О чем умалчивают астрологи
Андрей МАРЧЕНКО
     
Как бы ни утверждали современные поклонники астрологии, что их наука - это та же духовность, вооруженная древнейшим знанием и облеченная в несколько иную, чем христианство, форму, исторический анализ и опыт вовремя остановившихся ее последователей эту "гипотезу", мягко говоря, не подтверждают. И совсем не случайно пики расцвета этой науки приходятся именно на периоды упадка христианства...
     
Можно смело утверждать, что ни одна из "тайных наук" не причинила столько хлопот духовным и светским властям, как астрология. Она была весьма распространена вплоть до XIX века и держалась так долго исключительно благодаря большому вниманию владетельных особ - императоров, королей и герцогов. Многие из них держали придворных астрологов и этим признавали открыто и науку, и "ея жрецовъ".
     Начало астрологии задолго до исторической эры положили маги-звездочеты на равнинах Халдеи, откуда позже наука перешла в Египет, в Рим, а затем и в Европу, где она быстро одолела в "конкурентной борьбе" местных авгуров и гадателей. Как ни странно, но уже в императорскую эпоху в Риме наука вдруг впала в немилость. Причина состояла в том, что, помимо прочего, астрология обладала средствами в точности определять час смерти людей, в том числе и императоров. А знание часа смерти главы государства легко могло повлечь за собой крупнейшие государственные беспорядки. Вот из этих соображений астрология была внезапно "прихлопнута", и ее искусники стали преследоваться с неслыханным ожесточением.
     Однако не зря Тацит остроумно замечал, что астрологи были "постоянно гонимы и столь же постоянно терпимы". Римское население уже решительно не могло без них обходиться, и вконец извести науку не удалось.
     Инквизиция
     Стоит заметить, что явление, известное нам под этим вызывающим трепет названием, было отнюдь не сплошь таким безосновательным и кровожадным, как принято ныне считать. Уже доказан научно факт, что любая мысль или пожелание, направленное в чью-то конкретную сторону, несет в себе вполне конкретную энергию и оказывает столь же конкретное воздействие. Легко представить, насколько это воздействие усиливается, если "желающий" обладает определенными познаниями. Заметим, что во времена, повлекшие реакцию в виде инквизиции, то, что и поныне называют магией и колдовством, приобрело чрезвычайное распространение. Нашлись-таки люди, которых не устрашали предостережения "Книги книг" (Библии). Как показало время, напрасно...
     Так или иначе, но в христианскую эпоху духовенство смотрело на астрологию мягко говоря косо. Помимо грозных слов в адрес волхвов и прорицателей, Святое Писание содержит и совершенно конкретное указание на отправителей данного "вида деятельности". Причем касается оно и "мастера", и "клиента": "Мудрость твоя и знание твое - они сбили тебя с пути... И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь... пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, - не избавили души своей от пламени" (Исаия 47: 10-14).
     Но светские властители покровительствовали астрологии, и, кроме того, она была распространена всюду и даже среди духовенства, которое было почти единственным ученым сословием. Альфонс Кастильский включал ее в число свободных искусств; Фридрих II держал при себе целый штат астрологов и очень их жаловал. Архиепископа Равенского в его походе против Эццелина сопровождал астролог, да и сам Эццелин держал при себе целую толпу звездочетов. В 1305 году кардиналы вызывали папу Климента V в Рим и, желая убедить его поторопиться, писали ему, что звезды и планеты пришли в сочетания, указующие на самый благоприятный момент для возвращения. А в наставлениях для инквизиции XIII и XV веков ничего не упоминается об астрологии.
     Впрочем, тучи сгущались. Первым авторитетным духовным писателем, восставшим против астрологии, был Иоанн Салисберийский (XII в.). Он доказывал, что астрология нечестива по существу, поскольку лишает человека разумной и свободной воли, внушает ему веру в предопределение; что она клонится к язычеству, поскольку переносит всемогущество Бога на его творения. И прибавлял, что знал лично многих астрологов, но не знал ни одного, на которого бы в конце концов так или иначе не обрушился гнев небесный.
     Его последователями стали многие столпы богословия. Итальянский казуист, инквизитор Цангино писал, что наука имеет явную склонность к идолопоклонству и подрывает догмат свободной воли. И своими заключениями она ставит под сомнение даже всемогущество Божие.
     То есть, в сущности, положение астрологов было довольно щекотливым. Духовное начальство, и особенно инквизиция, могли в любой момент потребовать от них разъяснений по поводу исполнения ими своей специальности. А при колоссальном искусстве инквизиторов раздвигать пределы виновности, даже невинный звездочет-любитель мог легко оказаться колдуном, некромантом и, вдобавок, еретиком.
     Таким образом, несмотря на почтение сильных мира сего, с астрологами то и дело случались пренеприятные приключения. Об этом свидетельствует дело очень известного в свое время ученого врача Петра Апонского. Он занимался медициной и астрологией и приобрел славу мага за чрезвычайно удачные исцеления. Трудно судить, за что он был привлечен инквизицией, но то, что его было, за что привлечь, - вне всякого сомнения. В одном из своих сочинений он рассыпался в пышных восхвалениях астрологии, неосторожно заявлял, что медицина немыслима без астрологии, причем приписывал звездам такое влияние на судьбу человека, что перед светилами у него тушевались божественная воля и всемогущество. Самые крупные события мировой истории прямо подчинялись у него влиянию светил. Потоп, по его мнению, случился лишь потому, что в это время произошло соединение Марса с другими планетами в созвездии Рыб, а не будь этого сочетания, то и потопа бы не было. В той же книге он пускается толковать о влиянии Луны на нравы жителей Содома и Гоморры, на исход евреев из Египта и строит зависимость событий мировой истории от соединения Сатурна и Юпитера в созвездии Тельца...
     Рассуждать таким образом под носом у инквизиции было весьма легкомысленно. Естественно, кончилось тем, что инквизиция вчиталась в эти рассуждения и взялась за ученого автора. В первый раз ему как-то удалось вырваться на свободу из цепких когтей священного судилища. Но вскоре его вновь схватили за аналогичные умозаключения. Это означало, что он оказался еретиком нераскаянным, вновь впавшим в прежние прегрешения, а в этих случаях инквизиция пощады не знала. Его, наверное, сожгли бы на костре, но он успел упредить это событие естественной смертью.
     Где кончается вера в звезды
     Еще более показательная участь постигла Чекко из Асколи. Этот господин с юности предался "свободным искусствам" и имел обширные сведения по астрологии. Вскоре он обрел славу первого астролога своего времени. Этого ему оказалось мало - он хотел, чтобы его считали первым светилом астрологии в мире, начиная со времен Птоломея. При этом он был очень остроумен, едок, невоздержан на язык и, как водится, нажил себе массу врагов.
     Конечно, на астрологию он смотрел как на науку из наук и создал из нее что-то вроде собственной религии. Исследователь так вник в звезды, что даже брался угадать, о чем будет думать конкретный человек в конкретную минуту. Все это истолковывалось у него в смысле отчаянного фатализма: все-де зависит исключительно от сочетания светил в минуту, когда предстоит эти мысли угадать.
     В глазах инквизиции это составляло уже не просто отрицание свободной воли, но и явную ересь. Между тем предсказания Чекко, которые он делал самым выдающимся лицам своего времени (Людвигу Баварскому, Карлу Калабрийскому и др.), начинали сбываться, создавая автору огромную популярность. Вскоре он сделался придворным астрологом Карла Калабрийского. Поскольку звездочет был молод, надменен и самонадеян, придворный из него получился самый никудышный. Как раз у Карла родилась дочь, и Чекко, составив ее гороскоп, объявил, что принцесса не только склонна от рождения, но даже прямо вынуждена будет, когда вырастет, продать свою честь! Скандальное предсказание, разумеется, было равносильно прошению об отставке - астролога с треском выдворили вон.
     Непонятно почему, но инквизиция не овладела добычей сразу. Он перебрался в Болонью и принялся там профессорствовать. Здесь ему пришла мысль написать толкование на книгу Сакробоско, где он вздумал доказывать, что при определенном сочетании светил и с помощью известных чар можно принудить злых духов совершать чудеса. Вдобавок он пустился в исторические рассуждения самого рискованного свойства. Надо ли говорить, что его труд произвел нехорошее впечатление на благочестивых читателей.
     Автора призвали к суду инквизиции и на первый раз обошлись с ним чрезвычайно милостиво: заставили публично отречься от заблуждений, запретили преподавать, отобрали книги и наложили епитимью и денежную пеню...
     В следующем материале вы сможете узнать, почему предсказанное астрологом величайшее бедствие на деле может оказаться небывалым духовным подъемом; почему нельзя доверять печатным гороскопам; чего не видят астрологи.
     Продолжение в следующем номере «ЭН».
Голь на выдумки хитра
Оксана ЯНОВСКАЯ
     
Малолетние попрошайки освоили «свадебный бизнес».
     
С начала года в Минске сотрудниками милиции составлено 50 административных протоколов на малолетних попрошаек.
     Где праздник, там деньги льются рекой. Эту простую истину усвоили малолетние попрошайки. Для своего «бизнеса» они выбрали места, которые посещают молодожены – ЗАГСы, памятники. И вот представьте картинку: к стелле на проспекте Машерова идет свадебная процессия. К жениху и невесте подбегают дети 8-13 лет и начинают рассказывать стихи, петь песни. «Делают они это на «отлично», вот если б в школе так учились, - говорит начальник инспекции по делам несовершеннолетних Фрунзенского РУВД Руслан Воскресенский. – Естественно, что свита жениха и невесты не скупится на деньги, увидев просящие глазки детей. Но вот прощают ли испорченное праздничное настроение?»
     Большая часть попрошаек – дети из неблагополучных, социально запущенных семей - родители не работают, в доме нет еды для детей, зато есть выпивка для взрослых. Весной прошлого года во Фрунзенском районе столицы была выявлена устойчивая группа малолетних попрошаек. В ней только один мальчишка был из нормальной семьи. Нормальной в том смысле, что мать после смерти мужа воспитывала троих детей, регулярно посещала собрания в школе, следила за успеваемостью школьников. Вкалывала на двух работах, но, не имея специального образования, высокой квалификации, все равно мало зарабатывала - семья крайне нуждалась. Для нее настоящим шоком было приглашение на заседание районной комиссии по делам несовершеннолетних. Там-то она и узнала о «бизнесе» своего среднего сына. Районная администрация чем могла, помогла семье: всех детей обеспечили бесплатным питанием в школе, выделили вещевую гуманитарную и денежную помощь.
     Думая о завтрашнем дне, эта женщина предпринимает попытки продать свою столичную квартиру и перебраться в деревню, поближе к родственникам. В соответствии с нашим законодательством, такой переезд возможен только с разрешения органов опеки и попечительства после обследования нового места жительства. Пока чиновники не разрешают эту сделку: опасаются, чтобы не ухудшились условия жизни детей. Но на самом деле после продажи двухкомнатной квартиры в Минске и покупки большого добротного дома в деревне останется еще весьма приличная сумма денег, которой можно с выгодой распорядиться. А детям будет легче учиться в сельской школе, при желании они потом смогут поступить в вузы: для сельчан облегченный конкурс. А вот какая жизнь ожидает их в городе в двухкомнатной квартире, на оплату коммунальных услуг которой уходит существенная часть заработка матери? И ведь на балконе не вырастишь овощи и фрукты, не разведешь подсобное хозяйство. Так что для этой семьи переезд в сельскую местность – выход из столичного тупика.
     По мнению Руслана Воскресенского, попрошайничество – вовсе не безобидное правонарушение. Ведь таким образом дети привыкают к «легкому хлебу». А приводит это к более тяжким последствиям. Например, один из попрошаек переквалифицировался в вора - понравился ему чужой мобильный телефон. Малолетнему воришке 12 лет, поэтому наказать его в уголовном порядке невозможно. В настоящее время подготовлены документы в суд, который, скорее всего, примет решение о направлении малолетки на перевоспитание в Могилевскую спецшколу.
     Воспитательные беседы милиционеров, заседания комиссии по делам несовершеннолетних районной администрации способствовали существенному уменьшению группы попрошаек. «У ребят ведь очень тонкая психика, все они понимают, что попрошайничество – некрасиво и унизительно в первую очередь для них самих, поэтому они отказались от такого «бизнеса», - говорит Руслан Воскресенский. - Оставшиеся, несмотря на свой малолетний возраст, перевоспитанию не поддаются, а их родителям безразлична судьба детей».
|