтверждаются скрупулезно собранными доказательствами. Только тогда уголовное дело будет иметь судебную перспективу.

     Как сказал Владимир Шубенок, сотрудники его отдела стремятся раскрыть как можно больше преступлений, но первостепенное значение придается раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений. С начала года столичными сыщиками было раскрыто 455 преступлений прошлых лет. Среди них: 3 убийства; 5 – тяжких телесных повреждений, одно из которых повлекло смерть; 22 разбойных нападения, из них 8 - квартирных; 10 грабежей, (в том числе 3 - квартирных); 336 краж (172 – квартирных) и 99 краж и угонов автотранспорта.

     Это вам не кино
     Старший оперуполномоченный по особо важным делам Александр Чабровский утверждает, что легко раскрывают преступления только киношные «менты». А преступления прошлых лет и вовсе «крепкие орешки». Особенно, если преступление совершил человек не из криминального мира. Ведь о человеке, даже единожды попавшем в поле зрения правоохранителей в качестве подозреваемого, содержится информация в различных милицейских базах данных. Но все когда-то случается впервые. Вот и солдат срочной службы, был уверен, что раз он никогда не «засвечивался» в милиции, и его не задержали сразу после совершения преступления, то опасность миновала. Сыщикам из своих источников информации стало известно, что за солдатиком - разбойное нападение на офисное здание. Связав сторожа, он похитил оргтехнику из 14 кабинетов. Но, кроме информации, не было никаких улик. И тогда со служивым сыщики сначала просто побеседовали. Солдат клялся, что ничего не знает и, тем более, сам не совершал разбойного нападения. Потом в беседу вступил полиграф. Он-то и вывел солдатика на чистую воду. По нашему законодательству, для суда результаты беседы с детектором лжи не являются бесспорным доказательством. Кроме того, известно, что люди, знающие принцип работы полиграфа и прошедшие специальное обучение, умеют обманывать умную машину. Правда, за такими спецами, как правило, охотится не уголовный розыск. Но это отступление. А у подозреваемого в разбойном нападении солдата «откатали пальцы», и их отпечатки совпали с обнаруженными на месте преступления. Сторож уверенно опознал в задержанном разбойника. Вот с такой доказательной базой можно передавать дело в суд.

     От опера и в тюрьме не спрячешься
     «Не думайте, что в нашем отделе собрались самые крутые опера, - говорит Владимир Шубенок. – Мы работаем в тесном контакте с коллегами из следственного изолятора, экспертно-криминалистического центра, изолятора временного содержания и исправительных колоний». Именно благодаря совместной работе столичных сыщиков и экспертов, оперов из исправительной колонии и было раскрыто убийство 10-летней давности. В 1993 году в своей квартире была найдена мертвой пожилая женщина с признаками удушья и связанными руками. Несмотря на активную работу, убийцу найти не удалось: все нити поиска обрывались. И только через несколько лет компьютеры АДИС идентифицировали отпечатки пальцев, обнаруженные в квартире убитой женщины, с отпечатками пальцев недавно осужденного на 7 лет гражданина за причинение тяжких телесных повреждений. Вместе с оперативниками из колонии, в которой отбывал наказание подозреваемый, сыщикам удалось собрать доказательства по старому делу.

     Сотрудники отдела по раскрытию преступлений прошлых лет убеждены, что одна из самых действенных мер профилактики преступлений – неотвратимость наказания. Что бы определенная категория граждан не рассказывала о тюремной романтике, никто не хочет там оказаться. И поэтому активная «посадка» за преступления, совершенные несколько лет назад, снижает энтузиазм криминальных личностей.


Школа нуждается в менеджерах
Оксана ЯНОВСКАЯ

      Конец весны и начало осени - сезон обострения разговоров о сборе денег на "нужды школы". Мы решили познакомить наших читателей с различными точками зрения на эту злободневную проблему .

      Официальная точка зрения
     На последней встрече с журналистами министр образования Александр Радьков сообщил, что ежегодно увеличивается процент ВВП, направляемый на финансирование системы образования. С этого же года внедрены стандарты на образовательные услуги. Появилась ясность: что мы получим бесплатно, а за что должны платить. Стандарт - это минимум, гарантированный республиканским бюджетом. Каждый регион имеет право вносить в стандарты свои коррективы, но только в сторону их улучшения.

     Наслушавшись традиционных сентябрьских разговоров о школьных "поборах", я поинтересовалась у начальника управления образования администрации Фрунзенского района столицы Марианны Щеткиной, действительно ли не хватает бюджетных средств, и сбор денег с родителей учеников - вынужденная мера.

     - Такая социально значимая сфера, как образование, является приоритетной для нашего государства, и поэтому бюджетные деньги поступают вовремя и в полном объеме, - говорит Марианна Акиндиновна. - Кроме того, школы имеют право сами зарабатывать, осуществляя внебюджетную деятельность. Это и дополнительные платные занятия, и сдача каких-то помещений в аренду. В соответствии с государственным стандартом, на внешкольное образование каждого школьника выделяется 112.900 рублей в год. И поэтому, например, играть в волейбол в спортивном зале школы в выходной день ученик может совершенно бесплатно, а вот за дополнительный сеанс плавания придется платить, потому что обслуживание бассейна - недешевое удовольствие.

     Чтобы избежать всевозможных неконтролируемых сборов средств на нужды школы, созданы попечительские советы. В состав этих советов входят родители учащихся, представители шефствующих предприятий. Они находят возможности привлечения дополнительных денежных средств, их рационального использования. Как правило, родители переводят деньги на счет попечительских советов, указывая конкретное назначение платежа. Анализируя поступление денег на внебюджетные счета школ, замечаем: чем выше профессионализм управленческих кадров и чем лучше налажено сотрудничество с семьей, тем активнее школу поддерживают финансово родители, шефствующие предприятия и спонсоры.

     Мнение родителей Владимир, сын учится в 4 классе:
     - Многие школы увлеклись сменой вывески и "евроремонтами". Как только у школы появляется какой-нибудь наворот, например, углубленное изучение иностранного языка, она сразу же начинает поиски определенного контингента детей. Ее уже не устраивают нормальные дети, которые приходят в школу пешком, отдается предпочтение тем, кого привозят на иномарках. Соответственно, родители этих детей превращаются в дойных коров для администрации школы. Какие-то мелкие поборы, тысяч 20-30 в течение учебного года, - обязательная программа для всех родителей. А с теми, кто в этой жизни хоть немного преуспел, проводится "индивидуальная работа". Лично я уже оплачивал для школы сотни килограммов краски, десятки метров линолеума, жалюзи на шесть окон, бесчисленное количество всяких мелочей: моющие средства, канцтовары для кабинетов и учителей, подписку на периодические издания. По большому счету, я не против попечительских советов и материальной помощи школе. Но должна быть полная гласность, как расходуются деньги. Я, например, не уверен, что вся оплаченная мною краска была использована в школе. Есть серьезные подозрения, что частично пошла она на ремонт квартир педагогов. Или возьмем кабинет директора школы: далеко не в каждом банке есть такая мебель. Наши учителя, как впрочем, и другие бюджетники, получают невысокие зарплаты. А бедный человек всегда злой, всеми недоволен. Я оплатил классу своего сына экскурсию в Несвиж и Мир. Пока дети с удовольствием карабкались по лестницам Мирского замка, во дворе учителя между собой говорили о том, что лучше бы "эти деньги нам дали". Завтра в нашем классе родительское собрание, и все мы готовы к тому, что завершится оно сбором денег.

     Елена, сын учится в 6 классе:
     - Канцелярские товары для школы мы покупали в течение лета. Но после 1 сентября пришлось купить новый дневник - с ними почему-то всегда какая-то неразбериха. Еще мы не купили атласы и контурные карты, потому что у каждого учителя свои требования. Но вот географический атлас моему сыну достался от племянницы - она старше его на год. Но учитель географии потребовал новый. Неужели за год в географической карте мира появились какие-то изменения? Может, учитель имеет процент с продажи атласов? Мне абсолютно непонятно требование покупки нового атласа, который ничем не отличается от прошлогоднего, к тому же он в отличном состоянии...

     К тому, что в школе обязательно потребуют некую сумму на ремонт кабинета, подарки учителям, наша семья относится спокойно. Возможно, потому, что деньги находятся в ведении родительского комитета, и перед нами отчитываются за их использование. Например, в начале прошлого учебного года мы сдали по 20 тысяч. Этих денег хватило на подарки учителям в течение года и на косметический ремонт кабинета. Замечу, что администрация нашей школы не настаивает на том, чтобы ежегодно обновлялись кабинеты на 100%. Все делается по мере необходимости. В конце прошлого учебного года было очевидно, что обои в хорошем состоянии, потолки и окна тоже. Надо было только покрасить пол и обновить лак на столах. Пока не знаю, какие расходы предстоят в этом году, но если в тех же разумных пределах, то мы не возражаем. Хотя в нашем классе есть несколько ребят, для родителей которых и 10 тысяч рублей - обременительная трата, но они все-таки сдают деньги.

     Учитель: менеджер или вымогатель
     Татьяна Александровна, заместитель директора гимназии:
     - На самое необходимое бюджетных денег хватает... В последние годы выделяются солидные суммы на специальные программы: рационализация отопления или замена старых светильников на современные - не только энергосберегающие, но и безвредные для здоровья. Что касается ремонта зданий, то хватает на мелкие работы: заклеить, залатать, подкрасить. Для основательного ремонта, чтобы сделать качественно и на несколько лет, этих денег не хватает. Опять-таки, надо учитывать износ зданий: 5 лет школе или 25. Не каждый начальник управления образования позволит директору школы решать, как распорядиться деньгами: сделать качественный ремонт одного объекта или загримировать всю школу. К сожалению, часто преобладает второй вариант. В школе, наверное, как ни в одной другой сфере жизни очковтирательство по-прежнему процветает, особенно что касается видимой стороны. Но если мы думаем о нормальном ремонте школьных помещений, а не о показухе к объезду чиновниками учебных заведений, то без помощи родителей и шефов просто не обойтись. Важно, чтобы сотрудничество с ними носило цивилизованный характер.

     Сегодня директор, завуч, просто учитель все больше превращаются в лучшем случае в менеджера, в худшем - в вымогателя. Менеджер заботится о качестве учебного процесса, а вымогатель - о своем личном благополучии.

     Звонок на горячую линию "ЭН":
     - Здравствуйте, наш ребенок учится в 6 классе средней школы № 64 города Минска. Вчера классная сказала детям примерно следующее: "Вы думаете, что у нас бесплатное образование, но это не совсем так. В нашу школу пришла разнарядка о перечислении определенной суммы в фонд государства. Мы посчитали, и получилось по 20 тысяч на каждого учителя и ученика. До 1 января эти деньги надо будет перечислить на счет". Поймите, мы передаем вам то, что сказали дети. Возможно, есть какие-то искажения. Они передали так, как поняли учительницу. Но мы сами не представляем, на какой счет перечислять деньги и что это за фонд. Может, на поддержку сельского хозяйства, может, на библиотеку? В прошлом году школьники на библиотеку сдавали по 500 рублей. Но ведь они сами не зарабатывают. Может, вы проясните ситуацию?

     Мы позвонили начальнику отдела дошкольного и общего среднего образования управления образования Советского района, в ведении которого находится СШ № 64, и попросили прокомментировать ситуацию. Татьяна Хоружая ответила, что "наверное, такая разнарядка возникла в голове у отдельно взятого учителя. Перечислять деньги на счет попечительского совета родители могут только на добровольной основе, никаких разнарядок быть не должно".

     В отделе дошкольного и общего среднего образования Комитета по образованию Мингорисполкома сообщили, что "деньги - это тема, на которую надо предельно осторожно разговаривать с родителями. Конечно, школа нуждается в их помощи. Но если человек не имеет возможности пожертвовать деньги, но может помыть окно - это тоже помощь школе. Всякие разговоры с детьми о деньгах категорически запрещены. Поэтому директор СШ № 64 выяснит, кто из учителей проявил такую нездоровую инициативу и накажет его".


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz