ВЯЧЕСЛАВ КЕБИЧ: отлично готовит щи и тихо помешан на рыбалке
Наталья КОСТКО
     
С Вячеславом Францевичем Кебичем мне удалось поговорить во время совсем уж короткого, как мне показалось, перерыва в работе нижней палаты нашего парламента. Однако этих минут хватило, чтобы пролить свет на некоторые малоизвестные моменты биографии политика.
     
Пути наверх
     - Вячеслав Францевич, в 1978 году Вы получили Государственную премию, расскажите, пожалуйста, про нее.
     - Да, будучи директором завода, я получил Государственную премию за разработку целой серии уникальных станков. В Советском Союзе впервые был разработан целый типаж станков, которые шли на оснащение предприятий даже за пределы Советского Союза. Это была чисто техническая работа в сфере станкостроения.
     - Учась в сельской школе в Воложинском районе, как получилось, что Вы приехали поступать в столицу?
     - Это было очень интересно и почти анекдотично. Я окончил школу с золотой медалью. Кстати, школа находилась в пяти километрах от дома, и со всей округи я один ходил в нее. Раньше медалисты не сдавали при поступлении никаких экзаменов - они могли прийти в любой институт и поступить. И вот мы с друзьями, где-то семь человек, сели на поезд и поехали в Минск. В других городах ведь не было раньше вузов. Как сейчас помню, мы ночевали в парке напротив нынешней резиденции президента. А я все не мог решить, какой институт выбрать. Каждый из моих друзей уговаривал меня поступать вместе с ним. Сопровождая их при подаче документов, я сначала побывал в Институте иностранных языков, потом - в Медицинском, потом - в Университете. Но вот запомнилось мне, что кто-то из моей округи учился в Политехническом институте. Поэтому я решил подавать свой аттестат туда. Прихожу - а там целый перечень специальностей. Я сначала решил поступить на химико-технологический факультет, специальность "Брожение".
     - Почему?
     - Во-первых, было только три факультета, в том числе химико-технологический, где за "тройки" платили стипендию. А я без стипендии учиться не смог бы, потому что родители не в состоянии были мне помогать. Секретарь комиссии мне тогда сказал: "Молодой человек, куда вы идете?! Сколько вы будете получать после окончания института? Не советую вам, берите какой-нибудь технический факультет". Я подумал и подал документы на гидротехнический факультет - там тоже платили стипендию за "тройки". В заявлении я дописал, что в случае заполнения вакансий, прошу зачислить меня на механический факультет.
     Проходит уже три дня с начала сессии, а меня никто не вызывает. Наконец получаю письмо, что вы зачислены студентом механического факультета. Это все решил секретарь приемной комиссии, и я ему за это просто благодарен.
     - А к деятельности руководителя как Вы пришли?
     - Получилось так. Я окончил институт с отличием. Не хочу хвастать, но за все время учебы у меня была только одна четверка по "Начертательной геометрии". А общий балл у меня был 5,03. Вы сейчас спросите, почему так получилось. Потому что за выполнение любой общественной работы нам насчитывалась одна сотая балла. А я входил в Бюро комсомола института, проводил работу на селе и так далее. На распределение я зашел первый. Как раз тогда строили Завод автоматических линий. Это было совершенно новое в машиностроении и станкостроении. Я сказал, что пойду туда. Через два месяца каникул, когда я прибыл на завод, мне предложили идти конструктором. На что я категорически ответил "нет". Вы правильно заметили, что меня интересовала работа руководителя. Я сказал, что пойду в цех и буду хоть маленьким, но начальником. Сначала я был инженером-технологом, потом начальником участка. И сегодня я горжусь своим выбором, потому что конструктор из меня, наверное, не получился бы.
     Свободное время
     - В одной из статей о Вас говорилось, что Вы любите готовить. Это правда?
     - Да.
     - Расскажите, пожалуйста, об этом.
     - Во-первых, я умею готовить уху. Рыбалка - это мое хобби, я считаю себя тихо помешанным (потому что буйно помешанный - это охотник). Теперь уже этот мой рецепт знают очень многие. Помню, я как-то принимал премьер-министра Литвы на Нарочи, готовил по этому поводу уху. Так он тихонько подослал своего помощника, что бы тот посмотрел, какими же я приемами пользуюсь, чтобы она получилась такая вкусная. Помощник записывал все мои действия. Наконец я сказал, что уха готова. На что он вернулся к своему начальнику с такими словами: "Да ничего нового он не придумал". А в это время - дело было летом - я опускаю минут на пять-семь в кипящую воду веник крапивы. Желательно, чтобы она была мелкой и не старой. Крапива снимает весь приторный запах рыбы. И литовский премьер, удивляясь, у меня потом все спрашивал: "Ну, значит, есть же у тебя какие-то секреты?"
     - А кто Вам рассказал про этот секрет?
     - А я люблю сам экспериментировать. Я просто знал, что крапива снимает приторность рыбы, решил попробовать.
     Второе блюдо, которое я готовлю - это суп "Чепуха". Суп "Чепуха" - это суп, который изготовлен из остатков того, что подавалось на стол. Я не имею в виду то, что жевали, а что просто осталось. И третье блюдо, которое я люблю и умею готовить (я готовлю его на протяжении, наверное, трех часов), - это щи по особому моему рецепту. Моя жена тоже пыталась приготовить такие щи, и у нее не получилось. Самый главный секрет в том, что щи никогда не надо готовить так, как готовят все женщины - берется кость, варится, бросается капуста, тоже варится...
     А секреты приготовления щей по совету Вячеслава Францевича мы опубликуем в следующем новогоднем номере газеты рядом с другими кулинарными советами известных белорусских деятелей.
     Коротко о главном
     - Дело, которым Вы гордитесь?
     - Политика.
     - И наоборот - поступок, за который Вам стыдно?
     - Ну, не могу даже припомнить, когда мне было стыдно. Это были мелкие какие-то случаи, которые нельзя обобщать, так, чтобы сказать, что мне вот за это всю жизнь было стыдно.
     - Одним словом, в противовес политике ничего нету?
     - Нет. К политике я шел через многие пути и вехи, поэтому это как бы завершающий итог моей жизни.
     - Сколько Вы можете насчитать человек, которым Вы безоговорочно доверяете?
     - Вы знаете, такого счета я никогда не вел, но если говорить безоговорочно, десятка два есть.
     - А то, что в политике обычно никому не доверяют?
     - Неправда. Дело это, конечно, неблагодарное, но есть все-таки в моей жизни люди, которые меня никогда не подводили.
     - Чего Вы боитесь в жизни больше всего?
     - Чтобы не гневить Бога - это быть инвалидом. То есть, не быть в тягость близким.
     - Вы считаете себя состоятельным человеком?
     - Человека я считаю состоятельным тогда, когда он может прокормить себя и свою семью. Если в этом смысле, то я считаю себя состоятельным.
     - Как Вы считаете, сколько должен зарабатывать средний белорус, чтобы чувствовать себя состоятельным?
     - Тысячу долларов в месяц. А что, тысяча Вам показалось много?
     - Какая, на Ваш взгляд, общая черта у всех белорусских депутатов?
     - Болтовня. И отсутствие ответственности за сказанные слова.
      - Это было и раньше?
      - И раньше, и сейчас.
      - Вы бы хотели, чтобы Ваши дети занимались политикой?
     - Нет. Потому что это очень тяжелая и неблагодарная работа.
      - Почему же Вы ей занимаетесь?
     - Потому что я увлекся этим, это мое хобби, моя болезнь.
      - Что, на Ваш взгляд, обеспечивает успех политику?
     - Твердость духа и обязательно идти к той цели, которую ты поставил.
|