ЗАВТРА ТУРИЗМА
Артур ТИМОШЕНКО
     
Развитие туризма - путь от безденежья к благополучию
     
Проблема туризма волнует не только людей, занятых в этой области, но и всех граждан страны. Ведь большинство из нас, кто чаще, кто реже, пользуется туристическими услугами. О состоянии этой отрасли нашей страны, о ее проблемах и перспективах корреспонденту "ЭН" рассказал и.о. начальника управления туризма Республики Беларусь Чеслав Шульга.
     - Чеслав Казимирович, какова на сегодняшний день структура управления вашей отрасли, и сколько людей в ней работает?
     - Непосредственно в создании туристического продукта участвуют примерно 6 тысяч человек. Минимум 30-40 тысяч заняты в сопутствующих областях: изготавливают сувениры, обеспечивают транспортом, работают в ресторанах или же в гостиничном бизнесе. Управление туризма, входящее в состав министерства спорта - это всего-навсего 7 человек. Из всех областных центров только в Бресте работает освобожденный чиновник, занимающийся исключительно туризмом. В других областях есть люди, отвечающие за данный участок работы, но имеющие ряд других должностных обязанностей, которые не касаются туризма напрямую. При этом практически никто из них не имеет ни базового образования по туризму, ни серьезного опыта работы в этой сфере. В общем-то, у нас достаточно вузов, которые готовят кадры для туризма. Просто сегодня политика государства направлена на сокращение управленческого аппарата. И тем не менее нельзя забывать о том, что туризм - очень молодая отрасль, ей до 90-го года никто не занимался. И, как показывают мировой опыт и классическая схема развития туризма в мире, она на стадии становления требует очень серьезного внимания и больших кадровых ресурсов. Но государство от нас ожидает значительных финансовых поступлений в бюджет.
     - Значит, не хватает внимания со стороны государства?
     - К сожалению. Впрочем, нашими проблемами уже занимаются на самом высоком уровне. Есть распоряжение президента в феврале внести предложение по кардинальным изменениям в управлении туризмом. Оно передано на рассмотрение в Совет Министров.
     - А какие проблемы вашей отрасли на сегодняшний день волнуют Вас больше всего?
     - Наверное, отсутствие, четких скоординированных действий как по вертикали с областными и районными управлениями, так и по горизонтали с другими министерствами. Ведь туризм зависит от результатов работы более чем 20 министерств и ведомств. А сегодня попробуйте в одночасье скоординировать интересы МИДа и нашего министерства. Мы, например, настаиваем на том, чтобы сумма консульского сбора была как можно меньше, а процедура получения визы максимально упрощена. Для нас гораздо важнее заманить туриста в страну, а здесь уже забрать у него деньги через предоставление услуг. МИД же, хоть нам и помогает, заинтересован в выполнении своих задач: чтобы в казну поступало больше денег от консульского сбора.
     - В своем выступлении на недавней коллегии Министерства Вы сказали, что особое внимание нужно уделить работе местных органов управления, хотя там якобы считают, что не имеют права принимать самостоятельные решения...
     - Мы за максимальную децентрализацию полномочий. Сегодня любой облисполком - хозяин земли и всего того, что на ней находится. Наше дело - лишь координация отрасли в целом по республике, регулирование туристической политики через нормативную базу и маркетинг туристических возможностей страны. А локомотив белорусского туризма находится на местах. Все полномочия там есть, и туристическая сфера входит в эти полномочия.
     - В Гомельской и Брестской областях был введен пятипроцентный налог на туристические услуги. Минский горисполком собирается ввести десятипроцентный налог. Для чего это сделано, ведь тем самым уменьшается количество потенциальных клиентов?
     - Введение налога направлено на улучшение положения инфраструктуры туризма. Но, по-моему, достаточно других методов и механизмов. Почему сегодня реконструкция инфраструктуры должна осуществляться только за счет централизованного бюджета? Почему не привлечь частный капитал? Согласен, что ключевые объекты, несущие культурную ценность, должны быть подконтрольны государству. Но сервисный бизнес вокруг объектов показа - прокат, сувенирные лавки, пункты питания, зоны отдыха - могли бы принадлежать частным предпринимателям. А иначе, что получается? Если вы, проживая, скажем, вблизи литовской границы, знаете, что путевка дома стоит больше, чем в Вильнюсе, то вам выгоднее купить ее там. И это вам обойдется дешевле даже с учетом стоимости дороги и визы. Просто налоговый пресс у соседей гораздо меньший. Поэтому даже 5-процентный дополнительный налог оказывает серьезное влияние.
     - Как из этой ситуации выкручиваются фирмы, ведь спрос на путевки значительно падает?
     - Наши люди творческие, из всякого положения находят выход. 5% налога нужно заплатить из общей стоимости. С туриста берут лишь часть стоимости путевки, остальное он оплачивает, что называется, на месте. Естественно, коль уменьшается общая стоимость путевки, уменьшается и сумма налога. Все довольны, кроме государства. Понимаете, 5% налога на туристические услуги - это же не налог на услуги мобильной связи: хочешь говорить - заплати налог. В туризме все по-другому. Хочешь - покупай путевку в Минске, а хочешь - в Москве или в Вильнюсе.
     - Давайте поговорим о совместных программах. Нельзя ли создать такие на уровне министерств, чтобы на местах, где пока, как я знаю, с этим делом туго, были примеры для подражания?
     - Создавать нет нужды. Мы только подсказываем. А примеры уже есть. Например, Витебск - город, у которого хорошо развиты связи с городами-побратимами. За счет этого недостатка туристов в городе нет. Возьмем Гродненскую область, граничащую с Литвой. В Литву за год приезжает 5 миллионов туристов. Так почему бы на местном уровне не встретиться, не свести гродненских бизнесменов с литовскими? Ведь общая же культура, общие традиции, общее прошлое! Комбинированные маршруты с посещением сразу нескольких государств наиболее интересны туристам и экономически выгодны для нас. Такая же ситуация с Россией: большинство маршрутов, предлагаемых российскими туроператорами, завершаются в Смоленске, Пскове. А мы спим. Почему бы нам не предложить заглянуть в Полоцк? Границы же нет. Что говорить, когда те же поляки сами предлагают: мол, создайте нам маршруты, мы приедем. Но мы не проявляем должного интереса.
     Правда, есть на то свои причины. Чтобы туристу, приехавшему в Литву, получить визу в Беларусь, надо внести достаточно высокий консульский сбор. Если он заплатит 60 у.е. за поездку в Минск плюс 60 у.е. за консульский сбор и двухдневное ожидание, вряд ли он захочет приехать снова. Когда же мы приезжаем отдыхать в Словению, нам предлагают съездить на день в Венецию без всякой визы. И власти Венеции заинтересованы в этом. Такой подход, как мне кажется, правильный и экономически выгодный. Да и политически тоже. Человек приедет в Беларусь и поймет, что у нас не так плохо, как говорят. В следующий раз, возможно, он привезет жену, детей, друзей.
      - Сейчас появляются организации, занимающиеся сельским туризмом. Вы поддерживаете развитие такого рода предприятий?
      - Несомненно. Ведь на селе наша самобытность, традиции, неповторимый местный колорит. Потенциальные "сельские" туристы - жители таких крупных городов, как Минск, где 40% жителей не имеет за городом дач и родственников на селе, а также иностранцы. Организации, занимающиеся аграрным туризмом, уже нашли много сторонников. Думаю, дело пойдет. Вот общественное объединение по развитию экологического и аграрного туризма в Пружанском районе создало фонд, объединивший фермеров, которые восстанавливают старые или создают собственные усадьбы, и предлагают жить туристам. Есть подобные примеры на Логойщине, в Осиповичах, на гродненщине. Мы крайне заинтересованы в таких общественных объединениях: они сами свои интересы лоббируют на уровне государства, и зачастую заставляют шевелиться нас госчиновников.
     - Когда звонишь в турбюро и выражаешь желание отправиться на экскурсию, например, в Полоцк, тебе говорят, мол, создавайте группу, тогда поедем. Как с этим быть, ведь это опять же потеря потенциальных клиентов?
     - К сожалению, сегодня экскурсионный туризм наиболее развит среди школьников и студентов. С ними проблем нет: они ездят группами или классами. А вот создать сборные группы, как раньше в СССР, где существовал стабильный спрос, и в турбюро были уверены, что раз в неделю наберется группа в Мир или Несвиж, теперь проблема. Это наша беда. Взрослые едут посмотреть памятник не на 15 минут, их интересует, чтобы пребывание там длилось день-два. Иначе, зачем тратить время и деньги? Как только существенно поправится инфраструктура вокруг таких предметов показа, как Мир, Несвиж, Шклов, Полоцк, Новогрудок, экскурсионное дело среди взрослых станет развиваться более активно.
     - Какие задачи поставлены перед отраслью в наступившем году?
     - Первое - это доступность информации о стране. Главным образом, через интернет. Чтобы иностранец, набравший в поисковой системе слово "Беларусь", получил максимум информации. Если кто-то не дружит с всемирной сетью, это должна быть полиграфическая продукция, распространяемая через наши посольства и диппредставительства. Второе - это получение визы без лишних хлопот. Для нашего человека трехдневное ожидание, большие очереди, возможно, явление нормальное, а для иностранца, окруженного комфортом, это неприемлемо. Третья составляющая - транспортные связи. И четвертое - граница. Иностранец не должен испытывать трудности при ее пересечении.
     Необходимо обратить внимание на развитие услуг, приносящих реальный доход. Сейчас в среднем с иностранного туриста мы берем дополнительно 170-200 долларов. Но поляки забирают 700, а то и больше!
     И, наконец, защита рынка. Мы должны заботиться о производителе национального турпродукта. Вот пример по автобусам. Литовцы пригоняют свои. Забирают наших туристов и на новых красивых машинах везут на юг. Мы не в состоянии выдержать конкуренцию, поскольку должны оплатить сверху 55% стоимости автобуса (в Литве данная налоговая ставка нулевая). Да и по комфортабельности наш транспорт уступает. Поэтому при прочих равных именно нашим фирмам следует выделять льготы, кредиты, то есть всячески поддерживать.
     - Сейчас у нас достаточно фирм, многие из которых не отличаются, скажем так, надежностью. Как быть с такого рода предприятиями?
     - Ну, это зависит, в первую очередь, от наших граждан. Мы порой деньги отдаем, а взамен ничего не требуем. необходимо обязательно заключить договор между клиентом и продавцом, где бы четко были оговорены все условия. Тогда проще добиваться правды даже в судебном порядке. Прежде чем выбирать фирму, надо разведать: если фирма на рынке лет десять и до сих пор не закрылась, значит, она надежна. Если существует год, ее никто не знает, но там вроде как на 20 долларов дешевле - будьте осторожны. Если вам не выдают туристический ваучер - документ строгой финансовой отчетности - так и считайте, что фирма халтурит. Она может продать путевку, а завтра закрыться. Плюс ко всему, надо проверить, сколько лет фирма на рынке той страны, куда вы хотите поехать. Если она только начинает работать там, то лучше обратиться в молодую фирму, но с большим опытом работы именно в этой стране.
     -Какова доля туристско-экскурсионных услуг от общего объема услуг, предоставляемых услуг?
     - Если в 2002 году - 0,4%, то в 2003 - 0,7%. Это очень мало. Но верю, что мы способны добавлять по 1% в год.
     P.S. Вчера состоялось бизнес-совещание по вопросам и проблемам туризма. Об итогах читайте в следующем номере.
|