|
Материалы поосы подготовил Максим ШУМИЛИН
Ремонт – вынужденная катастрофа белорусского балета
     
Валентину Елизарьеву 30 октября исполняется 56 лет. Самым неприятным сюрпризом для руководителя белорусского балета в этом году будет закрытие театра на ремонт.
     
Несмотря на огромную занятость, Валентин Елизарьев нашел время для встречи с корреспондентом «ЭН»:
     - В первую очередь мы заранее поздравляем вас, Валентин Николаевич с наступающим днем рождения и желаем творческих успехов и удачи. Чем для вас был знаменателен прошедший год?
     - Было много зарубежных гастролей. Приходилось долго готовиться. Кроме того, в прошлом году в театре появился новый, очень органичный и веселый балет-комедия, что бывает довольно редко, «Тщетная предосторожность». Осуществлен он был в контакте с немецким хореографом Дитмаром Зайффертом. В этом году, буквально через несколько дней, уезжаем на гастроли во Францию, на большой международный фестиваль в Ниццу. Оттуда сразу в Китай – большие гастроли в Пекине и Шанхае. Ожидаются выступления на Кипре в рамках международного балетного фестиваля. И еще, итогом прошедшего сезона станет новый балет «Клеопатра». Сейчас над ним идет работа.
     Все это время мы живем под страхом закрытия театра на капитальный ремонт. МЧС, как вы знаете, постоянно закрывает наш театр. Если ремонт все-таки начнется, то мы окажемся не в самой лучшей ситуации – другого помещения, куда бы мы могли переехать и качественно продолжать работу, в республике просто нет. Это вносит грустную нотку в нашу жизнь. Более серьезной проблемы, чем закрытие театра на сегодня нет. От этого зависит судьба огромного коллектива в 650 человек.
     - Известны ли уже сроки закрытия театра?
     - Сроки очень подвижны: театр собираются закрывать на ремонт на протяжении уже нескольких лет. Только вот что будет с коллективом? Кроме того, что переезд - огромные творческие потери, но это еще и потери социальные. Куда бы мы ни переехали, везде есть свой обслуживающий персонал: электрики, механики, столяры, рабочие, осветители. Везде все свои. А у нас огромный коллектив. Необходимо хорошо все продумать, прежде чем решиться на этот «подвиг».
     - Оказавшись в такой сложной ситуации, можете ли вы сказать, что для вас было бы самым большим подарком ко дню рождения?
     - Ой, не знаю… Наверное, чтобы не закрывали наш театр. Чтобы нормально работала труппа, чтобы были хорошие гастроли. Еще чтобы выходило больше новых спектаклей. Мы способны работать лучше и радовать зрителя премьерами можем чаще. Беда все в том же финансировании. Рассчитывать приходится на государственное спонсирование только одной премьеры в год.
     - Существует ли какая-нибудь возможность совместить ремонт театра и обычную работу труппы?
     - В настоящее время я как раз и пытаюсь внедрить идею того, чтобы ремонт проходил секциями. Восстанавливать нужно все по частям: фойе, зрительный зал, служебные помещения. Хочется, все-таки, чтобы ремонт произошел без выселения труппы. Я мечтаю об этом.
     - Чем же обосновано желание ремонтников закрыть сразу все помещения?
     - Ну, наверное, существуют какие-то чисто технологические проблемы, в которых я и не очень-то разбираюсь. Крышу над зрительным залом, например, нужно восстанавливать всю сразу. Естественно, что в этот период мы не сможем работать.
     - Может быть, для труппы хоть каким-то решением стали бы гастроли на тот момент, пока театр будет ремонтироваться. Вы рассматривали подобный вариант выхода из сложившегося положения?
     - Для этого необходима хорошая предварительная подготовка. Если бы мы могли знать точную дату «выселения»... К тому же я твердо знаю, что ремонт такого театра, как наш, затянется лет на 8-10. Существуют примеры еще из советских времен. Огромная страна, Советский Союз, работала на ремонт Рижского и Львовского театров, и их восстановление длилось от 8 до 10 лет. И это при условии хорошего финансирования и наличия всех необходимых материалов.
     - Наверняка, за тридцать лет творчества вы сталкивались с разными кризисами. Выходили из них. Нынешний – лишь один из многих. Есть у вас какой-нибудь секрет преодоления кризисных ситуаций?
     - Те ситуации, которые происходят в рамках моей профессии, я контролирую легко. А вот такая проблема, как ремонт, становится для меня действительно настоящим кризисом. Вообще, я человек волевой и сильный, умею управлять и собой, и ситуацией. Здесь я не хвастаюсь. Просто знаю, что у меня достаточно сил, энергии, воли, чтобы справляться с любыми кризисами – и жизненными, и профессиональными. Эту силу мне дает любовь к профессии и искусству, которому я посвятил всю свою жизнь.
     - Когда наши зрители смогут прийти на премьеру «Клеопатры»?
     - Если театр не закроют, то обязательно в этом сезоне – в январе-феврале. По этому спектаклю в воздухе повисло еще довольно много вопросов. Финансирование постановки хоть и началось, но пока протекает в таких объемах, при которых можно делать только первые шаги. Были бы деньги на приобретение одежды для актеров. Ведь в спектакле существуют два мира – Древний Египет и Древний Рим. Для их воссоздания требуются абсолютно разные костюмы и декорации. Когда на все это будут средства, спектакль очень быстро появится. Я давно и серьезно к нему готовлюсь. Уже есть первые декорации, все в работе. Проект реализовывается по мере поступления денег. Но здесь тоже есть загвоздка. Если театр закрывается, непонятно, как мы будем показывать «Клеопатру». Ведь все декорации и эскизы делаются в размерах нашего помещения. Сможем ли мы адаптировать этот спектакль к другой сцене? Грустно и неясно.
     - Скажите, вы уже дважды ставили спектакли на музыку известного белорусского композитора Евгения Глебова. Это были прекрасные постановки «Альпийская баллада» и «Тиль Уленшпигель». Нет ли идеи продолжить работу с музыкой Евгения Глебова?
     - Нет. Пусть теперь и другие композиторы появятся на афишах. Если каких-то новых хореографов заинтересует музыка Евгения Глебова, то пусть работают. Я препятствовать этому не стану.
     - Расскажите, как принимают белорусский балет за границей?
     - Очень хорошо. Мы еще в Советском Союзе были одной из лучших трупп. Белорусский балет находится на перекрестке традиций Московской и Ленинградской школ балетного искусства. И те, и другие мастера, великие мастера, развивали белорусский балет. Те традиции заложены очень крепко. Немаловажно, что, несмотря на годы лихолетья – последние полтора десятка лет – нам удалось сохранить педагогический костяк профессионалов балетного искусства. Еще в советские времена государство построило новую школу, так что условия для воспитания собственных кадров у нас существуют. Есть надежда, что балет будет развиваться. А я, как руководитель труппы, конечно, приложу к этому делу все силы, на которые способен.
     - По-вашему, сегодня в Беларуси есть своя балетная школа?
     - Безусловно.
Двойная потеря
     
Печальный день. В воскресенье, 26 октября, из жизни ушли два выдающихся и любимых всеми человека – актер Леонид Филатов и режиссер Элем Климов.
     
Леонид Филатов умер в Москве в Центральной клинической больнице на 57 году жизни. За 10 дней до этого он был госпитализирован в ЦКБ с диагнозом «воспаление легких». В 1997 году Леониду Филатову врачи сделали операцию по трансплантации почек, в ходе которой возникли осложнения, вызвавшие резкое снижение иммунитета. Перенести воспаление легких он уже не смог.
     Народный артист России Леонид Филатов родился 24 декабря 1946 года в Казани. С 1969 - актер Московского театра на Таганке. Первая главная роль - в спектакле «Что делать?». Затем были работы в таких постановках, как «Мастер и Маргарита», «Вишневый сад» - всего не перечислить.
     В 1985-1987 годах Леонид Филатов играл в театре «Современник», а затем снова вернулся в «Таганку» и проработал там еще семь лет. В 1993 вместе с Николаем Губенко, Натальей Сайко, Ниной Шацкой и другими актерами создал свое творческое объединение «Содружество актеров Таганки».
     Фильмы с его участием, наверное, смотрел каждый. Помните любимые «Экипаж», «Забытая мелодия для флейты», «Избранные». В 1990 году Леонид Филатов снял ленту «Сукины дети» по своему собственному сценарию и сыграл в ней одну из ролей. Фильм получил первую премию на фестивале «Кинотавр» в номинации «кино для всех».
***
     Режиссер Элем Климов скончался в тот же день в той же московской Центральной клинической больнице. Народному артисту России было 70 лет. Больше недели режиссер находился в состоянии комы. А всего несколько месяцев назад вся кинематографическая Москва отмечала его 70-летний юбилей. В одном из своих последних интервью режиссер признавался, что уже практически не работает в кино, пишет стихи, но все равно мечтает вернуться к любимому делу.
     Родился Элем Климов 9 июля 1933 года. Учился в Московском авиационном институте, а в 1964 году закончил ВГИК. Самые известные и любимые фильмы Климова – «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», «Агония», «Иди и смотри». В последнее время режиссер работал над художественно-документальным 12-серийным кинопроектом «Спорт и кино». Большинство его работ было отмечено престижными наградами на международных кинофестивалях.
|