ЛЮДИ
ПРЕСТУПНЫЕ ДЕТКИ
Оксана ЯНОВСКАЯ
Считается, что детская преступность мало чем отличается от взрослой, только более бессмысленная и жестокая. Имеет ли она свое особенное лицо в небольших городах и в сельской местности? Об этом нашему корреспонденту рассказывает старший инспектор управления охраны правопорядка и профилактики УВД Миноблисполкома Игорь Казак.
- В 2002 году в Минской области на 1.127 семей были поданы в суд документы для рассмотрения вопроса о лишении родительских прав. В январе текущего года подготовлено чуть более ста дел на рассмотрение суда. Почему взрослых лишают родительских прав всем хорошо известно. А какие правонарушения совершают дети из Минской области?
- Не думаю, что они сильно отличаются от столичных. Вслед за взрослыми прикладываются к рюмке и подростки. В прошлом году было составлено 5.094 административных протокола на несовершеннолетних, находившихся в общественных местах в нетрезвом виде. Почти тысяча, а именно 949 несовершеннолетних, совершили кражи имущества.
Наркомания также идет в наступление: печальное лидерство принадлежит Солигорску, следом - Борисов и Молодечно. Эти города являются крупными промышленными центрами нашей области. В Солигорске живет много обеспеченных людей, и наркоторговцы, естественно, стремятся именно туда. Само по себе употребление наркотических средств не является правонарушением, а только разрушает здоровье. Управление нравов и незаконного оборота наркотиков в прошлом году возбудило 20 уголовных дел в отношении несовершеннолетних или за преступления, совершенные при их участии, только по линии наркотиков: сбыт, незаконное хранение, изготовление, транспортировка. Беда в том, что наркоманы – резервный фонд преступников. Наркозависимый человек за «дозу» пойдет на любое преступление. Обобщая, можно сказать, что в деревне процветает пьянство, а горожан соблазняют наркотиками.
- Алкогольная зависимость тоже, наверное, провоцирует на совершение преступлений?
- Причем наиболее жестоких. В прошлом году область потрясло преступление, когда трое несовершеннолетних убили человека за то, что он отказался отвезти их за спиртным. Сельские дети тоже видят всю ту жестокость, которая заполонила экраны. Действовали несовершеннолетние, как классические убийцы. Мужчину убили и положили в багажник автомобиля, один из них сел за руль - и поехали в соседнюю деревню. Не справились с управлением, машина врезалась в дерево. На юных убийцах не было ни царапины. Чтобы скрыть преступление, автомобиль подожгли.
- Игорь Станиславович, расскажите подробнее: что это за дети, из каких семей.
- Возраст - 14, 15 и 17 лет. Четырнадцатилетний парень из вполне благополучной семьи, то есть родители работают, не пьют, занимаются воспитанием детей. Но… детям ведь нельзя запретить дружить. Не всегда мы можем довести до суда дело о лишении родительских прав. При оформлении таких документов важно наличие свидетельских показаний. В первую очередь, соседей. И сразу возникает проблема: они либо такие же опустившиеся алкоголики, либо люди, живущие по принципу «моя хата с краю». Это плохой принцип, хотя бы потому, что именно у социально неблагополучных или, как их называют, трудных детей, чаще всего есть ярко выраженные лидерские качества. И получается, что они без проблем втягивают в свои компании ребят из благополучных семей.
- В Минской области действует 19 детских социальных приютов. Что это за учреждения, как дети туда попадают?
- Детские социальные приюты создавались по решению и при поддержке местных властей. Огромную помощь оказывают общественные благотворительные организации. В таких приютах хорошие бытовые условия, детям оказывается педагогическая и психологическая помощь. В приютах часто находятся дети, которых сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних изымают из семей, пока решается вопрос о лишении родительских прав. Иногда вполне приличные родители пишут заявление с просьбой, чтобы их ребенок находился в приюте, пока они не могут заниматься воспитанием. Например, потеряли работу и нет средств. или, допустим, мать одна воспитывает ребенка и ложится в больницу. В таком случае лучше, чтобы ребенок находился в приюте, чем был предоставлен сам себе. В социальном приюте ребенок может находиться до 6 месяцев.
- Игорь Станиславович, ни для кого не секрет, что материальное положение сельчан крайне тяжелое. На ваш взгляд, может ли это быть главной причиной детской преступности?
- Не скажу, что главной, но очень важной. На первое место я бы поставил все-таки интеллектуальный уровень самих родителей. У многих он крайне низок. Просто есть люди, которые не в состоянии дать детям нормальное воспитание. Просто не могут. Не понимают, как это сделать. Убежден, что даже самая запойная пьяница любит своего ребенка. Пусть на уровне инстинкта. Но вот оказывается, что одной любви очень мало. Улучшение социально- экономического положения граждан, безусловно, будет способствовать снижению роста преступности, в том числе детской.
Game over
Андрей КОЖЕМЯКИН
15 февраля будет окончательно поставлена точка в реорганизации факультета фундаментальной и альтернативной медицины БГУ. До этого времени у студентов есть возможность изменить решение относительно своего распределения. Для этого следует связаться со специальной комиссией, в ведении которой как раз-таки и находится рассмотрение всех вопросов, связанных с расформированием факультета. А 14 февраля в актовом зале Витебского медицинского университета состоится специальная встреча руководства вуза с переведенными туда студентами.
Распределение студентов переставшего существовать факультета было основной головной болью. Проблема, куда пристроить 471 человека, решалась не один день. Но нельзя сказать, что студенты были лишены права выбора. У всех имелась возможность перевестись на медицинские факультеты вузов республики. Но это лучше, чем ничего. И, таким образом, Витебский медицинский университет пополнился 50-ю студентами, Минский медицинский университет - 30-ю, один человек решился поехать в Гродненский медуниверситет, а оставшееся большинство перевелось на смежные специальности в БГУ. Но одним переводом дело не ограничилось. Переход на другой факультет, и, тем более, в другое учебное заведение - это другая специфика преподавания, другая программа обучения. Расхождений в программах обнаружилось достаточно. Чтобы помочь новичкам побыстрее адаптироваться во всех отношениях на новом месте, установлен специальный график сдачи академической разницы. И в Витебске, и в Минске, и в Гродно руководством вузов для этого специально подготовлены печатные курсы лекций, содержащие всю необходимую информацию. Но не во всех случаях замена оказалась равнозначной. Те, кто обучался по специальности «Лечебное дело», почти полным составом перевелись в Минский медуниверситет. Так как именно его программа использовалась для обучения студентов факультета фундаментальной и альтернативной медицины. А вот перешедшие на химфак БГУ автоматически потеряли связь со здравоохранением. Они получат лишь химическое образование. Для фармацевта высшей квалификации этого мало.
Положительно решен денежный вопрос. Студенты, обучавшиеся бесплатно, обеспечены ежемесячной стипендией. С платниками дела обстояли несколько сложнее из-за существенной разницы между оплатой обучения в БГУ и в принявших студентов вузах. В Витебском медицинском университете, например, год обучения оценивается почти в тысячу долларов (1 млн 900 тысяч рублей). В БГУ эта цифра в три раза больше (для тех , кто поступал только по результатам собеседования). В БГУ существует гибкая система скидок. За хорошую и отличную учебу после первого года обучения сумма оплаты снижается на 25%, после второго - на 50%, а после третьего студент может автоматически быть переведен на бесплатную форму обучения. В Витебском медуниверситете несколько другие правила. Там только за отличную учебу в течение двух подряд семестров студенты освобождаются от оплаты. Становятся так называемыми бюджетниками с правом получать ежемесячную стипендию. Пока вопрос решен полюбовно. Тем, кто имел скидки и у кого итоговая сумма оплаты обучения в БГУ была ниже, чем существующая в Витебском медуниверситете, оставят прежние расценки, но только в течение этого семестра. Кто же обучался в БГУ и платил больше 1 млн 900 тысяч рублей, станут платить по стандарту медуниверситета.
Трое, не считая обреза
Михаил ЗНАМЕНСКИЙ
Нужно ли вооружать граждан для самозащиты? Разброд мнений в этом вопросе похож на разброс пуль у непристрелянного ружья. Споры ведутся уже не одно десятилетие. Но власти пока не решаются раздать в каждые руки по нагану. Правоохранительные структуры бодро заверяют, что только они имеют право с оружием в руках оберегать на улицах покой. Но с таким заявлением, увы, согласны не все.
Жуткий случай, произошедший на днях на пустыре в Витебске, вновь заставляет вернуться к этой проблеме.
Мальчик с девочкой дружил, мальчик девочку любил. И были они в том прекрасном возрасте, когда кажется, что весь мир наполнен возвышенными чувствами, а жизнь - увлекательная книжка. В тот вечер восьмиклассница с другом беспечно гуляли по засыпанным снегом улочкам. Протоптанные тропинки вели в будущее, а беседа напоминала чарующую песню. У этой юной пары были свои излюбленные места для прогулок. Улица Гагарина заканчивается пустырем. Не нужно искать в этом словосочетании какой-то фатальный смысл. Просто каждая улица чем-то заканчивается. И эта, естественно, не была исключением. Но прежде тут никогда не было страшных происшествий. Наверное, поэтому двое очарованных друг другом и забрели сюда. Однако на их беду им повстречалась подвыпившая троица, у которой имелся обрез. А раз есть обрез, то он рано или поздно выстрелит. Сперва наглецы стали вроде бы в шутку цепляться к гуляющей парочке. Потом мальчишку избили и, наставив на него "пушку", приказали раздеться. Вечер перестал быть добрым. Так вот и внезапно налетающий ураган в мгновение разрушает идиллию. Школьница метнулась на защиту своего друга. Человека с ружьем это, видимо, очень взбесило, и он выстрелил в грудь восьмикласснице. Вечер из недоброго стал жутким. Несправедливая судьба. Несправедливая смерть. Стрелявшего сыщики вычислили - им оказался 18-летний ранее судимый за кражи. Впрочем, что это меняет? Девочки ведь уже нет. И она никогда уже не закончит школу, не станет любимой женой и никогда не обнимет родителей.
Почему все увеличивающее племя отморозков нынче без "ствола" и за водкой не отправляется, а законопослушные граждане оказываются абсолютно беззащитными перед парой-тройкой вооруженных нелюдей?
И мне в этой связи вспомнился весьма примечательный эпизод из недавней нашей истории.
Дело было в городе, который являлся тогда столицей БССР, то есть в Минске. Правда, социализм уже переживал не лучшие времена и готовился почить в бозе. Но пара влюбленных, конечно, ни о чем таком политическом не думала и просто наслаждалась прекрасными мгновениями. К влюбленным подкатила хмельная компания и начала говорить нечто в весьма оскорбительном духе. Ситуация накалялась. И в какой-то миг кавалер девушки, дабы защитить свою честь и честь красавицы, выхватил пистолет и стал стрелять по хулиганам... Едва ли не вся минская милиция в те дни была поднята по тревоге. Тогда еще убийства воспринимались как нечто из ряда вон выходящее. Тем более расстрел в центре города. Стрелка, конечно, в итоге вычислили. Его посадили в тюрьму, но эхо тех выстрелов продолжает звучать. Правильно или нет повел себя парень? Как ему было справиться с распоясавшимися крепышами? Бьют по левой щеке - подставь правую?
Ответы правосудия и части простых граждан не совпадают. Полагаться нынче только на стражей порядка не приходится. Они не в силах кардинально изменить криминальный расклад. На уголовную ситуацию влияет множество факторов, которые порой требуют не милицейского, а экономического, социального и иного воздействия.
Конечно, если даже предположить, что в стране с завтрашнего дня будет введена свободная продажа оружия, то вряд ли это существенным образом скажется на безопасности граждан. Хотя, можно допустить, что кое-чьи горячие головы подобная мера охладит. Это сегодня бандит лезет в квартиру, зная, что там по нему не откроют огонь. А ведь даже гипотетическая возможность нарваться на пулю - сдерживающий фактор посильнее уголовного кодекса...
Впрочем, кое-какие меры защитного характера наши люди предпринимают. Особенно это касается городов. Но зато деревня, похоже, продолжает жить в патриархальной уверенности, что грабители бывают только в кино. Избы на селе запирать считается признаком дурного тона. Сложно себе представить и хибарку на хуторе с зарешеченными окнами и с металлическими дверями. Даже собаки есть не в каждом дворе...
Безработица и нищета рождают монстров.
В деревне Огородники Калинковичского района 23-летний сельчанин забрался ночью в избушку пенсионерки, разрубил ей голову, прихватил кое-что из ценного и напоследок избушку поджег. Мол, все посчитают, что несчастная элементарно сгорела. Однако был пойман.
А из Минска в Москву были отправлены под усиленном конвоем двое "бойцов" из "уралмашевского спецназа" - одной из самых крупных преступных группировок Свердловской области. "Братки" находились в розыске с 1997 года. Скрывались, в частности, и в Беларуси. "Уралмашевцы" не брезговали и заказными убийствами...
|