ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL

НАЙТИ: на:



№37 (317)
12 - 18 сентября 2003 года







      №37 (317) 12 - 18 сентября 2003 года

СОЦИУМ

Заморская синяя птица лучше отечественной,
или Многосторонний взгляд на проблему отъезда студентов за границу

Наташа КОСТКО

      Америка даже сейчас, спустя многие столетия, уверенно сохраняет за собой имидж страны безграничных возможностей. По крайней мере, в глазах населения развивающихся стран. За последние полдесятка лет в студенческой среде практически стало нормой то, что по несколько человек из группы досрочно сдают летнюю сессию, а осенью, если вообще возвращаются, то начинают посещать занятия с октября.

      Впрочем, дело не в занятиях. А в том, что лучшая часть белорусской молодежи более выгодным считает обмен практически полученного диплома об окончании вуза на возможность работать няней, официантом или поваром в летнем лагере.

     Очевидно, что путь к земле обетованной начинается много раньше, чем ты ступишь на трап самолета. Существует ряд программ, которые предлагают свои услуги в отправлении студентов за океан. Можно поехать работать в летний лагерь, заплатив при этом около 500 долларов за программу, а потом еще за визу. За билет до штатов вам платить не придется, однако в этом лагере вы должны будете отработать 9 недель, получив в итоге примерно 1.000 долларов. Зато питание и проживание – бесплатно. Качество, правда, оставляет желать лучшего: почти всегда это деревянные домики-кабинки, спальные мешки или палатки; бывает, что работников лагеря забывают накормить, если дети уезжают на пляж, как это было с одной моей подругой. Есть варианты отработать 11-недельный контракт в ресторане или на пляже. Можно воспользоваться другой программой – самому заплатить за билет и по желанию доплатить за найденное место работы (в общем 1.200-1.500 долларов). Хотя многие предпочитают искать работу через «осевших» там друзей или по Интернету. Заработок в 7 долларов в час считается совсем неплохим, а если учесть, что наши соотечественники обычно работают в нескольких местах сразу по 12 часов в сутки, то выходит неплохая сумма. Доставшаяся, заметьте, потом и кровью. При таких обстоятельствах совсем нелепыми кажутся обвинения в сторону современной молодежи в лени и безответственности.

     Публикуем отрывки из писем тех, кто еще там. В искренности их слов не приходится сомневаться – это выдержки из писем друзьям.

     «...У нас здесь такая жара. А на кухне вообще работать невозможно, так как нам нельзя быть в шортах и в шлепанцах, только в штанах и в кроссовках, да еще и в майках с закрытыми плечами. Очень жарко…

     …Мы вчера поехали на Боард Волк в Санта Круз. Это такой классный парк на берегу океана. Качели – по 60 центов. Мы сорвали голоса, так как орали, как бешеные. С нами был парень из Польши, с которым мы постоянно тусуемся. Его выгоняют из лагеря, и он уезжает в Чикаго. Он сам хотел отсюда уехать и уже купил билет на субботу, а кто-то донес директору, что у него уже есть билет. Оказывается, здесь есть «шестерки».

     А помнишь, я писала про парня, которого выгнали за то, что у него были длинные волосы, он был из Литвы? Он нашел работу в другом лагере, поработал около недели, а потом звонит и говорит, что его оттуда тоже выгнали, сам не знает, почему…»

     «…Мы сейчас живем, как в клетке, голова на голове. 6 человек в двух комнатах. Но зато экономим деньги, так как пока ничего не получили. Иногда думается, что лучше бы я работала на кухне, так как здесь сложно. Это меню выучить просто невозможно. У нас в ресторане много испанских блюд, описание на английском, а ты разговариваешь на русском. Но мы очень стараемся, нас хвалят. Нашли еще одну работу, еще в одной кафешке, но не знаем, что будем делать – 2 меню выучить просто невозможно.

     Сегодня еще едем к знакомому юристу нашего соседа, будем решать вопрос насчет визы: хотим ее продлить, хотя некоторые советуют просто оставаться нелегально, но я не знаю, как лучше…

     …можно пользоваться помощью американцев. Они здесь встречаются очень хорошие, всегда рады помочь. Не помогают только свои…

     …Пишите, как у вас дела. Как там, в Беларуси, которую здесь никто не знает, и все удивляются, что три человека неизвестно из какой страны, но мы им покажем, кто такие белорусы…

     …Насчет оставаться, я пока решаю. Здесь можно делать 2.000 в месяц. Ты представляешь, сколько можно за год сделать? Мне на самом деле очень хочется домой, но что я там буду делать без денег? У меня не будет ни жилья, ни финансов, ни работы. Так, может, уж лучше пострадать один годик, а потом жить нормально, ни от кого не зависеть. Надоело, конечно, но что поделаешь…»

     «…Мой рабочий день начинается в 6 утра и заканчивается в 12 ночи…Такая жизнь по мне, я чувствую себя здесь как рыба в воде. Еда здесь дешевая. Самое прикольное, что американцы едят как не в себя. Они все такие толстые, ужас… Кстати, с английским теперь у меня все ОК. То, что было в универе, забудь...

     …К Америке я отношусь неоднозначно. Вроде люди чувствуют свободу, но эта не та свобода. Да, они живут, не решая постоянно огромного количества проблем, они менее стереотипны в отличие от нашего народа, но все это как-то искусственно. Даже еда на вкус пластиковая…

     …Недавно была большая вечерина, на которой было столько пива на квадратный метр, сколько обычно бывает в магазинах. В отеле, когда убираешь комнату, все, что находишь в холодильнике, твое. Так, недавно мы нашли там 13 банок пива… Мне теперь как-то плевать на универ. Я почувствовала вкус другой жизни. Свободной от стереотипов. В следующем году хочу в Англию. Главное, чтобы не дома…»
     Несколько по-другому смотрят на проблему отъезда студентов родители.

     Их дети уехали в Америку
     Татьяна Александровна, программист:
     - Решение моей дочери уехать было полностью самостоятельным. Когда она уезжала, у нее даже мысли не было о том, чтобы остаться в Штатах. Но там ведь много людей, решивших не возвращаться. В одно время дочь тоже подумывала об этом, и она бы решала все сама в любом случае, но мне бы это было очень тяжело перенести.

     Татьяна Ивановна, домохозяйка:
     - Моя дочь уехала в Штаты повышать уровень английского языка. Денежный вопрос, конечно, тоже был – а у кого этого вопроса в нашем государстве нет? Сейчас она там учится на курсах. Если она там захочет остаться, то только легально.

     Их дети не уезжали в Америку
     Алла Васильевна, экономист:
      - Если бы у моих детей была возможность и желание уехать в США, я была бы не против. Уехать, но не оставаться. Если наше государство не предоставляет возможности для молодежи заработать, то почему бы и нет. В наше время студенты сидели за партами до пятого курса, зная, что после выпуска у них будет и работа, и заработок. Теперь молодежь стала более самостоятельной».

     Ольга Петровна, учитель:
      - Не очень положительно отношусь к таким поездкам. Хотя, с точки зрения общего развития, съездить посмотреть, возможно, и неплохо. Но везде: и в Америке, и у нас - надо приложить значительные усилия, чтобы чего-то добиться, так почему бы не прикладывать эти усилия дома?

      В итоге получаем, что если вы и не хотите уехать за океан навсегда, то уж побывать там разок не откажетесь. Почему-то оказывается, что чужое солнце светит для нас и ярче, и теплее. Так ли это на самом деле?


Америка - старт, финиш - Беларусь
Наталья МУХА

      Светлана в прошлом году лето с хвостиком провела в Северной Каролине (США) в городе Хайлендз. Она работала в трех местах одновременно 12 часов в день без выходных. В результате, заработанные 6 тысяч стали стартовым капиталом для покупки квартиры в Минске. Сейчас после окончания Белорусского государственного экономического университета Светлана работает бухгалтером.

     - Светлана, опиши свой день в Америке.
     - В половине седьмого утра я приходила на работу в гостиницу, где исполняла обязанности горничной. С 9.00 до 12.00 обслуживала ланч в гольф-клубе. Затем у нас был двухчасовой перерыв, но Америка учит ценить время. Каждая минута стоит денег. Я снова бежала в гостиницу. В 19.00 мой рабочий день в гольф-клубе заканчивался, и начиналась работа в рок-кафе. Домой попадала в 00.00-1.00 ночи. Сейчас рассказываю и удивляюсь, откуда силы брались. Были ребята, которые трудились и на 4-х работах. Для американцев же 2 места работы - предел.

     - Америка сильно тебя изменила?
     - Я там закалила свой характер. Стала лучше разбираться в людях, появилась уверенность, что я многое могу, расширилось мировоззрение.

     Я поняла, что очень многое зависит от меня, а не от обстоятельств. Работу в гостинице нашла сама, ходила по городу и предлагала свои услуги.

     Но в Америке сложно выживать, ведь там нет поддержки родных и близких. У меня была возможность там остаться, но именно по этой причине я вернулась в Беларусь.

     - В целом работать в Америке тебе понравилось?
     - Там хорошая корпоративная культура - нам оплачивали экскурсии, прогулки, посещение мюзик-холла. А вне работы все были равными: даже с шефом в нерабочее время можно было поговорить по душам. Нам разрешали пользоваться Интернетом. Уезжали из штатов с подарками.

     Однажды в кафе мы устроили вечер белорусской культуры. Пели белорусские песни, приготовили драники. Американцы были в восторге. Поскольку город был небольшим, нас узнавали на улицах, предлагали подвезти на машине. В местной газете напечатали, что в кафе трудятся ребята из Беларуси. Кстати, американские работодатели заметили, что белорусы более трудолюбивые, чем русские.


Хочу быть "белым воротничком"!
Наталья МУХА

      Молодой человек больше года работает в банке после окончания вуза. Опыт работы за границей пришелся на студенческие годы. Три месяца в Англии дали ему возможность понять, что работать и жить он хочет в Беларуси.

     - Денис, какие выводы ты сделал после поездки за границу?
     
- В Англии я работал в пабе. С самого начала для себя решил, что это работа не для меня. Со временем, конечно, привык, заработал в итоге 3,5 тысячи долларов. Мои друзья по поездке спрашивали: "Устал после работы?" Эта фраза меня удивляла, так как свое пребывание в пабе я считал вовсе не работой, а хобби. Работа - это когда надо думать, а не выполнять машинальные действия.

     Если допустить, что я остался бы в Англии, поступил бы в колледж, затем окончил бы вуз, то полагаю, что к годам 40-50 я бы чего-нибудь достиг в этой жизни. В Беларуси в мои 24 года у меня есть достойная работа, я тут "белый воротничок". В Англии мне бы очень долго пришлось оставаться "синим воротничком".

     - Ты осуждаешь молодежь, которая так активно остается в США?
     
- Главная идея такой молодежи - заработать здесь и сейчас. Я же, получая белорусскую небольшую зарплату, нарабатываю на свое будущее. В банке я приобретаю знания, навыки, которые ненужными, бесполезными явно не окажутся. Сделать карьеру в Беларуси получится намного быстрее.

     Нам, молодым, здесь жить и что-то делать с этой страной, чтобы не было стыдно перед иностранными гражданами. Молодые люди лучше приспосабливаются к условиям жизни, а порою приспосабливают эти условия. Они в силах что-то поменять, сделать лучшим. За границу стоит ехать только на стажировку.

     - Много ли приходится работать, и что ты можешь позволить себе за зарплату?
     
- Конечно, 8-часовой рабочий день - не предел. Такое возможно только при коммунизме. Иногда приходится оставаться и до 9 вечера. Бывает, что на выходных прихожу пару часов поработать.

     За небольшие деньги в Беларуси я могу обеспечить себе достойное проживание. Могу "покутить", могу отдохнуть, но на квартиру деньги не коплю. Это советский человек все копил, нам надо учиться жить в кредит, как это делает западный мир.


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz