Защитят только тех, кто трудится
Оксана ЯНОВСКАЯ
     
Вспомнить историю социальной службы в нашей стране, подвести итоги прошлого года и озвучить планы на нынешний – такова была цель неформальной встречи министра труда и социальной защиты Антонины Моровой в узком кругу журналистов.
     
Из истории
     
Первые «заведения помощи для нуждающихся» были образованы в 996 году. Им на смену пришли дома призрения - не в смысле презирать, а в смысле – благосклонное внимание, покровительство. Затем в домах трудолюбия перевоспитывались нищие, для тех, кого теперь называют социальными сиротами, создавались дома зазорных.
     5 января 1919 года в Беларуси был образован Комиссариат социального обеспечения. В 1921 году состоялся съезд социальных работников, на котором присутствовало всего 20 человек. Теперь в нашей стране 32 тысячи социальных работников.
     В 1946 году Комиссариат был преобразован в Министерство социального обеспечения БССР.
     В 1994 году, в начале рыночных преобразований министерство получило новое название – Министерство социальной защиты. Государство помогало практически всем категориям населения: ветеранам войны, инвалидам, многодетным семьям, матерям-одиночкам, малоимущим гражданам. Результат - 70% населения страны имело различные льготы.
     Как работаем,
так и получаем
     В 2001 году были объединены в одно два министерства: труда и социальной защиты. И это тоже не спроста. Состояние экономики вынудило принимать непопулярные шаги, называть вещи своими именами. Объединение министерств труда и социальной защиты стало своеобразным сигналом: чтобы получить, надо заработать. Теперь вместо социальной помощи по категориям населения оказывается адресная социальная помощь тем, кто в ней нуждается по объективным причинам. Например, малоимущие пенсионеры, инвалиды не могут заработать, они и получат помощь. А вот молодой человек, который категорически отказывается работать при том, что для его образовательного уровня достаточно вакансий, не получит пособия от государства – теперь можно говорить о социальной справедливости.
     «Зарплата должна быть увязана с результатами производства. В нашей стране в конце 90-х годов сложилась такая практика, когда зарплата росла, а эффективность производства падала, - говорит министр труда и социальной защиты, доктор экономических наук Антонина Морова. – Перед нашим министерством стояла задача восстановить стимулирующую функцию зарплаты. И теперь, когда госинспектор труда приходит на предприятие с проверкой, выясняется, что уже нет такого, чтобы зарплата повышалась прямо пропорционально затовариванию складов. Теперь уровень зарплаты напрямую зависит от уровня рентабельности предприятия.
     Нам пришлось столкнуться с проблемой дифференциации зарплаты. Плохо, если есть большой разрыв по отраслям промышленности. Этим грешили отрасли-монополисты: транспорт, связь, нефтехим. Еще хуже, когда большой разрыв между зарплатой руководителей и рабочих. В России этот коэффициент доходил до 20, у нас в 2002 году он составлял 7-8. Теперь же принято решение о соотношении зарплаты руководителей и работников с коэффициентом 3,5. Отдельным отраслям дано право увеличить коэффициент до 4,5. По предварительным данным, сегодня самый высокий коэффициент по этому показателю составляет 5.
     Нашим министерством были приняты все меры по ликвидации задолженности по зарплате. По состоянию на 31 декабря 2003 года задолженности практически не было. С 1 января размер минимальной заработной платы будет увеличен до 83.000 рублей. В этом году перед нами стоит задача увеличить среднюю заработную плату по стране до суммы, эквивалентной 170-190 долларам США, в 2005 году – до 250 условных единиц».
     Цифры нашего будущего благосостояния радуют, надо только понимать, что все это зависит не только от одного министерства труда и социальной защиты, но и от народнохозяйственного комплекса, и от каждого из нас.
     Подводя итоги прошлого года, министр сообщила, что зарплата бюджетников увеличивалась четыре раза, а вот в реальном секторе экономики, по предварительным данным, она повысилась только на 2%.
     
Пенсии: грядут перемены
     В прошлом году Минтруда и соцзащиты предлагало проект закона о пенсионном обеспечении, который не был принят парламентариями. Камнем преткновения стало предложение о постепенном повышении пенсионного возраста. Для этого есть ряд объективных причин: наша страна находится в «демографической яме» - на 100 работающих приходится 60 пенсионеров. Для сравнения: в 1996 году это соотношение было 100 к 46. Нынешняя пенсионная система построена так, что каждый работающий человек зарабатывает пенсию не для себя , а для сегодняшнего ее получателя.
     В министерстве уже подготовлен новый проект закона о пенсионном обеспечении, в котором предусмотрен накопительный компонент, то есть размер пенсии будет напрямую зависеть от размера заработка. Однако здесь спешить нельзя: уже есть печальный опыт быстрого, непросчитанного введения накопительной системы, например, в Казахстане, и результаты ее не радуют.
     Также предполагается ввести некоторые ограничения для работающих пенсионеров. Во времена СССР работающий пенсионер не мог иметь доход свыше 300 рублей. Допустим, его пенсия была 90 рублей, а зарплата – 240. Он полностью получал зарплату и 60 рублей пенсии. Эту систему предлагают восстановить.
     В нашей стране каждый четвертый пенсионер продолжает работать. Пожалуй, здесь две причины: первая – материальная: всегда хочется больше зарабатывать. Вторая – психологическая: выйдя на заслуженный отдых, человек начинает болеть, страдать из-за своей невостребованности. Кстати, в Европе только в трех странах - Беларуси, Украине, России - пенсионный возраст установлен для женщин в 55 лет, для мужчин – 60 лет. В других странах он начинается на 3-5 лет позже, а, например, в Эстонии одинаков и для мужчин, и для женщин – 60 лет.
     Проблема пенсионного обеспечения – это проблема всего населения нашей страны, поэтому для ее успешного решения по инициативе Минтруда и соцзащиты будет создан совет по пенсионной реформе.
     
Специально для «ЭН»
     - Антонина Петровна, система персонифицированного учета вводилась в том числе и для того, чтобы свести к минимуму выплаты зарплаты в конвертах. Увеличилось ли поступление денег в фонд соцзащиты после введения этой системы?
     - Поступление денег существенно увеличилось, ведь, кроме получателей конвертов, взносы начали платить и индивидуальные предприниматели. Все понимают, что пенсию надо заработать. В настоящее время открыто почти пять миллионов индивидуальных лицевых счетов на работающих граждан. Когда придет время человеку оформлять пенсию, ему не надо будет собирать справки о зарплате, разыскивать через архивы ликвидированные предприятия.
     - Что в этом году ожидает пенсионеров?
     - В феврале текущего года будут значительно, более чем на 20%, повышены трудовые пенсии. Как обычно, в соответствии с законом, будут увеличиваться и социальные пенсии. Мы будем предлагать внести в закон о пенсионном обеспечении такой вариант для работающих пенсионеров: они могут воспользоваться своим правом выйти на пенсию в 55 или 60 лет, но за каждый отработанный после этого возраста год они будут получать существенную надбавку к пенсии.
     - Антонина Петровна, прогнозные показатели – это одно, реальная жизнь – несколько иное. Как Вы считаете, получают ли граждане нашей страны достойную зарплату?
     - Считаю, что пока не получают. Государство обязано сделать все возможное, чтобы люди могли достойно зарабатывать. Это трудно, не всегда объективно есть возможности. Но ведь и сами люди должны учиться ответственно относиться к своей жизни. Хотя бы не жить одним днем: сегодня нелегально зарабатывать, а завтра требовать пенсию у государства. Надо забывать о социальном иждивении во всех формах, а учиться работать и зарабатывать, рассчитывать не только на государство, но и на самого себя.
      Фото пресс-службы
Министерства труда
и соцзащиты
Какой спрос - такой и рост
Тарас Никольский,
экономический обозреватель «ЭН»
     
Западный мир не любит портить себе праздники плохими вестями и предсказаниями. Но вот Рождество позади. И на обывательскую голову сразу же свалилась весьма увесистая новость.
     
Международный валютный фонд подготовил доклад, в котором предостерегает: дефицит федерального бюджета США, который достиг 4 процентов производимого в стране валового внутреннего продукта, способен "неупорядоченно" обрушить курс доллара. МВФ требует от американской администрации "принять меры", поскольку иначе в наводненном долларами мире разразится финансовая катастрофа. Правда, альтернатива небогатая. "Упорядочение" курса, по подсчетам специалистов, произойдет, если доллар подешевеет еще на 15-20 процентов.
     Похоже, негативной цепной реакции Европе и Азии не избежать. Если упадет доллар, то поднимется на курсовой горке евро и российский рубль. А когда валюта идет в гору, расставаться с ней не торопятся, покупают мало, поскольку на те же деньги завтра можно будет купить больше. И это подкашивает производство товаров и услуг, объемы которого зависят от спроса.
     Затронет ли такая напасть белорусскую экономику? Затронет, но в гораздо меньшей степени, чем западноевропейскую и даже российскую. А в меньшей степени потому, что белорусская экономика не столь интегрирована в мировую. Прежний недостаток вполне может стать достоинством. Но потерь трудно избежать и нам. Прежде всего, не будет уже столь бурного роста экспорта, который в минувшем году увеличен почти на четверть.
     Значит, надо подкреплять внешний спрос на белорусские товары и услуги внутренним. Правда, на потребительском рынке наш народ и так тратит напропалую. Рост розничного товарооборота весь прошлый год зашкаливал за все мыслимые пределы. Но схема этого бума весьма непритязательна: получил прибавку к зарплате - израсходовал - употребил. У большинства населения на что-то иное просто нет денег. Да если бы и были, то куда их пристроить, кроме как в магазинный или базарный товар?
     Потребительский кредит, различные виды добровольного страхования, вложения в ценные бумаги пока у нас все еще экзотика. Потому-то и держат дома наличную валюту. По сути это средневековые сбережения. Вся разница, что тогда зарывали горшки с монетами в землю, а сейчас доллары и евро хранят, приклеивая к днищу газовых плит или в мусорных ведрах. А в остальном - все один к одному. Проценты эти сбережения не приносят, до банков не доходят, в экономику не попадают... Хотя при развитых рыночных институтах эти деньги работали бы на благо хозяина и национальной экономики. Стали бы платежами за купленную в рассрочку квартиру, вкладами в страховки, акции, облигации...
     Боюсь, однако, что это дело несколько отдаленного будущего. А мировой экономический кризис, вызванный падением курса доллара, уже на пороге. И нужны экстренные меры, чтобы внутри страны вырос спрос на отечественные товары и услуги. Потому что каков спрос - таков и рост. А экономический рост в текущем году намечен в Беларуси очень значительный - сразу на 10 процентов.
     Между тем, на нашем потребительском рынке вовсю работает финансовая пилорама. Отрезает от внутреннего спроса кусок за куском. Куски эти попадают к иностранцам. Потому что импорт превысил все разумные для нашей страны пределы. Он растет быстрее экспорта и вытесняет белорусские товары на далекие, а потому и ненадежные рынки, где мы ни на что не можем повлиять - ни на спрос, ни на цены. Поэтому за свой внутренний рынок отечественным предприятиям нужно держаться двумя руками. Повышая конкурентоспособность выпускаемой продукции, как поступает минский "Горизонт", начинающий тесное сотрудничество с японским "Панасоником" в производстве современных телевизоров. Осуществляя разумную протекционистскую политику, как это сделано государством для возрождения белорусского пивоварения.
     Конечно, без критического импорта нам не обойтись. В недрах Полесья газовые месторождения пока не обнаружены, да и хлопок, пшеница твердых сортов и цитрусовые на слуцких черноземах тоже не растут. Но вот зубочистки, которые везут в Беларусь аж из Бельгии, не хвор бы выпускать и "Борисовдрев". От спички этот предмет личной гигиены недалеко ушел. Платить за него валютой - слишком большая роскошь. И таких "зубочисток" в структуре нашего импорта очень много. Живем все еще по принципу "без штанов, зато в шляпе".
     Внутренний потребительский спрос - лошадка, которая способна тянуть многие отрасли белорусской экономики. Но не все. В пристяжку к этому кореннику все активнее подпрягается инвестиционный спрос. В минувшем году вложения в основной капитал заметно выросли, в том числе и из-за границы. Ситуацию, когда доллар дешевеет на глазах, грех не использовать и впредь. Желающих избавиться от "зеленых", и вложить их в дело сейчас будет в мире еще больше. Самое время привлечь бросовые деньги, многое построить, обновить оборудование и технологии. Это способно обеспечить заказами отечественную тяжелую промышленность, строительство, транспорт.
     Короче говоря, в том, что доллар снижает вес, не все для нас худо. Плюсов здесь таится не меньше, чем минусов. Можно быть с прибылью. Если хорошо помозговать на государственном уровне.
|