N 2 (334)
9 - 15 января 2004 года



НАЙТИ:на:








      N 2 (334) 9 - 15 января 2004 года

АРТ

Круг чтения: «Алмазная колесница»

Максим ШУМИЛИН

      «Это не сон, – сказал Фандорин, – прощай, акунин, и будь проклят»

     Вновом романе Бориса Акунина есть люди-невидимки и люди, превращающиеся в птиц; убийства посредством отравленных звездочек и дрессированных гадюк; есть битва с отрядом наемных убийц синоби и первая встреча Фандорина с камердинером Масой; есть также главы «Сердце мамуси» и «Настоящий акунин». «Есть даже секс!» — радуется издательский пресс-релиз: не то чтобы Акунин кинулся в пучину разврата, но градус эротического напряжения все же повыше обычного.

     «Алмазная колесница» — это два разнородных тома. В первом, крохотном, Фандорин прищучивает московских бомбистов-анархистов в 1905-м; во втором, увесистом, действие переносится в Японию — и на 27 лет назад. Две цепочки событий связываются воедино только на последней странице второго тома. Все в соответствии с каноном: Фандорин, потирая седой висок, рассуждает о геополитике, Маса ухлестывает за горничными, заговорщики плетут сети, но фандоринские воля и разум оказываются сильнее.

     «Когда японские миноносцы без предупреждения атаковали Порт-Артурскую эскадру, Фандорин находился на противоположном краю света, в голландской Вест-Индии, где проводил увлекательнейшие изыскания из области подводной навигации… И в тот самый день, когда фандоринская субмарина наконец царапнула алюминиевым брюхом по торчащему из дна обломку испанской грот-мачты, пришло известие о гибели броненосца «Петропавловск». Наутро, доверив подъем золотых слитков компаньонам, Эраст Петрович отбыл на родину».

     
Россия. 1905 год. Война с Японией. Вражеские шпионы взрывают стратегические мосты, по которым на Дальний Восток идут военные поезда, готовят новые диверсии. Эраст Фандорин в качестве вольного консультанта противодействует этим терактам на железных дорогах. Ситуация усугубляется тем, что Япония для Фандорина если не мать родная, то уж сестра точно. И слуга у него – японец, раздираемый душевными противоречиями, это раз. Маса все время попадает под подозрение нелепых шпиков и контрразведчиков, это два. Ну, и противник у них с хозяином столь же обученный восточным тонкостям и единоборствам, как и они сами. Прямо профессор Мориарти дзен-буддизма. Японские шпионы разжигают и внутреннюю российскую смуту, поставляя эсерам транспорт с оружием. О революции мы слышали с другой стороны происходящего. Повернуть известные факты неожиданной стороной - входит в правила акунинской игры.

     Вернув, наконец, господина Фандорина на государеву службу (теперь — в Жандармско-полицейское управление железных дорог), Борис Акунин раскручивает события с бешеной скоростью, почти телеграфным слогом, не отвлекаясь более на очарование дореволюционного быта, неторопливые литературные стилизации и державный тон газетных вырезок.

     «Все четверо агентов были мертвы. Лежали в одинаковой позе, навзничь. У каждого во лбу, глубоко войдя в кость, торчала железная звездочка с зазубренными краями».

     
Будто из окна поезда, мчащегося по Транссибирской магистрали на охваченный войной Дальний Восток, мелькают люди и события: эсеры с винтовками, седые усы жандармов, знаменитая шайка грабителей «Московские лихачи», ниндзя (одна штука), публичный дом, множество засад и перестрелок, влюбленная барышня, некоторые замечания по поводу онегинского письма к Татьяне и даже одно матерное выражение, чего ранее за писателем не замечалось.

     В «Алмазной колеснице» Борис Акунин ставит перед собой неразрешимую, казалось бы, задачу. Любящий Японию, как свое другое я, Фандорин вступает в единоборство с этой самой Японией, по самому смыслу учительства превосходящей талантливого ученика и подражателя. Тем более что главный соперник Фандорина – японский «ловец стрекоз» Василий Александрович Рыбников - выдает себя за русского с невероятным искусством. То есть обладает двойной силой удара - русской изнутри и японской снаружи. Или наоборот.

     «Седоусый подошел, слегка поклонился и шлепнул кусок навоза прямо на белую грудь российского дипломата. Тот так и обомлел.
     - Ну вот, – перевел Сирота. – Теперь вы уже не похожи на заснеженную гору Фудзи!…
     Фандорин морщился, но терпел».

     
Примерно за двенадцать страниц до конца первого тома, а он более чем в три раза уступает в толщине второму, напряжение нарастает до предела, и возникает смутное ощущение, что Фандорину не жить. Русско-японской войны ему не пережить. И уж, тем более,первой русской революции. Финита ля комедия. Бьют часы. Роман своим вторым томом стремительно раскручивается на 27 лет назад: молодой 22-летний Фандорин прибывает в российское консульство в Иокогаме, в главный порт Дальнего Востока.

     Именно в Японии Фандорину впервые попадаются «акунины», местные злодеи, сильные люди, вдвойне опасные, поскольку сами устанавливают для себя правила. Сам же молодой Фандорин пытается спасти главу страны, при котором «Япония развивалась по российскому пути: твердая вертикаль власти, государственное управление основными отраслями промышленности, никаких игр в демократию». Однако сторонника вертикали убивают его же бывшие соратники, терпевшие его, пока он был им полезен.

     Заметно, насколько торопился Григорий Чхартишвили перехватить управление у своего литературного альтер-эго. Литератор не раз признавался в интервью, что Борис Акунин ему изрядно поднадоел. И вот уже «Алмазная колесница» везет нас назад во времени, в царство японского колорита образца 1878 года – любимое время и место востоковеда Григория Чхартишвили. Здесь Акунину суждено умереть, спустя почти шестьсот страниц напряженного этнического детектива, в котором, разумеется, перемешались якудза, самураи, русские дипломаты и русский же поэт Пушкин. Умереть Акунину предстоит в буквальном смысле, от руки собственного персонажа. Даже не от руки, от легкого укола отравленной палочки, которыми пользуется старинный японский клан «крадущихся».
     «Это не сон, – сказал Фандорин, – прощай, акунин, и будь проклят».


Летописец Красной планеты
Рэй Бредбери все еще хочет полететь на Марс

Максим ШУМИЛИН

      В 1946 году молодой писатель «с 8 долларами на банковском счете» Рэй Бредбери признался своей будущей жене Мэгги, что он мечтает полететь на Марс, и приглашал ее с собой. Спустя 58 лет, когда произведения Бредбери выпущены в количестве 15 млн экземпляров, а Мэгги уже нет в живых, 83-летний автор «Марсианских хроник» и «451 градуса по Фаренгейту» по-прежнему хочет побывать на Красной планете. Сейчас писатель не в лучшей физической форме: три года назад он перенес инсульт, у него плохо работает правая рука, поэтому ему пришлось оставить свою старую пишущую машинку. По словам дочери Александры, он всегда был против компьютеров. Голова у него такая же ясная, как прежде, и писатель продолжает мечтать о космосе.

     В субботу вечером, 3 января, представители NASA пригласили Бредбери наблюдать за посадкой на Марс американского модуля в реальном времени. Впоследствии писатель сказал журналистам, что фотографии поверхности Марса оказались даже еще более великолепными, чем он себе представлял раньше. «Уже достаточно разведывательных зондов: на Марс пора направлять людей», - с воодушевлением заключил Бредбери.

     По его мнению, первый человек совершит путешествие на Марс уже через 25-30 лет. Он отметил, что сумма, необходимая для отправки человека на Марс, просто смешная, если сравнивать ее с бюджетом Пентагона, а поэтому «достаточно взять у Пентагона один миллиард и передать его NASA». А соревноваться, по мнению Бредбери, американцы в выполнении этой миссии будут уже не с русскими, а с китайцами.

     «Марс - это будущее. Это антидот войне. Все, что нам остается, - открывать другие земли. Марс - идеальное направление», - говорит Бредбери.

     О своем творчестве писатель сказал, что он в настоящее время работает над сборником неизданных рассказов, который будет называться «Кошкина пижама» и выйдет уже в июле этого года. В планах - очерк о космических путешествиях и очерк о городском планировании.

     Бредбери заметил, что ему очень бы хотелось вернуться в Париж и вновь побывать в Венеции. «Когда мне любезно предложили слетать на «Мир», я был вынужден отказаться - это путешествие оказалось бы сплошной скукой. Кто захочет оказаться в замкнутом пространстве и крутиться вокруг Земли? Я хочу полететь на Марс. Сгораю от нетерпения», - резюмировал писатель.


В поисках Немо

Максим ШУМИЛИН

      Это сотрудничество компаний Disney и Pixar относится к тем замечательным мультфильмам, которые с удовольствием смотрят взрослые. Ведь это не просто качественно сделанное развлечение, но и точно просчитанный юмор, который дети поймут по-своему, по-детски, а их родители – по-взрослому. Поэтому нет ничего удивительного в том, что лучшие примеры трехмерной анимации «Ледниковый период», «Корпорация монстров» и «Шрек» стали суперхитами – они рассчитаны на зрителей всех возрастов.

     Концепт «В поисках Немо» - проще не придумаешь. Рыбка-клоун Немо попал в сачок водолаза, а безутешный папа-вдовец Марлин (голос Альберта Брукса) поплыл его искать вместе со случайной попутчицей Дори (голос Эллен Дедженерес). По дороге они встречают акул, решивших стать вегетарианками, целый лес медуз и смешного пеликана. Вроде бы невинный детский сюжет, но все меняется, когда все эти герои начинают шутить вполне по-взрослому. Например, такой диалог двух рыб: «Моего сына похитили водолазы». - «Ох уж эти люди! Они считают, что им принадлежит все! Наверное, это были американцы». Или пеликан оправдывается перед рыбками: «Простите, что чуть вас не съел. Так устроен мир. Рыба должна плавать, птицы должны есть».

     Как это и бывает с трехмерной мультипликацией, «В поисках Немо» стал суперхитом, собрав летом только в Америке около 400 млн в прокате, больше, чем вторая «Матрица», из-за чего газеты назвали прошедший сезон блокбастеров не «летом Нео», а «летом Немо». Скоро мультфильм можно будет увидеть и в белорусских кинотеатрах.

Каталог+поисковая система

КАТАЛОГ+РЕЙТИНГ -> Добавь свой сайт

Rating All.BY

Rambler's Top100



Copyright © 2003 «Экспресс НОВОСТИ»
Hosted by uCoz