ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL

НАЙТИ: на:



№ 40 (320)
3 - 9 октября 2003 года







      № 40 (320) 3 - 9 октября 2003 года

ОБЩЕСТВО

Школа - это жизнь, а не работа
Оксана ЯНОВСКАЯ

      "Учитель - это не профессия, а божий дар", - убеждена наш корреспондент после трехчасовой беседы с кандидатом исторических наук, директором средней школы № 199 Сергеем Стренковским.

      - Педагогика - одна из областей, в которой многие считают себя специалистами. Не бывает ли так, что родители учат вас, как учить их детей?
     
- Сколько угодно. Хуже всего, что у некоторых родителей вырабатывается предубеждение: в школе плохо. Особенно это касается начальной школы - родителям кажется, что в детском саду лучше, в первую очередь бытовые условия. А вместо предубеждения лучше прийти в школу и посмотреть, как у нас оборудованы помещения для подготовишек. Предусмотрено все: учебный класс, спальня, игровая, в столовой вкусно готовят. Несмотря на все трудности общения, я предпочту родителей, у которых завышены требования к школе. Страшно, что с каждым годом все больше становится родителей, которых совершенно не интересует судьба ребенка. Простой пример. Принимать детей в школу мы начинаем в конце мая. Так вот, в июне у нас было только 30 заявлений, а к 1 сентября собралось 113 подготовишек. Я понимаю, что надо взять справку, еще какие-то вопросы решить, но с апреля, когда мы приглашаем на собрание в школу родителей будущих первоклассников, до 20 августа все можно успеть. А получается, что и на собрание не все приходят, а потом детей приводят в школу прямо на линейку. Я убежден, что связь между родителями и школой должна быть самой тесной, потому что мы делаем общее дело - воспитываем ребенка. Если родители становятся в оппозицию к школе, начинается выяснение отношений, кто умнее, проигрывают все, в первую очередь - дети.

     - На обывательском уровне считается хорошим тоном, когда в первый класс приходит ребенок, умеющий читать, считать, немножко писать. А что по этому поводу думают специалисты?
     
- Безусловно, ребенок должен быть подготовлен к школе. Но речь не идет об умении читать и писать, этому должны учить специалисты. Ребенок должен придти в школу с развитым познавательным интересом. Учить читать, писать, считать, рисовать и так далее должны учителя, в противном случае ребенку будет неинтересно в школе. В будущем это может спровоцировать большие проблемы. Почему? Допустим, родители, не владея методикой, научили ребенка писать. Учитель потом все равно будет переучивать его. Но в сознании школьника отложится этот неприятный момент: что-то он делал неправильно. Для младшего школьника учитель - непререкаемый авторитет, и ребенок болезненно реагирует на малейшее замечание, у него может сформироваться убеждение в своей "неправильности", отсутствии способностей. С таким психологическим багажом ребенку в дальнейшем будет очень трудно.

     У ребенка ведущий тип деятельности - игра. Поэтому не стоит на начальном этапе придавать значение учению. В это время важно сформировать интерес ребенка к познанию. Хотя иногда встречаются родители, которые требуют, чтобы первоклашкам задавали домашнее задание.

     - Растянутая на десятилетия школьная реформа, похоже, не удовлетворяет всех: учителей, родителей, школьников. А как вы относитесь к реформированию школы?
     
- Реформа - вещь нужная, но проводить ее надо грамотно, в комплексе. А сегодня что получается? Гордимся, что уменьшилась почасовая нагрузка на школьников и сократилась программа. А вот стандарт - что должен уметь школьник - остался неизменным. В результате такого "реформирования" школьник вынужден больше учиться дома. При сокращенной школьной программе остались по-прежнему высокие требования при поступлении в вузы - так создается объем работы для репетиторов.

     Мне кажется идеальным вариант, когда ребенок уходит из школы без учебников, тетрадей и домашнего задания, только с дневником - отчитаться перед родителями. В школе пусть учится, а дома - отдыхает, играет, самосовершенствуется вместе с родителями. По такому принципу организовано обучение в западных школах и некоторых московских. Там ребенок проводит больше времени в школе, естественно, занятия чередуются с перерывами на питание, отдых. У нас пока невозможно отказаться от домашнего задания из-за нестыковок стандарта и учебных программ. Практически все городские школы работают в две смены, и поэтому все ученики не могут находиться в школе больше 6 часов.

     С другой стороны, автоматическое сокращение часов на преподавание того или иного предмета может привести к утрате смысла преподавания самого предмета. Это ненормально, когда на изучение истории Отечества в 6-11 классах отводится 1 час. В Америке три основных предмета - история Америки, английский язык, математика - и там на них времени не жалеют. А у нас в 4-5 классе получается полчаса в неделю на изучение истории Отечества. Преподавание предмета раз в неделю - это просто загубленное время учеников и учителей. Ну, а что касается часов на изучение истории, то, как учитель-предметник, считаю: их явно недостаточно. Это плохо. Потому что историю своей страны надо знать досконально.

     - Получается, что реформа в ее сегодняшнем виде внесла большую путаницу в процесс обучения и никак не улучшила положение самих школьников: на их плечах осталась большая нагрузка. Даже медики бьют тревогу: здоровье школьников ухудшается с каждым годом.
     
- Что касается перегрузок, то правильно организованный процесс обучения - здоровью не помеха. Но вот у учителей не хватает времени (может, желания) провести физкультминутку, зарядку для глаз. Думаю, вы согласитесь: в ухудшающемся состоянии здоровья детей виновата не только школа. Мне часто приходится возвращаться домой с работы после восьми-девяти часов вечера. И что я вижу? В это время на улице не только старшеклассники, но и малыши. А ведь надо соблюдать режим. Взрослому достаточно 6-8 часов сна, а ребенку надо бы поспать часов 10. Еще лет пять назад дети в свободное время играли в футбол, катались на коньках. Теперь одни тусуются на улице с пивом и сигаретой, другие - дома возле компьютера и телевизора. Мало того, что они ограничены в свежем воздухе и движении, так еще и содержание фильмов, рекламы, я бы даже сказал, особенно рекламы, компьютерных игр не способствует развитию у ребенка позитивных качеств характера. Отсюда проблемы с физическим и психическим здоровьем.

     - Сегодняшний школьник - какой он?
     
- Дети видят, в каких суровых условиях мы живем. Они - большие прагматики. Мои старшеклассники знают точно, что уже перебор юристов и экономистов. Давно думают, кем будут работать. Дети теперь приземленные - они думают, на какие курсы выгодно пойти, а вот романтизма в них не осталось. Это - одна группа, а вторая - гораздо хуже: им все равно. Они копируют другую сторону нашей взрослой жизни: попить, погулять. Но, знаете, не надо винить в этом детей. Уже ведь никого не удивляет мамаша, которая гуляет с ребенком и одновременно курит сигарету или потягивает пиво.

     Неправильно, когда старшее поколение говорит: "Мы были не такими". В общих чертах дети всегда одинаковы. Но на них накладывает отпечаток общественный уклад общества, поэтому кажется, что они уже другие. С детьми очень интересно пообщаться: у них интересные мысли, нестандартный взгляд на многие привычные явления. С детьми надо разговаривать на равных и только на равных! Если же показывать ребенку, что ты выше его, умнее, ничего не получится - ребенок не раскроется. Вот почему один учитель приходит в класс - и абсолютная тишина, у другого до пенсии на головах будут стоять. А все просто: детям не надо показывать, какой ты умный, важный, дети сами поставят учителя на нужный пьедестал. Позиция "я - учитель, ты - дурак" к добру не приводит.

     - Вот мы и перешли к вопросу об учителе: на ком сегодня держится школа?
     
- Мне повезло: в нашей школе работает много талантливых учителей. В основном это наши мудрейшины, то есть учителя, уже вышедшие на пенсию. Полагаю, что не только столичная 199-я школа держится благодаря им, но вся белорусская педагогика! Вокруг них все формируется, вертится. Среднее поколение - противоречивое, в нем есть разные люди. А вот среди молодежи "апантаных" встречаются единицы, к сожалению. В основном молодежь приходит отработать свои "крепостные" после распределения. Значительная масса из них не стесняется спрашивать: а как "схимичить", чтобы уволиться? И здесь закономерно возникает вопрос: почему не существует отбора в педагогические вузы? Меня, например, покоробило, что педуниверситет был включен во второй экзаменационный поток. Это значит, что в него есть шанс поступить всем подряд, "пролетевшим" в другие вузы? Кто посчитал, сколько детских (и взрослых) душ искалечили люди с дипломами педагогов, которых к школе, детям нельзя было подпускать и на пушечный выстрел?

     - Сергей Петрович, а как вы относитесь к излюбленному тезису многих ваших коллег: вот пусть нам много платят, тогда мы будем хорошо работать?
     
- В школе нельзя работать, в школе надо жить. У учителей и при советской власти не было высоких зарплат, если вспомнить. Если учитель приходит работать в школу только за деньги, он не состоится. Я считаю, что минским учителям вообще грех жаловаться на зарплату: кроме того, что мы наравне со всеми получаем из республиканского бюджета, городские власти доплачивают еще три, а классным руководителям и четыре базовые величины. Вообще, городские власти и лично мэр Михаил Павлов очень уважительно относятся к учительскому сословию. Это тоже надо ценить.

     - Одна из самых "горячих" школьных тем - сбор денег с родителей на нужды школы. В вашей школе, наверное, это не практикуется: здесь все так просто, никаких "евроремонтов". Правда, есть удивительный зимний сад.
     
- Сбор денег - всегда был, есть и будет. В положении о школе записано, что она является общественно-государственным институтом. Значит, и государство, и общество, должны участвовать в руководстве и финансировании школы. У нас все финансовые вопросы очень прозрачны: за каждый родительский рубль администрация, попечительский совет, родительские комитеты постоянно отчитываются. У нас родители не только финансируют школу, но и участвуют в руководстве, как впрочем, и дети. Так вот на общешкольной конференции мы решили, что с "евроремонтом" можно потерпеть. А чтобы привести в порядок здание школы, достаточно косметического ремонта и генеральной уборки. В нашей школе приоритетным считается потратить деньги на учебный процесс, а не на украшательство. Или вот, допустим, купили тестомесильную машину - у нас 1.750 учеников, вручную повар с булочками не справится.

     Мне кажется, что недоразумения вокруг денег возникают из-за того, что сначала родители дали деньги, потому что учитель объяснил, зачем они нужны. А потом родитель в очередной раз не пришел на собрание, не слышал отчета об использовании денег, не видел, что на них купили. А в результате неинформированность породила недоверие. Знаете, у меня много друзей, дети которых учатся в разных школах. Так вот иногда они мне звонят и спрашивают: надо ли сдавать деньги на хлорку? Я отвечаю, что нет, потому что моющими и дезинфицирующими средствами столичные школы всегда обеспечены. Тут уже, к сожалению, что-то мудрят коллеги. Может, только их не устраивает, что школы обеспечивают "Лотосом", им бы хотелось "Ариель", но я полагаю, что пол в кабинете можно помыть и "Лотосом".

     - Сергей Петрович, ваши пожелания коллегам накануне профессионального праздника.
     
- Терпения, здоровья, благодарных учеников и понимающих родителей. Счастья и успехов во всех делах, благополучия в семье.


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz