ГЛАВНАЯ | ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL


РЕПОРТЕР

Черная боль

После чернобыльской трагедии прошло почти 17 лет. И нам старательно внушают, что это – достаточный срок для ликвидации последствий самой крупной техногенной катастрофы минувшего столетия. Чернобыль как бы «стирают» из памяти, забывая о тех, кто живет в зоне экологического бедствия.

Закон - что дышло…

Когда случилась авария, население было в полном неведении относительно происходящего. Как обычно, люди смотрели с балконов на пожар (это почему-то всегда интересное зрелище). Кто находился дальше, те просто любовались красивым заревом. Позже медики скажут, что самыми опасными были именно эти первые дозы облучения. В апреле 1986 года ликвидаторы ценой своего здоровья, а то и жизни, боролись с последствиями аварии, спасали людей из зоны первоочередного отселения. И на протяжении пяти лет действовали временные нормативы, рекомендации для проживания. Проводилось отселение, эвакуация людей с наиболее загрязненных территорий. Выплачивались удвоенные командировочные и зарплаты тем, кто работал в зоне ЧАЭС. При этом не было единой системы социальных выплат, не было удостоверений «чернобыльцев».

И только в 1991 году был принят закон РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС». Этим документом были определены зоны загрязнения в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия радиации на население в соответствии с критериями, установленными законом РБ «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». В этом законе для «чернобыльцев» было предусмотрено много разных льгот, касающихся охраны здоровья, бесплатного либо с 50-процентной скидкой на проезд в общественном транспорте и значительные льготы по оплате коммунальных услуг и приобретению жилья.

Прошло всего лишь четыре года после принятия закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» - и Президент РБ подписал Указ № 349 «Об упорядочении некоторых льгот для отдельных категорий граждан». тем самым были приостановлены отдельные льготы и компенсации, определенные вышеуказанным Законом. С тех пор для участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС приостановлено действие льгот на получение беспроцентной ссуды на строительство или приобретение индивидуальных жилых домов, квартир, кооперативное строительство; бесплатный проезд в городском и пригородном общественном транспорте, предоставление 50-процентной скидки от стоимости проезда один раз в год в любой пункт страны и обратно; скидка в размере 50% на оплату жилой площади, занимаемой льготной категорией граждан и членов их семей, также приостанавливаются скидки в том же размере на пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией либо скидка на стоимость приобретаемого топлива.

«Чернобыльцы» не согласились с таким «упорядочением» и обратились за разъяснениями в Конституционный суд. Высокий суд решил: «признать несоответствующим Конституции и законам Республики Беларусь пункт 1 Указа Президента РБ от 1.09.1995 года «Об упорядочении некоторых льгот для отдельных категорий граждан», а также пункты 2, 3 и 4 этого Указа в части сокращения льгот и преимуществ, предусмотренных для граждан законами, и считать эти нормы Указа не имеющими юридической силы с 1 сентября 1995 года». Конституционный суд также предложил Президенту РБ, Кабинету Министров РБ и другим государственным органам привести нормативные акты, принятые на основе и во исполнение Указа от 1.09.1995 года в соответствие с заключением КС. Однако решение Конституционного суда оказалось не замеченным государственными органами и высшими должностными лицами. А «чернобыльцы», пострадавшие от бездействия своего государства, не могут в качестве небольшой компенсации получить то, что им было обещано.

Экономический Чернобыль

Гомельская область более всех пострадала в результате катастрофы на ЧАЭС. Поэтому ей требуется дополнительное финансирование. Плановые показатели по финансированию области в 2002 году были уменьшены на 40%, по сравнению с заданиями Государственной программы Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001–2005 годы и на период до 2010 года, принятой Президиумом Совмина. Кроме того, даже «урезанные» средства поступали в область крайне неритмично и неравномерно.

Раз в пять лет пересматривается уровень радиоактивного загрязнения регионов. После первого пересмотра статус «чистых» регионов получили Житковичи и Светлогорск. Последний пересмотр добавил в этот список Калинковичи. Бюджетных средств, казалось бы, надо меньше, раз больше «чистых» районов. Но и меньше их нет. Иначе, чем объяснить тот факт, что по состоянию на 1 января 2003 года задолженность республиканского бюджета по возмещению расходов предприятий и организаций Гомельской области на предоставление льгот и компенсаций в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС» составила 13,2 млрд рублей. Такого критического положения, как в минувшем году, с выплатами пособий по уходу за детьми на территории загрязнения от 5 кюри на квадратный километр и выше, компенсаций за дополнительные отпуска ликвидаторам катастрофы на ЧАЭС, предусмотренных законом надбавок к стипендиям и других выплат раньше просто не было. Несмотря даже на то, что в соответствии с Декретом №16 от 12.07.2002 года «Об упорядочении использования средств, направленных на ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС» приостановлена выплата пособий и доплат гражданам, проживающим или работающим на загрязненной территории. В вышеупомянутом Декрете содержится обещание о внесении изменений в Закон РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС», только вот неизвестно каких. Вряд ли можно быть оптимистом, когда 30 тысяч жителей Гомельской области даже 1 марта 2003 года не получили зарплату за декабрь 2002 года. По данным Гомельского областного управления статистики, общая сумма задолженности по заработной плате составила на начало марта этого года почти 3,5 млрд рублей.

Программы оздоровления населения, проживающего в зонах последующего отселения и периодического радиационного контроля, с каждым годом сокращаются. В соответствии с Законом «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС», в Гомельской области имеют право на оздоровление около 350 тысяч человек, в том числе 289 тысяч детей и подростков до 17 лет, 5.100 граждан, ставших инвалидами из-за аварии (среди них 445 детей и подростков). План оздоровления в 2002 году составлял 189 тысяч человек. Не исключено, что это был последний год, когда за счет средств республиканского бюджета удалось выполнить этот план. На текущий год финансирование оздоровления планируется в пределах 50 процентов от потребности. Остается надежда на средства государственного социального страхования и гуманитарную помощь.

По-прежнему остается актуальным вопрос обеспечения жителей загрязненных территорий чистыми продуктами. Из-за недостатка средств в бюджете государство не может обеспечить Гомельскую область продуктами из чистых регионов. Поэтому инициируется производство на местах. И это было бы вполне логично, если бы у колхозов или государства были средства на удобрения. Учеными доказано, что при надлежащей подкормке удобрениями, даже на загрязненных территориях (а это 59% от всех сельскохозяйственных угодий области) можно получить чистую продукцию. А пока сельское хозяйство Гомельщины бедствует: из предусмотренных Госпрограммой на защитные мероприятия в системе АПК 17.696,6 млн рублей фактически направлено в область 7.424,6 млн. Ежегодно финансирование поставок основных и дополнительных доз минеральных удобрений осуществляется в пределах 60% от годовой потребности внесения за счет чернобыльских средств на загрязненных радионуклидами землях области. При таком подходе невозможно говорить ни о чистых продуктах, ни о

повышении плодородия земель и высоких урожаях. Или другой пример. Элеваторы многих колхозов завалены зерном, которое пригодно только для переработки на спирт. Председатели колхозов годы тратят на то, чтобы его реализовать. Но ведь им платят не за то, что они его произвели, а только за то, что продали. Это, конечно, логично, но только если не касается раненой радиацией земли.

К сожалению, никто не измеряет уровень радиации продуктов, полученных на частных подворьях. За семнадцать лет люди смирились с радиацией, они, наверно, больше всего боятся нищеты. А тем временем в Институте радиационной безопасности "Белрад" при финансовой поддержке правительства ФРГ приступили к реализации проекта "Помоги себе сам". Его цель - научить людей способам минимизации вредного воздействия радиации. В рамках проекта планируется издать брошюру о правилах кулинарной обработки продуктов, памятку для детей и настольный календарь для хозяек. В нем будут помещены рецепты кулинарных блюд, технология приготовления которых позволяет уменьшить в них содержание радионуклидов. Неизвестно только, воспользуются ли этой брошюрой жители гомельских деревень, или она будет у них пылиться, как и выданные когда-то бесплатно дозиметры. И непонятно: то ли народ по-прежнему в полном неведении о воздействии последствий катастрофы на человеческий организм, то ли борьба за выживание не позволяет людям об этом задуматься.


ОБЭП не дремлет

Александра ГОРСКАЯ

16 марта отмечают свой профессиональный праздник сотрудники отделов по борьбе с экономической преступностью. В милицейской структуре эта служба существует уже 66 лет. За это время она сменила несколько названий, но неизменно оставалась стражем экономических интересов государства.

Главное оружие обэповцев – не пистолет, а калькулятор. Экономические преступления распутываются, как правило, в процессе изучения документации субъектов хозяйствования. Об этом беседа нашего корреспондента с начальником отдела по борьбе с экономическими преступлениями в базовых отраслях экономики и госбюджетной сфере УБЭП КМ ГУВД Мингорисполкома Александром Корчевским.

- Прежде чем провести проверку финансово-хозяйственной деятельности того или иного предприятия, контролирующие органы уведомляют об этом руководителя предприятия. А сотрудники милиции, в частности, БЭП приходят без всяких уведомлений. Почему?


- Потому что взаимоотношения контролирующих органов с субъектами хозяйствования в части проведения проверок регламентированы Указом президента № 673. В частности, в нем определено, что проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего органа или его заместителя. В предписании указывается наименование контролирующего органа, проводящего проверку, и субъекта предпринимательской деятельности, в отношении которого проводится проверка, фамилия и инициалы проверяющего, его должность или состав ревизионной группы, тема проверки или ревизии и срок ее проведения.

- В каких случаях сотрудники БЭП имеют право требовать документы, осматривать склады и т.д.?


- Всегда, если деятельность предприятия, фирмы, связана с возможным нарушением действующего законодательства. Нам это может быть известно, как принято говорить, из разных источников, в том числе из заявлений граждан. Не секрет, что есть не только «взяткоопасные» должности, но и сферы экономики, в которых большой соблазн и возможности работать на грани нарушения законодательства. Естественно, мы уделяем им повышенное внимание и ни для кого это не секрет.

- Александр Михайлович, может ли руководитель предприятия убедиться в том, что сотрудник БЭП исполняет служебные обязанности, а не выполняет хорошо оплаченный заказ?


- Очень просто. Во-первых, обратить внимание на соответствие места службы сотрудника милиции и места расположения фирмы. Согласитесь, странно, если деятельностью фирмы, расположенной, условно говоря, в Партизанском районе столицы вдруг заинтересовался сотрудник УБЭП Миноблисполкома, особенно, если столичная фирма никогда не имела дел с предприятиями, расположенными в области. Что конкретно интересует сотрудника: не имеет ли это отношения к какому-то конфликтному партнеру? Самый первый способ проверки «подлинности» сотрудника – позвонить в дежурную часть и убедиться, что некий Иванов действительно служит в этом управлении. Еще лучше узнать, кто его непосредственный начальник. Позвонить ему и уточнить, действительно ли Иванов получил задание проверить фирму Петрова. Понятно, что телефоны надо искать в справочнике, а не звонить по тем, которые вам «любезно» предоставит Иванов. И еще: никаким нормативным документом не предусмотрено, но руководство ГУВД требует от сотрудников УБЭП, чтобы по результатам проверки делали запись в журнале проверок.

- Хорошо, мы убедились, что сотрудник настоящий и интерес у него служебный. Каковы его права?


- Они подробно изложены в статье 16 Закона РБ «О милиции». В частности, сотрудник имеет право: требовать и получать от материально ответственных должностных лиц предприятий, учреждений, независимо от подчиненности и форм собственности, необходимые сведения и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности. При необходимости, имеет право в установленном порядке изымать документы, образцы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.

- Александр Михайлович, не бывает ли случаев, когда гражданин пишет заявление в милицию не с целью информировать о преступлении, а чтобы свести счеты с конкурентом?


- Каждый гражданин, обращающийся в милицию с устным заявлением о совершенном преступлении, предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Должен сказать, что иногда бывают просто абсурдные заявления. Но есть Закон «Об обращениях граждан», и мы обязаны его выполнять.

Что касается сведения счетов, то это практически невозможно, хотя бы потому, что наше вмешательство в деятельность той или иной фирмы ограничено.

- Несколько лет назад в приватной беседе мне довелось услышать от сотрудника милиции фразу о том, что «все владельцы частных фирм – воры». Вы хоть немного согласны с таким мнением?


- Категорически не согласен. Думаю, что человеку с таким мышлением вообще надо менять работу, а уж в БЭП ему просто противопоказано служить. Уверен, что все мои коллеги с уважением относятся к людям, которые в наших сложных экономических условиях, при постоянно меняющемся законодательстве, при высокой налоговой нагрузке открывают производства, оказывают услуги, создают рабочие места, платят налоги и содержат бюджетников, включая правоохранительные органы. И бизнес, и бизнесмены становятся все более цивилизованными. Это уже давно не братки в малиновых пиджаках и с золотыми ошейниками на шеях, а высокообразованные, интеллигентные люди, которые хотят здесь жить и передать бизнес своим детям.


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz