ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL

НАЙТИ: на:



№ 39 (319)
26 сентября - 2 октября 2003 года







      № 39 (319) 26 сентября - 2 октября 2003 года

АРТ

Материалы поосы подготовил Максим ШУМИЛИН

Микс "материи" и подсознания

      Среди остроносых сапожек и колготок в крупную сетку на втором этаже столичного торгового центра "Манеж" в пятницу, 19 сентября, открылась вытавка фоторабот белорусского мастера Вадима Качана

     Все бы хорошо, если бы не соседство "мира тряпичного" и "мира творческого". Может быть, не будь этого соседства выставка бы обладала большей силой, убедительностью и воздействием на зрителя. Сложно вникать в суть фотографии, позиционируемой как набор вселенских образов, в тот момент, когда кругом творится, хрустит, примеряется "шопинг". Хотя, может быть, автором при подготовке проекта была выдвинута благородная цель культобразования мещанства? Тогда никаких вопросов.

     Выставка представляет собой более трех десятков различных фоторабот, среди которых есть плоттерные репринты авторских фотографий, сделанных в начале 90-х гг. Современная технология печати изображений не просто позволила автору фотографий "оживить" образы десятилетней давности, но заставила их зазвучать с новой силой. Кроме того, в "Манеже" представлена совершенно новая фотографическая серия Вадима Качана, выполненная на основе фотооткрыток с видами Минска столетней давности. Надписи с обратной стороны открыток проступают на ее лицевой стороне - как отметины лихолетья на фасадах домов. Работы из этой серии можно было видеть на улицах Минска во время последнего Праздника города.

     Именно эти открытки, временные отсылки к началу прошлого века, обладают наибольшей образной силой из всей экспозиции. Флэш-бэк к временам, когда на бумаге оставались следы только от чернильных ручек, а на почтовых карточках писались приглашения на рождественскую индюшку или именины любимой дочурки Алечки. Кроме того, зритель видит Минск таким, каким он был 70-100 лет назад: мостовые, извозчики, дамы в платьях - Вадим Качан устанавливает своеобразную культурно-историческую связь совершенно разных эпох. Попытка вернуть то, чего нам, белорусам, сегодня очень не хватает, - преемственность и самодостаточность.

     Другая сторона выставки - это насыщенные прямолинейными образами большие монтажные репринты, большинство из которых можно было увидеть еще в апреле на выставке Вадима Качана "Осколки", прошедшей в галерее "Nova". К этим работам можно относиться по-разному. Например, нравится ли вам Сальвадор Дали? Если да, то понравится и Вадим Качан. Есть и часы, и обнаженное женское тело, и дети со взрослыми глазами, и кирпичные стены, и заброшенные пустые комнаты. Все это разнообразие многократно наложено одно на другое, перевернуто, пропущено, просвечиваемо. В общем, сюрреалисты приняли бы белорусского фотографа за своего, а Андре Бретон включил бы его в свою антологию подсознательного искусства. Настораживает одно - идентичность образов. Конечно, рождение и увядание, любовь и интровертный мазохизм - вечные темы, но все же, на наш взгляд, умелая и непретенциозная фиксация реальности честнее вторичного сюрреализма.

     Каждый решит сам. Стоит только попасть на выставку. Это как вопрос: нравится ли вам больше Марсель Пруст или Поль Элюар. Нам - больше Пруст, хотя и Элюар неплох - мир и женщины любят таких. Кстати, сам автор о своих работах говорит следующее: "Для меня каждая из этих фотографий - частички моей души, отпечатки моих переживаний и размышлений. Погружаясь в глубины своего сознания, отыскивая в лабиринтах памяти близкие мне образы и затем воплощая их в своих фотографиях, становишься беззащитным. Ведь все, что было для тебя когда-то сокровенным, сегодня выносится на всеобщее обозрение. Это опустошает...

     Могут ли быть интересными кому-нибудь еще твоя внутренняя жизнь, твои душевные переживания? Вероятно, в таком публичном обнажении и нет никакой нужды? И надо было отнестись к этому, как к обычным дневниковым записям: доверить бумаге наболевшее, облегчить душу и - захлопнуть дневник?! Ведь это очень личное...

     Действительно, большинство оригиналов представленных на выставке фотографий сделаны еще в начале 90-х годов прошлого уже столетия. То, чем жил, о чем болела душа, ушло, утонуло в бесконечных глубинах времени. Нынешняя жизнь протекает в другом измерении. Есть ли смысл в таком обращении к прошлому?

     Но, оказывается, что выросло новое поколение и что оно решает схожие душевные проблемы: жизнь идет по спирали. Глядя на реакцию молодых, я и решил сделать эту выставку. Именно с ними я хочу поделиться своими мыслями. Здесь лишь небольшая часть моих работ - несколько "осколков" моих переживаний".


У Земли под Юбкой

      Новую программу именно с таким названием во вторник 23 сентября в арт-кафе "Графити" представила белорусская группа "Нагуаль"

     Фолк-музыка довольно популярна в Беларуси. Тут все началось еще, видимо, с "Песняров". Да и большинство современных музыкантов предпочитает "держаться корней": хотите - "Застольные песни" от "Крамбамбули", хотите - ритмично-фолковые "Крывi" и аутентично-фолковая "Троица". Несмотря на распространенность подобного музицирования, "Нагуаль" в этих рядах смотрится оправданно оригинально. И все потому, что группа играет не привычный белорусский фольклор в разных его вариациях, а фольклор первобытный, космополитичный, как говорят сами музыканты, психо-фолк. Когда слушаешь - вспоминаются обрядовые танцы и шаманство, а обилие используемых инструментов заставляет учить географию от Тувы до Австралии. Для Беларуси уникально. Выходит на самом деле, как у Земли под юбкой, - тепло, уютно и безгранично.

     Ощущая Землю пятками, Леонид Павленок, лидер "Нагуаль", выступал на концерте в трогательных вязаных тапочках. При смене их на обычную обувь мы и застали его и остальных музыкантов группы после выступления.

     - Где тапки взяли?
     
- Бабушка связала. Есть еще шапки и кофты. Выступать в них уютно и прыгать удобно.

     - Можно сказать, что "Нагуаль" - самая уютная группа?
     
- Хотелось бы думать.

     - Расскажите про инструменты, которые вы используете в своей музыке? Откуда взялись все эти мешочки, трубочки, колбочки?
     
- Ой, их очень много. Порой из-за этого возникают даже проблемы. В каждой песне звучат новые: приходится менять все настройки, иногда не хватает микрофонов. Но зато интересно. Самые необычные инструменты - "елкин нос", который сделан собственноручно из "носатой" ветки с натянутой струной. Потом есть бамборы - это такие ударные инструменты из борщевника, из него же сделан духовой инструмент диджерида - аналог одноименного австралийского инструмента. Кроме того, используются куяки - специфические сосновые "кругляшки", которые бьются друг о друга; убар - тувинский ритуальный ударный инструмент, сделанный из сгнившего изнутри бревна. Есть еще варганы, окарина, иранский мешочек, ну, и привычные "европейские" инструменты. Все это постоянно дополняется, рождается что-то новое.

     - Как вы пришли к психо-фолку?
     
- Изначально мы хотели соединить фольклор с музыкой психобилли. А потом к этому привязалось еще ощущение души, внутренняя направленность. Мы ведь не исполняем аутентичные песни, а скорее транслируем фольклорные пласты, прогоняем их через себя. Сами себя выражаем с помощью этой музыки.

     - Когда ты поешь, устанавливается вокальный диалог между тобой и участниками группы. Какова в этом диалоге доля импровизации?
     
- Если чувствую, что есть контакт - начинается импровизация, и, естественно, диалог получается. Если контакт не налаживается, поем то, что у нас уже есть. Иногда даже лучше сыграть то, что заучено, так как импровизация не всегда удается. Необходимо определенное состояние. В последнее время, чем больше от музыки узнаешь, тем меньше хочется импровизировать.

     - У «Земли под Юбкой» - это программа или новый альбом?
     
- Думаем сделать из этого материала альбом. Относительно старого, в нем будет повторяться только одна песня "Лесники". Выйти он должен в ноябре на диске, содержащем, кроме музыки, видео и фотографии.

     - Любимые музыканты или писатели у группы "Нагуаль" есть?
     
- По-разному. Из музыкантов, например, нравятся Вертинский и Pixies. Читаем все: от Сартра и Камю до Конфуция и глянцевых журналов.

     - А как вам "Аукцыон"? Своим сценическим поведением на сцене ты, Леня, напоминаешь Олега Гаркушу.
     
- Нет, Гаркуша не по душе. А вот Леонид Федоров заводит.

     - "Нагуаль" не любит эпатаж?
     
- Ну, как же не любит (Леня показывает свежевыбритый кусок затылка на лохматой голове). Захотелось - сделал.


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz