Тройное убийство
Оксана ЯНОВСКАЯ
     
...Просьба: "Не трогай малого" - не остановила убийцу. Василевский накрыл лицо мальчика подушкой и нанес несколько ударов ножом в разные части тела...
     
Если прослужить в милиции не один год, можно привыкнуть к тревожному «Опергруппа, на выезд», но невозможно привыкнуть и смириться с убийствами. Вот и начальник Ленинского рувд Владимир Рудишкин поделился воспоминаниями о событиях минувших лет, когда он был простым "опером" и вместе с товарищами задержал нелюдя, совершившего тройное убийство.
     Опергруппа, на выезд!
     Запах гари, появившийся в многоквартирном доме в последнюю ночь осени, обеспокоил жильцов, и они вызвали пожарников. А последние - милицию.
     Прибывшая следственно-оперативная группа на месте преступления обнаружила трупы Александра Куницкого, его жены Натальи и их сына Дениса. Огонь практически не коснулся тел убитых.
     После осмотра места преступления стало ясно: в квартире принимали гостей. Сложенная в полиэтиленовый пакет грязная посуда была рассчитана на застолье 4 взрослых людей.
     На полу были обнаружены разбросанные бирки от ювелирных изделий. Позже на их основании составили фототаблицы ювелирных изделий, а образцы отправили в скупки и ломбарды.
     С самого утра "операми" были опрошены все соседи семьи Куницких. Так выяснилось, что вечером из квартиры доносился шум.
     Первоначально были выдвинуты три версии преступления. Первая: убийство совершили знакомые семьи. Вторая: убийство совершили знакомые Александра по СИЗО. Третья: убийство совершили лица, ранее судимые за аналогичные преступления.
     Ванька-цыган
     За год до убийства в жизни Александра Куницкого наступила черная полоса. Его арестовали по подозрению в получении взятки во время работы на таможне и поместили в СИЗО. Для человека, далекого от криминала, это - страшнейшее потрясение. Он совершенно не представлял, что делать, как себя вести. Более опытный "сиделец" Иван взял шефство над Александром. В скором времени оба они были освобождены из СИЗО. В отношении Александра уголовное дело было прекращено из-за отсутствия состава преступления. Ивана также выпустили на свободу из-за малозначимости совершенного.
     Опрашивая коллег Александра, сыщики мало узнали о последнем дне перед убийством, лишь только коллега Куницкого вспомнила, что в роковой день он опоздал на работу. Объяснил это тем, что неожиданно приехал в гости Ванька-цыган. "Опера" быстро установили личность гостя. Им оказался некто Василевский Иван 1964 года рождения, ранее 2 раза судимый за разбойные нападения. В 1993 году он находился в одной камере СИЗО с Александром.
     Также выяснили, что после освобождения он неоднократно бывал дома у Куницких. О Василевском было известно, что он уроженец Слуцка, а вот место нынешнего проживания установить оказалось невозможно. Только один из свидетелей вспомнил, что Александр ездил в гости к матери Василевского в Витебскую область.
     Следственно-оперативной группой была всесторонне изучена личность Василевского по материалам предыдущих уголовных дел. Составили психологический портрет: человек жестокий, неоднократно нарушавший режим содержания в местах лишения свободы. В то же время общительный, хорошо информированный: в СИЗО вел переписку со всеми камерами.
     Имел свой почерк при совершении разбойных нападений: связывал жертву, угрожал ножом, забирал ценные вещи.
     Мать Василевского жила в поселке Восковичи Витебской области. У Ивана было четыре брата и семь сестер, которых жизнь разбросала по всей Беларуси и даже СНГ. В родительском доме осталась только одна дочь. Мать не поддерживала постоянную связь со своими многочисленными детьми, но 14 января все они обычно собирались в ее доме. В Витебске обитала и сожительница Василевского - Татьяна. Она работала в кафе-баре, но была уволена за нарушение трудовой дисциплины. После увольнения начала совершать "челночные" поездки в Россию.
     Сыщикам удалось узнать, что на авторынке в Витебске Василевский купил "Опель". На этой машине он возил Татьяну на рынки Калужской области, где она торговала белорусским трикотажем. Иномарка была куплена по доверенности, и установить госномер автомобиля не удалось.
     Задержание
     По всем местам жительства братьев и сестер Василевского были направлены запросы с целью установления места пребывания подозреваемого. Спустя три месяца из МВД Карелии пришло сообщение, что он гостит у своей сестры Екатерины. Сыщики Сергей Исаченков, Владимир Рудишкин и Михаил Пискун выехали в Петрозаводск, а оттуда в село Ужельга, в котором жила сестра подозреваемого. Белорусские сыщики отправились брать особо опасного преступника без оружия: по действующему законодательству, оружие нельзя перевозить через границу. Все, что они могли себе позволить, - это две пары наручников.
     В Петрозаводске нашим сыщикам помогали сотрудники уголовного розыска МВД Карелии и Комитета по борьбе с организованной преступностью. Петрозаводск - не очень большой город. А сбором информации занимаются не только сыщики, но и криминальные элементы. Никто не был заинтересован в том, чтобы стало известно о приезде в Петрозаводск "оперов" из Минска. Поэтому они работали "руками своих коллег".
     Сразу же выяснилось, что Василевский прописался у сестры, но не жил там, потому что они поссорились. Последний раз в доме сестры его видели за неделю до приезда минских сыщиков.
     Начали устанавливать связи подозреваемого в Карелии. Иномарку с белорусскими номерами запомнили "гаишники". Это оказалось просто, потому что из села в город вела только одна дорога. Среди знакомых Василевского были в основном путаны. Очевидно, у него было достаточно средств для разгульного образа жизни.
     Вскоре "опера" получили тревожную информацию: подозреваемый собирается выехать в Вологодскую область.
     Сотрудники ГАИ по ориентировке задержали Василевского в компании еще двух человек - парня и девушки. Причина задержания - документы на автомобиль вызвали подозрения. В МВД Карелии минским сыщикам предоставили кабинеты, и для Василевского они прикрывались легендой "мы из Питера".
     Одновременно с поисками самого Василевского проводились опросы его родственников и знакомых. Сестра Екатерина и ее муж добровольно выдали сотрудникам милиции золотые изделия, которые подарил им Иван. Было очевидно, что это ювелирные изделия из квартиры Александра. Также в доме Екатерины обнаружили чемодан Куницких. Именно с ним приехал Иван. А тут еще Екатерину навестила сестра из Киева. Она рассказала сыщикам, что Иван подарил ее детям хорошие, но поношенные вещи.
     Задержали Василевского в индийской кожаной куртке с искусственным мехом. По описанию она очень похожа на куртку убитого.
     При детальном осмотре "Опеля" в вентиляторе была обнаружена золотая серьга, которая тоже совпадала по описанию с похищенными из квартиры Куницких.
     Василевский ничего не знал о том, что его родственники помогают следствию и даже выдают вещи. Был уверен, что его повезут в Питер из-за ДТП.
     Из Питера на поезде "Санкт-Петербург - Минск" преступника доставили в Минск.
     Частичная амнезия
     "Опера" и подозреваемый заняли одно купе. В дороге у людей обычно "развязываются" языки. Василевский тоже вспомнил, что был в квартире Куницкого. Но только у него вдруг наступила частичная амнезия. Помнит, что после выпивки увидел трупы на полу. А вот кто убивал, он не знает. Вообще его амнезия носила странный характер: он ничего не помнил об убийстве, но зато вспомнил, с кем приехал к Куницким. Поскольку у Василевского был криминальный опыт, то он прямо в поезде оформил свои показания как явку с повинной. Обычно такие вещи суд учитывает как смягчающее обстоятельство. Суть его заявления сводилась к тому, что убийство совершил его знакомый, с которым он приехал к Александру. Это был Николай Русаков, который жил по соседству с матерью Василевского. На момент совершения преступления Русаков был несовершеннолетним.
     Утром, прибыв в Минск и оформив Василевского в СИЗО, сыщики сразу же поехали в Витебск за Русаковым. Предварительно из Минска в УВД Витебского облисполкома отправили телетайпограмму о Русакове. Поскольку он и раньше попадал в поле зрения сотрудников милиции, то его немедленно задержали. К приезду минчан он уже находился в изоляторе временного содержания. Настроен был крайне агрессивно и отказывался от разговоров с сотрудниками милиции. Однако сообщение "оперов" о предстоящей поездке в Минск морально сломило Русакова. По мере приближения к столице блеск и наглость в глазах Николая Русакова потухли. В дороге он "раскололся".
     Возмездие
     Во время следствия Русаков неоднократно менял показания. Практика показывает, что самые правдивые показания именно первые. Потом, когда есть время продумать, проконсультироваться с адвокатом, преступники часто находят для себя "смягчающие обстоятельства". А первоначальные показания Русакова были такими: вместе с Василевским он приехал в Минск, чтобы разжиться деньгами. Иван сказал, что у него в столице есть некий должничок, которого он пригрел в СИЗО. Переполненность этого заведения не всегда позволяла и позволяет администрации выполнять главное правило: нельзя содержать опытных подследственных и новичков в одной камере. Свою опеку в СИЗО Василевский расценивал как постоянный долг Александра. Поэтому, приехав в Минск, они сразу направились к Куницкому. Василевский начал просить денег. Куницкий предложил зайти вечером, потому что разговор долгий, а он уже опаздывает на работу.
     Днем друзья посетили своих родственников. А вечером приехали к Куницким.
     Наталья накрыла стол, мужчины выпивали и разговаривали. Хозяйка ушла на кухню: ей надо было сделать срочную работу. Русаков вышел в туалет, чтобы сделать инъекцию опия. Вернувшись в комнату, он увидел Куницкого, лежащего со связанными руками лицом вниз. Когда Василевский попросил у Куницкого денег, то получил отказ. Правда, Александр предлагал другую помощь: стол и кров, когда Ивану надо приехать в Минск. Но его это не устраивало, и поэтому Куницкий получил удар ножом в грудь. Увлеченная работой, Наталья ничего не услышала. Василевский распорядился, чтобы Николай привел в комнату Наталью. Когда она увидела связанного мужа, то умоляла не убивать их. Василевский ответил, что он и не убивал его, а только оглушил. Потребовал, чтобы Наталья отдала все деньги. Женщина согласилась. Когда она отдала все сбережения - больше трех тысяч долларов - ее тоже связали. Потом нашли золото. Но и это не спасло жизнь женщины. Василевский несколько раз ударил ее ножом в спину.
     После этого сообщники начали собирать вещи в квартире. Василевский решил не оставлять свидетелей. Просьба Русакова: "Не трогай малого" - не остановила его. Василевский накрыл лицо мальчика подушкой и нанес несколько ударов ножом в разные части тела. Вытащив несколько чемоданов с вещами в прихожую, Василевский поджег квартиру. Выйдя из дома, они остановили частное такси. За сто долларов водитель согласился отвезти их в Витебск.
     Изъятые у Василевского и его родственников вещи опознали родственники и друзья Куницких. Следствие по делу длилось полтора года. Василевскому суд определил высшую меру наказания, а Русакову - 12 лет в колонии строгого режима.
     
P.S. По этическим соображениям фамилии потерпевших и осужденных изменены.
|