N 9 (341)
27 февраля - 4 марта 2004 года



НАЙТИ:на:








      N 9 (341) 27 февраля - 4 марта 2004 года

КРИМИНАЛ

Дам взятку в хорошую руку,
или Особенности белорусской коррупции

Оксана ЯНОВСКАЯ

      Противодействие коррупции – приоритетное направление работы Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Об итогах работы в 2003 году и перспективах на нынешний беседуют наш корреспондент и заместитель начальника КБОПиК МВД РБ Геннадий Гриневич.

      - Комитет преобразовывается в главное управление. Не повлечет ли это за собой увеличения штатной численности сотрудников?
     
- При реорганизации произойдет перераспределение сотрудников по наиболее приоритетным направлениям работы. Налогоплательщики иногда любят упрекнуть милицию, что содержат ее. Это так и в то же время не совсем так. Одним из основных показателей работы правоохранительных органов является возмещение материального ущерба. Фигуранты по уголовным делам, возбужденным по нашим материалам, – крупная дичь. И, соответственно, обманывали государство, каждого налогоплательщика на очень крупные суммы. В прошлом году по оконченным уголовным делам в отношении коррупционеров возмещение материального ущерба составило 61 %, или почти восемь миллиардов рублей. В бюджете на нашу службу выделена меньшая сумма.

     - Рядовому налогоплательщику не совсем понятно, почему взяточников изобличают сотрудники Комитета по оргпреступности и коррупции и управлений по борьбе с экономической преступностью. Не получается ли, что эти службы дублируют друг друга?
     
- Вопрос о дублировании службы БЭП всесторонне изучался в ходе подготовки к проведению реорганизации. Пришли к мнению, что нет этой проблемы. Сегодня преступность настолько изобретательна и так изящно впутывает в свои сети самых разных людей, что противостоять ей могут только очень грамотные, всесторонне подготовленные сотрудники.

     - Расскажите, пожалуйста, подробнее о результатах работы вашего подразделения в прошлом году?
     
- В прошлом году на основании оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками нашего управления, к уголовной ответственности было привлечено 331 должностное лицо. Из них 21 человек занимал ответственное положение. Например, заместитель главы администрации одного столичного района, заместитель председателя райисполкома, следователь, прокурор района, сотрудник управления департамента финансовых расследований. Одним из наиболее резонансных было дело о взятках в Гомельском университете. Дела по взяткам в вузах обычно долго расследуются, так как на одного фигуранта иногда приходится по 10-20 фактов.

     - В Государственной программе по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 годы отмечается, что наиболее распространены эти негативные проявления в сферах образования и здравоохранения, в контрольно-разрешительной системе, правоохранительных и налоговых органах. Сохранилась ли эта тенденция?
     
- Есть некоторые положительные изменения, ведь госпрограмма принималась в 2001 году. Практически нет злоупотреблений при регистрации субъектов хозяйствования и лицензирования тех или иных видов деятельности. Не скажу, что в этом исключительно наша заслуга. Были внесены изменения в законодательство, которые где-то либерализировали процесс регистрации, а где надо - ужесточили. Сегодня уже невозможно зарегистрировать фирму-«однодневку» для отмывания незаконных доходов на подставное лицо. Правда, в ходу другие трюки. Но мы о них знаем и работаем в этом направлении.

     Серьезную обеспокоенность вызывает число злоупотреблений в таможенных органах. Провоз груза без надлежащего оформления и, соответственно, ухода от пошлин и налогов, выдача документов, позволяющих легализовать валюту, доходит даже до организации «коридора» на таможне. Заметьте, что одно преступление тянет за собой другое: сначала ввоз контрабандного товара, затем – легализация заработанной валюты. Сотрудниками столичного управления, ОБЭП Партизанского РУВД были задержаны несколько бывших ответственных сотрудников Таможенного комитета и руководителей коммерческих структур, которые на протяжении прошлого года осуществляли таможенное оформление грузов по подложным документам, чем причинили ущерб государству в сумме 1,5 млрд рублей. В отношении них возбуждено несколько уголовных дел, в том числе по статье 285, часть 3 УК РБ – создание преступной организации либо участие в ней.

     В январе же сотрудниками УКБОПиК по Минску и Брестской области были задержаны сотрудник таможни «Западный Буг», два посредника – учитель и неработающий гражданин, а также столичный предприниматель, который заплатил 2.200 долларов за незаконное оформление таможенного удостоверения о ввозе на территорию Беларуси 100 тысяч долларов США.

     - Геннадий Евгеньевич, в последние годы вступительная кампания в вузы проходит под контролем специальной государственной комиссии. Можно ли говорить об уменьшении количества злоупотреблений при поступлении в вузы?
     
- Злоупотреблений действительно стало меньше, но о полной победе над коррупцией в отдельно взятой сфере говорить не приходится.

     - Многие люди настолько привыкли решать все проблемы через взятку, что уже даже мошенники зарабатывают на этом пороке.
     
- Чаще всего мошенник находит себе «объект» в окружении абитуриента и предлагает помощь в поступлении. Говорит, надо дать взятку должностному лицу вуза. Благодетель объясняет, что это должностное лицо решает вопросы только через посредника, то есть через него. Если человек соглашается на эти условия, то мошенник называет сумму и берет процентов 30% предоплаты, а после поступления – оставшуюся часть денег. Если абитуриент не поступил – возвращает деньги. Мол, проверка нагрянула, ничего не смогли сделать. Таким же образом предлагают подкупить следователя, судью родственникам подследственных. Реально же мошенник, скорее всего, даже не знаком с преподавателями или чиновниками, которым подстрекал дать взятку. Налицо два преступления: подстрекательство к даче взятки должностному лицу и мошенничество. Таких дел в последнее время возбуждается немало.

     - Вам приходится бороться с хорошо замаскированной, скрытой преступностью. Чаще всего выявляете преступления на основании заявлений граждан или по оперативной информации?
     
- Пока приоритет за оперативной информацией. Не каждый пойдет на то, чтобы написать заявление в правоохранительные органы. Полагаю, по причине страха: а вдруг необъективно разберемся, а не стало бы хуже, чем было. Сегодня у меня на приеме был гражданин, у которого должностное лицо вымогает 500 долларов. Мы долго беседовали, я объяснял все нюансы, правовые последствия. А человек спрашивает, можно ли подумать - писать или не писать заявление. И он думает: может, проще дать 500 долларов и «вызволить» автомобиль за 2.500? Не знаю, какое он примет решение. Мы не вправе требовать, чтобы он написал заявление. Но я знаю абсолютно точно, когда у человека нет денег, а у него их требуют за то, что обязаны сделать бесплатно, тогда он идет к нам за помощью.

     Коррупция есть в любой стране. Эксперты утверждают, что ее индекс зависит от благосостояния страны. Не буду спорить с этим. Применительно к нашим условиям, главной причиной мне кажется терпимость людей ко всякого рода правонарушениям.


Пьяный – под контролем?

Наташа КОСТКО

     Как мы боремся с пьянством на ответственной работе

      В нашем обществе вопрос пьянства давно уже набил оскомину. Впрочем, одно дело говорить, а другое – принимать меры. Формы борьбы, как показывает опыт, могут быть самые разные.

     Так, представители коллектива «Минскпассажиравтотранса» на общем собрании решили включить в коллективный договор дополнительный пункт о прохождении работниками авторемонтных мастерских и других структурных подразделений спецмедконтроля на употребление алкоголя, наркотических и токсических средств. Контроль проходят ежедневно за 15 минут до окончания смены в здравпунктах, расположенных на территории автопарков.

     Один в поле воин?

     Не все работники предприятия согласились с таким дополнением в коллективный договор. Электрик РСУ Игорь Эскин практически сразу принципиально отказался от прохождения спецмедконтроля. «Я не спорю, - говорит он, – что сама по себе идея контролировать состояние работников неплохая. Однако с ее реализацией возникает много вопросов. Например, как около 200 человек за 15 минут могут пройти медосвидетельствование? При таком количестве людей не соблюдаются даже элементарные нормы гигиены. К тому же рабочий, все-таки выпив в рабочее время, может просто не проходить контроль. Как правило, за это его ожидает лишение премии. Так, лишившись премии в начале месяца, в оставшиеся дни он тоже может не проверяться в здравпункте, потому что материально с него уже ничего взыскать нельзя. А более серьезные меры дисциплинарных взысканий не применяются. Почему я, непьющий, должен проходить спецмедконтроль? Поскольку меня за игнорирование этого обязательства лишили, как я считаю, на незаконных основаниях премии, я обратился с иском в суд Московского района г.Минска. Суд мой иск отклонил, а на предприятии в отношении меня началась моральная травля. Я подал иск в Минский городской суд, который вынес решение отменить выговор и вернуть премию. Чем пьяный рабочий отличается от пьяного инженера?».

     Мнение юриста

     По словам Ларисы Сивкович, юриста Бюро Социальной информации, коллективный договор, заключенный на автопредприятии, предусмотревший необходимость прохождения работниками проверки на наличие алкоголя, на первый взгляд, укладывается в рамки локального нормативного акта.

     Однако организация работы по проведению такой проверки вступает в противоречие с пунктом 5 статьи 364 Трудового кодекса о создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья.

     Если 150 человек подряд «подышут» в один стакан, который при этом не подвергается санобработке, то вряд ли они все останутся здоровыми. Это во-первых.

     А во-вторых, проверяющий должен обладать сверхестественными способностями, чтобы за 15 минут вообще определить кто пил, а кто только чесноком лакомился.

     Кроме того, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2002г. № 1173 «Об утверждении Положения о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсических средств и состояния опьянения», освидетельствование производится в специальных кабинетах наркологических диспансеров, в наркологических кабинетах районных территориально-медицинских объединений, в приемных отделениях лечебно-профилактических учреждений и передвижных наркологических пунктах психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, имеющими специальную подготовку по диагностике алкогольного, наркотического и токсического опьянения. «Минсктранс»:

     «Инициатива была снизу»


     Свою точку зрения на эту проблему высказали представители руководства предприятия - председатель профкома Геннадий Герцик и начальник юридического отдела Регина Иванникова. «Этот пункт в коллективном договоре действует уже около шести лет. И самое главное, что инициатива введения таких мер исходила от водителей Автобусного парка №5. Водители, в соответствии с приказом МВД, в любом случае проходят медицинский контроль на алкогольное опьянение, так как они ответственны за жизнь пассажиров. Но, позвольте спросить, разве слесарь, который проводит техобслуживание транспорта, не ответственен в такой же мере за людей? Если он, будучи пьяным, плохо закрутил гайку, и у автобуса, не дай Бог, отлетело колесо, почему за его халатность должен быть наказан водитель? Все санитарные нормы выполняются, и к тому времени, когда рабочие идут на медконтроль в специальные здравпункты на территории автопарков, водители его уже прошли, поэтому большого скопления людей тоже нет. И делается это в рабочее время.

     Возможно, за нарушение дисциплины взыскания для рабочих не такие строгие, как для водителей, но провинившиеся наказываются вплоть до увольнения. И такие случаи были.

     В конце марта мы будем заново утверждать коллективный договор, и, возможно, пункт о прохождении медконтроля рабочими в него не войдет. Однако если сами рабочие выскажутся за его необходимость, он будет сохранен».

     По словам председателя профкома Автобусного парка №1 Сергея Васильца, сразу после принятия решения о медконтроле текучесть кадров была очень большой и заметно снизилась в последнее время. Важный момент в этом еще и возможность следить за общим состоянием работников, среди которых есть люди, страдающие сахарным диабетом, эпилепсией, гипертонией.

      Кто виноват в том, что рабочих довели до такого состояния, что они вынуждены проходить медицинское освидетельствование на алкоголь, и кто, в то же время, будет отвечать за последствия плохо закрученной пьяным слесарем гайки?




Каталог+поисковая система КАТАЛОГ+РЕЙТИНГ -> Добавь свой сайт Rating All.BY


Copyright © 2003 - 2004 «Экспресс НОВОСТИ»
Hosted by uCoz