Ковбой подсознания
Максим ШУМИЛИН
     
В минском кинопрокате скоро появится неординарный психоделический вестерн “Блуберри”. Премьера назначена на 9 апреля в кинотеатре “Москва”
Режиссер этого фильма - француз польского происхождения Ян Кунен - прославился пять лет назад. Тогда он снял кислотный боевик “Доберман” и сделал звездами молодых Венсана Касселя и Монику Белуччи. Обманув продюсеров, которые ожидали второй части блокбастера, Ян надолго уехал в Перу и стал снимать документальные фильмы о волшебниках вуду. Когда же ему понадобились деньги, Кунен вернулся во Францию и взялся за экранную адаптацию культового французского комикса.
Все началось с Жана Жиро, более известного как Мебиус, - художника, по чьей серии комиксов и поставлен фильм. Классик рисованных историй придумал шерифа Майка Блуберри в начале шестидесятых, тогда же он путешествовал по Латинской Америке, баловался марихуаной и прочей модной психоделикой. Став респектабельным иллюстратором, Мебиус продолжал водить сомнительные знакомства - например, с Алехандро Ходоровским, режиссером, мистиком и глубоководным дайвером духовных пространств. Вместе они собирались ставить “Дюну” Хэрберта, но не сложилось. Зато Мебиус сделал классический киберпанковский “Трон”, работал над “Чужими” и “Пятым элементом”. Другим сомнительным знакомством Мебиуса стал режиссер Ян Кунен, поразивший его воображение своим “Доберманом”. Кунен кактусы ел пригоршнями, из Латинской Америки вообще не вылезал и прошел инициацию у индейских шаманов. Вот эти подозрительные типы и сделали “Блуберри”.
В фильме рассказывается история молодого человека по имени Майк Блуберри. Однажды он неосторожно влюбился в проститутку и отправился на свидание. В самый неподходящий момент в борделе объявился огромный мужчина по имени Уолли Блаунт. Сначала герой Майкла Мэдсена вытащил револьвер, затем в комнате начался пожар, а потом у юноши Блуберри отказала память. Очнулся он только в индейской деревне. Потом молодой человек пришел в себя, возмужал и стал шерифом ковбойского городка. Зрелого Блуберри играет Венсан Кассель, который не расстается с бутылкой виски и борется с бандитами под руководством таинственного Блаунта.
Остроумно внедрив в структуру художественного фильма компьютерную анимацию, Кунен пошел значительно дальше братьев Вачовски с их “Матрицей”. Параллельные миры, куда попадает Блуберри, отведав индейских снадобий и затянувшись галлюциногенным дымком, напоминают разом компьютерные микросхемы и ацтекские орнаменты; встреченные шерифом в иной реальности демоны вызывают в памяти классический дизайн “Чужого”. Операторская работа французского японца, фантастически одаренного Тецуо Нагаты (он же снимал недооцененную “Палату для офицеров”), превращает пейзаж в психоделический инструмент. То, что в другом фильме послужило бы чистой иллюстрацией, здесь становится смысловым центром, а не впечатлить головокружительные натурные съемки могут лишь очень равнодушного человека. Объектив камеры в “Блуберри” являет альтернативный взгляд на мир вестерна - не с точки зрения ковбоя, скачущего на взмыленном коне, а глазами тихо сидящего в тени и потягивающего кактусную настойку краснокожего. Жанр фильма - трип. То есть путешествие, по большей части воображаемое. Попытка выразить в одном фильме квинтэссенцию кинематографа, даже если не на сто процентов удачная, заслуживает внимания.
Иномарки в Минске
Максим ШУМИЛИН
     
Полноценной студийной работы от “Би-2” ждали два с лишним года, с момента выхода их прошлого альбома “Мяу кисс ми”. За это время свет увидел от группы два интернет-альбома, сингл и альбом ремиксов. Недавно к альбому “Иномарки” было снято два прекрасных клипа молодыми режиссерами Гошей Тоидзе и Виктором Вилксом. По радио уже запущены некоторые свежие песни - “Прощай, Берлин”, “Песок” и “Достучаться до небес”.
Показывать “вживую” свою новую работу музыканты “Би-2” начали, как ни странно, не с России, а с Украины и Беларуси. Вслед за нашими южными соседями 3 апреля в концертном зале “Минск” можно будет услышать альбом “Иномарки” в рамках большого гастрольного тура группы. Главная московская презентация в спорткомплексе “Олимпийский” состоится только 11 апреля. Приятно, что к этому моменту белорусы уже будут знакомы с песнями из альбома.
Все 11 треков пластинки были сведены в течение шести дней в мельбурнской Toyland Studio, причем работа шла в таком напряженном графике, что сразу же после ее окончания звукооператор Эдам взял себе недельный отпуск, чтобы прийти в себя. “Могу сказать, что альбом получился очень разным - в нем есть и лирика, и романтика, и рок-н-ролл, и даже настоящий трип-хоп (это песня “Забери меня”), но в целом все композиции - это узнаваемые “Би-2», - характеризует альбом сам Шура из “Би-2”.
“Иномарки” - довольно символичное название для нового творения группы. Заокеанские “Би-2” всегда пытались следовать западным конформистским течениям в музыке, соединяли стили, делали рекламный и продаваемый продукт, балансировали на грани дурного вкуса. Вряд ли в русской рок-музыке (равно как и в русской поп-музыке) есть еще одна такая группа, которая уверенно смотрится и комфортно себя чувствует везде, куда ее заносит. Завидная, на самом деле, гибкость: им что Кремль, что “Табула Раса”, что “Нашествие”, что “Песня года”, что Васильев, что Гвердцители.
Вместе с тем, группе, выпустившей новый альбом, есть что показать и в концертном зале “Минск”, и в Кремле, и в любом рок-клубе. Песни “Прощай, Берлин”, “Песок” и “Достучаться до небес” претендуют стать настоящими шлягерами сезона и слушать их будут массово. В альбоме есть еще, как минимум, один хит – прямолинейная песня “Революция”, в которой, кстати, текст читает популярный молодежный писатель Илья Стогоff. Он не единственный из гостей – в записи “Иномарок” участвовали друзья “Би-2” группа “Чайф”, литовская команда Brainstorm, певица Таня Литвиненко.
Помимо громких имен, в “Иномарках” участвуют 2 струнных группы, духовики, с которыми постоянно сотрудничают “Би-2”: Александр Дитковский из групп “Квартал” и “Машина времени”, Макс Лихачев из “Ногу Свело!”, Елена Филиппова из “Неприкасаемых”. Также в “Иномарках” играет саксофонист Сергей Чернышов, Антон Севидов из группы “Неонавт”, ансамбль “Белый день” (балалайки, домбры), известный сессионный гитарист Андрей Звонков, электронщик и компьютерный гений Олег Чехов.
Раинька-ласточка
Максим ШУМИЛИН
     
Вот-вот свет должен увидеть долгожданный новый альбом группы “Ляпис Трубецкой”. Недавно в ротации на радиостанциях и телеканалах появилась первая ласточка из него - песня “Раинька”.
“У нашей группы есть несколько часто звучащих в текстах тем. Например, орнитологическая – “Чаечки”, “Ласточки”, “Голуби”. Аграрно-плодоовощная тоже из таких – “Розочка”, “Яблони”. Вот ее мы и продолжили, ведь “Раинька” - это не только красивое женское имя, но и известный сорт яблок”, - шутит Сергей Михалок.
“На самом деле песня - про расставание. У нас они почему-то либо сладкие получаются (“Сочи”), либо совсем уж трагические (“Абы че”, “Ты кинула”), - говорит лидер “Ляписов”. – “Раинька” сначала была медленной и трагической, но потом мы ее чуть ускорили, и получилось такое романтичное зажигательное фолк-диско с красивой духовой секцией”.
Композиция существует в двух версиях. Одна выдержана в более привычном для группы гитарном звучании, другая же, с легким электронным ритмом, сделана специально для радио. Достаточно консервативный в отношении ремиксов Михалок, тем не менее, остался доволен результатом: “Вообще, оригинальная версия сама по себе танцевальная, но поступило предложение довести “движуху” до максимума - мне лично понравилось. Такая софт-версия”.
“Танцевальность” песни стала и главной идеей клипа на нее, снятого известным белорусским режиссером Игорем Пашкевичем, который ранее экранизировал такие хиты “Ляписов”, как “Яблони”, “Голуби” и “Юность”. “Игорь постоянно работает в кино, и потому обычно его клипы полны драматургии. Но на этот раз главным элементом стала не драматургия, а движение”, - говорит главный “ляпис”.
Примечательно, что среди снявшихся в клипе людей нет ни одного профессионала или заранее подготовленного человека. Более того, снимали всех в повседневной одежде. Предполагаемых героев звали с улицы и, дав лишь снять куртки-пальто, ставили перед камерой. “И никакого шика-блеска!” - смеется Сергей Михалок.
|