Смертная казнь: быть или не быть? Беларусь – единственная страна в Европе, где еще не отменили смертную казнь
Оксана ЯНОВСКАЯ, фото В.ШЛАПАКА
     
Проблема применения смертной казни вызывала и будет вызывать самые острые споры среди политиков, философов, сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов. В течение последних столетий в мире ведется дискуссия по вопросу необходимости и целесообразности применения смертной казни. Исключительная мера наказания носит необратимый характер. В истории правосудия всех стран были судебные ошибки, когда к смертной казни приговаривали не виновных в совершении того или иного преступления. На совести белорусской Фемиды навсегда останутся необоснованно приговоренные к исключительной мере наказания по «делу Михасевича».
     
Недалекое прошлое
     В старом, еще советском, Уголовном кодексе Беларуси «расстрельные» статьи были предусмотрены за особо опасные государственные преступления, преступления против социалистической собственности и преступления против жизни и здоровья граждан.
     К первой категории относились такие преступления, как измена Родине, то есть «деяние, умышленно совершенное гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности или обороноспособности СССР» и «заговор с целью захвата власти». Минимум, что за это грозило, - 10 лет лишения свободы и ссылка, максимум – смертная казнь. Дополнительной мерой к этим наказаниям служила конфискация имущества. Шпионаж был выделен в отдельную статью, и исключительная мера наказания распространялась даже на иностранных граждан. Правда, нашим избежать «вышки» можно было, если завербованный иностранной разведкой гражданин «никаких действий не совершил и добровольно заявил органам власти о своей связи с иностранной разведкой». Убийство «государственного или общественного деятеля или представителя власти, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления Советской власти» рассматривалось в УК как террористический акт. Исключительная мера наказания была предусмотрена и за убийство представителя иностранного государства «с целью провокации войны или международных осложнений». За диверсию, совершенную с целью «ослабления Советского государства», направленную на массовое уничтожение людей и разрушение предприятий и т.п., тоже грозила «вышка» с конфискацией имущества. Деятельность по организации вооруженных банд с целью нападения на предприятия, организации или отдельных граждан тоже могла закончиться пулей в затылок по приговору суда.
     Теперь нам трудно представить, что еще два десятилетия назад за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, за нарушение правил о валютных операциях и хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах суды приговаривали к исключительной мере наказания.
     Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и изнасилование малолетней также каралось исключительной мерой наказания.
     В России - мораторий
     У наших ближайших соседей, в России, смертная казнь применялась с древнейших времен. Первые летописные упоминания о ней встречаются в ХI веке. Через семь столетий императрица Елизавета Петровна предприняла несколько попыток отменить смертную казнь. Однако они не увенчались успехом. Позже в России отменяли смертную казнь с 1917 по 1920-й год, но очень быстро отказались от этого гуманного шага. Совершенно очевидно, что во всех этих переменах были политические мотивы. С 1947 по 1954 год в России, да и на территории всего СССР, смертная казнь была отменена. Однако это распространялось не на всех граждан. В те годы действовала секретная директива о возможности применения смертной казни специальными судами МГБ по делам о «контрреволюционных преступлениях». В 1950 году смертную казнь официально было разрешено применять к изменникам Родины, шпионам, диверсантам. С 1954 года за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах суды приговаривали к «вышке». Несколько позже эта же мера наказания стала применяться и за некоторые виды экономических преступлений.
     В начале 90-х годов в России и на постсоветском пространстве всерьез заговорили об отмене смертной казни. Тогда же было исключено наказание в виде смертной казни за экономические и другие ненасильственные преступления. В настоящее время в России предусмотрена возможность применения смертной казни за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека: убийство при отягчающих обстоятельствах; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь работника правоохранительных органов; геноцид.
     В 1996 году Россия вступила в Совет Европы. Одним из условий вступления было введение моратория на исполнение смертной казни. Теперь смертная казнь в России не назначается и не исполняется. К тому же в Конституции России определен временный характер применения смертной казни.
     В 1999 году Конституционный суд РФ принял решение, в соответствии с которым суды России не могут назначать наказание в виде смертной казни, если они проходят без участия присяжных заседателей. Однако не во всех регионах такие суды созданы. Получается, что подсудимые будут в неравных условиях. Поэтому КС России рекомендовал воздержаться от применения исключительной меры наказания.
     Российские ученые и практики полагают, что в их стране есть все предпосылки для отмены смертной казни. За последние годы, когда она реально не применялась, количество особо тяжких преступлений осталось практически на прежнем уровне. За это время стало также очевидно отношение граждан к этой проблеме: в основном все за отмену смертной казни. Этот шаг диктуется и международными обязательствами, взятыми на себя страной. Отмену смертной казни в России рассматривают как шаг на пути строительства правового и демократического государства.
     За что?
     В ныне действующем, принятом в 1999 году, Уголовном кодексе расстрельных статей меньше. Смертная казнь не может быть назначена гражданам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет; женщинам; мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора 65 лет. Белорусские парламентарии настаивают на расширении перечня «неприкасаемых».
     Отметим, что за экономические преступления исключительную меру наказания отменили в начале 90-х.
     По-прежнему смертная казнь грозит за измену государству, террористический акт или диверсию, но только если эти преступления были сопряжены с убийством людей.
     По нынешним нормам Уголовного кодекса за умышленное убийство можно быть наказанным лишением свободы на срок от 6 до 15 лет. При отягчающих обстоятельствах, которых насчитывается 16, грозит исключительная мера наказания. А если убийство было совершено из корыстных побуждений либо по найму или сопряжено с разбоем или вымогательством, то дополнительным наказанием предусмотрена конфискация имущества.
     Убийство работника милиции в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка - тоже расстрельная статья УК.
     За совершение преступлений против мира и безопасности человечества: развязывание либо ведение агрессивной войны; теракт против представителя иностранного государства с целью «провокации международных осложнений или войны»; международный терроризм; геноцид; в отдельных случаях за нарушение законов войны предусмотрена исключительная мера наказания. Особо стоит процитировать статью 128 УК РБ, в которой предусмотрено наказание смертной казнью за ряд преступлений, в частности, обращение в рабство, осуществление казней без суда, похищение людей, за которыми следует их исчезновение.
     Подпишем ли пропуск
в Европу?
     Вопрос о правомерности применения смертной казни не раз обсуждался в нашей стране и на самых разных уровнях, включая референдум 1996 года. Тогда только лишь 17% граждан от принявших участие в голосовании высказались за отмену смертной казни. Но большинство – это всего лишь количественный показатель, и вовсе не значит, что именно оно принимает правильное решение. В начале ноября депутаты парламента обратились с запросом в Конституционный суд о соответствии ряда положений Уголовного кодекса, предусматривающих смертную казнь, нормам международного права. Кроме того, в белорусской Конституции существует правовая коллизия: одна статья гласит, что каждый человек имеет право на жизнь, а другая позволяет совершать смертную казнь.
     Одним из главных аргументов за отмену смертной казни является тот печальный факт, что Беларусь - единственная страна в Европе, где существует такой вид наказания. И это не пускает нашу страну в Совет Европы.
     Сторонники смертной казни утверждают, что ее отмена приведет к разгулу преступности. Но международная практика показывает, что между вероятностью смертной казни и уровнем преступности взаимосвязи практически нет.
     В качестве альтернативы смертной казни существует такой вид наказания, как пожизненное заключение.
     И никто
не узнает,
где могила его…
     Механизм исполнения смертной казни не является тайной: расстрел. После оглашения приговора у гражданина есть право подать кассационную жалобу, а также прошение о помиловании президенту страны. В ожидании рассмотрения жалобы и прошения проходит иногда больше года. Условия содержания смертников достаточно суровы. Фактически к моменту исполнения приговора жива только их физическая оболочка. После исполнения приговора у родственников остается лишь справка об этом и личные вещи казненного. Хоронят граждан, получивших исключительную меру наказания, на спецучастках кладбищ в номерных могилах. Так же хоронят и людей, не опознанных после смерти. Но личности последних устанавливают и после захоронения. Некоторых из них потом перезахоранивают родственники. А вот на могилу расстрелянного по приговору суда отца, брата, сына, мужа никто и никогда не сможет придти.
     P.S. За помощь в подготовке материала автор благодарит начальника отдела информации и общественных связей ГУВД Мингорисполкома Олега Слепченко.
ЭКСПРЕСС-ОПРОС
Подготовили Наталья КОСТКО, Максим ШУМИЛИН
     
А что вы думаете
по поводу отмены смертной казни?
Анна, 21 год, студентка:
- Считаю, что смертная казнь нужна. Содержание таких преступников - слишком большие расходы для общества. Если человек совершил много плохого, зачем сохранять ему жизнь?
Василий Иванович, 72 года, пенсионер:
- Я согласен с тем, что надо запретить смертную казнь. Ведь применение ее не снизит процент проявления жестокости отдельными людьми. Вроде бы и логично, что это потерянные для общества люди, но лишать их жизни…
Геннадий, 33 года, электрик:
- Смертную казнь надо не только сохранить, но и ужесточить. Я в этом смысле больше согласен со Сталиным. Это касается и бомжей. Пулю в лоб - и все. Ничем, кроме внешнего вида, они на людей не похожи.
Татьяна Васильевна, 47 лет, инженер:
- Думаю, что смертную казнь надо отменить. Жизнь человеку дана Богом. А пожизненное заключение, на мой взгляд, - наказание еще более страшное, чем смертная казнь.
Леша, 19 лет, студент:
- Смертную казнь надо заменить на лоботомию или на электросудорожную и инсулиновую терапию. Преступника превращают фактически в «овощ»: он живет, ест, пьет, даже выполняет какую-то примитивную работу, но ни на что большее не способен.
Танцы на похоронах?
Ольгерд ТЫШКЕВИЧ,
политический обозреватель "ЭН"
     
"Восток есть Восток, а Запад есть Запад - и вместе им не сойтись". Это высказывание, приписываемое лауреату Нобелевской премии Джозефу Редьярду Киплингу, которого у нас в основном знают как автора книги для детей о Маугли, на прошлой неделе очень часто цитировали в телеэфире, Интернете и на страницах газет. Но английский писатель, известный своими консервативно-охранительными взглядами, подобного никогда не изрекал. Он говорил: "… и с места им не сойти". Что куда ближе к истине.
     
Мы познакомились летом 1989 года в Пицунде - в знаменитом в советские времена Доме творчества союзов кинематографистов и журналистов Грузии. Ни к одному из этих цехов ни Зураб, ни его жена Манана не принадлежали. Он - театральный режиссер, она - поэтесса, оба - горячие сторонники независимости своей республики, входившей тогда в СССР.
     Свел нас профессор Акакий Бакрадзе. Вернее, газета, в которой он был редактором и где в пух и прах разносил Георгиевский трактат 1783 года. Напомню, что по нему Грузия перешла под протекторат России. Причем сама, добровольно, что вообще-то уникальный случай для империи двуглавого орла, обычно бравшего соседние народы под свое крыло, не спрашивая на то их согласия. Кроме того, батоно Акакий весьма откровенно обсуждал в своей газете права абхазцев, турок-месхетинцев, осетин "занимать исконно грузинские земли". По его историческим раскопкам доисторических времен выходило, что никаких прав те не имеют. Зураб и Манана во всем поддерживали профессора и рассказывали мне, как хорошо заживут, когда на черноморское побережье Кавказа хлынут туристы со всего цивилизованного мира.
     "Цинандали" было выпито много, что сподвигло и меня на откровения. Лично я полагал, что грузины в XVIII века были не менее свободолюбивы, чем в конце ХХ-го. И коль сами попросились под крыло двуглавого хищника - значит, это был последний шанс на спасение: со всех сторон одолевали хищники помельче, но более свирепые. Было у меня и собственное наблюдение. У старинного храма в Пицунде собирались местные джигиты и днями горячо обсуждали ту же тему, что Акакий Бакрадзе, только с иным национальным акцентом: могут ли грузины занимать исконно абхазские земли. И тоже приходили к выводу, что не могут.
     - У вас будет гражданская война, а не туристский рай, - сказал я тогда Зурабу и Манане.
     Расстались мы, помнится, холодно.
     Что было потом - известно всем. После распада Советского Союза независимости захотела не только Грузия от СССР, но и Абхазия, Южная Осетия от Грузии. В разгромленных Сухуми, Гаграх и моей любимой Пицунде уже никто не отдыхает. Вместо туристов появились беженцы. Все недолгое правление первого грузинского президента Звиада Гамсахурдиа сопровождалось стрельбой и кровью.
     И вот однажды мне неожиданно позвонил Зураб. Сообщил, что воевал, был ранен под Гаграми. И что Манана увезла сына в Москву к родственникам - подальше от стрельбы и нищеты.
     - Ты был тогда прав, - сказал Зураб на прощание.
     Это было в 1992 году, когда Тбилиси на коленях встречал Эдуарда Шеварднадзе, вернувшегося в Грузию после кровавого свержения Гамсахурдиа. Зураб звонил еще несколько раз. Сначала радостный и воодушевленный, потом печальный и озабоченный. В стране страшная беда. Экономика разрушена, нет света и тепла, пенсия составляет 7 долларов в месяц.
     На минувшей неделе, в ночь с субботы на воскресенье свергли уже Шеварднадзе. На сей раз обошлось без крови. "Седой Лис" не стал брать грех на душу. Да если бы и решился, то не очень-то ему подчинялись тогда полиция, спецслужбы и войска. В Грузии разруха, коррупция и жирующие на народной беде олигархи - в основном родственники свергнутого президента, "прихватизировавшие" те отрасли грузинской экономики, в которых еще теплится жизнь. Последней каплей стали парламентские выборы. Массовые и грубые нарушения во время их проведения элементарных демократических норм возмутили даже всегда благоволивший к "Седому Лису" Госдепартамент США.
     Но интересы Штатов от "бархатной революции" в Тбилиси не пострадали. Грузия останется транзитным пунктом для американских войск, направляемых на борьбу с терроризмом, а также для доставки на Запад каспийской нефти. Сегодня уже ни для кого не секрет, что сменщика постаревшему и потерявшему контроль над страной Эдуарду Шеварднадзе готовил посол США в Грузии Ричард Майлс. На должность президента он присмотрел, как в какой-нибудь банановой республике, молодого адвоката Михаила Саакашвили, который учился и работал в Штатах.
     Одного не пойму: чему так лучезарно улыбался в Тбилиси российский министр иностранных дел Игорь Иванов? Да и другие высшие должностные лица в Кремле, судя по телекартинке, в день смены правящего караула в Грузии просто сияли от счастья. Конечно, Москва "Седого Лиса" недолюбливала. Главным образом за проамериканскую позицию и за нежелание быть союзником в Чечне. Но Михаил Саакашвили в этом старого президента далеко переплюнет. Он уже пообещал убрать российские военные базы с территории страны.
     Кроме того, в отличие от Шеварднадзе, ладившего с влиятельным лидером Аджарии Асланом Абашидзе, а также с армянской и азербайджанской общинами, вождь "бархатной революции" категорически настроил против себя все национальные меньшинства Грузии своим крайним национализмом. С приходом к власти Михаила Саакашвили закипят не только Абхазия и Южная Осетия, но и Джавахетия, где живут армяне. А Аджария уже закрывает свои границы с Грузией, хотя они у нее не государственные, а административные.
     Не распадется ли страна? Не перекинется ли отсюда пламя сепаратизма через Большой Кавказский хребет на юг России? Пока ответа на эти вопросы не знает никто.
     ...На телеэкране мелькнуло счастливое лицо Зураба. Он радостно танцевал на площади перед взятым штурмом зданием грузинского парламента.
     Дай Бог, чтобы это не были танцы на похоронах.
|