Недолго музыка играла
Оксана ЯНОВСКАЯ
     
Правительство упорядочило концертно-гастрольную деятельность.
     
За последние годы каких только перемен не было на рынке концертно-гастрольной деятельности. В этом году начали с главного: все радиостанции обязали половину эфира отдать белорусской музыке.
     Не знаю, кто как, а я по утрам слушаю по радио не только прогноз погоды, но и примадонну белорусской эстрады Нелли Богуславскую, голосистую Инну Афанасьеву, роскошное многоголосье "Белорусских песняров". Начинающие пенсионерки из моего подъезда раньше все обсуждали перипетии личной жизни Аллы Пугачевой и жалели "бедную Валерию": такая простая женщина, вот и муж, негодник, оказывается, бил ее. А потом, наслушавшись белорусской музыки, начали интересоваться своими. И вот уже тетя Нина рассказывает, что видела в нашем дворе (кто бы мог подумать!) "чернявенького белорусского песняра", фамилию забыла, но поет он "Зачарованную". Ей вторит тетя Майя: на какой-то ярмарке она встретила дочку Ярмоленко с сыночком. А Лика-то какая молодец: двоих детей родила, а потом и замуж удачно вышла! В общем, слушают свое и перемывают косточки тоже своим. А это уже элемент шоу-бизнеса! Казалось бы, на фоне этого интереса к отечественной эстраде надо организовывать концерты своих исполнителей на самых лучших площадках. Но не тут-то было! Новые постановления правительства, касающиеся упорядочения концертно-гастрольной деятельности и, как говорится в преамбулах, способствующие подъему отечественной эстрады, на практике ее погубят. Дело в том, что введение обязательной платы за гастрольное удостоверение больно ударит по бюджету белорусских исполнителей.
     Рассмотрим на примере. До введения платы за гастрольное удостоверение, организаторы концерта платили 1% от общей стоимости билетов. Как говорят белорусские продюсеры, за пределами столицы дороже 4 тысяч билет продать невозможно. Возьмем средний зал областного центра - 450 мест. Умножим на 4 тысячи рублей и получим 1.800.000 рублей. Один процент - 18 тысяч. Стоимость гастрольного удостоверения зависит от количества мест в концертном зале. Для зала от 150 до 500 мест надо заплатить 20 базовых величин. При этом для белорусских исполнителей введен понижающий коэффициент - 0,5. Таким образом, за гастрольное удостоверение надо заплатить 165.000 рублей (10х16.500 рублей). Но ведь это далеко не все расходы. Еще надо заплатить за аренду зала и звуковой и световой аппаратуры, транспорт, гостиницу, выплатить вознаграждение артистам и административной группе. При средней стоимости билета 4.000, на гонорар артистам ничего не остается. А ведь это только для нас, зрителей, концерт - праздник. Для артиста - это труд, которому предшествуют порой изнурительные репетиции. И вообще, не понятно, как прожить, не зарабатывая денег? Впрочем, львиную долю своих доходов артисты тратят на аренду студии для записи новых песен, если заработают - на клипы. Без этого у артиста нет никакого профессионального творческого роста.
     Артистам, служащим в государственных концертных организациях, гарантирована зарплата. Эти же организации освобождены от уплаты за гастрольное удостоверение. Надеются, что перспективные артисты пойдут под "крышу" государства? Вряд ли, глотнув воздуха свободы и научившись зарабатывать на себя, они согласятся работать на раздутые штаты чиновников от культуры. Кстати, деньги, вырученные за продажу гастрольных удостоверений, равными частями направляются в местные и республиканский бюджеты.
     По мнению одного эстрадного продюсера, попросившего не называть его имени, если предположить, что артист, не состоящий в штате государственной концертной организации, попросит организовать его концерт, то получит такой гонорар за выступление, что ради него просто стыдно выходить на сцену. Возможно, с точки зрения обывателя, 50 долларов за выступление - много. Но ведь артист не ежедневно дает концерты, и давайте снова вспомним о его расходах. А еще нашим артистам хорошо знакома ситуация, когда за выступление на концерте они в течение нескольких месяцев не могут получить деньги.
     С концертных афиш на нас несколько надменно взирают российские "звезды". На первый взгляд может показаться, что новые постановления усложнили их работу в нашей стране. Давайте снова вернемся к цифрам. Итак, при средней цене билета 50 тысяч рублей и 2.500 местах в большом зале Дворца республики раньше надо было заплатить сбор в размере 1.250.000 рублей. Теперь за гастрольное удостоверение для зала свыше 2.000 мест взимается 100 базовых величин, то есть 1.650.000 рублей. Плюс аренда - 6.860 евро. Может, я ошибаюсь, но разница в 400.000 вполне подъемная для организаторов концертов российских исполнителей. На их концерты цены на билеты зашкаливают и за сто тысяч, а все равно раскупаются. Ну, есть в нашей не очень богатой стране люди, которые готовы выложить пятьдесят долларов за рев гималайской медведицы. Зато наша Инна Афанасьева, проводя благотворительный (!) концерт для детей-инвалидов, сама заплатила за аренду концертного зала пять миллионов белорусских рублей. Для наших исполнителей скидка за аренду зала дворца Республики - 50%: 3.430 евро умножаем на 2.500, получаем 8.575.000 рублей. Плюс гастрольное удостоверение - 825.000 рублей. Складываем все цифры и делим на количество мест в зале, получаем 3.760 рублей. Но ведь это только часть затрат. Проверено: на белорусских артистов трудно продать билеты дороже 12.000 рублей. Понятно, что в лучшем случае концерт просто окупится, ни о каких заработках речь просто не идет. Можно долго рассуждать, почему так. Разве наши исполнители хуже? Нет. Выступают в СНГ и дальнем зарубежье, получают приличные гонорары. Дело скорее в отношении чиновников от искусства к нашим артистам, которое копируют и обыватели. Инна Афанасьева вспомнила случай, когда на какой-то сборный концерт хотели "купить всю белорусскую эстраду за 1.000 долларов, а участвующей в том же концерте Азизе заплатить 9 тысяч". И только три исполнителя - Лика Ялинская, Валерий Дайнеко и сама Инна отказались от участия в таком концерте. Остальные исполнители работали, потому что, по словам Инны Афанасьевой, "мало кто имеет чувство достоинства, чтобы не продавать себя задешево".
     Продюсер телеканала СТВ Дмитрий Баранов считает, что "концертно-гастрольный рынок очень сложен, и вполне допустимо, что государство стремится его регулировать. Но пока все попытки были не самыми удачными, хотя некоторые положительные моменты присутствовали. По предварительным прикидкам, новые постановления правительства вряд ли благоприятно отразятся на белорусской эстраде. Для настоящей конкуренции с россиянами, где уже давно существует шоу-бизнес с миллионными оборотами в долларовом выражении, нашим артистам необходима серьезная государственная поддержка. В первую очередь, для записи качественных фонограмм, клипов, всего того, что называется раскруткой. А творческий потенциал у нас есть, и он достаточно высок".
     Если государство хотело бы проявить настоящую заботу о наших артистах, оно придумало бы другой способ упорядочить концертную деятельность. А пока в одной из столичных районных администраций чиновники ищут спонсоров для приобретения билетов на концерты "Золотого шлягера" малоимущим и заслуженным пенсионерам. Обыкновенным же пенсионеркам самые дешевые билеты по 12-15 тысяч недоступны. Поэтому тете Нине и ее соседкам придется довольствоваться телетрансляциями, а увидеть "живьем", если повезет, белорусских эстрадных исполнителей они смогут во дворе собственного дома или на ярмарке.
Экзамен на должность премьера
Тарас Никольский,
экономический обозреватель «ЭН»
     
Главная политическая интрига нынешней недели – избавится ли Сергей Сидорский от приставки «исполняющий обязанности», которую он пока носит, находясь на должности руководителя правительства. В последний день октября состоится отчет Совета Министров у Президента Александра Лукашенко по итогам выполнения важнейших параметров прогноза социально-экономического развития страны за три квартала текущего года. Он, вероятнее всего, и определит – появится ли у правительства новый глава, или на этом ключевом посту смены караула не произойдет.
     
Если судить по данным Министерства статистики и анализа, то при Сергее Сидорском в роли и.о. премьера белорусская экономика хуже работать не стала. По всем прогнозным показателям обеспечен рост к уровню января-сентября предыдущего года. Исключение составляет только энергоемкость валового внутреннего продукта, которая увеличилась на полпроцента. Но зима нынешнего года была суровее и длиннее предшествующей, что, вполне естественно, и увеличило энергозатраты.
     Из 16 важнейших параметров прогноза выполнены 11. Запланированного уровня достиг рост валового внутреннего продукта. Он увеличен на 6 процентов. Произошло это в основном за счет роста промышленного производства сразу на 6,6 процента. Из 572 важнейших видов продукции выпуск увеличен по 290. Особенно быстро развивались нефтепереработка, производство металлокорда, стальных труб и проволоки, фосфорных удобрений, серной кислоты, стеклопластиков, электроламп, лифтов, погрузчиков, тракторов, мотоциклов, древесноволокнистых и древесностружечных плит, бумаги, цемента, стеновых материалов, санитарных керамических изделий.
     Уровень рентабельности реализованной продукции промышленности достиг 12 процентов. Это также соответствует прогнозу. По сравнению с январем-сентябрем прошлого года, на 5 процентов снижены запасы готовых изделий. Они составляют сейчас менее 64 процентов среднемесячного объема производства, что в рамках норматива. Значит, произошел позитивный сдвиг и в качестве экономического роста. Белорусская индустрия сейчас меньше, чем прежде работает на склад и с большей прибылью для себя реализует произведенную продукцию.
     В рамках прогноза – выпуск потребительских товаров, а производство платных услуг населению заметно превосходит запланированный уровень. Тем самым укрепляется национальная валюта, а население своими покупками все в большей степени инвестирует отечественную экономику, а не зарубежную. Хотя проблема до конца все еще не решена. Темпы роста розничного товарооборота пока более чем в полтора раза превышают темпы роста выпуска потребительских товаров. Значит, отечественная индустрия еще не в полной мере удовлетворяет спрос населения. И оно тратит значительную долю кровно заработанных рублей на поддержку производителей китайских кроссовок, российской колбасы, польских курток, турецких дубленок, оставляя многие белорусские предприятия на голодном финансовом пайке.
     И все же правительству удалось переломить негативную тенденцию по снижению роста инвестиций. В основной капитал они увеличены на 17,5 процента, что почти на треть больше прогнозного уровня.
     Главным источником капиталовложений стали собственные средства предприятий и организаций, а также предоставленные им кредиты. На втором месте – средства населения. Выходит, что деньги у субъектов хозяйствования и людей наконец появились. Об этом же свидетельствует и ускоренные, по сравнению с прошлым годом, темпы строительства жилья. Из намеченных на год 2,5-3 миллионов квадратных метров уже введено в строй 2,4 миллиона. Причем почти треть – на селе.
     А вот с привлечением иностранных кредитов и инвестиций пока ничего путного не получается. Их поступило всего 94 миллиона долларов, или почти на десятую часть меньше, чем за такой же период в прошлом году. Из-за срыва программы приватизации 400 миллиардов рублей недобрал бюджет. Значит, придется сокращать и его расходную часть. В том числе не получит должного финансирования и государственная инвестиционная программа текущего года. Бороться с этим явлением можно только улучшением инвестиционного климата в стране, который пока мало способствует приливу иностранного капитала.
     За три квартала почти на четверть увеличен экспорт товаров и услуг. Причем наиболее быстрыми темпами он рос в дальнее зарубежье. Особенно в Великобританию, Швецию, Нидерланды, Польшу, Венгрию, Германию, Францию. Однако сальдо внешней торговли по-прежнему отрицательное. Более того, если в январе-августе прошлого года наша страна закупала за границей товаров и услуг на 189 миллионов долларов больше, чем там продавала, то в нынешнем году этот опасный разрыв увеличился уже до 448 миллионов.
     Но самым слабым звеном в белорусской экономике остается сельское хозяйство. Правда, оно увеличило производство продукции почти на 4 процента. Но, во-первых, это в 1,7 раза меньше, чем намечено прогнозом, а во-вторых, заметно выросло производство только на личных подворьях и приусадебных участках, да еще у фермеров. В общественном секторе оно практически осталось на прошлогоднем уровне. И немудрено. На 1 сентября почти две трети сельскохозяйственных предприятий и организаций страны были убыточными, как и вся отрасль в целом. Производить продукцию здесь интереса нет. В результате и выпуск продовольственных товаров не достиг намеченного объема.
     Заканчивается октябрь. А на полях еще убирают по грязи и снегу кукурузу и лен, овощи и рапс, сахарную и кормовую свеклу. На поддержку затратного аграрного производства государство вынуждено тратить гигантские средства – более триллиона рублей только в нынешнем году. Не удивительно, что рост реальных денежных доходов населения в январе-августе составил лишь 3,4 процента вместо 6-6,5 по прогнозу. Это все мы почувствовали на содержимом своих кошельков. К тому же инфляция, практически укрощенная в августе, снова набрала в сентябре прежний темп. Потребительские цены опять выросли на 1,7 процента, что весьма чувствительно.
     Так что в пятницу правительству предстоит серьезный экзамен. Однако Сергей Сидорский уже успел зарекомендовать себя профессионалом, умеющим предложить обоснованную программу решения сложных социально-экономических проблем и добиться ее выполнения точно и в срок. Поэтому очень вероятно, что он по-прежнему будет возглавлять Совет Министров. Но вскоре уже без приставки «и.о.» к премьерской должности.
|