ГЛАВНАЯ | ОБ ИЗДАНИИ | РЕДАКЦИЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | РЕКЛАМА | ПОДПИСКА | E-MAIL |


РЕПОРТЕР 2

Польско-белорусские ориентиры

Майя Миткевич

Отличительной чертой белорусско-польских торговых отношений 2002 года является небольшой рост польского экспорта в Беларусь и незначительное уменьшение белорусского импорта.

В основном эту статистику определило уменьшение покупок Польшей белорусских зерноуборочных комбайнов, так как на эти поставки были сняты гарантии белорусского правительства, действовавшие в предыдущие годы. Уменьшился интерес с белорусской стороны и к польской мебели, так как белорусские производители стали создавать конкурентоспособную продукцию. Если в январе-сентябре 2001 года в Беларусь было завезено 4.005 т польской мебели, то за аналогичный период прошлого года только 1.334 т.

Уменьшилось и количество завозимых из Польши овощей и фруктов, в частности, яблок и лука. Если в 2001 году импорт польских яблок составил 6-7 млн долларов, то в 2002 - меньше 1 млн По мнению торгового атташе Посольства Польши в Минске Витольда Ничипора, на такое положение повлияло введение со стороны Беларуси ограничений на ввоз этой продукции до 10 кг.

Уменьшились поставки польских машин и механизмов для уборки сельхозкультур, для пищевой промышленности. Но вместе с тем, в этом году руководство Министерства сельского хозяйства Беларуси планирует посетить ряд польских производителей с целью подписания договоров о поставках техники по переработке сельскохозяйственной продукции.

За счет увеличения поставок нефтепродуктов вырос белорусский экспорт в Польшу. Причины следует искать в конце 2000 года, когда Польша ввела нулевые таможенные ставки на импорт нефтепродуктов (90% нефтепродуктов Польша вынуждена импортировать). И если в 2000-м белорусские поставщики фактически не использовали эту возможность, то в последующие годы ситуация изменилась. В январе-сентябре 2001 г. Польша импортировала нефтепродуктов на сумму 6.000,6 тысячи долларов, за этот же период в 2002 г. - на 23.368,1 тысячи долларов. Интерес польские фирмы проявили главным образом к смазочным маслам, автомобильным бензинам, маслам для двигателей.

Еще одна значительная позиция в товарообороте прошлого года - экспорт белорусского цемента. Он составил 372,3 тысячи тонн за 9 месяцев. Еще несколько лет назад из-за проблемы несоответствия стандартов качества цемент из Беларуси в Польшу вообще не завозился. "У нас проблем со снабжением потребителей цементом нет, - отметил Витольд Ничипор, - в Люблинском воеводстве мы имеем крупный цементный завод. Но ваши производители перешли на современные технологии в производстве цемента, но цена на эту продукцию была ниже, чем в Польше. А рынок есть рынок".

Что касается всего польско-белорусского внешнеторгового оборота, то, по данным польского Центра внешнеторговой информации, в период с января по сентябрь 2002 года этот показатель составил 342,5 млн. долларов и увеличился на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Белорусский экспорт в Польшу по итогам 9 месяцев 2002 г. составил 164,1 млн долларов при росте 46,7%. А вот белорусский импорт из Польши уменьшился на 11,1% и составил 178,4 млн долларов. Сальдо для Польши остается положительным - плюс 14,3 млн долларов.

В то же время эти цифры несколько расходятся с данными Министерства статистики и анализа Беларуси, согласно которым польско-белорусский товарооборот за рассматриваемый период составил 344,98 млн долларов и увеличился только на 5,3%.

Белорусский экспорт определен суммой 200,64 млн долларов (рост 3,8%), а импорт 144,34 млн долларов при росте 7,3%.

Несмотря на то, что противоречия в данных статистических ведомств двух сторон сохраняются, как в прежние годы, однако стало заметно, что с каждым годом разница в статистике уменьшается. В частности, данные по товарообороту за прошлый год фактически не отличаются.

Что касается прогноза внешнеторговых отношений на текущий и последующие годы, торговый советник Посольства Польши в Минске Станислав Погорило отметил, что в дальнейшем чистый экспорт товаров будет уменьшаться и уступит свои позиции экспорту услуг и оборудования. По мнению пана Станислава, Беларусь и Польша будут работать в одной связке: "Если Беларусь думает, что она такая мудрая и сама все сделает, это не так. Надо работать совместно, и примеры успешной совместной деятельности есть. Например, польская фирма строит супермаркет в Москве, а конструкции к строительству покупает в Молодечно. Беларусь и Польша выиграли совместный тендер на постройку моста на реке Буг. Я думаю, что впереди еще много совместных проектов, так как у каждой стороны есть свои преимущества. У вас, например, много отличных специалистов высокого класса, заводы высокого производства.

Кроме того, и у России, и у Украины, и у Беларуси есть стремление к странам Европы. Уверен, что лет через 5-10, но мы будем в одном европейском пространстве, а это и является определяющим в наших внешнеторговых отношениях".


Колхозы - фермерам?

Слава Эжанович

Решением Гомельского исполнительного областного комитета утверждено решение общего собрания членов колхоза "Путь Ленина" Жлобинского района о присоединении колхоза с долями собственности членов колхоза к крестьянскому хозяйству Федора Ражкова.

Комментируя этот практически первый прецедент законного перехода государственной сельхозсобственности в частное управление на территории Гомельщины, заместитель председателя Гомельского облисполкома Георгий Дашкевич назвал это "...нормальным явлением, которое не будет иметь массовый характер". Решением облисполкома предусмотрен контроль властными структурами за выполнением обязательств, социальных гарантий и имущественных прав, предоставляемых крестьянским хозяйством Ф.Ражкова бывшим членам колхоза "Путь Ленина".

А вот колхоз "Путь к коммунизму" еще одному фермеру государство отдавать не собирается. По крайней мере, 21 января Хозяйственный суд Гомельской области, рассматривающий иск фермера Михаила Шруба из Турова к областному исполнительному комитету, решил отказать в иске. Фермер же просил признать недействительным решение областной "вертикали" отказать в перерегистрации его крестьянского хозяйства.

Волокита с перерегистрацией крестьянского хозяйства длится уже целый год с того времени, как на общем собрании члены колхоза "Путь к коммунизму" Житковичского района проголосовали за присоединение к фермерскому хозяйству Михаила Шруба. За этот период времени объединенное крестьянское хозяйство получило 350 миллионов рублей прибыли, погасило колхозные долги на 300 миллионов, потратило на социальную защиту сельчан (в том числе и пенсионеров) более 70 миллионов рублей. Об этом стало известно в ходе судебного заседания. Выяснилось также, что основной причиной, из-за которой власти отказались зарегистрировать крестьянское хозяйство, будто бы является отсутствие у бывших колхозников имущественных прав. В связи с чем чиновники Гомельского облисполкома требуют от Михаила Шруба выделить каждому колхознику пай. Правда, сами члены колхоза молчат, и, как отметил в суде Михаил Шруб, они "никогда не чувствовали себя собственниками, и к колхозной собственности всегда относились равнодушно. Не мое это дело - переубеж

дать людей делить признанный ими на собрании неделимый колхозный фонд".

Получается, что и бывшие колхозники, и фермер не прочь работать на земле, зарабатывать деньги и себе, и на долг бывшему колхозу, а исполком считает, что колхозник является обделенным в новом хозяйстве.

Возможно, по закону решение властей можно считать справедливым. Однако, почему же раньше, когда эти работники колхоза "Путь к коммунизму" за свой труд практически ничего не получали, а, наоборот, еще оказывались должны, колхозников не считали обделенными? Наверное, потому, что об имущественных правах у нас принято говорить только тогда, когда появляется это самое имущество.


Льготы: в ожидании перемен

Оксана ЯНОВСКАЯ

Внашей стране существует свыше 200 видов льгот, правом на их получение пользуются более 30 категорий граждан. Общее число получателей льгот и различных привилегий в Беларуси составляет около 7 миллионов человек. Такой нагрузки бюджет не может выдержать хотя бы уже потому, что льготников у нас больше, чем трудоспособного населения. Готовится декрет президента об упорядочении льгот. Те, кто сегодня их получает, замерли в ожидании: что будет?

О проблеме льгот и льготных категорий населения беседуют заместитель главы администрации Фрунзенского района Минска Светлана Осипчук и наш корреспондент.

- В конце прошлого года прошел единый день информирования населения, который был посвящен проблеме льгот и льготников. Я проводила его на ОАО «Минскпроектмебель», и в беседе с работниками двух цехов предприятия обсуждалось как раз их отношение к этой проблеме, — рассказывает Светлана Анатольевна. — Должна сказать, что какого-то ажиотажа тема не вызвала. В основном люди высказывают такое мнение: если будет достойная зарплата, пенсии, то, возможно, и льготы не нужны. В то же время льготы на строительство жилья многие поддерживают. Льготы участникам войны, инвалидам детства, по мнению работников предприятия, должны быть сохранены. Женскую часть аудитории волновали вопросы, связанные с предоставлением льгот семьям, воспитывающим детей. Но все были единодушны в том, что льготы должны направляться строго адресно.

- А можно узнать ваше личное отношение к льготам?

- По большому счету, я поддерживаю мнение работников предприятия. Социальные льготы должны получать только малообеспеченные граждане, которые таковыми являются в силу объективных причин. Как должностное (да и частное) лицо я понимаю, что нынешняя система предоставления льгот дальше существовать не может. Естественно, я задумывалась над тем, откуда берутся льготы, прочие привилегии. На мой взгляд, это чисто советская система. В СССР наличие льгот было оправдано тем, что не все заработанное вкладывалось в зарплату.

- Теперь другая жизнь, другая экономика, но, кажется, желание бесплатно получить что-то от государства у людей не пропало. Даже у нового поколения: генетическая память, что ли… И нередко различными льготами пользуются люди, которым они и не нужны.

- Да, это действительно так. Могу подтвердить статистически: в 2000 году 62% всех обследованных семей имели те или иные льготы. Отдельные категории граждан получают одновременно несколько видов социальных льгот, но при этом не учитывается их жизненный уровень, то есть реальная нуждаемость. В том же 2000 году только 15% от общей суммы социальных льгот были предоставлены наименее обеспеченным семьям. Остальные хоть и не нуждались в них, но тоже получали.

- Именно поэтому, очевидно, с прошлого года действует система адресной социальной помощи.

- Пока нельзя сказать, что эта система идеальна. Даже при ней многие виды льгот устанавливаются в зависимости от формальной принадлежности граждан к той или иной социальной группе. При этом получается, что основная часть средств затрачивается на семьи с относительно высоким уровнем доходов. Например, материальную помощь получают все семьи с детьми в возрасте до 3 лет, независимо от доходов родителей. Поскольку ее получают все, то и размер помощи невелик. В бюджете обеспеченных семей он никакой роли не играет, а действительно нуждающимся по-настоящему помочь такой суммой невозможно. В результате — помощь неэффективна.

- Светлана Анатольевна, вы курируете управление социальной защиты районной администрации, и вам о житейских проблемах все известно «из первых рук». Во Фрунзенском районе 317 тысяч населения, из них 62 тысячи получают пенсии и пособия. Каким категориям населения, вы считаете, необходимо оставить льготы?

- В первую очередь людям, страдающим от тяжелых и неизлечимых заболеваний. Очень много людей, жизнь которых поддерживается только благодаря постоянному приему лекарств. Стоимость эффективных лекарств вы себе представляете, размер средней пенсии - тоже. Отними сегодня у этих людей скидки на лекарства или право на их бесплатное получение — и завтра придется устраивать похороны. У нас уже очень мало осталось ветеранов войны. Надо дать им спокойно дожить, они это заслужили. В то же время я категорически против, когда пятидесятипроцентная скидка на техническое обслуживание жилого помещения и оплату коммунальных услуг распространяется на совместно проживающих с инвалидом войны неработающих членов семьи. При этом мотивы, почему трудоспособный человек не работает, нигде не указываются. Льготы должны быть предоставлены персонально льготнику, а не его родственникам! И последняя категория, которую, я считаю, нельзя лишать существующих льгот, — это граждане, потерявшие здоровье при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Как председатель районной комиссии по работе с населением, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, я чувствую, что этим людям нужно даже увеличить помощь.

- Все — за серьезную реформу в сфере распределения льгот. Как человек, к которому постоянно идут люди с просьбами, жалобами, чего вы опасаетесь в связи с грядущей реформой?

- Не только я — мои коллеги тоже опасаются, что сокращение льгот будет опережать рост реальных доходов населения. Если так, нас ожидает усиление социального напряжения, даже, возможно, взрыв негодования. Поэтому мы надеемся, что льготы будут упорядочиваться постепенно, и начнется это с тех мер, которые отразятся на жизненном уровне нынешних льготников в наименьшей степени.

- Светлана Анатольевна, все руководители районной администрации побывали в трудовых коллективах, обсудили проблему льгот. По итогам встреч составлены протоколы. Что с этими документами будет дальше — они уйдут в архив или им найдется лучшее применение?

- Все замечания, пожелания, предложения, высказанные в ходе этих встреч, будут обобщены нашими специалистами и переданы в заинтересованные инстанции. Дополнительно мы передадим все эти сведения депутату Национального собрания от нашего района Сергею Антоновичу Киселеву. Убеждена, что когда депутаты начнут готовить закон о льготах, им будет важно и полезно знать мнение избирателей.


Copyright © 2003 «ЭкспрессНОВОСТИ»
Hosted by uCoz