ЭКОНОМИКА
От ГАИ с любовью...
Нелли Лагутко
Вчесть самого романтичного и доброго праздника - дня святого Валентина УГАИ ГУВД Мингорисполкома и общественная организация "Белорусский клуб автомототуризма" провели совместную акцию "ПИТ СТОП - От чистого сердца".
Каждому автомобилисту, который "попадался" в цепкие руки сотрудников ГАИ дарились приятные сувениры в виде сердечка. Согласитесь, как-то нетипично для ГАИ. Они все больше по штрафам специализируются... Все это мероприятие было затеяно с целью пропаганды чистого автотранспорта на дорогах города. Сегодня, к сожалению, далеко не все автолюбители пекутся о внешнем виде своих "железных коней" и все чаще ездят с ржавыми и немытыми кузовамии и номерными знаками, а иногда и с техническими неполадками, которые, кстати, негативно влияют на экологическую обстановку и эстетический вид города. Чтобы хоть как-то исправить эту печальную ситуацию, была организована эта акция. За время ее проведения, а именно с 12 по 14 февраля, планировалось одарить сувенирами многих владельцев чистых машин. Однако и "неряхи" не остались в стороне. Им тоже дарили сердечки, правда, после недолгой воспитательной речи. Самое же интересное в том, что, по итогам всей акции, будет разыграно 10 бесплатных талонов на автомойку от компании "AREXNS". Так что даже у "грязнуль" появится шикарная возможность наконец-таки привести свою любимицу в порядок.
Скоро весна, и все проснется от зимнего сна. И когда это произойдет, очень хотелось бы, чтобы наша столица показала себя в полной красе. Но для этого необходимо, чтобы каждый человек, влюбленный в свой город, позаботился о нем. Для начала, например, помыл свою машину...
“Ковровые” проблемы
Майя МИТКЕВИЧ
Отечественные производители ковровых изделий обеспокоены замораживанием оборотных средств из-за роста остатков готовой продукции на складах, образовавшихся по причине отказа торгующих организаций республики от заявленных в начале 2002 года объема квот.
В июле 2002 года по ходатайству Министерства торговли правительством республики квоты были уменьшены на 15-40% от первоначально установленных. В результате поставки на рынок республики ковров и ковровых изделий в прошлом году, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, сократились на 23,9%. На начало текущего года остатки этой продукции на складах производителей составили 652 тысячи квадратных метров (а это почти 127% среднемесячного объема производства с начала года) и увеличились, по сравнению с 1 января 2002 г., на 55,4%. Просроченная дебиторская задолженность предприятий Минторга и «Белкоопсоюза» предприятиям “Витебские ковры” и “Ковры Бреста”, которые являются основными отечественными производителями ковров и ковровых изделий, на начало этого года составила 878,3 млн рублей.
Как заявил на встрече с журналистами финансовый директор ОАО “Ковры Бреста” Вячеслав Турченя, основной проблемой, требующей разрешения для предприятия в настоящее время, является определение оптимального соотношения между объемом производства и объемом продаж, нарушенного в результате сокращения квот и отказа торговли от ранее заключенных договоров на поставу продукции.
По словам Вячеслава Турчени начало кризиса в отрасли стоит искать в середине 90-х, когда искусственно созданный дисбаланс цен при помощи механизма двойного курса, создавал условия ценовой неконкурентоспособности выпускаемой продукции. В 1996 году удельный вес экспортируемой продукции составлял 65%, в 1997 году - 41%, а в 1998 - 33%. Иначе говоря, предприятия вынуждены были сокращать экспорт. При этом с 1997 года шел неуклонный рост квот на поставку ковров в республику по линии Министерства торговли, то есть рос госзаказ, который производитель должен был выполнять. Этот процесс продолжался до установления единого курса валют. В июле 2001 года Минторг отказался от выборки квот, снизив их с 1.400 тысяч квадратных метров до 450 тысяч. В результате, невостребованные 950 тысяч квадратных метров ковров во втором полугодии 2001 года создали остатки на складе готовой продукции на 1 февраля 2002 г. в размере 535 тыс. кв. м, то есть произошло замораживание оборотных средств на сумму 4,7 млрд рублей.
Несмотря на то, что ОАО “Ковры Бреста” продолжало в прошлом году восстанавливать свой экспортный потенциал и размещать невостребованный товар в Беларуси, России и Украине, предприятие вынуждено было пойти на снижение объемов их выпуска.
“Витебские ковры”, в свою очередь, попытались уйти от низкой платежеспособности предприятий Минторга и «Белкоопсоюза», а также невыборки ими товаров в объемах установленных квот путем создания фирменной торговли. Создали 8 фирменных магазинов в разных регионах республики и 2 магазина в Смоленске (Россия).
Неплатежи, высокие ставки по банковским кредитам, чрезмерное использование бартера и зачетных схем, падение покупательской способности потребителей создают, несмотря на внешнюю стабильность и относительное удержание финансовых показателей в пределах норм, производителям ковров серьезные проблемы.
Одной из главных для “Ковров Бреста” является, как отметил финансовый директор предприятия, наличие задолженности по немецкой кредитной линии «Гермес» в размере 8 млн евро и перед Минфином республики. “С 1993 по 2000 год государство в виде платежей в бюджет получило от предприятия 6 млн евро. Получит еще 2 млн евро. Плюс еще остались должны по кредиту сегодня еще 5 млн евро. В итоге, получается, что сегодня долгосрочные инвестиции при такой гиперинфляции - это убийство”.
Как считает Вячеслав Турченя, “предприятие восстановится, нужно только время и чтобы нас не подгоняли”. Успешная деятельность будет зависеть от обеспечения полного соответствия объемов выпуска готовой продукции (с учетом имеющихся остатков) и объемов продаж. Для этого необходимо снизить количество выпускаемой продукции, сократить штат работников, привести в соответствие с заданным объемом основные и оборотные средства.
Справка «ЭН»:
ОАО “Ковры Бреста” и ОАО “Витебские ковры” - основные производители ковров и ковровых изделий в Беларуси. Располагают производственными мощностями по производству тканых (жаккардовых) ковров в объеме 6.034 т.кв. метров (в том числе ОАО “Ковры Бреста” - 4.592 т. кв. м, ОАО “Витебские ковры” - 1.442 т. кв. м.), по выпуску прошивных ковровых покрытий - 3340 тыс. кв. м. Расчетная потребность внутреннего рынка республики - 400-600 тыс.кв. м. Предприятия полностью удовлетворяют потребность Беларуси в ковровых изделиях и способны экспортировать до 80% выпускаемых объемов.
Хорошему товару границы не помеха
Фома ПЕРЕПЕЛКИН,
счетовод-любитель
То, что производят белорусские промышленность, сельское хозяйство, строительный комплекс и сфера услуг, потребить внутри страны решительно невозможно. Не только такие гиганты, как «МАЗ», «МТЗ» и «БелАЗ» строились с расчетом на огромную державу и ее многочисленных сателлитов, но даже швейные фабрики в провинциальных городах обшивали народонаселение от Бреста до Курил.
На могилевской «Володарке», к примеру, один цех работал только на советскую милицию. Три месяца строчили шинели 50-го размера, потом три месяца - 48-го...
И так что ни возьми: от станков с числовым программным управлением и телевизоров - до колбасы и носков.
СССР нет. Но от этого размеры и мощности отечественных предприятий не уменьшились. Наше белорусское счастье - на зарубежных рынках. И несчастье тоже.
Посему я с особым душевным трепетом взялся изучать статистический отчет о внешней торговле за минувший год, который как раз появился в конце прошлой недели. Да, доложу я вам, сюжет - как в голливудском боевике. Казалось бы, главного героя вот-вот столкнут в пропасть. Но он не только выкарабкается и задаст жару тем, кто его толкал, но еще и сорвет «поцелуй в диафрагму» у роскошной красотки.
Насчет красотки - это я, конечно же, слегка загнул. Но из пропасти белорусский экспорт товаров в прошлом году и взаправду вылез. В первом квартале он обвалился ниже уровня 2001 года. А к новогоднему празднику плюс составлял 8,7 процента, что превзошло самые смелые ожидания. На заграничных рынках отечественные производители продали своих изделий и услуг более чем на 9 миллиардов долларов. О чем прежде только мечтали.
К тому же доля товарообменных операций снижена вдвое. Печально знаменитый бартер, путавший нам всю ценовую политику на российском рынке, обогащавший жуликов и оставлявший государственный бюджет без налогов, а предприятия без оборотных средств, теперь составляет в объеме экспорта товаров весьма скромные 8,7 процента. Да и в импорте его доля уменьшена до такого же уровня, или в 1,6 раза.
В экономике благодетелей не бывает. «Выгодно - невыгодно» - вот и весь рыночный сказ. Выходит, с середины прошлого года покупать белорусские товары вдруг стало выгодно. С чего бы это? Тут уместно вспомнить, что именно тогда выравнялись цены на энергоносители и железнодорожные тарифы с Россией. Это снизило затраты на отечественную продукцию и повысило ее конкурентоспособность. Что позволило удержать позиции на российском рынке и почти на четверть увеличить экспорт в дальнее зарубежье. Он более чем удвоился в Нидерланды, Великобританию, вырос в полтора раза в Италию, в 1,4 раза - в Германию и Китай.
Вот и верь после этого многочисленным сочинениям об экономическом вреде для Беларуси союза с Россией.
Конечно, подсуетилось и правительство. Поддержало экспортеров льготами. Проводило более тонкую, чем в прежние годы, таможенно-тарифную политику, введя нулевые ставки вывозных пошлин на лесоматериалы, прокат черных металлов, бумагу, картон. Помогало развивать товаропроводящую сеть за рубежом. Научилось защищать отечественные изделия на мировом рынке. Более чем вдвое, к примеру, снижены размеры антидемпинговых пошлин на белорусские химические волокна и жгут на рынках Евросоюза.
Словом, выкарабкивание из пропасти вполне состоялось. Но «поцелуй в диафрагму» еще предстоит завоевать. Ведь помимо экспорта, существует импорт, то есть покупка зарубежных товаров и услуг. В стоимостном выражении она в прошлом году была на 336 миллионов долларов больше, чем продажа. Если бы торговля велась только товарами, то отрицательное сальдо и вовсе составило бы 882 миллиона «зеленых». Но его на 546 миллионов уменьшил более выгодный сбыт на международных рынках транспортных, строительных и иных услуг.
Конечно, не всякий импорт во вред отечественной экономике. Вспомним, как после 1 ноября, когда была перекрыта газовая труба из России, руководство нашей страны стоически боролось за добычу энергоресурсов. И добилось-таки в трудных переговорах в Москве, чтобы в Беларусь было поставлено больше запланированных объемов нефти - на миллион тонн, природного газа - на 1,4 миллиарда кубических метров, электроэнергии - на 1,3 миллиона киловатт-часов. Не будь этой прибавки - не вырос бы и наш экспорт. Товары ведь надо было на чем-то произвести. При этом расходовались дорогие ресурсы более эффективно, чем раньше. За прошлый год энергоемкость валового внутреннего продукта в стране уменьшена на 4,7 процента.
Трудно упрекнуть правительство и в том, что в Беларусь больше завезено инвестиционных товаров - изделий из черных металлов и меди, машин, оборудования, кож. Без этой техники, комплектующих и сырья опять-таки не вырос бы и экспорт. Ну, а без морской рыбы, овощей, фруктов, пшеницы твердых сортов, риса, многих видов лекарств не прожить и людям. Ведь целый ряд совершенно необходимых даров природы и творений цивилизации в наших палестинах, как известно, не произрастает и не производится. Все это приходится закупать за рубежом.
Хуже иное. Увеличивается поток импортных потребительских товаров, которые вполне можно произвести и в Беларуси. Даже деревянные зубочистки завозятся из-за границы. Но особенно непростая ситуация складывается на внутреннем продовольственном рынке. Все ощутимее присутствие на нем российского пива, мясных деликатесов, молочных продуктов. Границей от них не закроешься: Союзное государство ведь строим.
Ключ к решению проблемы - в ускоренной реконструкции отечественной перерабатывающей промышленности. Модернизация уже начата. В нынешнем и будущих годах на развитие отрасли выделяется 723 миллиарда рублей из республиканского бюджета и местных источников финансирования. Хватит, чтобы укрепиться на внутреннем рынке и не терять конкурентоспособности за его пределами.
«Никак нельзя»?
Министерство по налогам и сборам Беларуси пока не находит понимания в Министерстве финансов по вопросу перехода к взиманию подоходного налога по двухуровневой шкале. Об этом заявил министр по налогам и сборам Беларуси Константин Сумар.
Как считает К.Сумар, при рассмотрении вопроса перехода на новый принцип взимания данного налога в Минфине срабатывает определенный консерватизм. «Я думаю, что рано или поздно мы перейдем к этому, это дело времени», - отметил глава МНС.
Что касается перехода на взимание подоходного налога по единой ставке в размере 13 процентов, то, по словам К.Сумара, в Беларуси к этому переходить «никак нельзя». По его словам, более 90 процентов населения страны сегодня уплачивают подоходный налог по ставке приблизительно 9,2 процента, поэтому выход на российский уровень означал бы 3-4-х процентное увеличение налогового бремени для граждан страны.
|