ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL

НАЙТИ: на:



N 42 (322)
17 - 23 октября 2003 года







      N 42 (322) 17 - 23 октября 2003 года

ПАРЛАМЕНТСКАЯ НЕДЕЛЯ

Что в себе таит буква закона?

Наталья КОСТКО

      На очередном заседании Палаты Представителей между депутатами разгорелся не шуточный спор.

      Постоянная комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации в третий раз предложила для обсуждения проект Закона «О внесении изменения в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

     Изменения сводились к следующему. В части 12 статьи 9 закона говорится о том, что «первичные учетные документы могут быть изъяты… только органами дознания и предварительного следствия, прокуратурой, судами, налоговыми органами и органами финансовых расследований на основании их постановлений». В то же время в Законе «О Комитете государственного контроля» (ст.17) должностные лица Комитета госконтроля при проведении проверок и ревизий имеют право изымать документы, в том числе и подлинники, оставляя в делах акт изъятия и опись изъятых документов (без какого-либо документа, являющегося основанием для изъятия).

     Ко всему прочему добавляется Положение «О Комитете государственного контроля», утвержденное указом Президента от 15 июля 1997 года, где закрепляются полномочия должностных лиц Комитета в отношении изъятия документов и то, что Государственный Комитет финансовых расследований в 2001 году был присоединен к Комитету госконтроля и получил название Департамент финансовых расследований. Налицо несоответствие не только в полномочиях государственных структур, но и в порядке проведения процедуры изъятия документов.

     Предложение заключалось в замене слов «финансовых расследований» в Законе «О бухгалтерском учете и отчетности» словами «Комитета государственного контроля Республики Беларусь».

     Вот тут-то и начались споры. Кто-то вспоминал свой прежний опыт, кто-то переходил на личности, кто-то язвил над оппонентом, одним словом, было жарко.


Дом, одежда и… надежда

Андрей КОЖЕМЯКИН

      Плесень в белорусском армейском хлебе депутатов волнует больше, нежели тыловое обеспечение войск Беларуси и России.

      Вопрос о «Ратификации Соглашения между правительствами Беларуси и России о совместном тыловом обеспечении региональной группировки войск» Вооруженных Сил обеих стран даже своим первым местом в повестке дня очередной сессии Палаты представителей не вызвал должного интереса у депутатов. Нашлись более актуальные для обсуждения вопросы.

      Непосредственно вопрос ратификации (придании документу юридической силы) стоявшего в повестке дня «Соглашения» имел значимость лишь для заместителя Министра обороны Беларуси Ивана Чикала:

     – Защита национальных интересов Республики Беларусь и Российской Федерации предполагает комплексное противодействие военным угрозам. В связи с этим 25 декабря 2002 года между странами было подписано «Соглашение между правительствами о совместном тыловом обеспечении региональной группировки войск РБ и России».

     Соглашение определяет организацию в угрожаемый период и военное время обеспечения войск обеих стран продовольствием, медикаментами и материально-техническими средствами. Но внутренние проблемы перетянули одеяло на себя. Чикалу пришлось в одиночку держать удары с разных углов «ринга». Активизировавшийся Кучинский первым вступил в бой с претензиями о наличии плесени на белорусском армейском хлебе.

     – Вы, наверное, знаете, что в России группа офицеров запаса из Смоленска предъявляет претензии к правительству по поводу обеспеченности жильем. Решение вопроса об обеспеченности белорусской и российской группировки войск материально-техническими ресурсами, это важно. Но важно еще и то, чтобы офицер, проходящий службу в ВС РБ, чувствовал себя достаточно прочно, зная о том, что за его спиной семья обеспечена жильем. Меня больше волнует жилищная проблема, знакомая по своему городу Кобрину. Кобринский военный гарнизон уже практически прекратил свое существование. Но осталось большое количество семей военнослужащих, которые не обеспечены жильем, - также отметил В.Кучинский.

     – Требуется достаточное количество средств на решение данной проблемы. Количество безквартирных военнослужащих в гарнизонах на первое января 2003 года составляло 6.680 семей. За 9 месяцев 2003 года жильем обеспечены 730 семей, - парировал зам. министра И.Чикал.

     Сообщником Кучинского на «ринге» стал Николай Дубовик, также проигнорировавший текст «Соглашения» и взявшийся разгребать «мусор» в белорусской армии:

     – Военнослужащим в обязательном порядке должно выдаваться обмундирование. В случае невозможности обеспечить их этим вовремя и в срок, наше законодательство предусматривает выплату денежной компенсации при увольнении в запас. Я сталкивался неоднократно с военнослужащими и знаю абсолютно точно, что и на сегодня военнослужащие, увольняющиеся в запас, не получают такого взаиморасчета.

     Иван Чикал:

     – В настоящее время ни один солдат, ни один офицер не ходят раздетыми. Ни в одном существующем у нас документе не написано, что военнослужащие должны быть обязательно обеспечены всеми предметами, имеющимися в перечне. Но самое необходимое у них есть. В 2003 году из бюджета было выделено 14,8 млрд рублей на вещевое обеспечение, что составляет только 18,6% от потребности армии. Даже в СССР никто не получал всего за все время службы, а только за три года. Мы выплачиваем компенсацию за последний год.

     Спор завершился на том, с чего начался, – с жилищных проблем.

     Виктор Кучинский:

     – Должна быть государственная программа по обеспечению военнослужащих жильем. При рассмотрении бюджета на 2004 год необходимо проследить, чтобы были выделены средства для разрешения таких социальных проблем.

     Надеюсь, подобная инициатива принесет плоды. И как хорошо, что депутаты все-таки вспомнили о «Соглашении» и… проголосовали за его ратификацию. «За» – 80, «против» – 2. Хотя спорили совсем не о том.


Время Украины

Ольгерд ТЫШКЕВИЧ,
политический обозреватель "ЭН"

      В белорусской внешней политике пробил час Украины. Рабочий визит Президента Александра Лукашенко в Киев на прошлой неделе явно не носил дежурный характер. И дело даже не в конкретных итогах встречи главы нашего государства со своим коллегой Леонидом Кучмой. Просто острее проявилась необходимость более тесных связей Беларуси с южной соседкой.

      Заседание Высшего государственного совета Союзного государства, которое состоялось в минувший вторник, только подтвердило это. Президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин по сути обсуждали на нем пути сохранения нынешнего уровня взаимоотношений Беларуси и России. Решено продолжить работу над проектами Конституционного акта Союзного государства и соглашения о введении единой валюты. Очень важно, что стороны вновь подтвердили свою приверженность основополагающему Союзному договору.

     Лично я не сторонник объявлять нынешний этап белорусско-российских отношений периодом охлаждения между официальным Минском и Москвой, как это уже сделали многие мои коллеги. Здесь, на мой взгляд, иное. Развитие связей в рамках Союзного государства достигло в некоторых сферах границы, преодоление которой чревато нанесением ущерба политическим или экономическим интересам одной из сторон. Это совершенно не означает, что на пути белорусско-российской интеграции возникла непреодолимая стена. Но каждый шаг теперь будет даваться труднее. Время высоких скоростей в Союзном государстве, похоже, миновало. Во всяком случае, в ближайшем будущем.

     Между тем, наша страна в нынешнем году произвела валовой внутренний продукт на 5,3 процента больший, чем в январе-августе прошлого года. Планы на следующий год – довести этот рост до 6,5-6,7 процента. Но ведь товары и услуги, производимые в постоянно увеличивающемся объеме, нужно куда-то сбывать. А тут рядом Украина – страна, по территории и населению сравнимая с Францией.

     Развивать с ней взаимовыгодные связи понуждает, однако, не только экономика. Когда-то Наполеон Бонапарт очень верно заметил, что политику государства определяет его география. Беларусь – евразийский перекресток, нужный всем. Внутренним интересам нашей страны плохо соответствует роль чьего-то форпоста – то ли западного на востоке Европы, то ли восточного на западе. Хотя так уж случилось в нашей истории, что именно таким форпостом мы и были. Оттого-то история белорусского народа столь трагична и кровава. Чтобы изменить ее в будущем, евразийский перекресток должен быть равнодоступным для всех. То есть это должно быть государство с ровным и дружелюбным отношением ко всем окружающим его странам, прежде всего соседним. Для евразийского транспортного узла, мотеля, склада, меняльной конторы (а именно такую роль уготовило Беларуси ее географическое положение) иная политика просто нелепа.

     Но это – идеал. Его и имело в виду наше молодое государство, когда объявляло о разновекторности своей внешней политики. На практике же приоритет вполне закономерно отдавался российскому направлению. И потому, что на тамошнем огромном рынке поныне продается почти половина экспортируемых нашей страной товаров и услуг и приобретается две трети импорта, и потому, что за двести лет жизни в едином государстве между Беларусью и Россией возникли прочнейшие культурные, научные, военные, межличностные и другие связи, которые нет возможности и резона рвать.

     Повторюсь: сейчас темпы развития белорусско-российских отношений несколько замедлились. Что совершенно естественно усиливает украинский вектор во внешней политике нашего государства. По своей экономике, истории, культуре, человеческим связям это близкая нам страна. Обладая донецким антрацитом, криворожской железной рудой, степными черноземами и морскими портами, она имеет мощные собственные источники развития. В этом году, несмотря на неурожайную засуху, Украина сделала заметный шаг в своем экономическом развитии. Похоже, плохие времена остались здесь позади.

     В нынешнем году белорусский экспорт на Украину вырос более чем в 1,4, а украинский в Беларусь – почти в 1,2 раза. Однако взаимный товарооборот сейчас вдвое меньше того, что был 12 лет назад. Думаю, что начавшийся у нашей южной соседки экономический рост способен исправить ситуацию. В Киеве уже налажена сборка тракторов МТЗ. Ведутся переговоры о том, чтобы собирать в Чернигове сельскохозяйственные машины, производимые «Гомсельмашем». В свою очередь украинские предприятия участвуют в техническом и технологическом переоснащении белорусских сахарных заводов.

     Чтобы взаимовыгодные экономические связи развивались динамичнее, предстоит убрать препятствие, давно отравляющее взаимоотношения между двумя странами. Речь идет о старом украинском долге. Он образовался еще при распаде Советского Союза. Белорусские предприятия перечислили тогда украинским деньги за продукцию, но не получили ее. Долг более чем в 100 миллионов долларов висит поныне. Чтобы взыскать его, Беларусь до сих пор не ратифицировала договор о границе, из-за чего Украине затруднен доступ в ряд евроструктур.

     Президенты Александр Лукашенко и Леонид Кучма дали поручения главам своих правительств Сергею Сидорскому и Виктору Януковичу к 1 ноября представить конкретные предложения по решению этой проблемы. Не терпит отлагательств и отмена антидемпинговых санкций, которые применяются украинской стороной к некоторым белорусским товарам. Обе наши страны заинтересованы также в том, чтобы специалисты и грузы из Европы без препятствий на границе и кратчайшим путем попадали на Чернобыльскую АЭС, где проводятся работы, связанные с радиационной безопасностью.

     Все это тоже не новые проблемы. В прежние времена они неоднократно поднимались, но дальше слов дело не шло. Если называть вещи своими именами, то в последние 12 лет ни Украина для Беларуси, ни Беларусь для Украины приоритетами не были. Но во время своей последней встречи президенты Александр Лукашенко и Леонид Кучма поставили правительствам конкретные задачи по устранению препятствий в развитии белорусско-украинских взаимоотношений и назначили срок их исполнения. И это – добрый знак.


Copyright © 2003 «Экспресс НОВОСТИ»

Каталог+поисковая система КАТАЛОГ+РЕЙТИНГ -> Добавь свой сайт Rating All.BY
Hosted by uCoz