После драки
Наташа КОСТКО
     
Комментарий под занавес «газовой драмы»
На сегодняшний день теледебаты и взаимные упреки в «газовой проблеме» перешли в стадию переговоров. Когда будет поставлена точка, и чем все это закончится - покажет время. Подвести итоговую черту и по возможности спрогнозировать ход событий в этом вопросе мы попросили Леонида Федоровича Заико, доцента кафедры экономических наук РИВШ БГУ, председателя совета аналитического центра «Стратегия».
- Сама ситуация, связанная с возможной стратегией отношений в области газового рынка определяется долгосрочными интересами России. И в России существует на этот счет подготовленные уже предложения реструктуризации газового рынка, когда в качестве поставщиков газа, операторов газового рынка будет работать не только «Газпром», будут работать и частные, независимые компании. Но на определенный промежуток времени, который может составлять пять, семь лет (все будет зависеть от политической ситуации в России), «Газпром» пока будет ведущей конструкцией на газовом рынке. То есть сейчас мы совершенно четко ориентируемся на то, что основные решения будут приниматься между руководством «Газпрома» и белорусским правительством. Вот эта перспектива просматривается на ближайшие годы. В Беларуси существуют, кроме получения газа из «Газпрома», шансы на покупку газа у независимых компаний, таких, скажем, как «Транснафта», «Итера» или других российских компаний. Структура до сих пор была такая: примерно две трети газовых поставок осуществляет «Газпром», а остальное – частные компании. У нас растущие потребности в газе, и на 2004 год по соглашениям с «Газпромом» это будет первично 10 млрд кубометров. Можно совершенно логично представить, что мы будем покупать у частных компаний не пять, а гораздо больше – семь, восемь, десять млрд кубометров, и доля частных компаний может составить 50 процентов и больше.
С другой стороны, «Газпром» пока является своего рода монополистом и как оператор, и как поставщик газа, и поэтому, безусловно, наши соглашения будут включать в себя такие элементы, как тарифы на прокачку газа. Скорее всего, на 2004 год цена на газ закрепится в районе 50 долларов за тысячу кубометров и около доллара за прокачку газа. Это совершенно реалистичное соглашение, и, скорее всего, оно будет принято.
Что касается судьбы «Белтрансгаза», его приватизации, инвестирования в него денег, то это поле вопросов более чувствительно, потому что Беларусь фактически пересмотрела свою точку зрения по проблеме участия российского капитала в приватизации национального имущества Беларуси. Здесь будет более жесткая позиция. В соглашение по «Белтрансгазу», очевидно, будут включены такие моменты, которые будут связаны с будущим предприятия. Во-первых, его модернизация потребует значительных сумм денег, очевидно свыше полутора миллиарда долларов, что тоже будет либо оговариваться, либо включаться в проект соглашения. Кроме этого (это пока еще не обсуждалось, но может стать частью соглашения по созданию совместного предприятия) возможна модель, когда часть тех денег, которые Россия готова заплатить за часть собственности «Белтрансгаза», может быть представлена в виде акций «Газпрома». В таком случае белорусская сторона становится владельцем акций большой корпорации. Это будет выгодно еще и с той стороны, что при реализации стратегии развития газового рынка в России мы будем выступать как один из его собственников. Тем самым мы обеспечим себе такое мягкое вхождение в структуру собственности монопольной корпорации.
- Это как оптимальный вариант?..
- Да, такой сценарий является наиболее эффективным для Беларуси. Он отражает наши национальные экономические интересы. Но если идти еще дальше, то мы могли бы договориться о том, что Беларусь получает право на участие в разработке газа, ряда новых газовых месторождений. Ну, здесь схемы могут быть разные, включая и создание национальной газовой компании, и своих, условно говоря, производственных субъектов, чтобы мы по всей цепочке выходили на производство и транспортировку газа. Это был бы лучший вариант, который должен был устроить нас. Мы могли бы заложить здесь на 10-15 лет свои национальные интересы, с учетом реальной реструктуризации и приватизации «Газпрома».
- А насколько реально создание совместного предприятия?
- Вопрос в цене. И здесь позиция Беларуси изменилась, то есть Беларусь проявляет более национально ориентированный подход. Ведь может быть, что сегодня мы продадим наш «Белтрансгаз», а через 5-10 лет он окажется в чьих-то частных руках. Поэтому наши интересы состоят не только в том, чтобы получить деньги, а еще войти в собственность «Газпрома». И по такой модели мы бы перешагнули через сегодняшние дебаты, через эту, как я называю, мелочевку. Ведь так мы принципиально не решаем вопросы, а остаемся на позициях просящей стороны. Нам будет предлагаться цена на газ, а мы всегда будем отыгрываться. А чтобы не отыгрываться, надо получить свое место среди собственников «Газпрома», и ради этого можно пожертвовать «Белтрансгазом».
- А возврат к «газовой проблеме», новый ее всплеск возможен, или все решат переговоры?
- Проблемы-то как таковой не было. Проблема была в том, что мы сами себе не верили, тянули время и вели себя немножко по-детски в этой ситуации. У нас не было контрактов с «Газпромом», ничего не было, и мы думали, что будем получать газ. В дальнейшем все будет зависеть от того, насколько четко мы будем оформлять наши отношения с «Газпромом». Назвал российский президент в Сочи цену в 50 долларов, значит, 50. И за месяц до окончания года заключаются соглашения на следующий год. Поэтому проблем не должно быть.
Разонравился
Кирилл НЕЛИН
     
Рейтинг Александра Лукашенко переживает сейчас не лучшие времена не только в Беларуси, но и в России. Фонд «Общественное мнение» (www.fom.ru), одна из самых авторитетных там социолого-аналитических служб, обнародовала результаты всероссийского опроса по поводу того, как российские граждане относятся к белорусскому президенту.
Оказывается, в последнее время, точнее почти за четыре года с 2000-го до 2004-го, их отношение к главе союзнического белорусского государства стало хуже. Причем намного.
Хорошо к Александру Лукашенко в ноябре 2000 года относились 40% россиян, а в сентябре 2003 года — уже только 29%, в начале же этого года — вообще лишь 23%. Плохо к президенту Беларуси относились, соответственно, 13% россиян в 2000 году, 17% полгода назад, наконец, 30% российского населения испытывает к нему антипатию сейчас. Кстати, безразлично к Лукашенко относятся 30%.
Интересно, что симпатию к Александру Лукашенко чаще других испытывают приверженцы КПРФ (50%), антипатию — сторонники СПС и «Яблока» (56%). О безразличии к нему чаще других заявляют россияне моложе 35 лет (50%).
Отвечая на вопрос о том, улучшилось, ухудшилось за последнее время их отношение к белорусскому президенту или не изменилось, респонденты Фонда «Общественное мнение» чаще всего говорят, что не изменилось (54%). Заявляют, что оно ухудшилось, 26% опрошенных. Почему?
Как отмечается, 7% россиян возмущены отношением белорусского лидера к проблеме поставок российского газа («газ воруют, а платить не хотят»).
6% находят у Лукашенко серьезные недостатки, считают его ненадежным, «двуликим политиком», неумным, неуравновешенным («ведет себя недостойно», «все время завидует»; «делает глупости, чушь несет»; «он непоследователен в своей политике, оценках, поведении»).
5% разочарованы его недружественным отношением к России, его «нежеланием объединиться» («его отношение к России мне не нравится»; «плохо стремится к союзу, объединению с Россией»).
4% не нравятся «взгляды и политика» президента Беларуси, то, как он «манипулирует народом» («антинародная политика», «диктатор»).
Только 2% опрошенных заявили, что их отношение к белорусскому лидеру за последнее время улучшилось. Они объясняют свою позицию тем, что Александр Лукашенко - «хороший мужик, заботится о белорусах», «думает о народе». Некоторые прониклись к нему сочувствием «из-за скандала с газом», так как, по их мнению, «Россия поступила несправедливо по отношению к Беларуси».
Падение популярности А.Лукашенко в России, в принципе, отнюдь не случайно: в последние год-полтора, а особенно во время недавнего очередного раунда газовой войны, лично против белорусского президента и его политики российские СМИ, как печатные, так и электронные, выпустили предостаточно критических стрел. Это не раз отмечал в своих публичных выступлениях и сам белорусский лидер. Впрочем, для него главное, чтобы обвала рейтинга не произошло в Беларуси. Потому что виды на продление президентских полномочий у Александра Лукашенко именно здесь, а на российской политической арене с приходом там к власти Владимира Путина и политических элит из спецслужб ничего не светит.
Кстати, что касается газовой войны, то о конфликте между Россией и Беларусью из-за цен на поставки голубого топлива, знают или что-то слышали 84% россиян. Большинство опрошенных (59%) полагают, что в этом споре права Россия, и только 6% - что наша страна. При этом 65% россиян воспринимают Беларусь как дружественное по отношению к России государство, каждый пятый - как недружественное.
|