N 50 (330)
12 - 18 декабря 2003 года



НАЙТИ:на:








      N 50 (330) 12 - 18 декабря 2003 года

АРТ

Отрезанный кусок

Максим ШУМИЛИН

      «Умри, пока живешь. Разрез, еще один – прогулка внутри плоти…»
Из афишного листка к спектаклю «Кусок»

      Организаторы фестиваля «Открытый формат» обещали, что в Минске пройдут спектакли, представляющие все грани современного театра. В понедельник, 8 декабря, зрители увидели, наверное, самую радикальную постановку из всей программы фестиваля. Шведско-японский театр SU-EN BUTOH COMPANY показал на сцене Купаловского театра спектакль «Кусок».

     Спектаклем в традиционном понимании то, что происходило в «Куске», назвать трудно. На протяжении часа шведская исполнительница Su-en (так ее зовут) танцевала на сцене «буто-данс». Согласно японской традиции, этот вид театральной хореографии подразумевает под собой отказ исполнителя от всякого намеренного сюжета и следование за «чистой» пластикой тела и мимикой лица, при этом актер находится в состоянии легкого транса, и движения тела рождаются как бы интуитивно. Этот принцип присутствия при «рождении» спектакля как раз и рассчитан на понимание со стороны зрителя.

     При этом определенный сюжет в «Куске» все же был – черви, копошащиеся в мясе, на огромном экране, гипертрофированный рыболовный крюк, свисающий с потолка, и нож в руках актрисы. Им она резала себя на куски – конечно, понарошку. Смысл спектакля оказался незатейливый: человек-женщина в разрезе; плоть, как истинная тленная суть любого живого существа. И над всем этим, естественно, хозяйничают опарыши на экране.

     Кроме видеоряда, танец шведской актрисы сопровождался соответствующим скрежетанием и хлюпаньем, которое порой переходило в четкий танцевальный ритм. Разрезание плоти выглядело вполне правдоподобным. Жаль только, что, пойдя на провокацию с ножами, актриса так и не выдавила из себя ни капли крови за весь спектакль: почувствовался какой-то обман. Многие люди, например, в жизни едят с ножа, и для того, чтобы увидеть, как отточенное железо скользит по человеческому телу совсем не нужно ходить в театр.

     На сердобольных старушек и не очень закаленных барышень все это мгновенно произвело должное впечатление, и в зале послышались вздохи и ахи. Через полчаса люди начали потихоньку расходиться. Оставались самые стойкие. Хотя на какого-нибудь мясника, рыбака или, тем паче, патологоанатома зрелище рыбьих внутренностей, разгребаемых крючком, не произвело бы должного впечатления. Тут-то заграничные актеры промахнулись: рассчитывали на изнеженную публику, но театр ведь призван радовать каждого. А как быть с теми, кто не понаслышке знает, что из разрезанного пальца идет кровь, внутри женщины несколько десятков метров кишок, а на опарышей отлично ловится плотва и подлещик? Им-то, как раз и было скучно.

     Несмотря на общий скепсис, хочется заверить читателя, что такие спектакли, как «Кусок», - зрелище необходимое, тем более, если оно еще состоялось на сцене главного театра страны. Основной плюс – это озадаченные лица той части добропорядочной публики, которая привыкла с незапамятных времен к методу Станиславского и высшей ступенью сценического искусства до сих пор считает постановки наподобие «Князя Витовта». Еще несколько спектаклей в духе шведско-японского «Куска», и, возможно, зритель начнет адекватно разбираться в том, что ему пытаются предложить, будь то с этикеткой «современный театр» или с печатью «вековые традиции». Пока же после завершения выступления Su-en было смешно слушать рассуждения в фойе театра о новых находках в области хореографии и пластики тела. Смешно, потому что никаких находок и изысков там не было и быть не могло. Был традиционный японский танец «буто», исполненный шведкой, был перформанс, был хореографический и визуально-музыкальный эксперимент. И самое главное, что от этого эксперимента удовольствие получили в первую очередь участники проекта. Одним словом, минский зритель имел честь видеть радикальный анатомический пост-модерн, приправленный интернационалом шведско-японско-английского состава.

     Интересны сами участники проекта. Главный актер, девушка Su-en, училась танцу «буто» непосредственно в Японии. Вернувшись на родину, она и решила ознакомить северян с искусством восточного танца, основав для этого SU-EN BUTOH COMPANY. Теперь она уже сама читает лекции и проводит мастер-классы по танцу и хореографии. Второй участник проекта – ответственный за скрежет и хлюпанье англичанин Ли Бервик. Он работает со звуком с начала 80-х годов. Основная особенность в его работе – использование звуков окружающего мира. Этот стиль Ли Бервик определил для себя как Digi Dub. Музыка для спектакля была специально смикширована из звуков отбиваемого и разрезаемого мяса и рыбы на рынках Лондона, а также звуков ломающегося пианино и мухи, попавшей в электролампу. Кроме того, в «Куске» задействован и третий участник - Рикард Споронг. Он отвечает за тот самый «жуткий» видеоряд, который так напугал часть зрителей. Интересно, что в начале творческого пути этот человек занимался рок-музыкой.

     Оставив не самые лучшие воспоминания о себе как о спектакле, «Кусок» произвел приятное впечатление о том самом современном театре, ради которого и затевался фестиваль и до которого белорусам еще далеко. Театр этот на западе, как оказалось, делают люди молодые и радикальные. Они умеют играть в свое удовольствие, не боятся экспериментировать и этим спасены от любого застоя и самопережевывания. А там, глядишь, и мясо не понадобится резать, чтобы сказать что-то людям.


Чистяков запел рэп

Максим ШУМИЛИН

      Новый альбом дяди Федора называется по-животному просто - "Ондатр".

      Концептуальный альбом, интеллектуальная поп-музыка, "прогрессивный шансон" - называйте его, как хотите. Главное, что "Ондатр" - это уже не работа андеграундного музыканта Федора Чистякова, рассчитанная на узкую, "свою" публику, на тех, "кто понимает", а пластинка для самой широкой аудитории. Впрочем, пусть вас не пугают слова "хит" и "формат": в "Ондатре" хит на хите в самом банальном смысле слова. многие из них легко представить звучащими в радиоэфире, но от этого песни не становятся менее глубокими, не перестают требовать от слушателя определенной отдачи, сопереживания. Высокопрофессиональная работа всех музыкантов, яркая звукорежиссура, жанровое разнообразие (тут вам и джаз-самба, и ретро-баллады, и излюбленный блюз, и элементы трип-хопа, и даже... рэп!) - тот, кому казалось, что Чистяков нарочито немоден и никогда не уйдет дальше баяна и гармошки, жестоко ошибался.

     По первому прослушиванию может показаться, что новый альбом вроде тоже как детский, про животных: есть тут песня про ондатра, есть про медведя, есть про глупого барашка, а есть и про мыша Длиннохвоста. Но все, как в сказках (да и в жизни), получается шиворот-навыворот. Добрый и полезный ондатр оказывается эдаким "терминатором" звериного мира, а мышь Длиннохвост из отрицательного персонажа (каким был его прототип в "Щелкунчике") превращается в супергероя, образец для подражания. Песня же "Медведь" - пронзительно-трагическая психоделическая притча, в которой за образами зимы, земного опустения, спячки маячит сама смерть. Кто бы мог подумать, что столь сильное художественное воздействие будет производить публикация о жизни вышеупомянутых хищных млекопитающих - а ведь Чистяков фактически читает здесь статью из научно-популярного журнала!

     Весь альбом подчеркнуто "радиен" и даже начинается, словно "выплывая" из эфирного треска: шум и завывания, обрывки фраз и джинглов... Что ж, идея, может, и не нова, но тема влияния СМИ на общественное сознание сегодня стоит как никогда остро, и Чистяков не стесняется на эту тему иронизировать. Однако голос дяди Федора звучит по-прежнему добро, пусть иногда и надрывисто. И за сумрачной песней про холодную зиму идет самая светлая, самая солнечная песня про любовь "Свет моей мечты".


Тарантино скоро будет в Минске

Максим ШУМИЛИН

      Минский киновидеопрокат понемногу начинает соответствовать среднеевропейскому уровню и выходить из состояния разрухи, в котором он находился долгие годы. Совсем недавно мы обогнали весь мир на премьере "Матрицы: революции", а теперь уже с опозданием всего лишь на два месяца начинаем показ нового фильма братьев Этана и Джоэла Коенов "Невыносимая жестокость". В кинотеатрах "Москва" и "Октябрь" лента начнет идти уже с 15 декабря.

      "Невыносимая жестокость" - непривычно мелодраматичный для культовых братьев Коенов ("Фарго", "О, где же ты, брат?", "Бартон Финк", "Человек, которого не было", "Большой Лебовски") фильм, который, тем не менее, сохраняет их особое фирменное чувство юмора. Комедия дебютировала в Америке 10 октября одновременно с новым фильмом Квентина Тарантино "Убить Била ч.1". Имея бюджет в 60 млн долларов, "Невыносимая жестокость" смогла собрать в мировом прокате в общей сложности почти 70 млн.

     Роскошь интерьеров Беверли-Хиллз и ожесточенное соперничество объединило в картине двух ярких актеров - Джорджа Клуни и обладательницу "Оскара" Кэтрин Зету-Джонс. "Невыносимая жестокость" - история необыкновенных отношений богатого мужчины-адвоката, который всегда выходит победителем даже в самом трудном деле, и женщины, которая не привыкла проигрывать.

     Кстати, по словам директора объединения "Киновидеопрокат" Василия Коктыша с середины января в кинотеатрах Минска начнется показ долгожданного фильма Квентина Тарантино "Убить Билла ч.1". Это первая работа культового режиссера после 6-летнего перерыва. Премьера обещает потеснить даже "Матрицу".



ОТКРЫТЫЙ ФОРМАТ www.beldrama.by.com




Каталог+поисковая система

КАТАЛОГ+РЕЙТИНГ -> Добавь свой сайт

Rating All.BY

Rambler's Top100



Copyright © 2003 «Экспресс НОВОСТИ»
Hosted by uCoz