|
"Газовый" конфликт уже не только "газовый"
Ольгерд ТЫШКЕВИЧ,
политический обозреватель "ЭН"
     
Симметрия - закон природы, но не политики. В межгосударственных отношениях часто бывает, что атакованная на каком-то направлении страна берет реванш в иной сфере.
     
В сегодняшнем номере "ЭН" мой коллега Тарас Никольский призывает прикинуть плату за содержание на нашей территории российских военных баз. В контексте очередной "газовой" атаки на Беларусь это вполне логично, и, уверен, такая мысль приходит в голову не только журналистам. Перечень, чем "ущучить" в ответ, можно продолжить. Очень немалых денег, к примеру, стоит совместная белорусско-российская граница на западе.
     Чем может обернуться "газовый" конфликт, прекрасно понимают и в Москве. "Газпром" там, конечно, важное, но не единственное влиятельное ведомство, и то, что хорошо для "Газпрома", далеко не всегда хорошо для иных важнейших государственных служб и структур.
     Визит в Минск на прошлой неделе секретаря Совета безопасности России Владимира Рушайло был в этом плане весьма красноречив. Конечно, во время его встреч с Президентом Александром Лукашенко, белорусским коллегой Геннадием Невыгласом, председателем комитета пограничных войск Александром Павловским и министром внутренних дел Владимиром Наумовым речь специально не шла о "газовом" конфликте. Но его неразрешенность и острота, несомненно, ощущались в атмосфере переговоров. Что скрывать: Беларусь зависит от России энергетически. Но и Россия зависит от Беларуси военно-стратегически. И не наша страна сейчас сдвинула чашу этих весов.
     Пока какого-то ассиметричного ответа на очередную "газовую" атаку с востока не предвидится. Готов к подписанию Договор о внешней границе Союзного государства и ее охране. Россия передаст Беларуси зенитные комплексы С300 в безвозмездное пользование. Тем самым укрепится единая система противовоздушной обороны двух стран. Словом, визит Владимира Рушайло в Минск прошел результативно. Беларусь продемонстрировала готовность и впредь эффективно охранять западную границу Союзного государства, а также поддерживать свои оборонные возможности на уровне, отвечающем стратегическим интересам России.
     Это не может не учитываться Кремлем при разрешении проблемы газовых поставок в нашу страну. Собственно, первый шаг для достижения взаимоприемлемого компромисса уже сделан. Передача Беларуси дорогостоящей современной боевой техники и расходных материалов к ней способна с лихвой компенсировать дополнительную сумму, которую придется выложить "Газпрому" за покупку газа на его условиях. Затратить больше в энергетике, но еще больше сэкономить в оборонном бюджете - отнюдь не худший вариант для нашего государства.
     Но это будущее, хоть и близкое. Настоящее же таково, что рыночная цена на газ в январе сложилась для Беларуси на уровне 46,7 доллара за тысячу кубических метров. Пришлось менять внутренние тарифы, иначе дефицит средств в энергосистеме составит 18 миллионов долларов в месяц. На днях правительство вынуждено было объявить, что с 1 января 2004 года все предприятия, кроме сельскохозяйственных, будут платить за газ почти на четверть, а за электрическую и тепловую энергию более чем на пятую часть больше, чем прежде. Это, несомненно, увеличит себестоимость продукции и снизит инвестиции в основной капитал, которые в прошлом году были как никогда интенсивными.
     Главный социально-политический вопрос "газового" конфликта - удастся ли правительству избежать сейчас снижения уровня жизни в стране. С 1 февраля в среднем на 17,6 процента увеличены пенсии. Рост бюджета прожиточного минимума сулит скорое повышение минимальной заработной платы. Но только на перерасчет пенсий дополнительно потребуется 52 миллиарда рублей в месяц. Поэтому торги с "Газпромом" за более приемлемую цену поставляемого газа продолжаются.
     Кремль всеми силами пытается представить спор о поставках газа в Беларусь всего лишь конфликтом интересов двух хозяйствующих субъектов, который они должны разрешить сами, а не выносить на уровень президентов. Но представлять "газовую" атаку банальной ссорой продавца и покупателя из-за цены Москве все труднее. Занервничали влиятельные в России военно-промышленный комплекс и силовые министерства, для которых Беларусь очень много значит. Об этом как раз и свидетельствует визит Владимира Рушайло в Минск.
     "Блицкрига" не получилось. Минск выигрывает в "газовом" конфликте информационную войну и войну нервов, что очевиднее с каждым днем. Желая прекратить не приносящий очки спор "субъектов хозяйствования" и одновременно "сохранить лицо", российский президент Владимир Путин поручил министру финансов Алексею Кудрину "подумать о предоставлении кредита Беларуси для решения газовой проблемы". Речь идет о кредите в 120-160 миллионов долларов, который должен покрыть разницу между льготной и рыночной ценой на поставляемый в нашу страну газ.
     Но еще большой вопрос, надо ли эти деньги брать. Условия их предоставления пока неясны. А "газовый" конфликт все больше перестает быть "газовым" и постепенно распространяется на военно-стратегическую и геополитическую сферы взаимоотношений двух государств. Здесь позиции Беларуси неизменно сильны. И компенсационный пряник, который спешно привез в Минск Владимир Рушайло, явно не последний.
КОММЕНТАРИИ...
Андрей МАРЧЕНКО
     
АФГАНСКАЯ ПОБЕДА АМЕРИКИ
     
На таджикском полигоне Ляур 201-я российская мотострелковая дивизия провела командно-штабные учения "по борьбе с международным терроризмом". Основной задачей дивизии являлось прикрытие погранзастав в случае прорыва больших групп боевиков со стороны Афганистана. В маневрах участвовала и оперативная группа представителей силовых структур Таджикистана.
     Даже в самих США известно, что в ходе начатой в 2001 году антитеррористической операции в Афганистане воинство "Талибана" своего существования отнюдь не прекратило. В минувшем году, по оценкам служащих в Таджикистане российских военных, попытки воссоздания боевой структуры талибов достигли определенного результата. "Разгромленный американцами", как иронизируют российские офицеры "Талибан", снова становится серьезнейшим фактором нестабильности в регионе.
     Согласно обнародованным в ноябре прошлого года выводам экспертов Управления администрации президента США по контролю за наркотиками, после свержения правительства талибов площади маковых посевов в Афганистане, урожай которых используется для производства морфина и героина, возросли в 36 раз и составили 152 тыс. акров (впрочем, ООН оценивает их в 200 тыс. акров). Только за последний год территории, покрытые маковыми полями, расширились в два раза (в 2002 г. под ними было 76,9 тыс. акров). До начала антитеррористической операции маковые посевы занимали в Афганистане 4,21 тыс. акров.
     СПИСОК САДДАМА
     В иракском правительстве подтвердили подлинность "нефтяного списка" Саддама.
     Опубликованный в иракской газете al-Mada список компаний и организаций, которые получали от правительства Саддама Хусейна контракты на поставку нефти, является подлинным. Об этом сообщил высокопоставленный источник в Министерстве нефти Ирака, передает Лента.ру.
     Между тем Правительственный совет Ирака начал расследование в связи с публикацией в al-Mada, сообщается на сайте газеты Financial Times. С этой целью будет создана специальная комиссия из представителей правового и финансового комитетов Правительственного совета. Главой финансового комитета является Ахмед Чалаби - лидер Иракского национального конгресса, сыгравшего ключевую роль в подготовке публикации "нефтяного списка" Хусейна.
     В американской администрации Ирака заявили, что расследование обстоятельств появления "нефтяного списка" не входит в полномочия оккупационных властей и должно быть проведено исключительно силами самих иракцев.
     Как утверждает al-Mada, Хусейн давал взятки нефтью 270 компаниям и организациям из 50 стран мира. В списке фигурирует Министерство иностранных дел России, администрация Чеченской республики, Русская православная церковь, партии ЛДРП и КПРФ, а также почти все крупнейшие российские нефтяные компании. В списке, который напечатала al-Mada, есть шесть посредников из Беларуси. Газета, однако, не указывает даты контрактов. По сведениям издания, руководитель президентской администрации Беларуси получил контракт на 6 миллионов баррелей нефти. Компания "Лада" получила 2 миллиона баррелей, компания "Белфарм" - 4 миллиона, а компания, название которой написано как "Белменал", - 14,2 миллиона баррелей. В списке фигурируют и две политические партии - по-арабски они названы как "Либеральная партия" (6 миллионов баррелей) и "Белорусская коммунистическая партия". Напротив последней объем контракта почему-то обозначен как 7 тонн, что во много раз меньше чем в остальных случаях. Одна тонна сырой нефти равна примерно 7 баррелям.
На торгах у всего есть цена
Тарас Никольский,
экономический обозреватель «ЭН»
     
В том, что Беларусь договорилась с независимой компанией "Итера" о поставках газа в феврале, содержатся две новости - хорошая и плохая. Хорошая: до конца зимы не замерзнем и не остановим промышленность. Плохая: договор с основным поставщиком голубого топлива "Газпромом" пока так и не заключен. Впервые за последние 44 года монополия не поставляет газ в нашу страну. Она готова продавать нам свою продукцию по внутрироссийским ценам только в обмен на контроль за "Белтрансгазом". Иначе требует по 50 долларов за тысячу кубических метров голубого топлива. Зато за экспортный транзит своего энергоносителя через Беларусь согласна платить лишь 73 цента за тысячу кубометров на 100 километров вместо предлагаемого с нашей стороны тарифа в 1,09 доллара.
     
Но сегодня уже почти не осталось сомневающихся в том, что не цена на газ и не тариф на его прокачку стали причиной откровенного энергетического шантажа нашей страны. В основе конфликта - нежелание Беларуси задешево продать "Белтрансгаз". Наше государство на это упорно не идет. За прошлый год российские поставки голубого топлива оплачены на 106 процентов, то есть частично уменьшены и старые долги. В текущем году страна готова импортировать газ по более дорогой цене, чем в прошлом, но контроль над "Белтрансгазом" сохранить.
     Лично у меня такая позиция вызывает уважение и одобрение. Хотя в некоторых изданиях уже поспешили сравнить ключевой элемент отечественной экономики, каковым без сомнений является "Белтрансгаз", с никому не нужным металлоломом, который Президент и правительство невесть чего не сбывают побыстрее с рук. Странно читать под такими публикациями фамилии с учеными степенями. Как будто публикаторам невдомек, что энергетика белорусской экономики почти целиком газовая, и что газ подается по трубам "Белтрансгаза". А значит тот, кто контролирует "Белтрансгаз", контролирует и белорусскую экономику. И технически нашему газопроводу еще далеко до состояния металлолома. Износ основных фондов здесь чуть выше 50 процентов. Их замена - не самая главная сегодняшняя задача в газовом хозяйстве страны.
     А как вам нравится попытка пророссийской части белорусской прессы припугнуть родное правительство строительством Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря?
     Я не поленился взять циркуль и карту. Сколько ни мерил - все равно получается, что путь посуху через Беларусь короче, а значит дешевле. К тому же прокладка газопровода по морскому дну и обслуживание его там, в агрессивной среде, требуют столь огромных средств, что 5 миллиардов долларов, в которые оценила наша страна "Белтрансгаз", кажутся в сравнении с ними очень умеренной суммой. Что делает "донный" проект очень похожим на блеф, часто применяемый в торговых войнах.
     Не конкурент белорусскому газовому пути и украинский. Наш обслуживает север Европы, а соседский - юг. Это совершенно разные энергетические рынки. Что также не мешало бы узнать советчикам продажи "Белтрансгаза" за копейки.
     Конечно, пакет акций этого предприятия можно и нужно продать и тем самым выполнить договоренность в рамках Союзного государства. Но, во-первых, стоимость нашего национального достояния не должна соответствовать цене оберточной бумаги. А во-вторых, пакет акций на продажу ни в коем случае не должен быть контрольным. Иначе мы продадим суверенитет своего государства.
     Страшно ли то, что белорусской экономике придется потреблять газ по более высокой цене? Я писал об этом в прошлом номере "ЭН" и готов повторить вновь: в конечном итоге избавление от наркотика дешевых энергоресурсов только пойдет на пользу нашему хозяйству. Оно подтолкнет назревшие преобразования, заставит всерьез заниматься повышением конкурентоспособности производства.
     По оценкам экспертов, в стране около 300 структур поныне кормятся от бартера за газ. Сбивают цены на российском рынке на ходовую белорусскую продукцию, нередко оценивая ее при реализации ниже себестоимости. Жируют на "откате", получаемом "черным налом".
     На мой взгляд, первым шагом к тому, чтобы спокойно и даже с пользой пережить повышение цен на газ, должен стать категорический отказ от товарообменных операций на белорусско-российском энергетическом рынке. Каждый должен платить по своим счетам деньгами. Мы - за потребленные энергоресурсы, они - за транзит через нашу страну. С руководителем "Газпрома" Алексеем Миллером вполне можно согласиться. Период романтизма действительно завершился.
     В этой связи почему бы не прикинуть и плату за содержание на нашей территории российских военных баз? Как известно, космодром Байконур в казахских степях ежегодно обходится Москве в 200 миллионов долларов. Объекты первого этапа уничтожения в случае масштабного военного конфликта явно стоят не меньше. Потому что в случае все того же конфликта ставят Беларусь под удар.
     Коль начались торги, всему надо знать реальную цену. Конечно, этим знанием не всегда можно и нужно воспользоваться. Потому что помимо экономики есть еще и политика. Но она - дама изменчивая. Постоянны же только интересы. Которые совсем не помеха добрососедским, межгосударственным, дружеским, деловым, межличностным, торговым, братским и другим нормальным человеческим взаимоотношениям.
|