ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL

НАЙТИ: на:



№38 (318)
19 - 25 сентября 2003 года







      №38 (318) 19 - 25 сентября 2003 года

Репортер

ФАНАТ
Владимир ВОЛЧКОВ

      Вместо овощей на огороде растут гонщики.

      Для чего человеку огород? Ясное дело: картошечку возделывать, помидорчики, другие нехитрые овощи. А бобруйчанин Олег Стошель под удивленными взорами соседей уже больше года растит на собственном приусадебном участке… гонщиков.

     Навалил полторы тысячи старых автомобильных покрышек - по всему городу их собирал - утрамбовал трактором почву, и на месте былых грядок получилась миниатюрная картинговая трасса. Крохотная, но с настоящими поворотами, крутыми виражами, скоростными прямыми… И ревет теперь здесь мотор старенького картинга, наполовину собранного Олегом своими руками, и блестят глаза мальчишек, когда они садятся за руль этого крохотного гоночного автомобильчика, и радуется сердце известного белорусского гонщика Стошеля - растет новая смена спортсменов.

      Фанат - это емкое слово совершенно точно характеризует Стошеля. Он - гонщик до мозга костей. Среди коллег о нем ходят легенды и байки. Даже дверь его спальни выходит прямо в гараж…

     Автомобилями Олег "заболел" в восемь лет, когда стал заниматься картингом при городской станции технического творчества. После армии работал на станции техобслуживания. Слава о гениальном ремонтнике быстро разнеслась по всему городу, когда молодой мастер с "нуля" собрал "Жигули" модели собственного изобретения: багажник - натуральный "шестерочный", капот и передок - от "семерки". Даже дистанционный радиозамок установил. Для начала 90-х это было настоящим чудом: на автомобильных дверях ручек нет, а кнопочку на брелоке нажмешь и они открываются… Словом, хорошая машина была, но продал ее Олег в Москве, когда в его жизни появилась новая страсть - автоспорт.

     Начинал свою карьеру серьезного гонщика Стошель в команде завода "Белшина". Уже тогда вынашивал честолюбивую мечту - стать чемпионом. Правда, вскоре предприятию стало накладно содержать спортсменов. Но отступать от своей цели Олег не собирался: выкупил гоночный автомобиль и ушел на вольные хлеба. Чем только не пришлось заниматься: работал в автосервисе, торговал… А по вечерам готовил к очередным соревнованиям свою "боевую" "восьмерку". До сих пор Олег предпочитает "Жигули" иномаркам: запчасти недорогие, конструкция знакомая. Ведь от стандартной комплектации под капотом гоночного автомобиля практически ничего не остается: сцепление, тормоза, амортизаторы - все переделано под агрессивный спортивный лад. Обычные системы не выдержат жестких перегрузок на трассе, "спекутся" через несколько километров.

     - В автоспорте пятьдесят процентов победы - это техническая подготовка автомобиля, - объясняет Олег. - Хочешь показать хороший результат - вкладывай деньги в машину, обслуживание которой обходится недешево. Мотора в лучшем случае хватает на одну-две гонки, новый обходится в 150-200 долларов. Кузов я обычно "складываю" за четыре-пять сезонов. И то как повезет: иногда после серьезных столкновений и восстанавливать нечего. Россиянам в этом отношении хорошо: у их команд бюджеты подчас нескольких миллионов долларов достигают. Например, "Субару" чемпиона России по ралли стоит 300 тысяч долларов, и ежегодно ее обслуживание обходится в миллион. Конечно, при таких финансовых возможностях тамошние гонщики могут думать только о нивелировке своего мастерства. А практически все белорусские спортсмены готовят машины к соревнованиям своими руками и на собственные средства. Спонсоры если и помогают, то по мелочам: банка масла, комплект резины… А победа, даже в белорусском чемпионате, обходится недешево.

     Это Олег понял через шесть лет и решил: надо поднапрячься, но добиться своего. Пять тысяч долларов "вложил" в свою "восьмерку" только за один сезон. Еще дешево отделался, как шутит сам гонщик: чтобы сэкономить специально ездил в Москву за запчастями. И, наконец, вот оно, заветное чувство победителя: в 1999 году Олег все-таки поднялся на высшую ступень пьедестала. Он стал чемпионом страны по-летнему автотреку. Тогда хотел не останавливаться на достигнутом, снова рвался к победам. Но оказалось, что удержать лидерство еще сложнее, чем его завоевать. Ведь теперь ты - первый, чемпион, против которого едут все.

     - Решил сейчас в спорте взять тайм-аут, - комментирует Олег. - Уже лет пять дом достроить не могу. В одной комнате вчетвером ютимся…

     Да, не удивляйтесь, всю свою спортивную карьеру Олег сделал семейным человеком, имея двоих детей. И супруга только поддерживала мужа, когда он целыми днями вкалывал для своей победы. Фанатизм стал семейной чертой. Елена Стошель обязательно ездила на все гонки и была неизменным представителем Олега. Поэтому в автоспорте ее знают не хуже, чем мужа. Восьмилетний сын тоже увлечен успехами папы, любит и на картинге по огороду покататься. Правда, помогать отцу чинить машину не любит, чем очень расстраивает Олега. В нашей стране любой настоящий гонщик должен сначала гайки крутить научиться…

     - Из автоспорта уходить не собираюсь, хотя иногда и грустно становится, когда видишь, в каком он запустении, - вздыхает Олег. - Но подрастет новое поколение, и, дай Бог, все изменится к лучшему. Вот таких пацанов надо учить, - он показывает на сына.

     Создать собственную команду - новый рубеж, которого стремится достичь Олег. Сейчас добился у местных властей разрешения организовать небольшую картинговую трассу в городском парке. Вечерами планирует на ней ребят тренировать, а днем - использовать ее как аттракцион для отдыхающих. За деньги, естественно. Вырученных средств хватит для нужд бесплатной детской секции. А если дело пойдет, то кое-какие средства и на более грандиозное начинание останется - построить автотрековый стадион в Бобруйске. Стошель уже и место присмотрел. Вот только даже на проектную документацию необходимо 8-10 миллионов рублей. Но гонщик не унывает. Говорит, что необходимые средства либо сам заработает, либо спонсора найдет. Непреодолимых препятствий для Олега вообще не существует. Ведь он же фанат…


Рынок товаром красен
Тарас Никольский,
экономический обозреватель «ЭН»

      Если бы в нашей стране по образцу рок-коронаций или конкурсов барменов определялись лучшие экономисты и финансисты, то приоритет следовало бы отдать внешне неброскому и отнюдь не речистому председателю правления Национального банка Петру Прокоповичу. Его действия одобряет даже Станислав Богданкевич – человек остро критичный, оппозиционно настроенный и высококвалифицированный в банковском деле. Да и все, кто хоть чуть-чуть понимает в законах денежного обращения, с затаенным изумлением наблюдали, как не один год выпутывался главный банк Беларуси из сложной ситуации, обеспечивая плавный, предсказуемый курс рубля по отношению к доллару и другим твердым валютам.

      А позиция у нашего «зайца» долгое время была аховая. В последние годы темпы роста реальных денежных доходов населения, а с ними и розничного товарооборота, далеко опережали темпы увеличения объемов производства отечественных потребительских товаров. В стране действовал очень опасный для устойчивости национальной валюты механизм. Люди больше зарабатывали и, соответственно, больше покупали. Но поскольку своя промышленность не удовлетворяла спрос на товары, то прибавка к зарплатам и пенсиям уходила на вещевой рынок, где продается импортный ширпотреб, да еще в обменники, если нужные вещи не попадались и на базаре. Доллары активно скупали также продавцы всего завозного добра. Это и понятно. За пределами Беларуси наш «заяц» пока никому не нужен.

     Вот и выходило, что своими кровно заработанными рублями мы поддерживали не отечественную промышленность, а производителей китайских кроссовок, польской косметики, турецких джинсов, российского пива… А так как за рубли эти активно скупались доллары, то удержаться на курсовой горке «зайцу» было очень непросто. Ведь доллары – тот же товар. А по законам рынка чем товар дефицитнее, тем больше за него приходится платить.

     Но сейчас Петру Прокоповичу работать стало полегче. Если в первом полугодии прошлого года, по сравнению с январем-июнем 2001-го, темпы роста розничного товарооборота достигли 14,3 процента, а производство потребительских товаров выросло лишь на 4, то ныне ситуация уже иная. В первом полугодии текущего года, по сравнению с аналогичным периодом предшествующего, увеличение составило, соответственно, 8,6 и 6,9 процента. «Ножницы» в 1,7 процента не сравнить с прежними более чем 10-процентными. То есть рост розничного товарооборота уже в гораздо меньшей степени стимулируется увеличением продажи импортных товаров, что благо и для отечественной промышленности, и для национальной валюты.

     Сейчас доля завозных потребительских товаров в общем объеме импорта снижена до 18,5 процента. Это в основном изделия, которые либо не производятся в нашей стране, либо производятся в недостаточном количестве – растительное масло, морская рыба, рис, цитрусовые и бахчевые культуры, легковые автомобили, лекарства… Одновременно уменьшен импорт, увеличены объемы производства и вырос экспорт холодильников и морозильников, мясных изделий. Беларусь сейчас завозит в натуральном выражении маргарина и мыла почти на две трети, пива – почти наполовину, сахара – на треть, обоев и велосипедов – на четверть, круп – на пятую часть меньше, чем прежде, обходясь аналогичными товарами собственного производства. Это во многом результат принятых мер по защите внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей.

     Однако времена сейчас не те, чтобы понуждать сограждан покупать, руководствуясь лишь патриотическими чувствами. И если потребители больше приобретают белорусского, то лишь потому, что доступнее стала цена, улучшилось качество и расширился ассортимент многих изделий. Этому поспособствовала реализация Программы производства и поставок на внутренний рынок товаров, пользующихся повышенным спросом у населения и не выпускаемых в нашей стране. Она осуществляется уже три с половиной года. За это время налажен выпуск либо изготовлены опытные партии более чем 130 наименований товаров из 200, предусмотренных к освоению.

     Не все, конечно же, на практике вышло так, как планировалось на бумаге. К примеру, предусматривалось, как нечто само собой разумеющееся, что простейшие товары хозяйственного назначения для сельских жителей белорусская индустрия способна производить самостоятельно. Со многим она и впрямь справилась. Но выпуск элементарных вил на гомельском заводе «Центролит» потребовал дорогостоящего кузнечного оборудования. А изготовление их сварным способом убыточно для предприятия. Да и качество не то. Для освоения производства лучковой пилы кобринскому заводу «СИТОМО» необходимо затратить до 210 миллионов рублей, а покупателю она обойдется примерно в 9.700 рублей. В то время как фирма «Дельта» из Санкт-Петербурга продает пилу с четырьмя комплектами полотен по 8.500 рублей.

     Короче говоря, программу пришлось корректировать. Там, где по расчетам затраты на производство больше, чем выгоды от реализации, импорт сохранен. Правительство вынуждено было также учесть, что освоение новых товаров происходит в условиях нестабильного финансового состояния многих промышленных предприятий и острого дефицита у них оборотных средств. В связи с этим решено больше полагаться на инициативу товаропроизводителей, многие из которых и без программы освоили новые модели холодильников, телевизоров, наладили выпуск автоматических стиральных машин и другой сложной бытовой техники.

     Одновременно Министерству торговли и Белкоопсоюзу на заседании Президиума Совета Министров поставлена задача до 1 декабря уточнить номенклатуру изделий и представить перечни импортозамещающих и новых видов товаров, рекомендуемых для производства в 2004-2005 годах. Ведь без прогнозирования спроса, взаимодействия предприятий-изготовителей и торговли в продвижении товаров, совершенствовании их потребительских качеств удержаться на внутреннем рынке уже невозможно.

     Государство продолжает поддержку налоговыми и таможенными льготами, бюджетными субсидиями проектов импортозамещения, реализация которых увеличивает насыщенность белорусского рынка прогрессивными потребительскими товарами – телевизорами новых поколений, тканями и трикотажными изделиями с использованием котонизированного льноволокна и химических волокон отечественного производства, а также другими. В первом полугодии такой продукции уже изготовлено на сумму в 23 миллиона долларов. Более половины ее продано в своей стране.

     Это помощь не только флагманам производства изделий массового спроса, но и всем нам. Рынок красен товаром. И все мы покупатели на нем.


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz