Гомельская жемчужина Дворец Румянцевых-Паскевичей - гордость гомельчан
Оксана ЯНОВСКАЯ
фото из фотоальбома "Гомель
     
"А вы были в нашем парке, кормили белочек? А дворец вам понравился?" - все гомельчане, с которыми доводилось встречаться, задавали эти вопросы. Я им по-доброму завидую. Они гордились дворцом еще до его тиражирования на 20-тысячной купюре.
     
Любимый город
Николая Румянцева
     В 1796 году Екатерина Великая подарила графу Петру Румянцеву небольшой городок Гомель, который еще в 1670 году получил Магдебургское право. Географическое положение города определяло основное занятие жителей - торговля и ремесло.
     На берегу Сожа блистательный фельдмаршал обнаружил хорошо укрепленный замок, построенный гомельским старостой князем Михаилом Чарторыжским. На месте феодального замка граф Румянцев решил построить дворец в классическом стиле. Впрочем, граф думал не только о комфортабельном дворце для себя, но и о развитии, благоустройстве города. Традиции отца продолжил граф Николай Румянцев. Под его патронажем были построены гостиный двор, ратуша, Петропавловский собор, летний дом недалеко от дворца, русский и немецкий трактиры. В городе появились мануфактуры, на трех ярмарках шел бойкий торг. Графскому роду Румянцевых город обязан появлением больницы, аптеки, ланкастерской школы. При Николае Румянцеве по Сожу и Днепру впервые в Беларуси начал ходить пароход. Он назывался "Святой Николай".
     Первейший признак настоящего аристократа - веротерпимость и потребность в просвещении. Николай Румянцев за свои деньги строил в любимом им Гомеле не только православный собор, но и католический костел, еврейскую синагогу. Во дворце Николая Румянцева была богатая библиотека и роскошная картинная галерея. Внес граф вклад и в просвещение простых гомельчан. Он выписывал мастеров из Европы, которые обучали местных жителей цивилизованному ведению сельского хозяйства, ткацкому и стекольному ремеслу. Николай Румянцев был мудрым человеком: не стеснялся учиться и учить других у европейских мастеров, но, будучи министром коммерции, предлагал ввести разумные ограничения на ввоз в страну заграничных товаров, тем самым поддержать отечественных производителей. Он настаивал на импорте только нужных и полезных товаров, а не тех, от которых хотели бы избавиться иностранцы.
     Из графского рода Румянцевых вышло немало выдающихся государственных деятелей Российской империи. В память о трех мирных договорах, подписанных Румянцевыми, Николай Петрович заказал итальянскому мастеру Антонио Канове скульптуру богини Мир. Мраморная скульптура пленила всех своей красотой. Было решено заказать две бронзовые копии. Их изготовили санкт-петербургские мастера.
     Одну из них скоро можно будет увидеть в гомельском дворце, она украсит экспозицию "Владельцы Гомельского дворца Румянцевы и Паскевичи". Вторая бронзовая копия скульптуры богини Мир была подарена брату Николая - Сергею Румянцеву.
     В последний раз уезжая из Гомеля в Санкт-Петербург, граф знал, что уже не вернется в любимый город: болезни давали о себе знать. В северной столице надо было привести в порядок дела. Похоронить себя граф завещал в Гомеле, в соборе Петра и Павла. В качестве памятника Николай Петрович выбрал бронзовую богиню Мир. Но в 20-е годы прошлого столетия следы его могилы в склепе собора затерялись. Недавно на предполагаемом месте захоронения графа Николая Румянцева появилась мемориальная доска.
     Последним владельцем гомельского дворца из рода Румянцевых был тайный советник Сергей Петрович Румянцев, брат Николая. Но он предпочитал жить в своем имении в Подмосковье. Вскоре гомельский дворец отошел казне.
     Паскевичи: меценаты
и предприниматели
     В 1834 году гомельский дворец приобрел генерал-фельдмаршал Иван Паскевич, князь Варшавский, граф Эриванский. Под руководством архитектора Адама Идзковского началась реконструкция парка и возведение 4- этажной башни - пристройки ко дворцу. При Иване Паскевиче гомельский дворец стал таким, каким мы его видим на 20-тысячной купюре. В ХIХ веке верхний этаж башни занимала библиотека. Из старых описей дворца известно, что в башне размещались апартаменты князя, батальная живопись, трофеи.
     Последними владельцами гомельского дворца были Федор Иванович и Ирина Паскевичи. На принадлежавшей им Добрушской писчебумажной фабрике впервые на территории Российской империи был введен 8-часовой рабочий день. Жена Ивана Паскевича, княгиня Ирина, содержала фабричную больницу. В 1912 году она профинансировала строительство гинекологической больницы и родильного дома в Гомеле. В первую мировую войну под патронажем княгини находились военные лазареты в Гомеле и Добруше.
     Княгиня Ирина Паскевич, в девичестве графиня Воронцова-Дашкова, имела блестящее образование. Она - первый переводчик романа Льва Толстого "Война и мир" на французский язык. В ее переводе он был издан во Франции, имел колоссальный успех. Произведения любимого автора княгиня переводила и на другие европейские языки: английский, польский, венгерский, турецкий.
     Семья Паскевичей не жалела средств на образование гомельчан. На княжеские деньги были построены гомельская мужская классическая гимназия, четыре народных училища для ребят из пригородных деревень. Паскевичи платили жалованье учителям, покупали учебники и письменные принадлежности ученикам. Говоря современным языком, несли расходы на покрытие коммунальных платежей учебных заведений. Многих талантливых молодых людей - художников, медиков - Паскевичи поддерживали специальными стипендиями.
     Цветы для княгини
     Еще в мае 1917 года по решению Совета рабочих и солдатских депутатов дворец Паскевичей был реквизирован, опечатаны мануфактуры, имущество, ценности приняты под опеку временной власти.
     Ирина Паскевич покинула дворец и до 1925 года жила у тех, кому когда-то помогла. О ней заботились доктора Вольский и Александров. До самой смерти рядом с княгиней находился ее верный дворецкий Долгов.
     Умерла Ирина Паскевич в 1925 году в возрасте 90 лет. В 1918 году был издан декрет, запрещающий привилегированные захоронения, например, в усыпальницах, склепах. Ирина Паскевич была похоронена возле Петропавловского собора. Поклониться ее могиле можно и сегодня.
     Все долгие годы, когда во дворце размещался дом пионеров, о его прежних владельцах во время экскурсий рассказывали сотрудники областного краеведческого музея. А научные сотрудники по крупицам восстанавливали историю дворца и всего города. Помогали им и энтузиасты, например, краевед Николай Фурман. В этом году в Гомеле улице Первомайской вернули ее прежнее название - Ирининская. Здесь же появился памятник княгине. Молодые гомельчанки как легенду вспоминают рассказы бабушек: Ирина Паскевич давала приданое всем девушкам, обращавшимся к ней с прошением. Выходя из ЗАГСа, современные гомельские невесты возлагают цветы к памятнику княгини.
     Возвращение навсегда
     С 1995 года велась реконструкция гомельского дворца. Тогда же его центральная часть была передана Гомельскому областному краеведческому музею. Теперь он единоличный владелец уникального здания. В канун освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков первых посетителей приняла южная часть дворца. В башне разместилась экспозиция "Владельцы Гомельского дворца Румянцевы и Паскевичи".
     В гардеробе вместе с жетончиком мне выдали и матерчатые тапки. Прежде чем подняться в зал музея, надо было в них обуться. Теперь в башне как бы три этажа с половиной. На самом верхнем - картинная галерея. Там выставлены картины гомельских художников. Я смотрела на изображение Привокзальной площади 50-х годов и завидовала гомельчанам, которые сохранили историческое здание старого вокзала и для удобства пассажиров пристроили к нему новое. Может, с архитектурной точки зрения это и неправильно, но мне больше нравится такая смесь, чем бездушный новострой. Вообще, архитектура Гомеля удивительна: там совсем рядом мирно и естественно уживаются здания разных эпох и стилей.
     Но вернемся во дворец. Очень трудно пересказывать, что там есть. Это надо видеть. Скажу только, что мне очень понравилось цветовое решение залов: бирюза, бордо и кофе с молоком. Цветовая гамма очень сложная. Здесь все решает полутон, а то и четверть тона. Вот бирюза: малейший нюанс - и благородный цвет превращается в аляповатый. С бордо такая же история: он может быть, как во дворце - роскошно-аристократическим, а может - как портьерная ткань в дешевом ресторане. На колеры залов гомельского дворца можно смотреть и любоваться: их выбирали люди, обладающие прекрасным эстетическим вкусом.
     Как рассказала главный хранитель музея Татьяна Шода, здесь мало экспонатов, но все они подлинные. Богатейшую коллекцию картин и антиквариата за годы советской власти разбросало по музеям когда-то необъятной страны, многие бесценные вещи были реализованы через антикварный экспортный фонд. Что-то из коллекций Паскевичей находится и в Минске, традиция такая: все лучшее - в столицу. И делалось это в 1960-е годы по разрешению Министерства культуры. Как говорит Татьяна Алексеевна, они обращались к коллегам с просьбой вернуть Гомелю его сокровища. Но пока никто не торопится сделать такой благородный жест. Предложение сделать муляжи подлинных экспонатов в Гомеле не поддержали. "Муляжи имеют право на жизнь в театре, в музее все должно быть подлинным: и вещи, и дух времени", - считает Татьяна Шода.
     Библиотеке Паскевичей повезло больше, чем, например, библиотеке Радзивиллов. После национализации в 1919 году книжное собрание Паскевичей поступило в Гомельский историко-художественный музей. В 1934 году более 20 тысяч томов стали основой Гомельского филиала Государственной библиотеки БССР. Сейчас они хранятся в фонде Паскевичей отдела редкой книги Гомельской областной универсальной библиотеки. Видела я эти счастливые книги с отпечатками истории: на роскошные фолианты приклеены белые библиотечные бирки. На томике полного собрания сочинений Якова Полонского стоят маленькие штампики: "Проветрено в 1947 году". Такая же отметка датирована 1950 годом. Потом то ли перестали проветривать, то ли начали бережнее относиться к книгам.
     Во дворцовой башне его бывшие владельцы поселились навсегда. В оставшейся части дворца будет исторический музей. По задумкам, в его залах мы узнаем подлинную историю Гомельщины. Уже выразили желание сотрудничать с музеем знаменитые земляки из другой исторической эпохи - родственники министра иностранных дел СССР Андрея Громыко. Гомельские музейщики располагают и вещами авиаконструктора Павла Сухого.
     Когда-то Николай Румянцев выписывал иностранных мастеров, чтобы разбудить творческие силы и здоровую зависть у современников. Нам сегодня нет нужды прилагать столько усилий. Просто надо чаще бывать в музеях, посещать руины старых дворцов и костелов, чтобы почувствовать себя наследниками славных предков.
     Администрация Гомельского областного краеведческого музея благодарит РУП ПО «Беларуснефть», РУП «Гомельтранснефть Дружба», ОАО «Гомельобои» и ряд других предприятий и организаций Гомеля и области за оказанную спонсорскую помощь.
|