Малый мир
Максим ШУМИЛИН
     
Больше месяца в Национальном музее истории и культуры Беларуси длится выставка известной швейцарской художницы Сюзанны Бауман. В ее творческой судьбе были самые интересные европейские школы искусств, были знакомства с такими знаменитостями, как Джеймс Браун и Нина Симон.
     Работы у нас выставляются не первый раз: уже несколько лет Сюзанна Бауман тесно связана с витебскими художниками. Совместно были приготовлены выставки и инсталляции, выпущены альбомы. Экспозиция, представленая на этот раз, успела побывать в Русском музее Санкт-Петербурга. Увидеть работы художницы можно будет до 11 февраля - не пропустите!
     В "Малой всемирной выставке" Сюзанна Бауман визуализирует теоретическое понятие "научной картины мира". Пробирки, микросхемы, атласы, таблицы у нее превращаются в символы. Художественные образы ориентированы на технику и ценности эпохи ранней механики. На стрелку старинного метронома прикреплен маленький земной шар. Этим образом полностью стираются временные границы экспозиции - выставка становится всеобъемлющей.
     Используя самые разные формы и предметы, художница создает новые объекты. Вспоминается европейский блошиный рынок - собранные на одном лотке ранее не нужные вещи обретают смысл, обрастают случайной интерпретацией. Художница использует постмодернистские стратегии "микса" - каталогизация, коллекционирование, архивирование. Целое составлено ею из многочисленных объектов и сведений. На выставке можно найти обыкновенный гербарий, собранный в горах Швейцарии. Однако без него экспозиция не была бы "всемирной". Слово "прогулка" в названии раскрывает смысл заключенных в рамки растений. Возникает определенная эмоция.
     Композиционно экспонаты размещены по принципу лабиринта. В игру попадаешь легко. Предмет за предметом разгадываешь метафоры, радуясь совпадениям ощущений. При этом лучше не торопиться. Постепенно возникает ощущение целостности и необходимости каждого символа.
     Сюзанна Бауман выставляет футуристическое сооружение из стеклянных пробирок и целую композицию микросхем. Проходящая по залу девушка, произносит: "Я в детстве тоже думала, что микросхемы очень красивы". Цель достигнута - "микшированные" предметы действуют на зрителя. Мир уменьшается, восприятие становится тоньше.
КИНОЭКСПЕРИМЕНТЫ
Максим ШУМИЛИН
     
Пока Тарантино весело захлебывается в крови, Бертолуччи смешивает инцест и революцию
     
Новый год в минских кинотеатрах начинается с громких премьер. В понедельник, 12 января, в "Октябре" стартовал фильм "Убить Билла ч.1" Квентина Тарантино. И уже 19 января в кинотеатре "Победа" начнется трехнедельный показ новой ленты Бернардо Бертолуччи "Мечтатели". По словам работников городского предприятия "Киновидеопрокат", многие премьеры в самое ближайшее время можно будет увидеть не только в Минске, но и в других городах республики.

     "Хентай" по-ковбойски
     Не снимав целых шесть лет, Квентин Тарантино вернулся на экраны с обильно смоченным бутафорской кровью комиксом. Основной акцент - восточные единоборства. В "Убить Билла ч.1" есть разозленная девушка по кличке "Черная мамба", есть мафия-якудза, невероятные фонтаны крови и японская девичья панк-группа. Есть даже 10-минутная вставка рисованных комиксов, которые словно подтверждают истинный посыл фильма. Происходящее напоминает одну из тех историй, которые так любили рассказывать тарантиновские герои. И не более того. Сюжет прост - месть обиженной девушки-самурая. Реплики сведены до минимума - "передай Биллу, что я убью его".
     Режиссер в очередной раз поиграл с публикой, предвосхищая дурной вкус. Герои "Убить Билла ч.1" ведут себя в лучших традициях низкобюджетного азиатского кино, саундтрек скачет от романтических вестернов Эннио Мориконне до школьного гаража, исполненного босыми японками. Остается ждать массовой волны кинематографа, возвращающего нас к эпохе Брюса Ли и менее изящных "хон гиль донов", а также запоздалого бума на экзотический панк-рок. Подобная реакция на прежние фильмы Квентина Тарантино хорошо известна.
     Из-за обилия привычного тарантиновского юмора и оригинального вкуса фильм получился запоминающийся, но одноразовый. По словам работников "Киновидеопроката", в марте на экранах минских кинотеатров планируется показать продолжение "Убить Билла".
     
Революция в постели
     "Весна, цветы, синематограф…" - лирично вздыхал Валерий Золотухин в запрещенном фильме "Интервенция". Такой же вздох можно адресовать и новой ленте Бернардо Бертолуччи "Мечтатели". Маститый режиссер, не отрываясь от излюбленной эротической игры, снял кино про кино. Отдал дань черно-белому кинематографу с пометкой "30-60-е", при этом не забыв поностальгировать о собственной молодости.
     Бернардо Бертолуччи уже давно делает "усталое" кино - красивое, культурное, но безжизненное. В новом фильме он попытался вернуться в знакомую воду молодежной революции. Юный американец Мэтью приезжает в Париж изучать киноискусство, оказывается втянут в борьбу за синематеку Анри Ланглуа, с которой начался революционный 1968 год. Принять активное участие в революции Мэтью мешает встреча с парой, которые оказываются братом и сестрой и одновременно любовниками. Три подростка, увлеченные кино, отгораживаются от революции пространством огромной квартиры. Дни напролет они проигрывают сцены из любимых фильмов и говорят о политике. При этом, как полагается, дело не обходится без излишеств - вина, наркотиков и рок-н-ролла. Постепенно их существование превращается в один затяжной сексуально-психологический эксперимент, в котором брат спит с сестрой, парень с парнем и все со всеми. Дело даже доходит до нелепой пьяной попытки суицида. Девушка включает газ, но камень, брошенный одним из демонстрантов, разбивает окно, и в него проникает свежий воздух революции. Любовный треугольник выбрасывается на улицы восставшего Парижа и тут же разрушается: каждый идет в свою сторону.
     Бернардо Бертолуччи сделал фильм со "знаками времени" - бюсты Мао, баррикады на парижских улицах, красные флаги - и "знаками кинематографа", заставляя героев разыгрывать сцены из знаменитых кинолент. Словно невзначай в повествование включены отрезки из старых фильмов, среди которых узнаются такие шедевры, как "На последнем дыхании" Годара и "Мушет" Бретона. Угадывать увлекательно. Однако для тех, кто знаком с историей кино, игра-загадка быстро надоедает, когда понимаешь, что эти картинки вставлены в ленту прямолинейно и совершенно безо всякого умысла.
     Как ни странно, "откровенный" фильм получился у знаменитого режиссера для зрителей в возрасте до 16-17 лет. Эротические эксперименты подростков не могут заменить отсутствующий смысл. Споры о необходимости революции во Франции или войны во Вьетнаме, о вечном вопросе "действия или бездействия" выглядят в "Мечтателях" детскими и необоснованными. Взрослому человеку приходится ностальгически угадывать нарезки старого кинематографа и в очередной раз слушать саундтрек, составленный из песен Дженнис Джоплин, Боба Дилана и группы "Дорз".
     К слову, "Мечтатели" вызвали уже немало скандалов и критики в разных странах. В первую очередь, из-за обилия эротики. Например, на предварительных просмотрах фильма впервые в истории проведения ежегодных конференций американских прокатчиков в Лас-Вегасе организаторы специально предупредили собравшихся, что лучше им покинуть зал, если кто-то не приемлет откровенные сцены в кино. В заявлении было сказано, что в ленте содержится материал, "точно такой же, как в "Последнем танго в Париже", который получил в 1973 году в США самый строгий возрастной рейтинг X, однако имел громадный для европейской картины коммерческий успех.
     Интересно, что белорусы увидят новый фильм Бернардо Бертолуччи одними из первых. Российская премьера состоится лишь 26 февраля, а в США до марта будут решать, что конкретно нужно вырезать из многочисленных откровенных сцен "Мечтателей". Слишком вольная трактовка Бертолуччи особенностей молодежной сексуальной культуры стала причиной негодования многих американских кинокритиков. Хотя, если убрать из фильма "запретные" сцены, нечего будет смотреть вовсе. В этом плане белорусскому зрителю очень повезло.
|