Другой театр
Максим ШУМИЛИН
     
Фестиваль «Открытый формат», начавшийся в Минске, собирает полные залы. Белорусские зрители такого театра еще не видели.
     
Интерес к фестивалю у белорусской публики наблюдается совершенно искренний и неподдельный. Да и как иначе. Только за первую неделю (всего «Открытый формат» продлится около трех недель, и каждый день будут идти спектакли) в Минске выступили труппы из Чехии и России, постановки которых претендуют на «лидерство» в области театральной драматургии и режиссуры. Естественно, что для белорусского зрителя эти спектакли стали настоящим прозрением. Из прошедшей недели мы выбрали три вечера, которые кажутся нам наиболее удачными и необычными.
     Открывался фестиваль 27 ноября спектаклем «Чайка и Калашников» Театра Нового Фронта. Бывшие «Лицедеи», перебравшись из Петербурга в Чехию, работают на стыке европейского театра абстракционизма и простой клоунады. Чего больше - не поймешь. Актеры традиционно бриты наголо, рты выделены белым клоунским гримом. Действие начинается шумным акционизмом, в котором два клоуна (естественно, красный и синий) объявляют зрителям, что один из них Чайка, а другой Калашников. Шутки просты, люди в зале смеются до слез. Через какое-то время понимаешь, что метафорическая линия спектакля выстроена вокруг телефонной трубки, из которой никак не может прорваться голос из родного Петербурга. Рефлексия эмигрантов, оторванных от родины непонятно ради чего. Во все это действо грамотно вставлены фразы из чеховской «Чайки».
     Сочное музыкальное сопровождение к концу постановки добирается до «Аукцыона», на сцене появляется кинопроектор, и на белом обрывке ткани возникают старые образы черно-белого кино. Клоун выметает сор из избы. Совсем по «Чайке» в финале происходит самоубийство – звучит реплика «Аркадий Петрович застрелился». Здесь вершина спектакля – тоска по России превращается в единый сгусток, который наполняет все пространство зала.
     Второй день «Открытого формата» - спектакль «Облом OFF», поставленный Центром драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина (Москва) по пьесе Михаила Угарова. Заявлен спектакль был, как новый взгляд на классическую драматургию.
     Вообще, «Обломов» Гончарова – это вещь возрастная, потому и классическая. Рано или поздно думающий человек приходит к осмыслению активной или пассивной жизненных позиций, о которых говорил Гончаров.
     Москвичи привезли на сцену Купаловского театра не новое прочтение классики, привезли настоящего Гончарова без налета школьной программы. «Обломов» - одно из тех произведений, которые остаются в памяти многих, но совершенно под иным углом, чем следовало бы. Перечитывают впоследствии немногие, а переосмысливают уж совсем единицы. Вот этим-то единицам и достается настоящий Гончаров – сомневающийся и взрослый.
     Основная особенность угаровского Обломова – цельность натуры. Он не хочет и не может делиться на шестнадцатые, двадцатые и любые другие дроби. Даже пополам Обломова не поделить – он не хочет быть мужчиной, потому что в мире есть женщины, и этот природный дуализм делает любого человека лишь половинкой, приспособленной к другой половинке. В том-то и причина отказа Обломова от Ольги – не желая меняться, он не обманывает ее. Почему Обломов не хочет быть мужчиной? Возможно, создатели спектакля дают ответ на этот вопрос каверзной общерусской репликой слуги Захара «а … его знает». Обломов учит Захара: «Не может одна шестнадцатая часть человека все знать, не бывает так».
     Обломов – ребенок. Во всех своих мыслях и поступках он обращается к тому времени, когда не существовало четких границ между полами, когда не нужно было читать ежедневные новости и решать проблемы убыточного хозяйства. Обломов говорит, опровергая вмиг все советские лозунги и плакаты: «Человек создан для свободы и безделья. Работа – зло. Она разрушает цельность». Надо всем этим царят сложенные углом над головой руки – детский жест, символ отказа от активной позиции – чур, я в домике. Уже после окончания спектакля на поклонах актеры провоцируют зрителей – поднимают руки над головой. Многие в партере делают то же самое.
     Помимо хорошей идеи, «Облом OFF» - это еще и отличная актерская игра, современный театральный язык. Для того чтобы не скатываться в пафос интровертной трагедии спектакль постоянно балансирует на грани комического и трагического. Яркие шутки сменяются трагическими сценами. Это позволяет постоянно удерживать внимание зрителей на главной идее постановки.
     Проект «Театр on-line», который был представлен в рамках фестиваля 2 декабря, объединил в себе шесть постановок, которые, начиная от драматургии и заканчивая режиссурой, были сделаны за несколько дней. В нем участвовали как белорусские, так и российские авторы. Не все импровизации оправдали себя, хотя наблюдать за спектаклями, созданными в такой короткий срок, было все же интересно. Можно было почувствовать себя причастным к театральному действию, осознать, из чего состоит театр, и как его лучше делать.
     Впереди еще десять дней насыщенной и интересной фестивальной жизни. Начинается программа белорусских театров, на которую необходимо сходить для того, чтобы потом была возможность сравнить «наше» и «заграничное». В финальной части «Открытого формата» - «Вишневый сад» Эймунтаса Някрошюса. Советуем не пропустить ни то, ни другое. Только тогда можно будет понять, что же такое сегодня настоящий театр. «Открытый формат» дает эту уникальную возможность своим зрителям.
Рождественская сказка В ноябре состоялась долгожданная премьера белорусского фильма "Бальное платье"
Нелли ЛАГУТКО
     
Давно уже киностудия "Беларусьфильм" не радовала зрителей хорошими детскими картинами. И вот после затяжного молчания выходит кинолента двух режиссеров Маргариты Косымовой и Ирины Волох.
     
На фестивале "Лiстападзiк-2003" этот фильм участвовал в конкурсной программе. Приятно отметить, что лента не осталась без наград. В копилку отправился приз зрительских симпатий, специальный приз жюри детской прессы, а главный герой фильма Коля Раевский получил специальный приз от газеты "Переходный возраст". Помимо перечисленных премий, фильм удостоен приза зрительских симпатий на Кинотавре в Сочи и представлен на европейском рынке кино в Милане. На этот момент фильм поступил во все прокаты Беларуси, а также в двадцать регионов России.
     Добрая рождественская сказка о любви, дружбе, верности не оставила зрителей равнодушными. Один из режиссеров Ирина Волох так прокомментировала выход фильма на экран: "На мой взгляд, картина удалась. Жанр лирической мелодрамы, рождественской сказки был выбран очень удачно. Мне кажется, пришло время сказок, людям хочется хэппи-енда, хочется стабильности и радости. А все это есть в нашем фильме. Так что успех у зрителей ему гарантирован". "Люди устали от бесконечной крови, жестокости, металла на телеэкранах. В актерах перестала чувствоваться душа. Мы постарались сделать фильм как можно более душевным. Вот, наверное, главная причина успеха у зрителей, которые его уже посмотрели", - дополняет Маргарита Косымова.
     Главные герои фильма - дети. Работа с ними требует намного больше усилий, чем работа с профессиональными актерами. "Работа с детьми имеет некоторые нюансы. Во-первых, ребенок имеет право быть иногда в плохом настроении, устать, закапризничать. А, во-вторых, ребенок никому ничего не должен. В этом все трудности. Зато, в итоге, работа с детьми получается интересной и, главное, очень продуктивной", - отмечает Ирина Волох.
     Корреспонденту "ЭН" удалось поговорить о съемках и с юными актерами.
     Лена Борушко, ученица 11 класса, исполняла роль Вики, главной героини. До этого Лена уже снялась в фильме "Зорка Венера".
     - Какие впечатления остались у тебя от съемок в фильме?
     - Только самые приятные. Сниматься было очень интересно: хорошая, дружная съемочная группа, талантливые российские и белорусские актеры, все профессионалы.
     - Что для тебя было сложнее всего сыграть?
     - Трудно было плакать, когда хорошее настроение. А в общем-то все давалось без особого труда, так как моя героиня по характеру очень похожа на меня. Я все ситуации, которые нужно было проиграть, примеряла на себя, что бы я сделала в том или ином случае. Поэтому в большинстве случаев я играла не Вику, а себя.
     - В общем, роль Вики тебе понравилась.
     - Да, она не приторно-сладкая. У Вики есть характер, она может постоять за себя в любой ситуации. Даже, если иногда требуется применить силу.
     - В фильме на вопрос Мити, кем хочет быть Вика, она ответила, что счастливой. Кем хочет быть Лена Борушко?
     - Счастливой. В этом я полностью согласна с моей героиней.
     Коля Раевский, ученик 8 класса, исполнивший роль Мити, в отличие от Лены, не имел до этого опыта в съемке фильмов. Однако он достаточно успешно играл в театре.
     - Где сложнее играть - в кино или в театре?
     - Конечно, в театре. В кино ведь можно сделать несколько дублей, а в театре это невозможно. К тому же в театре, в отличие от кино, ты видишь глаза людей и понимаешь всю свою ответственность перед ними.
     - Что для тебя было самым сложным за время съемок?
     - Очень сложно было бороться с чувством голода. Съемки иногда длились с утра до вечера, и очень хотелось кушать. А если серьезно, труднее всего было сыграть искренне, чтобы люди тебе поверили. А вообще-то сниматься с профессиональными и знаменитыми актерами и актрисами было интересно. Чувствовался опыт и знание дела.
     - Ты похож на своего героя?
     - Абсолютно нет. Хотя, может быть, совсем чуть-чуть. На самом деле мы разные люди.
     О признании зрителями фильма можно судить по письмам, которые приходят на "Беларусьфильм". Например, школьники 3-го класса музыкального колледжа при консерватории в своих письмах высказывали самые теплые слова в адрес режиссеров Маргариты Косымовой и Ирины Волох и очень просили продолжения фильма. На что авторы ответили пока неопределенно: решение о продолжении съемок фильма зависит не только от них.
     Награды фильм получил, в прокаты попал, но самое главное - он завоевал признание самых требовательных зрителей - детей. Хочется надеяться, что традиция снимать на нашей киностудии хорошие, добрые детские фильмы возродится.
|