|
Свадьба по правилам
Наташа КОСТКО
     
У нас у всех есть хотя бы примерное представление о том, как надо провести свадьбу, чтобы было “как у людей”. И вряд ли кто-то скажет точно, откуда оно появилось. Что-то слышали, где-то видели, о чем-то читали. Вполне нормальный способ получения культурного наследия своего народа. Только вот насколько полная у нас информация, правильно ли мы ей распоряжаемся, и стоит ли вообще привязывать свадебное торжество к традициям?
Народная мудрость
Оказывается, кроме традиционного не видеть невесту до свадьбы или бросать подружкам букет, существует еще масса условностей, познакомиться с которыми можно скорее из интереса, нежели из желания их реализовать. Потому что некоторые из них выглядят совсем уж забавными. Например, перед сном накануне свадьбы надо положить под подушку зеркало, надеть наизнанку ночную сорочку, натереть лоб лимонной коркой, взять веточку розмарина и веточку тимьяна, спрыснуть их три раза водой и положить по растению в обувь, которую надо поставить в ногах своей кровати.
Также советуют за несколько дней до свадьбы положить обручальные кольца в пакетик, залить водой и спрятать в морозильник, чтобы молодые в жизни были так же сильно скреплены.
Впрочем, это еще цветочки. Главное - в день свадьбы суметь удержать в памяти все условности и требования.
Так, невеста обязательно должна надеть что-нибудь старое, что-нибудь новое и что-нибудь одолженное у подруги. Для будущей счастливой жизни ей желательно поплакать и не позволять подругам становиться впереди себя перед зеркалом, дабы не увели любимого. Перед отправлением в ЗАГС невеста, желающая, чтоб ее сестры быстрее вышли замуж, должна слегка потянуть за скатерть, которой покрыт стол, а также успеть украдкой съесть с женихом на двоих шоколадку, чтобы совместная жизнь была сладкой. После бракосочетания молодым нужно посмотреться в одно зеркало. Говорят, что хорошо положить под порог замок перед отъездом молодых в ЗАГС, а по их возвращении закрыть замок, ключ забросить подальше, а замок хранить.
Есть и ряд нехороших примет. Плохо, когда объявляют о предстоящем браке в конце одного квартала года, а брачуются в начале следующего, а если в среду или пятницу – и того хуже. Классика плохих примет – упавшее кольцо и сломанный каблук. Гостям не советуется дарить на свадьбу наборы ножей и вилок, а мужу и жене нельзя есть с одной ложки.
Приметы обещают стать “хозяином в доме” тому из молодоженов, кто первый ступит на ковер в зале ЗАГСа или в церкви перед алтарем, кто наденет другому кольцо до самого основания пальца или кто откусит больший кусок каравая, которым родители встречают из ЗАГСа молодых.
Мировое наследие
В Азии, Европе и Америке свадьбы отмечают немного по-другому.
У венгров, к примеру, существует танец денег: желающие потанцевать с невестой кладут в ее туфельки, выставленные на середину комнаты, деньги. В Германии по окончании праздника гостям дарят носовые платки, чтобы они могли завернуть в них оставшуюся от праздника еду. Жених-словак дарит своей невесте четки, молитвенник, пояс верности с тремя ключами, меховую шапку и серебряное свадебное кольцо. А вот его фиджийский коллега должен подарить отцу невесты зуб кита как символ богатства и общественного положения. В Малайзии ни один уважающий себя гость не придет на свадьбу без сваренного вкрутую яйца, означающего богатство.
На Филиппинах во время церемонии молодых обвязывают белым шнурком, в Мексике - лассо.
Платье китайской невесты непременно красного цвета, а самоанской - сделано из коры тутового дерева. В Пакистане невеста покидает родительский дом с Кораном на голове. А в Японии невеста в день свадьбы едет к жениху, и при этом голова ее покрыта платком, который скрывает присущие любой женщине “рожки ревности”. Выпитые каждым девять глотков сакэ делают японцев мужем и женой. У афро-американцев этот обряд еще проще – надо вдвоем перепрыгнуть через метлу. Обряд этот берет начало еще со времен рабства.
В Финляндии немного другим выглядит обряд кидания букета. Там невеста, у которой завязаны глаза, одевает наугад одной из танцующих вокруг нее незамужних подружек корону со своей головы.
Новое – хорошо
забытое старое
Помните? Лет двадцать назад ни о каких традициях в стенах ЗАГСа речь и не шла: создание основной ячейки общества носило исключительно официальный характер. Около пятидесяти лет назад, скорее, правда, по бедности, роспись в сельсоветах тоже не сопровождалась никакими обрядами. Сегодня все по-другому. Будущим супругам под диктовку перечисляется список необходимых аксессуаров, главный из которых – ручник. В разных городах ритуал с ручником приобретает разные формы. Где-то молодые на ручник становятся во время церемонии, где-то им скрепляют руки, где-то жених и невеста проходят под поднятым крестными родителями ручником. Бракосочетание стало более домашним и интересным.
Все один к одному?
Галина работает тамадой около 20 лет. Она говорит, что влияние любых традиций усиливается по мере удаленности от больших городов. И наоборот, городской житель, особенно если он бывал во многих местах, легче принимает нововведения и проще относится к соблюдению традиций. “Для меня самое главное - уметь угадать пожелания людей, - отмечает Галина. - Традиции - это прекрасно и замечательно, но только когда они соответствуют современности. Вот посмотрите: раньше ездили на наряженной тройке, а невеста надевала красное платье. Теперь ездят на автомобиле, но его по-прежнему наряжают, и невеста хоть и в белом платье, но оно красное, то есть красивое. Так почему же мы другим традициям не хотим придать современную форму? Выдергиваем из тех времен и в точности исполняем или, наоборот, изменяем так, что они теряют смысл.
Я каждый раз готова насмерть стоять в отношении обряда с караваем. Так как свадьбы теперь, в основном, празднуются один день, подарки часто дарят в начале. А раз по традиции подарками “выкупался” каравай, то и его начинают делить до того, как сесть за стол. И что получается? Это затягивается хорошо, если на час. Гости не знают, куда себя деть, да и кому захочется есть сладкое, если чарочка налитая стоит? Потом выясняется, что на столе уже нет места, куда деть свой кусок каравая, его кладут на подоконник и там же забывают. Зрелище довольно жалкое.
То же самое с традицией обходить жениху и невесте трижды стол. Представьте себе стол на 120 приглашенных. Мало того, что большой, так он еще и стоит близко к стенам. И каково невесте в нарядном платье пробираться по этому проходу? Традиции нужны, но делать надо все обдуманно”.
Надеюсь, что весь этот поток информации не сделает жизнь жениха и невесты накануне свадьбы еще труднее. Традиций много, они предполагают не только определенное поведение, но и определенный внешний вид. Если задаться целью соблюсти непременно все пожелания прабабушек, наверное, получится каша. Сегодня на смену всем запылившимся отголоскам прошлого приходит одно универсальное правило – все должно быть красивым, а гостям - весело. В этом смысле рынок предложения у нас весьма обширный, даже специализированная выставка “Невеста” проводится каждую весну. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Бить - не значит любить
Ольга НЕЖДАННАЯ
     
В Испании имама Мустафу судят за призыв применять розги к непокорным женам. Женские организации дружно подали на него в суд после выхода книги, в которой Мустафа рекомендует мужьям-мусульманам бить своих жен, если те не слушаются. Делать это следует не как попало, а по науке: «Не стоит бить жену по лицу, животу, груди и голове, а также использовать слишком тяжелую палку, от которой могут остаться кровоподтеки и шрамы». Имам предложил изящный выход – розги. Если стегать ими злодейку по ступням, то воспитательный эффект есть, и товарный вид сохранен.
Что скрывать, в Беларуси явление, которое характеризуют термином «домашнее насилие», тоже распространено. Вероятно, книга сурового служителя мусульманского культа нашла бы своего читателя и в нашей стране.
Почему люди не летают, как птицы?
Федор был вторым мужем Валентины. С первым как-то не заладилось, но разошлись тихо и мирно, не создавая друг другу лишних проблем. Казалось, вот наконец-то оно, счастье. Федя, хоть и вернувшийся после очередной «отсидки», не пил, устроился на работу, да и сына от первого брака никак не ущемлял.
Только, видно, не судьба. Карточный домик иллюзий рухнул после первой неудачи мужа на работе. Кроме резкого уменьшения материальных ресурсов, Валя вдруг резко ощутила силу рук своего ненаглядного. И, как говорится, понеслось... С периодичностью раз в неделю соседи просыпались от истошных криков «неправильной» жены, которая все никак не желала перевоспитываться под чутким руководством мужа. Во время одной из таких супружеских бесед Валя, убегая от разъяренного супруга с ножом в руках, сиганула с балкона третьего этажа. Благо, была зима, и сугробы смягчили удар от падения. Так что отделалась не опасными для жизни переломами. Самое удивительное во всей этой истории то, что сразу из больницы Валентина бросилась в отделение милиции освобождать мужа. Мол, не виноват он, сама бросилась. Перевоспиталась?..
В России от домашнего насилия ежегодно гибнут 14 тысяч женщин и около 2 тысяч детей. По Беларуси подобной статистики нет, однако это вовсе не означает, что обозначенное явление для нас - «язва прошлого». Только в минувшем году в женский кризисный реабилитационный центр ОО «Радислава» обратились 1.320 человек. Как отметила директор центра Татьяна Николаевна Шило, это, естественно, не все жертвы насилия. По данным исследований, только 3-5 процентов от общего числа пострадавших обращаются в различные учреждения за помощью, независимо от того медицинская она или психологическая. По большей части люди просто боятся доверить кому-то подобную информацию, считают, что если придать ее огласке, будет еще хуже.
Еще больше поражает тот факт, что большинство женщин, подвергшихся насилию, считают, что это заслуженно, и испытывают чувство вины.
- Чаще всего свою «виноватость» во всех человеческих грехах женщина начинает чувствовать, когда резко сужается круг ее интересов, – говорит Татьяна Николаевна. – Она уже несвободна, а значит, должна быть ответственна перед кем-то. Она зависима, причем постоянно. Вот поэтому, когда муж, придя с работы, спотыкается о тапочки и устраивает чудовищный скандал по поводу неаккуратности жены, она почти во всех случаях будет думать, что виновата только она. Ведь не убрала же...
К слову, «домашнему насилию» могут быть подвержены не только женщины, но и все, кто слабее – старики, дети. Западные специалисты еще более 30 лет назад, когда начинали борьбу с этим общественным пороком, сформулировали следующее определение. Домашнее насилие – это система поведения одного члена семьи для сохранения власти и контроля над другим. Для этого используются эмоциональные, психологические методы давления, манипуляция, изоляция, угрозы, ну и, конечно же, сила. Так что расхожее мнение о том, что, если не бьет, так и хорошо, просто является очередным стереотипом.
Такой же миф - убеждение большинства, что домашнему насилию подвергаются только члены семей с низким образовательным уровнем и таким же материальным достатком. Однако Варфоломеевские ночи своим семействам устраивают и вполне благополучные отцы. Вот у одной моей знакомой парень - вполне интеллигентный молодой человек, получает образование в ведущем вузе страны, но тем не менее периодически оставляет на возлюбленной эдакие синевато-зеленые «метки». Причем делает это все вроде как в шутку, с улыбкой на лице. А она радуется, когда благоверный приговаривает: «Моя девушка, что хочу, то и делаю!» Интересно, по-другому ощутить свою значимость для любимого человека можно?
Самое неприятное: насилие носит цикличный характер. У него своеобразная амплитуда нарастаний и падений. Недаром в народе говорят: «Милые бранятся – только тешатся». Так и получается – в порыве злости ударил жену, выпустил пар. На следующий день не то совесть замучила, не то на самом деле чувства усилились, потому появляются в доме цветы и подарки, забота и внимание. Жена в очередной раз осознает, что били и унижали ее за дело. Именно по этой причине, когда подобное повторяется, она вместо того, чтобы обратиться за помощью или принять меры, замыкается в себе и пытается исправиться. Муж, видя молчаливое согласие, просто учащает попытки применить силу. При этом, если женщины четко осознают свою вину в происходящем, то мужчины также твердо убеждены, что это для ее же пользы. Вот уж поистине пережитки домостроя, устои которого еще 440 лет назад изложил в своей книге русский поп Сильвестр, тоже, как видите, служитель культа.
|