По одежке встречают...
Покажи, как ты одет, и я скажу, кто ты
Оксана ЯНОВСКАЯ
     
Где белоруски покупают одежду, чему отдают предпочтение? Умеют ли они одеваться? Не превращается ли погоня за обновками в ярмарку тщеславия?
     
Блеск и нищета
     Считается, что своей внешностью женщины занимаются исключительно ради мужчин. Собираясь на свидание, продумают все до мелочей. А вот врач может увидеть белье женщины, совершенно не готовившейся к раздеванию. Когда я спросила знакомого доктора, что он думает по поводу одежды женщин, он воскликнул:
     - О том, как одеваются наши женщины, можно роман написать! Когда я работал в поликлинике, то заметил: пожилые женщины всегда в аккуратном (часто дешевом) белье. У старушек высший шик - совсем новое белье. Чем моложе женщина, тем небрежнее у нее отношение к белью. Иногда вообще трудно понять, она пришла к доктору или на свидание. Я, конечно, не буду цитировать научно-популярную литературу 60-70-х годов прошлого столетия. Там рекомендовали женщинам всегда ходить в хлопчатобумажных плотно облегающих панталонах. Можно ходить в стрингах! Но все-таки не на прием к врачу. Вообще, белье должно в первую очередь соответствовать гигиеническим требованиям. Кружевная тряпочка с веревочкой, купленная на рынке, никаким таким требованиям не соответствует, и эротическое белье не предназначено для ношения на работу, в поликлинику.
     Теперь я работаю в клинике. Опять интересно. Женщина, попадающая к нам по скорой помощи, может быть одета в шикарную шубу и рваное белье. Ну, а если ложится в больницу по плану, то чаще всего тащит с собой самую шикарную сорочку, тапочки и так далее. Хотя, опять-таки, лежать в пятиместной палате в дорогой сорочке как-то неправильно. Пациентки, способные оплатить пребывание в одноместной палате, как-то лучше соображают, в чем надо быть в больнице, а в чем - в санатории.
     Хорошей вещи ремонт не нужен
     Нередко можно услышать мнение, что в ателье плохо шьют. Татьяна уже 10 лет работает закройщицей в ателье и убеждена, что и в самом захудалом ателье могут работать очень хорошие мастера.
     - Мне кажется, предъявляют претензии те заказчики, которым в последний момент стало жалко денег на обновку, или им понравился другой фасон, - говорит Татьяна. - А вообще это люди, которые хотят на кого-то другого переложить ответственность за свой выбор.
     Самая ужасная категория заказчиков приносит нам в ремонт изделия, недавно купленные на рынке. Качество пошива этих вещей ужасное. Заказчице трудно объяснить, что для исправления мелкого дефекта иногда надо перекроить и перешить все изделие. Обычно такие заказчики оскорбляют мастеров: мол, вы сами ничего не умеете и завидуете, что мы покупаем хорошие вещи.
     В целом, я бы не сказала, что мы страдаем от отсутствия заказов. Определенная категория женщин постоянно шьет наряды в ателье.
     Вещизмом болеют "низы"
     Алеся работает менеджером в крупной компании. Ежедневно ей приходится общаться с людьми разного социального статуса.
     - Чем больше женщина что-то из себя представляет, тем меньше она больна вещизмом, - категорично заявляет Алеся. - Посмотрите на продавщиц обыкновенных магазинов: пару колец с бриллиантами - непременный атрибут. Парикмахерши из дорогих салонов ходят в таких же роскошных шубах, как и валютные путаны. А по-настоящему богатые женщины одеты в фирменные джинсы и куртки. Удобно, знаете ли. Конечно, при случае они могут блеснуть и в декольте. Только чем больше работы, тем меньше времени на праздники. Все эти умопомрачительные наряды, пожалуй, в большей степени созданы для содержанок и подружек бандитов. Делать нечего, так устраивают самодеятельный показ мод.
     Как все...
     Валентина Антоновна, пенсионерка с небольшим стажем, душу дьяволу отдаст за импортную вещь. Вот как она рассуждает:
     - Вещи покупаю только на рынках: все импортное и красивое. У нас в магазинах такого нет, и я не ходила в них уже лет 10. Раньше была возможность ездить в Польшу. Хорошо было: только увидела на ком-то юбочку - и себе такую привезла. Мы все покупаем на рынке: от белья до дубленок. Одеты по средствам, как все, и чувствуем себя нормальными людьми. Вот у меня соседка очень красиво одевается. Но говорит, что покупает белорусские вещи в магазинах. Я не верю: слишком они красивые, чтобы быть нашими. Она говорит, что покупает все в крупных универмагах. Так там цены сумасшедшие и все равно торгуют не нашим, я уверена.
     Потребительский патриотизм
     Лет восемь назад Янина ходила на всевозможные уличные акции оппозиции. Потом разочаровалась в таких методах "барацьбы". Теперь она считает, что поддержка белорусского производителя - лучшее свидетельство любви к родине.
     - Терпеть не могу всяких там борцов "за беларусчыну", одетых в турецкий ширпотреб, - говорит Яня. - С появлением "Conte" одеться и обуться в белорусское можно с ног до головы.
     Дурею от наших дамочек, которые за сумасшедшие деньги покупают белье от "Лаймы" или "Триумфа", а в сторону "Милавицы" даже не смотрят. А ведь в фирменных магазинах "Милавицы" постоянно проводятся распродажи. Недавно за 25 тысяч столько всего накупила! Ну да, трусики 2002 года рождения. Ну и что? Модель-то классическая. Зато цена какая! А еще я обожаю фирменный магазин "Элема". Там можно купить новый дорогой костюмчик, а можно в уцененном отделе старую модель. Но ведь классика не стареет! Недавно я, кстати, там была. Купила два пиджака - за 60 и за 12 тысяч.
     Недавно я наблюдала за такой сценкой. Две женщины долго что-то выбирают, потом одна спрашивает у продавца:
     - Есть ли у вас такой костюм большего размера?
     - Какой именно размер вас интересует?
     - А вот как на меня, надо одной женщине в деревню купить.
     Потом, осмелев, добавила:
     - А себе бы тоже купила.
     Во всем мире люди не стесняются покупать вещи на распродажах, а наши вот стеснительные такие.
     Впрочем, есть в моем гардеробе несколько импортных вещей. Они куплены в Риге, Варшаве, а не на рынке в Гродно. Впрочем, не удивлюсь, если вещи белорусских модельеров буду привозить из-за границы. В Минске сложно купить трикотаж Николая Морозова (торговая марка "Ноче мио"), а в Париже его вещи продаются в шикарных бутиках. Завидую Жанне Агалаковой, она вот смогла заказать свадебное платье у витебчанина Игоря Чапурина, а минчанам остается только ехать в Москву в его магазин. Олег Меньшиков заказывает у него одежду на все случаи - для спектаклей и жизни. Так что есть у нас хорошие мастера, просто мы свое не ценим, и они уезжают.
     Обновка ради невестки
     - Денег нет, чтобы часто наряды покупать, - жалуется пятидесятилетняя Алина Алексеевна. - Но каждый раз, когда еду в деревню к матери, покупаю обновку. Как же, не хочу быть одетой хуже невестки. Вот пальто недавно купила за 350 тысяч. В прошлом году - дубленку. Все висит, на работу не одеваю - перед кем там выставляться? У нас женский коллектив.
     Недавно вот у нас новенькая появилась. Пришла в шикарной куртке. Спрашиваю, сколько стоит. Говорит, 47. Я думала, долларов, оказывается, тысяч. Купила в фирменном магазине "Бугалюкс". Мне-то куртка понравилась, но неудобно покупать такую дешевую: все ж будут знать, сколько стоит.
     Лекарство от стресса
     - У меня если неприятности, то срочно хочется одеть что-то новое, - рассказывает Лариса, мама двоих детей и успешно продвигающаяся по служебной лестнице женщина. - Благо, я умею вязать и шить, есть хорошие машины. Два дня - обновка готова, и нервы успокоены. Даже психологи рекомендуют купить что-нибудь, чтобы успокоиться после стресса. Я тоже приобретаю всякие мелочи: новый лак для ногтей, красивую чашку, колготки, прибамбас для офиса. А вот у моей приятельницы - беда. Она в таких случаях идет и покупает дорогие вещи. Покупает под настроение. В результате - шкаф переполнен вещами, одеть нечего, потому что все случайное: ничто ни с чем не гармонирует. А потом и новый стресс: семье не хватает денег до зарплаты. Так что для лечения стресса лучше покупать приятные мелочи, не обременительные для кошелька.
Как мотыльки на пламя...
На противодействие торговле женщинами Беларуси выделен грант в размере 900 тысяч евро.
Оксана ЯНОВСКАЯ
     
"Кризис в белорусском обществе ухудшает положение женщин. Насилие возведено в "обыденность". По результатам социологического исследования, 92,3% опрошенных женщин подтвердили, что им случалось наблюдать и быть участником сцен насилия; треть женщин становились объектами физического насилия в семье. Три четверти женщин испытывают различные виды психологического насилия (упреки, оскорбления, брань). В ситуациях насилия женщина чувствует свою беззащитность", - кричит печатными буквами один из буклетов Консультационного центра для женщин, девушек и девочек-подростков "Малиновка".
     
Одна из самых изощренных форм насилия - торговля женщинами. Эта проблема очень остро стоит в странах бывшего социалистического лагеря. Обрушившаяся экономика вынуждает женщин искать возможность заработка, а раскрепостившаяся мораль подсказывает иногда не самые правильные и безопасные способы.
     С июня 2003 года в нашей стране осуществляется проект ЕК/ПРООН "Борьба с торговлей женщинами в Республике Беларусь". Руководитель проекта Юрий Федоров отметил, что на осуществление мероприятий по противодействию торговли женщинами нашей стране выделен грант в размере 900 тысяч евро. Проект подписан представителями правительства Беларуси и представительством ООН.
     Специалист по программной деятельности Международной организации по миграции (МОМ) в Республике Беларусь Роман Павлюченко отметил, что особым успехом пользуются лекции, которые совместно проводят специалисты МОМ и сотрудники правоохранительных органов. Кроме проведения лекций, распространения листовок, буклетов, размещения социальной рекламы, чрезвычайно важное направление работы МОМ - помощь женщинам - жертвам торговли после возвращения на родину. Временно их размещают в кризисном центре "Радислава", где им оказывают необходимую юридическую, психологическую и медицинскую помощь. В течение трех месяцев женщины получают денежное пособие, им помогают трудоустроиться.
     Несмотря на разъяснительную работу общественных организаций, реальные уголовные дела в отношении торговцев "живым товаром", женщины все равно летят в "заграничный рай", как мотыльки на пламя. Но бывают и исключения. В Малорите проводился семинар, посвященный проблемам торговли женщинами. Спустя некоторое время одна из участниц этого мероприятия получила в брачном агентстве фотографию и письмо жениха. Вместе с еще семью такими же невестами она отправилась в Германию на присланном из Франкфурта-на-Майне микроавтобусе. Вместо знакомого по фотографии мужчины она увидела совершенно другого. Вспомнив, о чем предупреждали на семинаре, она не подчинилась требованию незнакомца отдать свой паспорт, а позже сумела выбраться из квартиры, в которой ее закрыли. Благодаря полученным на семинаре знаниям, женщина сумела избежать опасности. Так что просвещение дает свои всходы.
|